Характеристика опросника межличностных отношений — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Характеристика опросника межличностных отношений

2023-01-01 41
Характеристика опросника межличностных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На основе постулатов 1 и 3 В. Шутц создал опросник FIRO-B (Fundamental Interpersonal Relations Orientation). “В” (behavior) обозначает уровень, на котором проведено измерение. Опросник межличностных отношений (ОМО) является русскоязычной адаптацией FIRO-B. Опросник сконструирован так, чтобы было возможно:

а) предвосхитить поведение индивида в межличностных ситуациях;

б) предсказать социальные интеракции. С точки зрения последнего, опросник отчасти является исключительным среди личностных тестов: он позволяет произвести измерение не только личностных характеристик, но и, благодаря комбинации индивидуальных индексов, позволяет оценить отношения между двумя и более индивидами. Опросник предназначен для оценивания поведения в трех областях межличностных потребностей: 'включения (I), контроля (С) и аффекта (А). Внутри каждой области принимаются во внимание направление: выраженное поведение индивида (е), т. е. тестируемый оценивает в рамках оценочной шкалы интенсивность личностного поведения в данной области; поведение, требуемое индивидом от остальных (w), т.е. тестируемый выражает в рамках оценочной шкалы интенсивность поведения остальных по отношению к себе, которая является оптимальной для него..

Опросник состоит из шести шкал, сформированных на основе монотонно детермированной модели Гуттмана (1954), что предполагает, что они являются однокритериальными, совокупными и репродукционными.. Каждая шкала, в сущности, содержит одно утверждение, которое девятикратно повторяется с некоторыми изменениями, (см. табл.1). Опросник содержит 54 утверждения, каждое из которых требует от тестируемого, чтобы он выбрал один из ответов в рамках шестибалльной оценочной шкалы (см. приложение 1). В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по шести основным шкалам. 16

Таблица 1

НАЗВАНИЯ И СИМВОЛЫ ШКАЛ ОМО

(шесть основных шкал опросника)

ВКЛЮЧЕНИЕ' выраженное поведение

Ie — стремлюсь принимать остальных, чтобы они имели - интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности;

активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще' среди людей.,

требуемое поведение

Iw — стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились бы быть в. моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.

КОНТРОЛЬ выраженное поведение

Сe — пытаюсь контролировать и влиять на остальных;

беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.

требуемое поведение

Сw — стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.

АФФЕКТ выраженное поведение

Аe — стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.

требуемое поведение

Аw — стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились своими интимными чувствами. '

Оценки по этим шкалам — числа в промежутке от О до 9. Следовательно, результат выражается суммой;; шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (е+W) и противоречивости межличностного поведения'(е—W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большего количества членов.

Проведение опроса

При проведении опроса необходимо соблюдать все общие правила, которые способствуют созданию соответствующей атмосферы тестирования. Особенно необходимо, как и для всех личностных опросников, соблюдать принцип добровольности. Даже малейшее давление на тестируемого, чтобы он заполнил тест, значительно повышает возможность искажения результатов.

Письменная инструкция настолько проста, что обычно не нуждается в дополнительном объяснении. В случае необходимости можно показать испытуемому способ записи ответов.

Длительность тестирования не ограничена. Большей валидности и надежности результатов способствует спокойная атмосфера. Средний опрашиваемый отвечает на 54 утверждения в течение 15 минут.

Схожесть утверждений может вызвать у испытуемого впечатление, что в тесте скрыто что-то еще, что, на первый •взгляд, не очевидно, и возбудить в нем чувство угрозы. В таком случае возможен успокаивающий комментарий, заключающийся в пояснении соответствующей части инструкции.

- Опросник можно предъявлять и индивидуально. В этом случае нет необходимости, чтобы экспериментатор присутствовал. Тем не менее, наблюдение за индивидом в процессе тестирования может повысить его мотивацию и предоставить экспериментатору информацию о его отношении к тесту и ситуации тестирования.

Если тест проводится в группе, то присутствие экспериментатора необходимо для того, чтобы он мог убедиться, что инструкция всем ясна, и чтобы испытуемые не дискутировали между собой и не оказывали влияние друг на друга.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.