Программа курса «Говорящие руки» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Программа курса «Говорящие руки»

2023-01-01 22
Программа курса «Говорящие руки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа курса «Говорящие руки»

Теоретический блок (6 часов).

1). История общества глухих. – 1 час.

Возникновение сообществ. Современные общества глухих, их деятельность, роль в жизни неслышащих людей.

2). Специальная психология и педагогика. – 1 час.

Причины нарушений слуха. Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха. Особенности устной и письменной речи детей с нарушениями слуха. Зрительное восприятие устной речи детьми с нарушениями слуха (чтение с губ).

Особенности психологического развития детей с нарушенным слухом. Рекомендации к психологической и адаптивной поддержке неслышащих учеников, людей.

3). Дактилология. – 2часа.

Дактилология – ручная азбука. Причины и условия возникновения дактилологии. Виды дактилологии: одноручная, ладонная, двуручная. Преимущества одноручной дактилологии. Отличие дактильной речи от жестовой. Русский дактильный алфавит. Характеристика дактильных знаков. Дактильные алфавиты стран мира. Требования к применению дактилологии. Значение и место дактилологии в переводе словесной речи на жестовую.

Правила чтения с дактилирующей руки. Упражнения по развитию техники дактилирования. Усвоение дактильного алфавита глухими и слышащими. Характерные ошибки в зрительном восприятии дактильной речи.

Дактилирование и чтение с дактилирующей руки букв, слов, сложносокращенных слов, терминов, словосочетаний, предложений, текстов, диалогов. Методика работы над темпом дактилирования и скоростью чтения с дактилирующей руки.

4) Жестовая речь глухих. – 2 часа.

Жестовая речь глухих и ее отличие от словесных форм речи (устной, письменной, дактильной). Жестовая речь – специфическое средство общения глухих и слабослышащих. Особенности жестовой речи. Характерные особенности жеста по сравнению со словом. Происхождение жестов. Классификация жестов.

Составные части жестовой речи: речевой жест, мимика, пантомима, артикуляция, дактилология. Взаимодействие жестовой и словесных форм речи. Появление новых жестов. Многозначные слова. Жестовые диалекты. Жаргонные жесты. Унификация жестов. Жестовые словари.

Культура жестовой речи, ее отличие от русского жестового языка. Значение языка жестов в обучении и общении глухих с глухими и слышащими.

Жестовая речь неграмотных, малограмотных, грамотных глухих. Перевод словесной речи на жестовую и с жестовой на словесную взрослыми глухими.

Значение жестовой речи и умение применять ее в общении с глухими.

Перевод словесной речи на жестовую переводчиками. Основные правила и приемы перевода. Прямой перевод, обратный перевод (перевод жестовой речи на словесную). Анализ перевода.

Применение дактильно-жестового перевода в производственной, воспитательной, культурно-массовой работе с глухими.

Перевод словесной речи на жестовую переводчиками.

 Перевод словесной речи на жестовую глухими.

Образование новых жестов для абстрактных понятий, собственных имен, терминов, грамматических категорий, слов. Способы образования новых жестов. Использование ранее существующих жестов для перевода новых слов.

Требования к переводчику: костюм, внешний вид, рабочая поза. Роль переводчика в повышении культурно-жестовой речи глухих, в повышении общей культуры глухих.

Практический блок - 62 ч.

1. Актерское мастерство - 2ч.

       Мимика лица. Язык телодвижений.

2. Дактилология – 2 часа. Изучение дактильных знаков через их показ педагогом, тренировочные упражнения, работу в парах по чтению слов с руки. Письменный диктант (запись прочитанного с руки.)

3. Знакомство – 2часа. Изучение слов по данной теме через их показ педагогом, тренировочные упражнения с помощью методических пособий, работу в парах по составлению текстов и их переводу. Ролевая игра «Давайте познакомимся», «Я знаю, кто ты».

4. Счет, время, цвета – 3 часа. Изучение чисел и числительных по данной теме через их показ педагогом, тренировочные упражнения с помощью методических пособий, работа в парах по составлению текстов с включением чисел и числительных и их переводу. Диалоги и полилоги с вопросами о времени. Описание различных предметов по цвету и форме, угадывание предметов по описанию.

5. Общие слова, местоимения, вопросы – 3 часа. Изучение слов по данной теме через их показ педагогом, тренировочные упражнения с помощью методических пособий, работу в парах по составлению текстов и их переводу. Перевод готовых текстов.

