Человек как продукт биологической и социальной эволюции — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Человек как продукт биологической и социальной эволюции

2023-01-01 50
Человек как продукт биологической и социальной эволюции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек как продукт биологической и социальной эволюции

Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей. С этого времени наука задалась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускоренного эволюционного развития человека по сравнению с другими биологическими видами.

Человек в отличие от животных может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии.

Охарактеризуйте понятия «антропогенез» и «социогенез». Как протекали процессы антропогенеза и социогенеза?

Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Социогенез в социологии и социальной антропологии — процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.

Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?

Неолитическая революция или неолитизация — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве.

 

 

Человек, индивид, личность

В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами.

Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?

Социальная активность —способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении.

Социальная активность проявляется тогда, когда степень включенности личности в систему общественных отношений высокая. Если же степень включенности личности в решении общественных задач низкая, то имеет место социальная пассивность. Социальная активность характеризует деятельность личности в ее усиленном, основательном виде. Социальная пассивность характеризует бездеятельность или крайне слабо выраженную деятельность.

3. Охарактеризуйте понятия «нормативная личность» и «модальная личность». В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.

Нормативная личность - личность, черты которой лучше всего выражают данную культуру (идеал личности данной культуры). Модальная личность - распространенный тип личности, отклоняющихся от идеала. В нестабильных обществах (например, в переходные периоды или периоды преобразований) увеличивается количество людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах, люди в большей степени соответствуют идеалу.

Какую роль в развитии личности играют способности и талант?

Способности и талант играют большую роль в развитии личности. Ведь способность и талант развивают личность по мере того, как человека развивает свои способности и таланты. То есть оба эти развития взаимосвязаны.

Бытие человека. Соотношение бытия и сознания

Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия?

 

Бытие — в самом широком значении — существование. Реальное бытие представляет собой человеческое существование. Идеальное бытие представляет собой идею или сущность

 

Самопознание

Это понятие означает идентификацию себя среди других людей и окружающего мира, распознавание личных качества, физического тела, потенциала.

Самоконтроль

Человек имеет возможность после проведения анализа своей сущности и поведения, провести их корректировку. Любые действия и психологические состояния поддаются изменению, еслипо мнению самого человека они противоречат его установкам, не дают должных результатов или вступают в противодействие с внешним миром.

Самооценка

Самооценка выражает степень принятия человеком своих качеств, особенностей и характеристик. В самом восприятии проявляется уровень любви и уважения к себе.

 

 

Понятие общества

Задание 1. Установите соответствие между понятием определением.

Страна - это определенная территория, имеющая государственную принадлежность.

Государство - это политическая организация, осуществляющая управление населением определенной территории.

Нация - это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства отличия от подобных образований.

Брачно-семейные отношения – это личные отношения, связанные воспроизводством человека воспитанием детей.

Производственные отношения - это отношения в процессе производства распределения материальных благ.

Социальные отношения - это система связей, с помощью которых общество приобретает целостность устойчивость.

Межнациональные отношения - это отношения между представителями разных наций.

Политические отношения - это отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть.

Общественные отношения - это отношения между различными социальными группами (например, богатыми бедными людьми).

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

1) Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

· браки заключаются между представителями объединения

· не является частью крупной системы

· пополняется за счет детей представителей этого объединения

· имеет свою территорию

· обладает собственной системой управления

· имеет свое название и даже свою историю

· его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции пр.), которые находят выражение в определенной культуре

· существует дольше средней продолжительности жизни индивида

2) Популяции муравьев и пчел называют социальными или общественными животными, потому что это и есть общество с чётким разделением обязанностей и работой каждого на благо всех.

3) Разновидностями общественных отношений являются:

· производственные отношения

· социальные отношения

· политические отношения

· межнациональные отношения

· общественные отношения

4) Структуру общества составляют:

· этнические группы

· социальные общности

· социальные институты

· социальные статусы и отношения

5) В науке выделяют следующие социальные институты:

· экономический

· политический

· стратификации и родства

· духовный

Задание 3. Исправьте ошибки приведенных ниже определениях понятия «общество».

Общество - это:

· Продукт совместного времяпрепровождения людей.

