Евтропий. Краткая история от основания Города — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Евтропий. Краткая история от основания Города

2023-01-01 29
Евтропий. Краткая история от основания Города 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

2. По этой причине, ненавидимый всеми, был он убит спустя некоторое время. Ибо победоносное войско, возвращаясь из Персии, после того, как император Кар был убит молнией, а сын его Нумериан погиб из-за козней Апра, избрало императором Диоклетиана (284–305 гг.), родом из Далмации, мужа происхождения настолько незнатного, что многие считали его сыном простого писца, а другие утверждали, что он был вольноотпущенником сенатора Ануллина.
20.1. На первой же сходке воинов он поклялся, что никакого отношения к убийству Нумериана не имеет[244] и, поскольку рядом с ним стоял Апр, который злодейски убил Нумериана, Диоклетиан на виду всего войска поразил его своим мечом. 2. После этого он победил ненавистного и гнусного Карина в большом сражении у Марги. У Карина было больше войск, но оно оставило его между Виминацием и горой Ауреей. 3. Таким образом Диоклетиан получил власть. В Галлии тем временем крестьяне учинили бунт и свои шайки назвали «багаудами»[245]. Избрали они себе и вождей — Аманда и Элиана. Для подавления этого восстания был послан Цезарь Максимиан Геркулий, который после нескольких сражений умиротворил Галлию[246].
21. Одновременно с этим Каравзий[247], муж весьма незнатного рода, но обретший великую славу у воинов, был направ-{63}лен из Бононии отвоевать приморские области Бельгики и Арморику, которые беспокоили своими набегами франки и саксы[248]. Часто беря в плен многих варваров и не возвращая захваченную добычу провинциалам, в то же время и не отправляя ее императорам, навлек он на себя подозрение в том, что подбивает варваров на вторжение, дабы их схватить и через это обогатиться. Максимиан приказал убить Каравзия, но тот, облачившись в пурпур, укрылся в Британии.
22.1. В то время во всем мире было неспокойно: Каравзий взбунтовался в Британии, Ахилл — в Египте, в Африке — пентаполитанцы[249], Нарсес[250] вел войну на Востоке. Диоклетиан возвел в сан Августа Максимиана Геркулия (286 г.), Констанция и Максимиана[251] сделал Цезарями (293 г.). Из них Констанций, говорят, приходился внуком Клавдию по дочери, Максимиан Галерий же родился в Дакии, недалеко от Сердики. И чтобы они еще более сблизились между собой, Констанций взял в жены Феодору, падчерицу Геркулия, от которой у него позже было 6 детей, братьев Константина[252]. Галерий же женился на дочери Диоклетиана Валерии, поэтому оба были вынуждены развестись со своими прежними женами. 2. После нескольких неудачных стычек с Каравзием, мужем искусным в военном деле, они заключили с ним мир. Семь лет спустя Каравзия убил его сообщник Аллект[253](294 г.), который после этого в течении 3 лет сам управлял Британией (294–296 гг.). Он в свою очередь был убит при появлении на острове констанциева префекта претория[254] Асклепиодота. Так, спустя 10 лет Британия вновь стала римской провинцией.
