Путешествуем по следам истории свечей — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Путешествуем по следам истории свечей

2023-01-01 24
Путешествуем по следам истории свечей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для начала попробуем ответить на основной вопрос – что такое свеча, какую роль она выполняла и как могла выглядеть в давние времена?

В поисках ответа не стоит руководствоваться привычными представлениями об обычном строении свечи или ее внешним видом. Попробуем определить искомое.

Наверное, ищем предмет, произведенный человеком, который в случае возгорания (в обстоятельствах таинства) выделяет запах, тепло и дает нам свет. Применяемость, назначение этого предмета затем многократно выросли. Под этим углом рассмотрим изменения, происходившие на протяжении веков.

Что касается доисторических времен, то можем лишь догадываться, как люди тогда обеспечивали себе освещение и каким образом добывали тепло. Уже известен огонь и используются его свойства, однако трудно назвать костер свечей. Костер дает свет и тепло, и все же он не является предметом и не выделяет запах. Хотя он и производное осмысленной деятельности человека и в случае сгорания в нем соответствующей древесины костер может иметь свойственный ему запах, это нас, тем не менее не убеждает. Доисторическая эпоха не оправдывает наших ожиданий: там искомую нами свечу, образно говоря, и с огнем не найти.

Первые упоминания, разбудившие наш интерес, относятся к периоду около 5000 лет тому назад. И хотя мы не имеем изображений тогдашних свечей, все же можем опереться на письменные источники, которые переносят нас в Древний Египет [3].

Из времен Древнего Египта до нас дошли сведения о применении факелов для освещения домов (очевидно, самых богатых вельмож), а также для освещения дорог во время ночных путешествий и для создания соответствующего настроения во время религиозных обрядов. В последнем случае налицо два упомянутых условия, характеризующих свечу – свет и тепло. Остается убедиться имеем ли мы дело с предметом, и выделяет ли он запах.

Из древних летописей узнаем, что факелы изготовлялись из высушенного камыша или мякоти тростника с последующим их смачиванием в топленом животном масле. Легко догадаться, что сгорающее животное масло выделяло запах – наверняка не аромат, но, однако запах получаемый при сгорании. Вот здесь мы уже склонны признать в факеле прообраз свечи. Но это еще не все, ибо спустя два тысячелетия или три тысячи лет тому назад появились упоминания о применении фитилей. Они изготовлялись из папируса, смоченного в животном жире либо с применением воска, который перед этим обрабатывался маслом из доступных растений (трудно сказать из каких именно), а затем многократно сворачивался, образуя рулончик-трубку. Таким образом, имеем предмет сотворенный человеком, выделяющий запах, дающий свет и тепло. Постепенно формировалось строение свечи – у нее есть корпус и фитиль.

Кое-кто склонен приписывать первенство в изобретении первых фитилей Древнему Риму, однако мы все же считаем первооткрывателями древних египтян, учитывая доступность для них папируса.

Доказательства в пользу употребления в Древнем Египте упомянутого типа свеч – именно так можем их называть – подтверждаются иероглифами. Их назначение в египетской письменности было скорее символическим, нежели потребительским и в этой надписи факел был уже обозначен названием «фитиль».

– этот символ представлял лампу или ночной светильник, являвшийся источником освещения. Огонь являлся олицетворением солнца и символом божества «плюющего огнем». Огонь имел также символическое значение как свет для мира умерших. Этот символ явился первым «страшным» предостережением для верующих, который позже стал использоваться в христианской религии как символ ада. Большинство египтян стремилось избежать «огненных озер и рек», в которых согласно верованиям обосновались огни адские, и демоны и потому прибегали к попыткам задобрить огонь, возжигая его в своих домах [3].

Таковы сведения, полученные нами о первых свечах в Древнем Египте, относящиеся к временам около 5000 лет тому назад.

Из Китая к нам дошло два сообщения о сырье, используемом для производства свеч:

1) первое из них относит появление первых свеч ко временам династии Танг (618-907 гг. н.э.- VII в.), где топливо для свеч добывалось из доступных растений и насекомых (Coccospella). Уже тогда свечи приобретают знакомые нам формы: они имели вид туб, изготавливаемых из рисовой бумаги, из этой же бумаги изготовлялись фитили, пропитываемые вытяжкой из растений или насекомых.

2) второе упоминание говорит о вощаных насекомых (Coccospella, определенным Френчманом Чаваннесом в 1848 г. в качестве нового вида), и речь идет о временах Династии Зонг (947-1172 гг. н.э.). Дословно название переводится с китайского языка как белый воск.

