Михаил Наумович Шустерман Зоя Григорьевна Шустерман — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Михаил Наумович Шустерман Зоя Григорьевна Шустерман

2023-01-01 26
Михаил Наумович Шустерман Зоя Григорьевна Шустерман 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Михаил Наумович Шустерман Зоя Григорьевна Шустерман

Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 2

 

ТРИЗ –

 

 

Издательский EPUB http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=16898186

«Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких»: ИГ «Весь»; СПб.; 2015

ISBN 978-5-9573-3042-4

Аннотация

 

Перед вами вторая часть красочно иллюстрированной и захватывающей трилогии «Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких», которая знакомит детей с элементами диалектики и ТРИЗ и их практическим применением.

Благодаря ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) ребенок развивает творческое мышление, учится решать сложные задачи и находить нестандартные решения, овладевает навыками изобретательства, мыслит креативно, новаторски, уходит от шаблонного мышления.

Итак, приключения румяного весельчака и его друзей продолжаются! Еще бы, ведь им предстоит решить столько необычных задач: ненадолго превратить Колобка в ежика, упаковать гору подарков в маленький рюкзак, превратить врагов в друзей, попасть в заброшенную крепость, не выходя из двора, и многое другое!

Книга адресована детям дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, она может быть не только хорошим помощником для родителей, занимающихся развитием своих детей, но и апробированным рабочим пособием для воспитателей детских садов и педагогов начальных классов современной школы.

 

М. Н. Шустерман, З. Г. Шустерман

Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 2

 

Разговор с родителями

 

 

 

Книга «Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких» знакомит детей с элементами диалектики и их практическим применением. Перед вами вторая часть трилогии о Колобке.

Возможно, взрослый читатель подумает: «А нужна ли такая книга малышам?» Но приглядитесь к своим детям. Уже в первые годы жизни они активно познают мир, сами выявляют некоторые закономерности его развития, осваивая язык и поведение в обществе. В полном же объеме эти закономерности изучает наука диалектика  .

В основу книги положен материал, полученный в процессе обучения детей 4–6 лет элементам диалектики. Ответы, приведенные на страницах книги, не выдуманы. Так рассуждают и фантазируют наши дети. Поэтому наша цель – не развивать фантазию детей (с этим у них все в порядке), а научить мыслить системно, с пониманием существующих закономерностей.

 

Чтобы спасти Колобка, ваш ребенок должен думать, решать поставленные перед героями книги задачи. В этом ему помогут элементы диалектики. И потому наша сказка – о движении мысли малыша.  

 

Что касается формы изложения материала, то автор исходил из убеждения, что дети с удовольствием читают, слушают и лучше усваивают те произведения, в которых они имеют возможность активно участвовать вместе с героями.

В книге ребенку задаются различные вопросы. Малыш должен ответить на них. Для его ответов в книге предусмотрены специальные поля. Так появляются собственные решения и точка зрения ребенка  . Это делает его полноправным соавтором книги. Правда, ответы малыша могут не совпадать с контрольными, указанными в книге, или с решениями взрослого читателя, так как на поставленные вопросы часто не может быть однозначных ответов.

 

Важно, чтобы ребенок обосновал и объяснил свой ответ. Задача взрослого – дать ему возможность утвердиться в своей позиции.  

 

Каждая из глав (тем) этой книги состоит из материала, адресованного детям, подаваемого в игровой или сказочной форме, и заданий для взрослых. Особого внимания в книге заслуживают рисунки. Это не иллюстрация рассказанного, а художественный образ темы, лаконичное изложение цели и задачи данной главы.

Родителям же предлагается познакомиться с отдельными элементами отечественной Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ, в которой практически используются законы диалектики. Ее автор – Генрих Саулович Альтшуллер, он же – писатель-фантаст Генрих Альтов. Данная же книга написана по материалам авторского курса Михаила Наумовича Шустермана «Развитие творческих способностей детей от 4 до 10 лет с применением элементов Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ».

Авторы будут благодарны всем, кто найдет возможность сообщить свои впечатления о книге, мысли о том, насколько она получилась интересной и нужной, предложения по ее улучшению. Успехов вам, дорогие читатели!

 

Здравствуй, мой маленький попутчик!

 

Нет, нет! Я не оговорился!  

Именно попутчик!  

Ведь ты решил прочесть эту книгу, пусть даже с помощью мамы или папы. А эта книжка от первой до последней странички – путешествие! Путешествие в страну Диалектика.  

