Тема 3. Храм и космос, или О том, как строилось жилище для древнеегипетского бога (2 ч) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 3. Храм и космос, или О том, как строилось жилище для древнеегипетского бога (2 ч)

2023-01-01 38
Тема 3. Храм и космос, или О том, как строилось жилище для древнеегипетского бога (2 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблемы. Древнеегипетский храм, его место и роль в религиозной, политической и общественной жизни. Трактовка храма как модели космоса и жилища бога на земле. Природные реалии (течение Нила с юга на север, движение Солнца с востока на запад) и их влияние на пространственную ориентацию храма. Реконструкция типологии древнеегипетского храма. Символика художественного образа древнеегипетского храма, состоящего из семи обязательных элементов — аллея сфинксов, пилоны, открытый дворик с колоннадой, гипостильный зал, зал Ладьи, Святилище, световое отверстие. Горизонталь и вертикаль в символике древнеегипетского храма. Проблема развертывания картины мироздания в процессе движения внутри и вокруг храма. Два типа древнеегипетской колонны — связка папируса, цветок лотоса. Рельефы и статуи фараонов в структуре древнеегипетского храма.

Аменхотеп IV и его попытка создания новой религиозной системы. Ниспровержение бога Амона-Ра и введение культа единого солнечного бога Атона. Придание ему новых качеств безличного и невидимого божества, источника всего живого на Земле. Значение имени фараона Эхнатон, что значит «Дух Атона». Строительство Ахетатона, новой столицы Древнего Египта. («При виде ее красот восклицают: „Украшенная, прекрасная, взглянуть на нее — увидеть небо!“») Идея «истины» в религиозном учении Эхнатона и ее воплощение в искусстве. «Преждевременность» реформ Эхнатона и возвращение к традиционным культам после его смерти.

Художественные памятники. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Образцы архитектурных фрагментов: аллея сфинксов, стелы фараонов, пилоны. Колоннада Аменхотепа III и большая статуя Рамсеса II в Луксоре. Статуя Аменхотепа IV в Карнаке. Мастерская скульптора Тутмеса в Амарне. Сочетание традиционной древнеегипетской изобразительной системы с реалистическим пониманием задач искусства в эпоху Эхнатона. Статуя и бюсты Эхнатона. Передача сходства и психологической характеристики. Тема семьи в рельефах Амарны («Эхнатон, поклоняющийся солнцу», «Семья Эхнатона», «Выезд Эхнатона и Нефертити»). Портретные бюсты царицы Нефертити.

Тема 4. Подготовка к вечности, или О том, как древний египтянин готовился к жизни после смерти (2 ч)

Проблемы. Религиозные представления древних египтян о «многосоставной» природе и сущности человека (тело — Хет, двойник — Ка, душа — Ба, тень — Хейбет, имя — Рен). Отношение древних египтян к земной жизни и осознание ими необходимости подготовки к вечному существованию после смерти. Задача сохранения тела. Повторение мифа об Осирисе в обряде мумификации. Погребальные комплексы древних египтян — пирамиды (Древнее царство) и скальные гробницы (Среднее и Новое царства). Трактовка пирамид и гробниц как «жилища для вечности», или «дома для Ка». Обеспечение Ка всем необходимым для существования (пища, предметы, слуги). Статуэтки «ушебти».

Художественные памятники. Пирамиды Древнего царства. Многоступенчатая пирамида Джоссера. Комплекс пирамид в Гизе: пирамиды Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина). Их взаимосвязь и расположение в пространстве. Большой сфинкс фараона Хефрена. Сочетание скальной гробницы и пирамиды в погребальных комплексах Среднего и Нового царств. Гробница царицы Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри. Культовые статуи в погребальных комплексах Древнего Египта. Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Магический реализм «портретного сходства», особенности раскраски.

Погребальные камеры Среднего и Нового царств. Фрески погребальных камер, их предназначенность для созерцания душой умершего. Покрытие фресками стен в виде регистров от пола до потолка. Система пространственных построений в искусстве Древнего Египта (сочетание различных точек зрения, развитие действия вдоль плоскости, возможность его продолжения вправо и влево). Сочетание знаков-символов (иероглифов) с изображениями предметного мира. Разнообразие земных сюжетов на фресках погребальных камер.

Фреска «Сад и пруд» в гробнице Аменхотепа. Особенности передачи пространства и объема на плоскости. Образцы фресковой живописи в погребальных камерах Бени-Гасана («Сцена пира», «Охота фараона», «Царевна со священными дарами», «Кочевник-семит с ослом», «Птица и акации») и в гробнице Натха («Сцены охоты», «Сбор винограда и ловля птиц»). Изображение древнейших музыкальных инструментов (лира, арфа, флейты, тимпаны) на фреске «Музыкантши». Краткие представления о характере древнеегипетской музыки.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.