В Европу вощаные насекомые (допускаем, что это были наши простые работящие пчелки) впервые были привезены христианским миссионером Николасом Тригуалтом в 1651 году, а в 1853 году В. Локагат доставил насекомых из Шанхая в Англию в исследовательских целях.

Другой страной, о которой имеется несколько кратких упоминаний в связи с нашей темой, является Индия, где воск извлекался путем переработки коричного дерева.

В Японии же воск для свечей издревле приготавливался из орехов. Оригинальные образцы таких изделий там не сохранились, однако в местности Шикоку сохранился традиционный станок для производства свечей, где раз в году свечи изготавливаются старинным способом, и в местном музее можно увидеть, как выглядели свечи в древней Японии.

Европа. Здесь наш обзор доходит до этапа, где предмет нашего рассмотрения – свеча – приобретает конкретные, современные очертания и качества. Как нам уже известно, предвестниками первых свеч в Древнем Египте, а также в Китае, Индии, Японии были изделия с применением животного жира или экстрактов из растений и натурального воска из насекомых. А как обстояли дела в Европе? Проследим развитие производства свечей в этой части мира с учетом их изменения и совершенствования. Поскольку мы уже выяснили понятие свечи в предыдущем разделе, не станем этого повторять. Рассмотрим изменения и развитие с точки зрения: использование сырья, изменений в качестве горения, выделения запахов, а также техники изготовления. Однако все по порядку.

На начальном этапе не происходило никаких особых открытий в использовании новых материалов при производстве свеч по сравнению с уже известными способам. И в этой части мира также использовался животный жир или натуральный воск, которые во время горения выделяли неприятный запах, а сгорание фитиля сопровождалось дымлением. Причиной этого был не только топленый жир, но в равной степени и то, что при изготовлении фитилей отсутствовал, говоря современными словами, единый продуманный стандарт техники их производства. Помимо упомянутых недостатков, свечи были очень дорогими, и не каждому хватало средств на их приобретение. Главным местом использования свечей были церкви, и таким образом церковь производила их для своих нужд, продавая часть этой продукции состоятельным семьям [12].

Такое положение вещей предстояло изменить. Не только лишь богатые жили на этом свете, и требовались заменители дорогих свечей для широкого общественного потребления. В этих целях около 13-го века для обеспечения менее зажиточных семей в Англии и Франции начали создаваться первые надомные фабрики свеч, где производились свечи для нужд жителей домов а также для последующей продажи. Отсюда берет начало свечное производство в Европе.

Такие малые свечные производства и людей, которые там трудились, называли (Chandler-ami). Человеческая изобретательность не знает границ и вскоре возникали целые технологические линии, которые впрочем не выглядели как традиционные машины. Кто-то может подумать, что производство это было слишком примитивным, однако же на самом деле оно было весьма продуманным и практичным. Можно было производить все больше и больше не только на собственные нужды. Появлялись и первые машины. В таких надомных фабричках началось производство свечей, которые выделяли иной запах, нежели прежний «аромат» сгорающего жира. Наконец наметился определенный прогресс: начали добавлять ягоды барбариса, и это привело к тому, что во время сгорания выделялся сладкий, хотя и неприятный запах, а пламя становилось ярче и чище [12].

Подытожим описанную эволюцию свеч – в их производстве продолжилось употребление животного жира, однако улучшились качество горения и его запах посредством добавления плодов растений; не решена еще окончательно проблема дымления во время сгорания, однако начато производство свеч в больших количествах, что позволило расширить рынок за счет менее состоятельных потребителей. Это уже что-то, и все же до совершенства еще далеко. Идем далее.

Первый случай изменений с использованием иного рода сырья для производства приходится на 18 век, когда в производстве начато использование спермацета (масло спермацетовое, олброт) – жидкая субстанция, содержащаяся в голове, а точнее – в огромном вместилище над правым носовым проходом кашалота. Спермацет свою текучую консистенцию сохранял только внутри кашалота. Однако и будучи извлеченным оттуда не был так тверд, как того хотелось бы. И хотя его открытие не решило проблему устранения неприятного запаха, однако же позволило придать свече большее пламя.

И вот мы в 19 веке. Именно в это время происходит расцвет свечного дела. Появляются первые сообщения о свечах стандартных из спермацета, рецептурах и способах их изготовления. Очевидно, что каждая мануфактура имела свои технологические секреты, однако вскоре употребляется слово стандарт, что указывает на то, что свечи начали производиться массово с применением указанного сырья и по определенной технологии. Наконец решена проблема коптящих фитилей. Внедряются фитили прессованные и плетеные, что позволило улучшить качество горения и стабильность пламени свечи. Заметим, что такие фитили применяются и поныне. Имеем в нем элемент свечи, оставшийся неизменным с 19 века.