 

Диалектика – это наука о том, как устроен мир, по каким правилам живет и изменяется природа, ты, я, наши друзья и соседи, одним словом, люди – часть всего живого, часть природы.  

 

Выходит, что эти правила и о нас. Занимаясь любым делом, человек должен следовать им, чтобы не навредить, не поломать, не разрушить красоту и жизнь на Земле. Потому-то эти правила называются законами диалектики. С некоторыми из них ты познакомишься в этой книге.  

Но вернемся к нашему путешествию. Сразу же предупреждаю: легким оно не будет. На пути тебе встретится много препятствий и преград, которые придется преодолеть. А иногда, чтобы выручить друга, прежде чем сделать первый шаг, тебе придется хорошенько подумать. И всякий раз, когда будет очень тяжело, тебе на помощь придет мудрая наука диалектика. Давая ответ, принимая решение, ты вместе со мною будешь писать книгу, а с нашим уважаемым художником – рисовать. Вот поэтому ты можешь считать себя нашим соавтором. Итак, эта книга – твоя!  

Ай-ай-ай! Я так увлекся сборами в дорогу и так обрадовался, что ты, мой дружок, идешь вместе со мной, что совсем забыл о нашем главном герое. О Колобке! Конечно, ты можешь посмеяться надо мной! Маленькие дети и те знают, что Колобка съела Лиса. Это факт! Но румяный душистый весельчак жив! Сейчас я тебе о нем расскажу. Садись поудобнее, ведь перед дальней дорогой путнику по старинному обычаю положено присесть. Теперь слушай.  

 

…Ваня гостил у бабушки с дедушкой. Изба, в которой жили старики, стояла на самой опушке леса. Было лето. Мальчик целыми днями гулял в лесу, купался в реке. Слушал пение птиц и шелест трав. Здесь он никогда не скучал. Но больше всего ему нравились сказки, которые вечерами рассказывала бабушка.

А однажды к избушке подъехала машина. Из нее вышла Ванина мама. Это означало, что мальчику пора было возвращаться домой, в город. Только ехать туда ему не хотелось. Братьев и сестер у Вани не было. Сказки, правда, ему читали, но не часто. Да разве можно сравнить сказку, которую читают, со сказкой, которую рассказывает бабушка? Ваня загрустил. Заметив это, бабушка сказала:

– Давай, внучек, я тебе веселую сказку расскажу! Называется она «Колобок».

– Я знаю ее, только она совсем не веселая. Колобка съела Лиса! Что в этом хорошего?

– Колобок-то и был испечен для того, чтобы его дед съел. Удался он на славу: душистый, румяный. Прямо сам в рот просился.

– Но он песню пел, что сумел уйти от Зайца, Волка, Медведя! – Ваня защищал Колобка.

– А рыжая плутовка перехитрила его – и вкусно пообедала! – улыбнулась бабушка. Ваня же готов был расплакаться.

– Жаль, меня рядом не было. Я бы защитил Колобка! Потом мы бы подружились, а друга я никому не дам в обиду!

Но тут мама сказала, что пора собираться в дорогу.

Ваня взял свой рюкзак. Бабушка поцеловала внука и шепнула ему на ухо:

– Не горюй, милый! У тебя обязательно будет друг!

Машина, громко фыркнув, выехала со двора. Ваня ехал домой. Неторопливый разговор деревьев и цветов сменялся шумом большого города.

 

Глава 12

А теперь для родителей

А теперь для родителей

А теперь для родителей

А теперь для родителей

А теперь для родителей

А теперь для родителей

А теперь для родителей

А теперь для родителей

А теперь для родителей

А теперь для родителей

А теперь для родителей

Вместо послесловия

 

Как вы уже убедились, это удивительная книга. Она вводит читателя в волшебный мир детских фантазий, знакомит со способами работы с ребенком, которые, основываясь на естественном стремлении детей к познанию мира, позволяют формировать у них творческое воображение и, главное, основы диалектического мышления. Написана книга добрыми, тонко чувствующими душу ребенка авторами. Помогали авторам сами дети, живущие в Норильске, Находке, Риге (Латвия) и других городах.

В этой книге содержится один из возможных ответов на вопрос, волнующий многих родителей: почему ребенок, поражавший окружающих своими бесконечными вопросами и нестандартными суждениями, взрослея, часто теряет интерес к познанию? Ответ таков: ребенка с детства необходимо учить способам действий, которые позволяют самостоятельно совершать открытия, формируют одно из основных качеств творческого человека – любознательность, стремление к познанию нового, неизведанного.