23. Тем временем Цезарь Констанций успешно сражался в Галлии. У лингонов[255] в один и тот же день испытал он превратности судьбы. Ибо при внезапном набеге варваров столь быстро был вынужден бежать в город, что, поскольку ворота его уже были закрыты, пришлось втаскивать его на стену при помощи веревки. Но не прошло и 5 часов, как с подходом его войска он уничтожил около 60 тыс. алеманнов. Также и Август Максимиан закончил войну в Африке, покорив Пентаполис и принудив его к миру. Диоклетиан, осадив Ахилла в Александрии, взял ее 8 месяцев спустя, а Ахилла убил. Одержав победу, он поступил сурово: весь Египет опустошил проскрипциями и убийствами. Однако через это мудро устроил и установил многое из того, что и поныне сохраняется.
24. Галерий Максимиан провел первое сражение против Нарсеса между Каллиником и Каррами неудачно, проиграв более по неосторожности, чем по малодушию, ибо вступил в {64} сражение с небольшим войском против многочисленного противника. И вот, разбитый, направился он к Диоклетиану. И когда последний встретился ему по дороге, то, говорят, Галерий был так нелюбезно принят, что несколько миль бежал в императорском одеянии за колесницей Диоклетиана.
25.1. Но вскоре, собрав войска в Иллирии и Мезии, снова воевал Максимиан Галерий с Нарсесом, дедом Хормизда и Сапора[256], в Великой Армении, на этот раз с большим успехом, но все с тем же малым благоразумием, хотя и храбро, ибо сам лично ходил в разведку всего с двумя или тремя всадниками. Прогнав Нарсеса, он захватил его лагерь, взял в плен его жен, сестер и детей. Также захватил он бесчисленное множество персидской знати и богатейшую казну. Самого же Нарсеса загнал в пустынные пределы его царства. Потому, когда Галерий, еле сдерживая торжество, вернулся к Диоклетиану, находившемуся в Месопотамии с резервами, он был принят с великими почестями. 2. После этого они вели разные войны вместе и порознь; подчинили персов и бастарнов [257], победили сарматов, расселив великое множество пленных из этих народов в пределах римских.
26. Диоклетиан был хитрым, но проницательным, очень острого ума и суровостью своей пытался подавить чужую злобу. Он был весьма умелым и рачительным государем и первым в Риме ввел царские обычаи вместо прежней римской свободы. Приказал ему кланяться, в то время как раньше его просто приветствовали, носил одежду и обувь, украшенную драгоценными камнями. Прежде императорское отличие в одежде заключалось только в пурпурном плаще, остальное же ничем не выделялось.
27.1. Геркулий был явно жесток и нелюбезного нрава, даже лицо его выражало свирепость. Следуя своей природе, он во всем поддерживал Диоклетиана самыми суровыми советами. Но когда Диоклетиан под тяжестью лет почувствовал невозможность управлять Империей, он уговорил Геркулия уйти в частную жизнь, а дела государственные передать более молодым. 2. Неохотно последовал Геркулий его совету. Однако оба они в один день сменили знаки императорского достоинства на частную жизнь — Диоклетиан в Никомедии, Геркулий в Медиолане, после славного триумфа, который они совместно отпраздновали в Риме. Во время этого триумфа вели перед их колесницами жен, сестер и детей Нарсеса. Диоклетиан поселился в Салоне, Геркулий — в Лукании.
28. Диоклетиан состарился в славном покое, будучи частным лицом на своей вилле, находившейся недалеко от Сало-{65}ны. Мужественно поступил он, ибо единственный из всех правителей после основания римского государства добровольно покинул столь высокий пост и ушел в частную жизнь[258]Итак, сделал он то, чего никогда не было от сотворения людей, добровольно ушел в частную жизнь. Был причислен к Богам. {66}