Последнее упоминание о важнейшем изобретении в свечном деле относится к 1850 году, когда на рынке впервые появилось сырье, получаемое не из животных. Это был парафиновый воск, в дальнейшем названный парафином, производимый путем отделения натуральных восковых субстанций из нефти. Это был продукт в наибольшей мере соответствующий требованиям, предъявляемым потребителями свечей. Он имел кристаллически белую окраску, был прочным, горел небесно-белым пламенем и не выделял неприятного запаха. Открытие парафина совпало со временем стремительного развития техники, что впрочем, в дальнейшем не самым благоприятным образом отразилось на этом изобретении. Ведь, несмотря на связанные с ним достижения и возможности, новые открытия во второй половине 19 века привели к сужению сферы употребления свеч, поскольку появились новые источники освещения. Широкое распространение получали керосиновые лампы, а также электрические лампы накаливания.

Предлагаемый обзор исторических сведений о свечах простирается до наших времен. Как известно, парафин используется и в наши дни в качестве основного продукта для производства свеч. Для достижения лучшего эффекта парафин сочетается со стеарином в качестве улучшителя или получения эффектов замораживания или спекания.Так изобретение позапрошлого века используется до сего дня.

 

История пинцета

С незапамятных времен люди извлекали из своей кожи колючки, занозы, стрелы и другие инородные тела. Причем орудиями первых "хирургических" опытов, вероятно, служили остро заточенные каменные лезвия, которые наши предки использовали в различных целях [4].

Первые образцы более совершенных хирургических инструментов появились в Египте, который поздние греки и римляне считали колыбелью медицины.

Медицинские инструменты доисторической эпохи обычно встречаются как единичные, случайно сохранившиеся предметы. Уникальное исключение составляет найденный в могиле на острове Крит (XVI в. до н. э.) набор инструментов, принадлежащих врачу минойской цивилизации. Он состоит из хирургических щипцов, сверл, скальпелей, большого расширителя для внутреннего осмотра и разнообразных по форме кусочков камня и мрамора, которые, по-видимому, предназначались для измельчения лекарственных ингредиентов. Еще более поражает сходство хирургических инструментов с классическими греческими образцами. Сделанные из меди, они фактически идентичны бронзовым и металлическим инструментам, появившимся 1000 лет спустя в греческих храмах врачевания.

Один из самых полных наборов хирургических инструментов древнего мира представлен на рельефе, находящемся в египетском храме Ком Омбо, выгравированном приблизительно в 100 г. до н. э. В то время египетская цивилизация уже была эллинизирована на протяжении двух веков греками. На этом рельефе изображены зонд, хирургические щипцы, пилы, венорасширитель, каутер (металлический прижигатель), перевязочные средства, колба, целебные растения, пара ножниц, губка, разнообразные скальпели, коробка для инструментов и банки. Качество центровки тонкозубых зажимов щипцов, найденных в Помпеях, сегодня невозможно превзойти.

Поэтому, безусловно, пинцет придуман врачами. (Здесь можно вспомнить Древнию Грецию где скорую помощь людям оказывали парикмахеры. Они использовали щипцы-каламис. Эти простейшие щипцы значительно отличались своей формой от щипцов нашего времени. Считается, что в Древней Греции появились первые парикмахеры, которые по названию щипцов стали называться каламистрами. Использование шипцов для завивки – захват волоса, и щипцов для удаления чего то (по принципу захвата) основано на одном принципе [4].

Но тем не менее сегодня – пинцет – слово французское (от франц. pincette - щипчики), медицинский инструмент, состоящий из двух пружинящих браншей для захватывания и удерживания тканей, перевязочных материалов и пр. В зависимости от концов браншей и назначения различают пинцет хирургический, анатомический, лапчатый и др. [4].

В настоящее время для изготовления канзаши используют различные виды пинцетов (рисунок 19).


Рисунок 19 – Виды пинцетов

 

 

1. Основные элементы канзаши

К основным элементам канзаши относятся лепестки, они бывают двух видов – острый и круглый лепесток.

Технологическая последовательность выполнения элемента

«Круглый лепесток канзаши»

 

 


Используем квадрат 50 на 50 мм.

 


 

Сложить круглый лепесток.

 

Чтобы сделать эти сгибы листочек надо перевернуть обратной стороной.
Оплавлять ленточки удобно выжигательным аппаратом.

 

 

Опалить края и прижать. Выполнить 6 заготовок. Собрать их на нитку и приклеить к основе.

 

 

Цветок и его изнанка.