Логика изложения материала в книге следует основным положениям новой, не столь давно появившейся научной дисциплины, которая шифруется аббревиатурой ТРИЗ. Вы уже знаете, что ее создателем является Генрих Саулович Альтшуллер, известный читателю как писатель-фантаст, пишущий под псевдонимом Г. Альтов. ТРИЗ первоначально создавалась в помощь инженерам-изобретателям. В настоящее время она превратилась в разветвленную научную дисциплину, включающую в себя разделы, в которых изучаются законы развития технических систем, предлагаются пути и способы развития творческого воображения, обосновывается жизненная стратегия творческой личности. Сегодня ею пользуются не только инженеры, но и педагоги, литераторы, представители других специальностей.

 

Основным достоинством теории, как это ни парадоксально звучит, является ее максимальная практическая ориентированность, технологичность. При этом с помощью ТРИЗ решаются не только технические и жизненные проблемы.  

 

Как мы уже отмечали, в теории предлагаются способы формирования талантливого системного мышления, когда человек обучается видению той или иной системы в ее пространственных и временных взаимосвязях с другими системами, образующими надсистему. Временные связи системы отражают тенденции ее развития, основу которых составляет процесс возникновения и разрешения противоречий, восхождение от простого к сложному, накопление количественных изменений и переход в новое качественное состояние. Внимательный взрослый читатель в этом перечислении, конечно же, узнал некоторые элементы, составляющие суть диалектики как способа познания мира. Этот перечень приведен здесь не случайно. Все эти положения представлены в ТРИЗ.

 

Врагом творчества номер один является стереотипность или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении.  

 

Приведем простой пример. Попросите своих знакомых ответить на такой вопрос: «Что должен сделать глухонемой человек, чтобы ему в хозяйственном магазине продали молоток?» В ответ вам постучат кулаком по столу. После этого ответа сразу, не задерживаясь ни на мгновение, задайте этому человеку другой вопрос: «Вслед за глухонемым в этот же магазин заходит слепой человек. Что он должен сделать, чтобы ему продали ножницы?» Многие из ваших собеседников воспроизведут жест безымянным и средним пальцами, словно эти пальцы являются режущими поверхностями ножниц. Но ведь слепой человек может говорить… В данном случае внешне сходная форма вопросов вызывает стереотипную ответную реакцию.

 

Творческое мышление характеризуется умением преодолевать влияние стереотипов. Способы, помогающие преодолеть инерцию мышления, вы также найдете в этой книге.  

 

Так, в частности, с помощью так называемого «морфологического ящика» можно изобретать самые разные игры, в которых используются клюшка и мяч. Причем в эти игры могут играть не только люди, но и, к примеру, слоны.

В ТРИЗ есть понятие ресурсов, т. е. невостребованных возможностей системы. Важным ресурсом книги является то, что ее персонажи несут в себе большой нравственный заряд. Решая те или иные проблемы, они никогда не переступают допустимые границы нравственных норм. Более того, они всегда готовы прийти на помощь тем, кто попадает в беду.

Особое внимание хочется обратить на главы, в которых рассказывается об игре «Маленькие человечки». Известно, что процесс познания совершается в основном опосредствованно. Ведущий способ опосредствованного познания – моделирование, в процессе которого выявляются структура и взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира, формируются общие способы разрешения проблем. Игра «Маленькие человечки» хороша тем, что разговор с ребенком о сложных структурных связях материального мира ведется на ее языке. Способ познания здесь органично соединяется с ведущей для малыша деятельностью – игровой. Дети узнают о том, что все предметы и явления суть системы, имеющие свою структуру. Такой же системой может быть представлена и обыкновенная сказка. Следовательно, у каждой сказки есть своя структура. И если познакомить ребенка с принципом взаимосвязи структурных элементов в классической сказке, научить его в этих элементах разбираться, то это оказывается достаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно смог подобные сказки сочинять.

Книгу вполне можно использовать как хорошее учебное пособие и практическое руководство по интеллектуальному развитию ребенка.

Закончить хотелось бы книгу словами Сент-Экзюпери: «У каждого человека свои звезды. Одним, тем, кто странствует, – они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки».

Удачи вам, всем тем, кто любит странствовать сложными и запутанными путями познания! Пусть каждый из вас отыщет свою путеводную звезду.