Ответ: нет, общество – не продукт, а совокупность видов взаимодействия людей.

· Обособившийся от природы биологический вид со всей совокупностью заранее определенных форм совместной деятельности людей.

Ответ: нет, определенные формы совместной деятельности людей не были определены заранее. Если только природой.

· Определенная группа людей, объединившихся для совместного выполнения какой-либо трудовой деятельности.

Ответ: не трудовой деятельности, а любой, потому что речь идет не о трудовом лагере или каком-то рабочем коллективе, а об обществе в целом.

· Продукт материального обмена между людьми, определенная организация их жизни, включающая многообразные экономические связи и отношения между ними.

Ответ: общество состоит не только из экономики и включает не только материальный мир, но и идеальный, духовный, поскольку духовная сфера тоже есть.

· Весь процесс исторического развития человечества.

Ответ: под процесс исторического развития человечества больше подходит социогенез, чем общество.

· Политико-правовая организация данной страны, имеющая определенную структуру.

Ответ: политико-правовая организация – это государство, так что обычно политико-правовая организация бывает у общества, но это не суть общества.

· Совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые необязательными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охраняемые государственной властью.

Ответ: это могло бы быть общество в узком смысле. Но не индивидов, а лиц, потому что речь идет о личности в большей мере, а общий интерес нужно заменить морально-этническими нормами.

Задание 4. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Сделайте вывод о взаимодействии общества и человека.

· Марк Аврелий об обществе и человеке: «Ты живешь в нем, им и для него».

Вывод: человек имеет сильную взаимосвязь с обществом, он живет не только внутри общества, как его составная часть, но и для него, то есть в его существовании есть и целеполагание.

· Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один неподдержал другого».

Вывод: опять же взаимосвязь тесная, потому что суть жизнь человека в совместной жизни с такими же людьми, потому что человек в обществе, как пазл в общей картине.

· Л.Н.Толстой: «Человек немыслим вне общества».

Вывод: у человека и общества тесная взаимосвязь, настолько, что человек не может существовать отдельно от общества.

· Э.Дюркгейм: «Общество — это наиболее могущественный фокус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Не удивительно поэтому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, которая, реагируя на элементы, ее составляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования».

Вывод: общество и человек в нем уникальны, это высшие формы существования, которые имеют все необходимые «элементы», то бишь возможности для этого

· И.Гердер: «В одиночестве человек — слабое существо, в единении с другими — сильное. Глубокий, проникающий в сердце взгляд друга, слово его совета, его утешения раздвигают и поднимают низко насевшее над ним».

Вывод: человек нуждается в обществе, потому что без него он слаб и не сможет существовать в полной мере. Только в обществе, в среде таких же как и он сам, человек может по-настоящему раскрыться.

· К.Маркс: «Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы»; «Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять "общество" как абстракцию индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного... является проявлением и утверждением общественной жизни».

Вывод: человек такая же очевидная часть общества, как и часть природы. Общество – экосистема, в которой обитает человек, и без общества, существование человека невозможно.

· Л.Фейрбах: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве»

Вывод: общество нужно человеку для того, чтобы удовлетворять потребность в общении.

Задание 5. Прочитайте суждение одного из ведущих американских социологов - Р. Миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования этих институтов.

Понятие "институт" лежит в основе теории социальной структуры, разработанной американским радикальным социологом Р. Миллсом. Под институтом Миллс понимает "общественную форму определенной совокупности социальных ролей". В ходе взаимодействия институты, структурированные в "соответствии с задачами, которые они должны выполнять" и "стабилизированные лидерами", образуют "институциональный порядок". Комбинация этих "порядков" составляет, в свою очередь, социальную структуру.

Р. Миллс использует понятие "институт", по существу, в значении, эквивалентном понятию "социальная группа", выдвигая на передний план властный характер практически любого вида

групповой организации. "Какие бы цели не преследовали взаимодействующие партнеры, отмечал он, - и какие бы средства не применяли, между ними существуют отношения господства и подчинения".