 

 

Технологическая последовательность выполнения элемента

«Острый лепесток канзаши»

Вариант 1

  Сложить квадрат пополам, и еще раз пополам
  потом еще раз
  Если теперь посмотреть на сложенный квадратик со стороны диагонали – получился острый лепесток.
Кончик лепестка «б» подрезать и опалить.
  Высота цветка – высокий, низкий, с наклоном или без – определяется положением линии «а», по которой нужно подрезать лепесток.
  Цветок с целыми и подрезанными по линии «а» лепестками. Можно оставить отверстие в серединке лепестка, можно ее запаять наглухо, или вообще не резать по линии «а» – это зависит от желаемого вида цветка
  Сделав необходимое количество лепестков, собрать их на нитку и стянуть в кольцо. Замаскировать серединку пайеткой или чашечкой для бусины – и цветок готов. Количество лепестков и их размеры можно варьировать, получая разные варианты цветов.
  Чтобы сделать двуцветный лепесток, перед последним сгибанием наложить одну заготовку на другую, немного сместив вниз, и перегнуть последний раз. Чтобы было проще, квадрат для внутреннего лепестка сделать миллиметров на 5 меньше, чем для внешнего.

 

 

Острый лепесток канзаши (вариант 2)

 

1. Сделать обычный узкий лепесток. Свернуть один раз. 5. И вторую. Получаем вот такой лепесток. 9. Сборка цветка. Семь лепестков скрепить иглой, стараясь, чтобы они были ровными.  
2. Свернуть второй раз. 6. Подрезать по красной линии. Обжечь зажигалкой обрезанное, хотя в данном случае можно обжечь только кончик 10. Не продевая через лепестки иголку, сразу подрезать и обязательно обжечь. Обрезать очень близко к иголке, 2-3-мм.  
3. Свернуть третий раз и обычный узкий лепесток готов. 7. Теперь обрезать так

11. Завязать нитку. Большого отверстия в середине быть не должно. Вот такая получается у нас изнанка. Заклеиваем картоном.

4. Теперь вспомним детство и бумажные самолетики. Загибаем одну сторону

8. Обжечь то, что обрезано, кончик и каждую длинную сторону отдельно, прижать пальцем.

    Цветок готов!  

Технологическая последовательность выполнения элемента

«Круглый лепесток»

 

  Сложить квадрат пополам
  Крайние углы треугольника сложить к среднему
  Сложенный уголок прошить, чтобы не распался в процессе последующих операций
  Перевернуть заготовку и сложить боковые уголки к центру:    
  Сложить пополам, так, чтобы только что завернутые уголки оказались внутри.
  Расправить лепесток, закрепить булавкой и капнуть на заложенные уголки немного клея. Отложить в сторону, пусть подсохнет.
  Сделав нужное количество лепестков, убедившись, что клей высох, отрезать подшитые уголки и собрать лепестки на нитку. Украсить, и цветок готов.
  Для изготовления двойного лепестка – наложить вторую заготовку на первую после того, как согнете квадрат пополам, сложить их углы как одно целое. Как и в случае с острым лепестком, «внутреннюю» заготовку немного сдвинуть вниз, или сделать ее из квадратов размером поменьше, чем квадраты для внешнего лепестка.

 

Практические советы:

· Если вы только начинаете заниматься канзаши – лучше взять атласную ленту шириной 5см. Чем шире лента – тем больше лепесток и тем проще с ним работать.

· Если у вас мягкая ткань, а лепесток хочется совсем острый, с узким краем – сложенную заготовку можно прогладить утюгом.

· Лепестки в процессе работы можно сбрызнуть лаком, чтобы лучше сохранить форму. Но тогда вам придется подождать, пока лак окончательно высохнет.

 

 

Заключение

 

Канзаши – один из интереснейших видов рукоделия. Изделия изготовленные вручную высоко ценятся во всем мире. В настоящее время этот вид творчества переживает новый этап своего развития. Современные украшения стали яркими, необычными, есть простор для творчества. Обилие материала и приспособлений помогают раскрыть свои творческие способности и изготовить эксклюзивные украшения. Техника канзаши увлекает нас своей оригинальностью, и в то же время простотой исполнения. Данный ресурсный материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями технологии и всеми интересующимся этой техникой.

Не губи ты жизнь бездельем –

Занимайся рукодельем!

Шей, вяжи – не унывай,

Иль канзаши выполняй.

Вот иголки, нитки, пяльца

Для проворных наших пальцев.

Ткани, ленточки, кайма –

Закружилась голова!

Файлы, форум, интернет (ой, забыла про обед!)...

То, что любим - вытворяем,

Всё прилежно оформляем.

Результат – на радость нам,

Нашим близким и друзьям.

А закончена работа,

Тут уж новая забота

Вновь цветочки выбирать.

И канзаши выполняем...

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.