 

В. Н. Макаревич, доктор психологических наук

 

Большое удовольствие писать статью о такой замечательной книге. Это уже не первое издание, что само по себе свидетельствует о том, что книга нашла своего читателя.

Особую актуальность этой удивительной книге придает оригинальный подход авторов к развитию творческих способностей детей. Книга «Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких» – это учебник для малышей, где главный герой – сам малыш, другие действующие лица – остальные дети в группе. Вместе они читают о поучительных приключениях Колобка и принимают в них участие.

 

Избранный способ подачи материала в значительной мере связан с тем, что авторы – ученики и последователи замечательной школы Генриха Сауловича Альтшуллера, изучающей способы развития творческих способностей и умений взрослых для решения реальных изобретательских задач.  

 

Совершенно понятно, что работа с детьми намного труднее. Здесь требуется существенная модификация методических приемов для развития детской фантазии. Невероятно, но авторы справились с этой задачей и с успехом развивают избранное направление. Хочется заметить, что в наши дни проблемы развития инициативы и творческих возможностей детей России приобретают особую актуальность, определяя перспективы и скорость выхода страны на новый образовательный уровень.

К сожалению, большинство книг для детей, предназначенных для развития их творческих способностей, малоконструктивны. И если в них говорится о том, что надо сделать, то совсем не говорится о том, как это сделать. «Наука думать для больших и маленьких, или Новые приключения Колобка» выгодно отличается от этих книг тем, что она глубоко продумана с методической стороны и систематически побуждает ребенка делать собственные открытия, указывая ему пути к достижению поставленной цели.

Данное издание пополнилось новыми главами, в каждой из которых опубликованы ответы детей, решавших приведенные в книге задачи. Эти задачи взяты из тех занятий, которые проводились во время авторских семинаров в разных регионах нашей страны. Кроме того, теперь в каждой главе предусмотрена защита от помехи ребенку со стороны читающего ему книгу взрослого, так как диапазон ответов детей, как правило, перекрывает возможные варианты ответов зрелых людей. Особенно интересно, что способы решения каждой проблемы после ее анализа закрепляются построением моделей и исполнением песен с ответами детей, найденными во время поиска решения.

 

Опыт практической работы авторов показывает, что представляемая книга постепенно становится для малыша другом, с которым он не желает расставаться.  

 

Неоднократно наблюдалось, что ребенок настолько не хочет откладывать ее до следующего дня, что берет ее с собой, когда идет спать. Восприятию книги очень способствуют прекрасные иллюстрации, выполненные с учетом психологических особенностей детского мышления.

 

Нет сомнения, что книга может стать прекрасным путеводителем для развития мышления и фантазии ребенка, его умений преодолевать шаблонные ответы и видеть задачу с многих сторон.  

 

Поэтому естественно, что книга может быть не только хорошим помощником для родителей, занимающихся развитием своих детей, но и апробированным рабочим пособием для воспитателей и педагогов начальных классов современной школы.

 

Р. М. Грановская, профессор, доктор психологических наук

 

 

А теперь для взрослых

Азбука диалектики

 

 

 

Уважаемые родители, бабушки и дедушки и просто взрослые!

Вы вправе спросить у нас, где же тот самый перечень понятий и элементов такой непростой науки как диалектика?

Сразу же отвечаем – этого в нашей книге нет. Мы и не ставили перед собой такую задачу. Диалектика сложна и многогранна. В работе с детьми мы постарались подвести их к пониманию только некоторых элементов. Скажем так: показали «аз» и «буки» – буквы из букваря науки диалектики. Чтобы легче было ориентироваться, ниже приводим таблицу, в которой указано как раскрывается в главах азбука диалектики.

 

Таблица 1

 

 

 

Таблица 2

 

 

 

 

Примечание

Данная таблица предназначена тем, кого интересует весь материал по конкретному методу или элементу ТРИЗ.

По горизонтали указаны основные приемы анализа и решения задач.

По вертикали дается перечень глав книги.

В самой таблице указываются фрагменты практического использования предлагаемого материала, и где находится краткая информация о методе или элементе ТРИЗ.

 

 


[1] Ю. Слатов.

 

[2] А. Туктаров.

 

[3] Л. Сергеев.

 

[4] А. Туктаров.

 

[5] Р. Сеф.

 

[6] Р. Сеф.

 

Михаил Наумович Шустерман Зоя Григорьевна Шустерман


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.