В современных западных обществах Миллс выделял пять институциональных порядков:

· политический, - включающий институты власти, причем члены этих институтов обладают различным авторитетом и возможностью влиять на решения власти в пределах социальной структуры;

· экономический - институты, организующие трудовую деятельность, хозяйственные ресурсы и технические новшества с целью производства и распределения товаров и услуг;

· военный, - гарантирующий стабильность и законный порядок;

· семейный - институциональная совокупность, регулирующая законные половые отношения, рождение и воспитание детей;

· религиозный - учреждения, организующие различные виды коллективного почитания Бога.

Общество и природа

Задание 1. Установите соответствие между понятием определением.

Природа - это совокупность естественных условий существования человечества.

Биосфера - это весь животный и растительный мир Земли.

Матриархат - главенство женщины в первобытной семье.

Патриархат - главенство мужчины в первобытной семье.

Присваивающая экономика - присвоение продуктов природы в готовом виде.

Производящая экономика - производство необходимых продуктов в первобытном обществе.

Задание 2. Исправьте ошибки в приведенных ниже предложениях.

· Историю природы можно начать с возникновения человека как биологического вида.

Ответ: Это высказывание неверно, потому что история природы не может начинаться только с возникновения человека, история природы начинается с возникновения планеты и природы. Человек только еще одна часть природы и вся история природы не может начинаться с нее.

· В связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства все большую роль стала играть мужская физическая сила; с упорядочением отношений между полами и появлением парной семьи родство стало передаваться по отцу, поэтому на смену патриархата пришел матриархат.

Ответ: Нет, это неверно. Потому что патриархат сменил матриархат после того, как отношения в семье упорядочились.

· Экономика первобытного общества носила присваивающий характер, основывалась на частной собственности и неравномерном распределении продукции.

Ответ: Здесь есть недочет. Действительно, экономика первобытного общества действительно носила присваивающий характер, поскольку первобытное общество характеризуется коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства, но частной

собственности нет, как классов, государства и эксплуатации. Первобытное общество уравнено распределением и полным социальным равенством.

· С появлением капиталистических отношений и промышленного производства воздействие человека на природу стало снижаться.

Ответ: Нет, наоборот, воздействие человека на природу стало увеличиваться, потому что капиталистические отношения, рынок подразумевает свободное использование ресурсов, то есть неконтролируемое. Наоборот, при капиталистических отношениях ресурсы используются в огромных количествах, из-за чего воздействие человека на природу только увеличивается, природа загрязняется.

· Экологические проблемы могут быть решены силами одного государства, так как они не носят глобального, т. е. общепланетарного, характера.

Ответ: Нет, экологические проблемы не могут быть решены силами одного государства, потому что для природы нет разницы в границах, установленными конституцией. Любая глобальная проблема имеет общепланетарный характер.

· В Российской Федерации не существует экологического законодательства.

Ответ: Конечно, в РФ существует экологическое законодательство. Во-первых, статьи 9, 36, 41,42, 58, 71, 72 и 114 Конституции посвящены охране окружающей среды. Во-вторых, на территории РФ действуют международные договоры, а именно Декларация ООН по окружающей среде 1972 года, Бразильская декларация ООН по окружающей среде и развитию 1992 года, Всемирная хартия природы 1982 года, Конвенция об охране реки Дунай 1994 года, Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 года. Также работают федеральные законы «Об охране окружающей среды, Об экологической экспертизе, О континентальном шельфе, О животном мире, О безопасности гидротехнических сооружений и так далее. Еще работает ФЗ «Об охране окружающей среды» и Указы Президента «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» и так далее.

Задание 4. Прочитайте приведенные ниже положения Конституции Российской Федерации. Объясните, почему вопросы экологии включены в Основной Закон государства и являются одной из важных сторон его деятельности?

Задачи природоохранного законодательства состоят в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды. От положительного решения этих вопросов зависит не только качество жизни, но и сама жизнь, в связи с этим статья 42 Конституции РФ включена в главу 2: Права и свободы человека и гражданина, в которой также есть статья 20: п. 1. Каждый имеет право на жизнь.

Задание 5. Прочитайте высказывание. Какие проблемы отношения человека к природе поднимает автор? Что вы знаете о правилах пожарной безопасности лесах?