Книга X

1.1. Итак, с их уходом Августами стали Констанций (305–306 гг.) и Галерий (305–311 гг.). И поделили они между собой римский мир таким образом, что Констанцию досталась Галлия, Италия и Африка, а Галерию — Иллирия, Азия и Восток. Выбрали они также и двух Цезарей. 2. Но Констанций, удовольствовавшись титулом Августа, совсем отказался от управления Италией и Африкой. Был он мужем великим и доброжелательности величайшей, усердствовал в обогащении провинциалов и частных лиц, не стремясь к такому же увеличению государственной казны, и говорил, что лучше общественное богатство держать у частных лиц, чем хранить его в одном сундуке. Жил он столь скромно, что в праздничные дни, когда желал устроить пир для своих многочисленных друзей, брал взаймы у частных лиц серебряную посуду для украшения стола своего. 3. Он был не только любим, но в Галлии даже почитался наравне с Богами и особенно за то, что в его правление избавились наконец от диоклетианова опасного благоразумия и от максимиановой кровожадной безрассудности. Умер он в Британии, в Эбораке, на 13 году своего правления[259] и был причислен к Богам.
2.1. Галерий, муж и похвальных нравов, и великий в военном деле, поняв, что с отказом Констанция от управления ему достается вся Италия, избрал двух Цезарей — Максимина[260], которому поручил Восток, и Севера [261], которому он дал Италию (305 г.). Сам же остался в Иллирии. 2. Вскоре после смерти Констанция, сын его Константин, рожденный от незнатной матери, провозгласил себя в Британии императором (306 г.). Так место отца занял всем желанный правитель. 3. Между тем в Риме преторианцы, учинив бунт, избрали Августом Максенция (306–312 гг.), сына Геркулия, который жил недалеко от Города на государственной вилле. Узнав об этом, Максимиан Геркулий, в надежде вновь обрести прежнюю власть, которую он оставил против своей воли, поспешил из Лукании в Рим (Луканию он выбрал в качестве своего местожительства, дабы спокойно состариться на тамошних прекрасных полях). Он убеждал в своих письмах Диоклетиана принять обратно оставленную власть, но тот только посмеялся над этим. 4. Против взбунтовавшихся преторианцев и Максенция Галерий послал в Рим Цезаря Севера с войском, куда тот и прибыл, но во время осады Города был предан своими солдатами. Максенций же, увеличив войско, укрепил свою власть. Север бежал в Равенну и был там убит[262] (307 г.). {67}
3.1. После этого Максимиан Геркулий на сходке воинов, стремясь лишить своего сына власти, претерпел от них великое поношение. 2. Тогда он уехал в Галлию, притворившись, будто бы изгнан своим сыном, дабы таким образом склонить к себе Константина, который в то время правил в Галлии и был любим и войском, и провинциалами. Он разгромил франков и алеманнов, взял в плен их вождей и, устроив великолепное гладиаторское зрелище, отдал их на растерзание диким зверям. И вот, по раскрытии козней Геркулия, благодаря дочери его Фаустине, которая о коварстве его рассказала мужу, Максимиан бежал в Массилию, собираясь оттуда отплыть к своему сыну, но там был убит (310 г.), понеся тем самым наказание достойное его жизни. Муж во всем жестокий, склонный к свирепости и коварству, недружелюбный, совершенно непредрасположенный к добру.
4.1. Тем временем Галерий провозгласил нового императора — Лициния (308–324 гг.), родом из Дакии. Был он знаком ему с давних пор, особенно со времени войны против Нарсеса. Понравился тогда ему Лициний за энергичные дела свои и поступки. 2. Вскоре последовала смерть Галерия (311 г.). Так государство римское оказалось во власти четырех новых императоров: Константина и Максенция, детей Августов, и Лициния и Максимина, людей новых[263]. 3. Константин на 5 год своего правления начал гражданскую войну против Максенция, разгромил его во многих сражениях, а самого, свирепствовавшего в Риме против знати, победил у Мульвиева моста (312 г.) и таким образом овладел всей Италией. 4. Некоторое время спустя на Востоке начал войну против Лициния Максимин, но подобный же исход дела предупредил своей неожиданной смертью у Тарса (313 г.).
5. Константин, муж выдающийся и стремящийся воплощать все им задуманное, кроме того, желая быть первым во всем свете, начал войну против Лициния несмотря на то, что находился с ним в близкой родственной связи, ибо сестра его, Констанция, была женой Лициния. Сначала в Паннонии, затем, после тщательной подготовке к войне, у Цибала, победил он Лициния и завладел Далмацией, Мезией и Македонией, а также и другими провинциями.
6.1. После этого они еще много воевали; мир заключался и нарушался неоднократно. В итоге Лициний был побежден в морском и сухопутном сражениях у Никомедии и сдался (324 г.). Позже, вопреки клятве Константина, он был убит в Фессалониках, будучи уже частным лицом. 2. С этого времени римское государство оказалось в руках одного Августа и {68} трех Цезарей[264], чего ранее никогда не было, ибо дети Константина правили в Галлии, Италии и на Востоке. 3. Однако, благоприятный исход всех этих дел весьма повредил душе Константина: начал он преследовать своих родственников и, в частности, сына своего[265], мужа выдающегося, а также сына сестры своей[266], юношу достойного нрава, убил, а вскоре и с женой своей[267] поступил так же, не говоря уже о многих своих друзьях.
7.1. Таким образом, в начальное время своего правления он может быть уподоблен лучшим правителям, в последующем же — посредственным. Наделен он был многими телесными и духовными дарованиями. Был очень неравнодушен к военной славе. На войне имел необыкновенную удачу, но не превосходящую его умения. Ибо после окончания войны гражданской разбил он в нескольких сражениях готов, а затем даровал им мир, и приобрел широкую добрую славу у варварских народов. 2. В гражданских искусствах и благородных науках был весьма сведущ, стремился к подлинной любви, каковую снискал себе добротой своей и кротостью. Насколько в некоторых друзьях сомневался, настолько к оставшимся был расположен, не упуская случая к их обогащению и прославлению.
