Международная стратификация государств. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Международная стратификация государств.

2023-01-01 24
Международная стратификация государств. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отношение к государству как к развивающемуся организму предполагает отказ от принципа нерушимости границ. Неравенство национальной мощи является причиной неравных возможностей государств мира в защите своего суверенитета. Эти признаки лежат в основе международной стратификации государств. В соответствии с ней государства мира делятся на 5 групп:

I. Сверхдержавы. Обладают способностью к разрушениям глобального масштаба; располагают ядерным оружием; не могут потерпеть поражение от другого государства или союза государств, если в него не входит другая сверхдержава; оказывают господствующее влияние на условия жизни всего человечества;

II. Великие державы. Оказывают влияние на международные отношения, но не доминируют в них;

III. Средние державы. Имеют влияние в ближайшем окружении.

IV. Малые государства. На мировую политику влияют слабо, но в состоянии защитить свой суверенитет.

V. Микрогосударства. Не могут поддерживать суверенитет собственными силами.

Государство выступает субъектом мировой политики, однако в условиях экономической и политической глобализации, сближения внутренней и внешней политики государств мира возрастает роль негосударственных участников международных отношений. Происходит сужение объема государственного суверенитета в пользу расширения прав международных организаций, усиления их влияния на мировую политику.

Объективный и субъективный факторы развития процесса глобализации.

Роль демократических реформ в формировании глобальной общественно-экономической системы.

Конец ХХ века ознаменован возвратом к ценностям классического либерализма в идеологии и политике. К этому времени ресурсы государственного регулирования социально-экономических процессов, в течение длительного послевоенного времени справлявшиеся с решением общественных проблем, истощились. Международная система становилась менее стабильной, уровень ее устойчивости снижали следующие факторы:

1. обострение глобальных проблем:

- экологической (нарушалось равновесие между человеком и природой);

- гонки вооружений;

- борьбы с голодом и болезнями;

- демографической;

- энергетической (включая поиск технологий замены невозобновляемых ресурсов).

2. распад колониальной системы, появление большого числа новых государств резко изменили политическую карту мира и сложившуюся международную систему разделения труда;

3. «немецкое чудо» и «японское чудо» превратили Германию и Японию в серьезных конкурентов США.

В этих условиях вопрос о новом международном экономическом порядке стал актуальным, как для развивающихся, так и для промышленно развитых стран.

Новые концепции общественного развития содержали предложения:

- расширения индивидуальных свобод (в первую очередь освобождение производителей, свободу предпринимательства);

- ограничения государственного вмешательства в экономическую жизнь;

- развитие свободного рынка;

- свободной конкуренции.

Политическая жизнь показала, что нет совершенных государств и нет совершенных, полностью реализованных идеологий. Мировая политическая элита (современные реформаторы) выбрала между двух зол – государством и свободным рынком – второе, меньшее.

Концепцию либеральной глобализации активно поддержали крупнейшие транснациональные корпорации, поскольку она допускала возможность уклонения от:

- государственного регулирования;

- налогового обложения;

- контроля со стороны государственных демократических институтов;

- расходов на социальные программы.

ТНК увидели в либеральной глобализации потенциал:

1. создания новых центров власти;

2. выработки правил рыночной игры на планетарном уровне.

Представители политической элиты стран Запада увидели возможность переложить ответственность за решение внутриполитических проблем с государства на рынок. Специфика предложенной концепции глобализации – в дифференцированном характере требований. В промышленно развитых странах реформы проводились постепенно, продуманно, с соблюдением главного правила: не разрушать общественных устоев.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.