Автор поднимает проблему небрежного отношения человека к природе, что многие не ценят её, не понимают её важности.

Существует ряд правил для «безопасного костра»:

1. - в сухую погоду разжигайте костер только на песке или камне, по берегам водоемов, на полянках с зеленой травой

2. - убирайте от огня все горючие предметы на расстояние более полуметра

3. - для экстренного тушения костра держите вблизи несколько емкостей с водой

4. - положите рядом пучок нарезанных веток для захлестывания огня

5. - никогда не разводите огонь около смолистых деревьев, у деревьев с дуплами, на старых вырубках

6. - густая трава, мох, лишайник могут стать причиной возгорания окрестных деревьев

7. - не разводите высоких и больших костров: несколько маленьких могут принести вам больше пользы

8. - если вы увидели старое кострище – воспользуйтесь им

9. - если не нашли подходящего места, снимите верхний слой почвы с дерном и разожгите костер на земле без органической подложки

10. - разводите костер не меньше чем в трех метрах от палаток с подветренной стороны.

Сферы общества

Задание 1. Установите соответствие между понятием определением.

Духовная сфера общества - это определенная область общественной жизни, которая включает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей.

Социальная сфера общества - это область общественной жизни, которая включает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества.

Дозволения - это рекомендации определенного поведения в интересах первобытного общества.

Сфера общества - это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.

Экономическая сфера общества - это область общественной жизни, которая включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности.

Обязывания - это регуляторы поведения в первобытном обществе, которые имели цель обеспечения общественных дел - охоты, собирательства, распределения.

Запреты - это табу, существовавшие в период первобытного общества и подкрепленные страхом религиозного возмездия.

Промышленный переворот - это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

Обычай - это общепринятое, исторически сложившееся правило поведения, которое закреплено в результате многократного повторения течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей.

Политическая сфера общества - это область общественной жизни, которая связана с понятием власти, т. е. способностью влияния одних групп людей и их представителей на другие группы.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

1. Выделяют четыре сферы общества:

· Экономическая

· Социальная

· Политическая

· Духовная

2. Экономическая сфера общества включает в себя отношения:

· производства материальных благ

· распределения материальных благ

· обмена материальных благ

· потребления материальных благ

· отношения собственности

3. С развитием орудий труда производство материальных благ разделилось на:

· производство продуктов питания

· производство непродовольственных изделий

4. В истории первобытного общества известно три общественных разделения труда:

· Охотники

· Собиратели

· Рыболовы

5. С появлением государства общество делится на:

· Свободное

· Зависимое население

6. Способами регулирования отношений в первобытном обществе были:

· Дозволения

· Обязывания

· Запреты

7. Культура включает в себя:

· Литературу

· Философию

· Архитектуру

· Музыку

· Живопись

· Религию

· Скульптуру

Задание 3. Исправьте ошибки в приведенных ниже предложениях.

· Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых было более эффективно получать продукты собирательства.

· Со временем первобытные люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей.

· В первобытном обществе власть исходила от правящей верхушки рода и носила общественный характер.

Ответ: В первобытном обществе власти не было. Значит она имела общественный характер.с расслоением общества происходил захват власти верхушками родов.

· По мере перемещения и взаимодействия родоплеменных объединений родовые связи заменяются территориальными, родовая община заменяется соседской.

· Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать, превращая в наемных работников.

Ответ: Излишки приводили к накоплению богатств у верхушки и постепенному расслоению общества.

· Долгие столетия религия определяла отношение людей к окружающему миру, и только в Новое время на смену религиозному мировоззрению приходит наука.

Задание 4. Установите общественное разделение труда в хронологическом порядке.

2. Разделение общества на земледельцев и скотоводов.

3. Выделение ремесла самостоятельную отрасль производства.

1. Появление торговцев (купцов) как особой группы населения.

Задание 7. Исключите лишнее понятие и объясните, что объединяет остальные понятия.

Производство, распределение, обычай, потребление, обмен.

Ответ: Лишнее понятие – обмен. Остальные понятия объединяет процесс вывода товара. Вначале его производят, потом распределяют, затем обменивают и в конце потребляют.

Человек как продукт биологической и социальной эволюции


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.