8.1. Много он внес справедливых законов, много и лишних, а некоторые даже были жестокими. Первым начал настолько возвышать город имени своего[268], что сделал его соперником Рима. 2. Начав войну против парфян, неоднократно уже вторгавшихся в Месопотамию, скончался на государственной вилле у Никомедии на 31 году своего правления, в возрасте 66 лет (337 г.). Кончина его была предвещена хвостатой звездой, которая довольно долго светила с необычайной силой; греки называют такие звезды кометами. Был причислен к Богам.
9.1. В качестве наследников оставил он троих сыновей и одного племянника[269]. Но Цезарь Далмаций, муж выдающихся качеств, не в пример своему отцу, немного позже был убит солдатами Констанция, своего двоюродного брата, скорее по поощрению последнего, чем по прямому приказу. 2. Позже, Константина, развязавшего войну против брата и необдуманно вступившего в сражение у Аквилеи, убили полководцы Константа (340 г.). 3. Так государство оказалось в руках только двух Августов. Констант правил некоторое время деятельно и справедливо. Но вскоре, как по слабости здоровья, так и по причине общения с порочными друзьями, впал в распутство и, будучи ненавидим и провинциалами, и войском, был убит Магненцием. Умер он неподалеку от границ с {69} Испанией (350 г.), в лагере, который назывался Елены, на 17 году правления, в возрасте 30 лет. Многие воинские дела совершал он искусно и за все время своей жизни был страшен войску своему без излишней жестокости.
10.1. Иная судьба выпала Констанцию. Ибо он претерпел от персов многие бедствия: они часто захватывали его города, осаждали крепости, а римское войско гибло и все битвы против Сапора[270] кончались неудачно, кроме, пожалуй, одной, у Сингары, где он упустил явную победу из-за недисциплинированности своих солдат, ибо они нагло и безрассудно требовали дать сражение уже на закате дня. 2. После убийства Константа власть над Италией, Африкой и Галлией захватил Магненций; мятеж разгорелся даже в Иллирии, где по общему согласию воинов был провозглашен императором Ветранион (350 г.). Он был уже в почтенном возрасте и пользовался большим уважением за долгую и удачную военную службу. В свое время он был назначен охранять Иллирию, муж дельный, старой закалки и любезный в обращении, но в науках и искусствах несведущ, так что только став уже пожилым человеком и императором, начал он обучаться основам.
11.1. Он был лишен власти Констанцием, который ради отмщения за убийство брата начал гражданскую войну (350 г.). Ветранион неслыханным и удивительным образом по решению воинов был вынужден сложить с себя императорский сан. 2. В Риме также в это время произошел бунт. Непоциан, сын сестры Константина, с помощью гладиаторов попытался захватить власть, но обрел конец, достойный своей затеи. На 28 день, разгромленный полководцами Магненция, он был казнен. Голову его, воздев на копье, носили по всему Городу и при этом обрушились на знать суровейшие проскрипции и казни.
12.1. Несколько позже Магненций был разбит в сражении у Мурсы (315 г.) и едва спасся. В этой битве погибло огромное количество римлян, которые, если были бы использованы во внешней войне, могли бы заслужить многие триумфы и обеспечить безопасность римского государства. 2. Вскоре Констанций объявил Цезарем для Востока своего двоюродного брата Галла (351 г.), Магненций же, побежденный во многих сражениях, покончил с собой у Лугдуна на 3 году и 7 месяце своего правления (353 г.). То же совершил и брат его, Децентий, который был послан к сенонам для обороны Галлии.
13. Тем временем за совершение многих жестокостей Констанций убил Цезаря Галла (354 г.), мужа грубого и склонного к тирании, которую он проявил, если бы ему позволили {70} править по собственному усмотрению. В Галлии учинил бунт Сильван, но еще до истечения месячного срока он был убит (355 г.). С этого времени Констанций один управлял римским государством будучи императором и Августом.
14.1. Вскоре послал он в Галлию Цезаря Юлиана (355 г.), своего двоюродного, а Галлу родного, брата, отдав ему в жены свою сестру, ибо варвары захватили уже многие города, а другие осадили; все вокруг было страшно разорено, а государство римское несомненно понесло значительный урон. И вот Юлиан с небольшим войском уничтожил бесчисленное множество алеманнов у Аргентората, города в Галлии, взял в плен их вождя и восстановил Галлию. 2. После этого Юлиан совершил много славных дел против варваров и, изгнав германцев за Рейн, восстановил римское государство в прежних границах.
15.1. Много позже, когда войско, состоявшее из германцев и охранявшее Галлию, стали перебрасывать на Восток, Юлиан по решению воинов был провозглашен императором (360 г.). На следующий год он направился для завоевания Иллирии, ибо Констанций был занят войной с парфянами. 2. Последний, узнав о происшедшем, обратился к войне гражданской и по дороге на Запад умер между Киликией и Каппадокией на 36 году правления, в возрасте 45 лет (361 г.) и был причислен к Богам. Муж весьма умеренный, скромный, во всем полагавшийся на родственников и друзей. В последние годы своей жизни стал больше внимания уделять женам, с которыми первое время правления жил весьма воздержанно. Обогащал домашних своих и не допускал к себе бесчестных, испытывая их поручениями, требовавшими больших усилий. Однако был расположен к суровости, если подозревал кого-либо в покушении на свою власть, к остальным же был мягок, и более благоприятствовала ему фортуна в войнах гражданских, чем во внешних.