6. Общение, информация – 3 часа. Изучение слов по данной теме в согласии с методическими рекомендациями; тренировочные упражнения с помощью методических пособий, работа в парах, группах по составлению текстов и их переводу. Перевод на устный вариант с предъявления жестового текста преподавателем.

7. Семья, школа – 4 часа. Изучение слов по данной теме в согласии с методическими рекомендациями; тренировочные упражнения с помощью методических пособий; работа в парах, группах по составлению текстов и их переводу. Перевод на устный вариант с предъявления жестового текста преподавателем. Разбор видеосюжетов, перевод их содержания в словесную речь.

8. Направления, противоположности – 2 часа

9. Чувства, эмоции – 2 часа

10. Спорт, здоровый образ жизни - 6 часов. Актуализация имеющихся практических навыков. Изучение нового словаря через показ преподавателя.

11. Работа, профессии - 5часов. Изучение нового словаря через показ преподавателя и воспроизведение. Прямой и обратный перевод готовых и самостоятельно составленных текстов. Деловая игра «Разрешите представиться».

12. Покупки, магазины, коммерция – 5 часов. Изучение нового словаря через показ преподавателя и воспроизведение. Прямой и обратный перевод готовых и самостоятельно составленных текстов. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

13. Животный мир – 3 часа. Изучение нового словаря через показ преподавателя и воспроизведение. Прямой и обратный перевод готовых и самостоятельно составленных текстов. Сюжетно-ролевая игра «В мире животных». Жестовое «озвучивание» телепередачи «В мире животных».

14. Одежда, обувь – 3 часа. Составление списка слов, необходимых для описания своего внешнего вида, одежды своей и товарищей. Соотнесение жестов описательного характера с предметами одежды. Игра «Кто это?».

15. Отдых, развлечения, путешествия, туризм – 4 часа. Изучение нового словаря согласно методике. Составление рассказов на жестовом языке о планах на летний отдых, представление их в группе. Встреча с неслышащими людьми Перевод на устную речь (обратный) их рассказов о летнем отдыхе.

16. Документы, почта, банк – 4 часа. Практическая работа с документами, ролевые игры «На почте», «В банке». Обыгрывание проблемных ситуаций при оказании помощи неслышащим людям.

17. Искусство, религия – 3 часа. Основные сведения по различным видам искусства и религиям. Перевод текстов из книг о людях искусства. Перевод выдержек из Библии. Сообщение о собственных предпочтениях в рамках темы.

18. Образование – 3 часа. Основные сведения по различным видам образования, образовательным учреждениям города, принимающим на обучение людей с недостатками слуха. Сообщение о себе «Мои планы на будущее».

19. Государства, страны, города – 3 часа. Изучение словаря по теме. Работа в парах для взаимных сообщений на тему «Где я побывал», «Где хочу побывать».

Оценка эффективности овладения учащимся программным материалом курса определяется:

· предоставлением видеоролика, где обучающийся сопровождает дикторский текст сурдопереводом;

· собеседованием с преподавателем данного курса на языке жестов или с представителем Красноярского регионального отделения ОООИ ВОГ.

 

Литература

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Галецкая Л.В. Программа курса по выбору для девятого класса «Тайны создания домашнего очага» с краткими методическими рекомендациями. / Практика административной работы в школе. – М.- 2006. - №1.

3. Гейльман И. Ф. Знакомьтесь: ручная речь. М., 2001.

4. Жесты. Словарь-справочник Красноярского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих». - Красноярск, 2005.

5. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. – М.: Владос, 2000.

6. Игнатенко А.А. Сборник упражнений и тестов. Санкт – Петербург, 2000.

7. Корвякова Л. П. Из опыта интегрированного обучения подростков с нарушениями слуха /Дефектология. – 2005, №5.

8. Маринина Р.Г. Книга жестов для неслышащих людей. – М.:ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004.

9. Осокина Л.М. профессионально – личностные качества переводчика жестового языка глухих. Цикл лекций. – Москва, 2004.

10. Организация коммуникативного пространства для детей с нарушениями слуха в условиях интегрированного обучения в общеобразовательной школе. Сборник статей. - Красноярск, 2006.

11. Технологии интегрированного обучения учащихся с нарушениями слуха в общеобразовательной школе (сборник статей). – Красноярск, 2007.

 


                                                                                                    

Приложение 1.

Методические рекомендации к изучению дактильной и жестовой речи

Приложение 2.

 

 

Программа курса «Говорящие руки»


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.