244.

Такие подозрения имели место потому, что Диоклетиан в то время был начальником императорской охраны.

245.

Т. е. «мятежники».

246.

Но на этом с багаудами не было покончено, ибо их отряды перебрались в Испанию и там еще долгое время вели борьбу против римских властей.

247.

Каравзий — галл из племени менапиев, правил Британией с 287 по 293 г.

248.

Франки — впервые это название упоминается в 291 г. Сначала это имя служило для обозначения морских и прибрежных пиратов, живших в устье Рейна, но начиная с последней трети IV в. франки несомненно германское племя. Саксы — германский союз племен, живший по берегам нижнего Рейна и Эльбы.

249.

Жители городов Киренаики.

250.

Нарсес, царь Ирана (299–302).

251.

Больше известен под именем Галерия.

252.

Неточность. У Константина было 3 сестры и 3 брата.

253.

Возможно, его казначей.

254.

Префект претория — начальник императорской гвардии. Учитывая огромное влияние преторианцев на избрание и смещение императоров в III в., эта должность была очень почетной и влиятельной.

255.

Лингоны — галльское племя, жило по соседству с секванами.

256.

Нарсес — см. прим. 250; Гормизд II (302–309) и Шапур II (309–379) его преемники.

257.

Бастарны — племя, происхождение которого точно не установлено. Жили в нижнем течении Прута и Дуная.

258.

Это не совсем так, ибо до Диоклетиана Луций Корнелий Сулла также добровольно сложил с себя диктаторские полномочия в 79 г. до н. э. и ушел на покой.

259.

Здесь имеется в виду время правления Констанция с того момента, когда он получил титул Цезаря (293 г.).

260.

Известен больше под именем Максимина Дазы. {329}

261.

Известен больше под именем Флавия Севера II.

262.

Точнее, в Равенне он попал в плен, затем был доставлен в Рим и там его принудили к самоубийству.

263.

«Новый человек» — первоначально в среде римской знати презрительное название каждого выходца из более низких сословий, первым в своей семье занявшего должность консула и соответственно этому сумевшего подняться до правящих слоев. Позднее вообще всякий выскочка.

264.

Это были будущие императоры Константин II (317–340), Констанций II (324–361), Констант (333–350).

265.

Криспа, своего старшего сына в 326 г.

266.

Лициния Младшего. Он погиб одновременно с Криспом.

267.

Фаустой.

268.

Имеется в виду Константинополь, основанный в 330 г.

269.

См. прим. 265. Племянник — Далмаций Младший, носивший титул Цезаря.

270.

Имеется в виду Шапур II, современник Евтропия.

271.

26 июня 363 г.

272.

Имеется в виду император Марк Аврелий.

273.

Согласно договору с Шапуром II, мир заключался на 30 лет и римляне отказывались от Месопотамии и Армении.

274.

16 февраля 364 г.

ЗОСИМ

НОВАЯ ИСТОРИЯ

Книга II

1-7

1. [Столетние игры носят такое название] 1...потому, что самая большая человеческая жизнь равна промежутку между этими праздниками, следующими друг за другом, а римляне называли время жизни человека словом saeculum («век»). Приношения на этих Играх являлись лекарством от болезнетворной и смертоносной чумы. Происхождение Игр было следующим. Валезий 2, происходивший из рода Валериана, был известным сабином 3. Перед его домом рос лесок из высоких деревьев, которые были посажены в тот год, когда ударила молния. К тому времени уже была утрачена память о данном событии. А дело обстояло так. Некогда дети Валезия вырубили в рощице как больные, так и здоровые деревья. После этого ударила молния, и дети заболели. Валезий запросил помощи не только у лекарей, но и у пророков.

(2) Последние растолковали, что боги рассердились из-за необычного огня, уничтожившего деревья, поэтому Валезий надлежащим образом обратился к милости богов с помощью жертвоприношений. С того времени они с женой пребывали в ужасе от того, что их дети должны умереть. Сам Валезий распростерся перед Вестой 4 и дал обет предложить богине двух совершеннолетних людей взамен своих детей, усыновив их. Когда Валезий возвратился к месту удара молнии, ему послышался голос, приказавший взять детей из Тарента и там дать им выпить воды из Тибра, подогрев ее на [137] алтаре Плутона и Персефоны 5. Услышав это, Валезий впал в отчаяние, которое со временем росло всё больше и больше, так как Тарент был расположен на юге Италии, там, где не было тибрской воды. Выздоровление детей тем самым делалось затруднительным. Отчаяние Валезия усугублялось езде и тем, что, как он услышал, вода должна была быть подогрета на алтаре подземных богов.

2. Теперь пророков почти не осталось, но когда прорицатель вновь слышит голоса, он знает, что должен повиноваться богам. Прорицатель погрузил детей Валезия в реку в большом сосуде, и когда они пришли в изнеможение от жары, [вытащил их и] сделал в этой части берега запруду, где, казалось, не было течения. Здесь он провел ночь с детьми Валезия в пастушеской хижине и услышал голос, сказавший, что Валезий должен остаться в Таренте 6. Поэтому место, где всё это происходило, было названо Тарентом, как и город из пророчества, названный в свою очередь в честь япигского мыса 7. (2) После [избавления от] своего несчастья, возблагодарив богов за их доброе покровительство, Валезий приказал лоцману пристать к суше. Валезий решил совершить обряды над детьми там, где высадится. После того, как была зачерпнута вода из Тибра, ее подогрели на алтаре, поставленном на этом месте, и отец дал своим детям немного отпить. (3) После этого дети свалились в сон и излечились. И они спали так, что их посчитали за черные жертвы Персефоны и Плутона. Им же снилось, что они провели целых три ночи в непрерывных песнопениях и плясках. Дети рассказали отцу об этом сне. Также им приснилось, что некий великий человек божественного вида приказал им сделать всё это наяву в той части Марсова поля, что называется Тарентом, что ныне используется для конных скачек. (4) Валезий теперь пожелал поставить алтарь и здесь, но когда камнетёсы готовили площадку, они нашли уже готовый алтарь 8 с надписью: «Плутону и Персефоне». Итак, теперь ясно зная, что делать, Валезий принес черные жертвы на этот алтарь и поставил при нем ночных стражей.

3. Этот алтарь и установление жертвоприношений берут свое начало следующим образом. Во время войны между римлянами и альбанцами 9, когда обе стороны были уже готовы к битве, появилось некое черное и блестящее чудовище, и проревело, что Дий и Персефона приказывают им принести жертвы подземным богам перед тем, как они сойдутся в битве. (2) Произнеся эти слова, оно удалилось. После этого римляне, испугавшиеся призрака, соорудили алтарь подземным богам, затем освятили на нем погребения на глубине двенадцати футов так, что только римляне знали, где он находится. Это и был алтарь, найденный Валезием. Для поддержания порядка жертвоприношений и ночных страж алтарь был освящен Манием Валерием Тарентинским. Отсюда пошло римское название подземных богов – «маны», а выражение «быть здоровым» – valere. Кроме того, алтарь был назван тарентинским от жертв, которые начали приноситься из Тарента.

(3) Позднее чума опустошила город Рим в первый же год после изгнания царей [509 г. до н. э.], и Публий Валерий Попликола, принесший в [138] жертву черного быка и черных телиц Дию и Персефоне па этот алтарь, освободил город от болезни. На алтаре он написал следующее: «Я, Публий Валерий Попликола, посвятил огненосный камень Дию и Персефоне, и учредил Игры в их честь для освобождения римлян» 10.

4. После того, как болезни и войны осаждали римлян спустя 505 лет после основания города [249 г. до н. э.], сенат пожелал найти избавление от всех этих беду оракула Сивиллы и приказал децемвирам, назначенным для этого, запросить волю богов. Ученые люди предсказали, что бедствия прекратятся, если будут сделаны жертвоприношения Дию и Персефоне. Затем они нашли нужное место и совершили обряд, как было положено, в четвертое консульство Марка Попилия [348 г. до н. э.] 12. (2) Когда жертвоприношение было закончено, и римляне избавились от своих бед, алтарь был зарыт в одном из уголков Марсова поля. Жертвоприношения вновь на долгое время были преданы забвению, пока новые беды не заставили Августа возобновить обряды [17 г. до н. э.]. Последний раз они проводились в консульство Луция Марция Цензорина и Мания Манилия [149 г. до н. э.]. Атей Капитон 13 объяснил необходимость, а квиндецемвиры 14 предписали по оракулу Сивиллы изучить времена, когда существовали жертвоприношения и проводились игры. После Августа Клавдий отмечал празднество без соблюдения надлежащего интервала времени, не вовремя [47 г.] 15, но Домициан исправил Клавдия и рассчитал временной цикл от того момента, когда празднества отмечал Август. Таким образом, возникла целая коллегия, следившая за соблюдением временного цикла [88 г.]. По прошествии 110 лет [Септимий] Север отмечал этот же праздник со своими сыновьями Антонином и Гетой в консульство Хилона и Либона [204 r.] 16.

5. Как уже было сказано, праздник Столетия отмечали весьма торжественно. Вестники зазывали всех граждан посетить зрелище, которое люди никогда до этого не видели и вряд ли еще когда-либо увидят. Летом, за несколько дней до начала празднества квиндецемвиры восседали в Капитолии, в Палатинских храмах 17 за трибуналом и раздавали людям, занимавшимся подготовительными работами, факелы, смолу и другие предметы. В празднике могли принимать участие только свободные люди; рабы сюда не допускались. (2) Когда все люди собирались в заранее оговоренных местах и в храме Дианы на Авентине, они приносили с собой пшеницу, ячмень и бобы. Бодрствовали все ночные стражи ради Судьбы с великим единодушием несколько ночей. Затем, во время прибытия на праздник, который справлялся три дня и три ночи на Марсовом поле, совершались жертвоприношения на берегу Тибра, в Таренте. Они были посвящены Юпитеру, Юноне, Аполлону, Латоне, Диане, а также Судьбе, Люцине, Церере, Дию и Прозерпине. (3) В первую ночь зрелища, во второй час, император вместе с квиндецемвирами жертвовал трех ягнят на деревянном алтаре, стоявшем на берегу реки. Окропляя алтарь кровью, император совершал обряд, сжигая жертвы целиком. После приготовления подмосток, как в театре, участники праздника зажигали факелы и огни, запевали медленные песни и представляли священные зрелища. (4) Те, кто участвовал в [139] церемонии, наделялись первыми плодами пшеницы, ячменя и бобов, которые распределялись ими между всеми людьми, как уже говорилось ранее. На следующий день они шествовали на Капитолий, где приносили обычные жертвы, а оттуда – в театр, где справляли игры в честь Аполлона и Дианы. На второй день знатные женщины, собравшиеся на Капитолии в районе священного оракула, закончив песнопения, молились богиням, как это было принято. (5) На третий день в храме Аполлона на Палатине хор из двадцати семи женщин пел гимны и победные песни как на греческом, так и на латинском языке ради сохранения Римской империи.

Были также и другие празднества в соответствии с ритуалами в честь богов. И пока все эти обряды соблюдались, Римская империя оставалась невредимой. Чтобы убедить вас в истинности этого, я добавлю сюда сивиллин оракул, хотя другие авторы до меня 18 уже делали ссылки на него.

6. «Лишь когда минет длиннейший срок дней человека
И цикл лет круг опишет в сто десять,
Вспомните, римляне, если вы всё позабыли,
Вспомните то, что должны сделать бессмертным богам –
5 Жертвы принесть на равнине у края течения Тибра,
В теснейшем месте реки, лишь ночь покроет всю землю,
И солнце скроет свой свет. Так пожертвуйте рьяно
Всем порожденьям Судьбы черных ягнят и козлят
И успокойте всех страждущих, тех, что несут первородных,
10 Как подобает, детей к алтарям с курящимся там фимиамом
Жертвуйте доброй Земле чреватых потомством всех свинок
Черных, а белых коров млечных – на Зевса алтарь,
Днем, но не ночью Ведь знаем, что для небесных богов
Жертвы приносят лишь днем, как то уставили предки.
15 Пусть же и юный телец со шкурой, лишенною пятен
Будет получен от вас Геры жрецами; и Феб,
Тот Аполлон, что и Гелий, должен святые дары
Как сын Латоны иметь. Пусть же латинские гимны
В храмах богов зазвучат голосами юниц и подростков.

20 Девочки первыми станут в новый отдельный свой хор.
Мальчики станут отдельно, при этом же всякий
Должен из них все ж иметь в здравии мать и отца
Женщины пусть в этот день, брака покорные узам,
Склонят колени пред тем камнем известным богини
25 Геры, помолятся ей. Всем будет им очищение
Женам дано и мужам, но особенно праведным женам.
Каждый пусть принесет из домов для богов, что угодно
Для приношенья взамен жертв прежних смертных плодами
Самыми первыми для умилостивленья богов.
30 И пошлют в небеса благодарность для накопленья богам
Этот порядок давно женам всем дан и мужам.
Вещи святые сложите со всею заботой. а дальше
[140]
В ночи и дни для богов пусть места приношений
Люди заполнят толпою, серьезность смешавши с весельем.
35 Помните ваши дары, сохраняйте всегда неизменно,
И вся Италия здесь, также и Лаций отдельно
Будут вам верно служить, выю склоня под ярмо,
Им подходящее впору, ниже, чем скиптры богов».

7. Поэтому, как правдиво сказал оракул, благодаря тому, что все соблюдали эти установления богов, Римская империя была невредимой, и Рим сохранял власть фактически над всеми обитателями мира 19. Но однажды этот праздник попал в пренебрежение, а его проведение было упущено после отречения Диоклетиана 20. Империя [с тех пор] неуклонно двигалась к упадку и была незаметно варваризована. Деяния римлян говорят об этом сами за себя, и я подтвержу это хронологическими расчетами. (2) От консульства Хилона и Либона [204 г.|, когда Север праздновал Столетние игры, до девятого консульства Диоклетиана и восьмого – Максимиана [304 г.], прошло сто лет. Максимиан хотел отпраздновать этот праздник, вопреки своему правлению, но на следующий год Диоклетиан стал частным гражданином, перестав быть императором, и Максимиан последовал его примеру. Когда Константин и Лициний вступили в свое третье консульство [313 г.], завершился период в 110 лет. Императоры должны были отметить его традиционным празднеством. Однако, в результате пренебрежения ими традиций, дела государства пришли к их настоящему несчастливому состоянию. [Диоклетиан умер три года спустя] [316 г.] 21.

Комментарии

1. Это длинное отступление о Столетних играх приурочено к рассказу о попытке возрождения их Максимианом в 303 г. Обычно считается, что источником Зосима здесь был некий автор, который, подобно Флегону Тралльскому, написал сочинение о римских празднествах в трех книгах. Оракул (гл. 6) появляется в его сочинении «Долгожители». По другому мнению, первоисточником мог быть Веррий Флакк, заимствовавший сведения у Флегона Источники по истории Столетних игр – акты Августа и Севера, Юбилейная песнь Горация, монеты Домициана, сочинение Цензорина «О дне рождения» (17), Флегон Тралльский «О долгожителях» (FRG 2. 257). Зосим, очевидно, испытывал большой интерес к этим играм, которым посвятил длинное отступление, отойдя от общего изложения событий своей истории. Этот экскурс хронологически помещен между Диоклетианом и Константином, что весьма показательно в общем контексте религиозных представлений Зосима

2. М. Валерий Тарентинский. Валезий в действительности был сабином из Эреция. В II. 1-4 мы видим параллели с Val. Max. II. 4, 5. Два основных элемента обоих рассказов – переселение Валериев в Рим в конце царской эпохи и учреждение Игр в 249 г. до н. э. Для рассмотрения проблемы историчности этого рассказа см. статью в RE.

3. Сабины – народность древней Италии.

4. Богиня домашнего очага в Риме (аналог греческой Гестии). О богине и ее культе см.: Кулаковский Ю. А. Культ Весты в Древнем Риме. Киев. 1882; Жреческие коллегии в Раннем Риме. М., 2001. С. 287-298.

5. Боги – владыки подземного царства.

6. См. Platner, Ashby. Topographical Dictionary, p. 508.

7. Япиги – народность древней Южной Италии.

8. Ibid., р. 152.

9. Речь идет о легендарном периоде ранней римской истории борьбе римлян с их метрополией – Альбой Лонгой.

10. Ср. Plut. Popl. 21 (датировано 504 г. до н. э.).

11. Год не может быть точно установлен. Были сделаны различные предположения, например, 502 A.U.С. = 252 г. Ср. Liv. Pet. 49: 352-402. Последнее чтение принимают Мендельсон и Ридли.

12. Его коллегой был М. Валерий Корв. Быть может. Столетние игры были учреждены именно тогда.

13. Г. Атей Капитон, ведущий юрист раннего Принципата – консул-суффект 5 г. н. э., curator aquarum («хранитель вод») с 13 г. н. э. (Front. II. 102) вплоть до своей смерти в 22 г. (Tac. Ann. III. 75). Он является автором многих сочинений, включая книгу о жертвоприношениях, сохранившуюся лишь частично. Работа Капитона была похожа на «предписания инструкций», начиная с оракула 17 г. до н. э. она не нуждается в объяснениях. Эти вопросы находились в ведении пятнадцати «священных мужей» (viri xacris faciundis). Есть ссылка на письмо с указаниями Августа пятнадцати мужам, где Капитон, специалист в понтификальном праве, должно быть, давал императору советы.

14. Члены «Комиссии 15-ти».

15. Зосим, кажется, понимает, что праздник времен Республики проводился в промежутке в 100 лет (ІІ. 4), а праздник времен Империи – в интервале в 110 лет (II. 7, 4). Однако, он обвиняет Клавдия за нарушение правильного счета, хотя тот лишь хотел восстановить традиционный подсчет лет, нарушенный гражданскими войнами и реформами Августа в области календаря. Зосим также полагает, что Домициан, напротив, восстановил правильный подсчет, хотя существует разрыв в 105 лет между празднованием этих Игр Августом в 17 г. до н. э. и Домицианом в 88 г. н. э.

16. Л. Фабий Хилон (настоящий вариант его фамилии) и М. Анний Флавий Либон.

17. В храмах соответственно Капитолийской триады и Аполлона.

18. См. прим. 1.

19. Оракул предсказывает, что Рим управляет только Италией, но Зосим распространяет его власть на весь мир.

20. О правлении Диоклетиана см.: Гиббон Э. История упадка и


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.