Глава 2. Операция «Rheinubung» глазами историков и современников. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава 2. Операция «Rheinubung» глазами историков и современников.

2023-01-01 26
Глава 2. Операция «Rheinubung» глазами историков и современников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание.

Содержание. 2

Введение. 3

Глава 1. Ход операции. 5

1.1. Оперативная директива. 5

1.2. Указания Лютьенса. 6

1.3. Охота за «Бисмарком». 7

1.4. Бой в Датском проливе. 8

1.5. Гибель «Худа». 10

1.6. Печальный конец операции. 11

1.7. Гибель «Бисмарка». 13

Глава 2. Операция «Rheinubung» глазами историков и современников. 15

2.1. Из мемуаров гросс-адмирала Эриха Редера. 15

2.2. Отрывки из книги С.У. Роскилла «Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй Мировой». 17

2.3. Оценка операции нейтральной стороной. 18

2.3.1. Из мемуаров Честера У. Нимица. 18

2.3.2.  Из мемуаров Н. Г. Кузнецова. 18

Глава 3. Причины провала операции «Rheinubung» и её возможные последствия. 21

3.1.1 Ошибки немецкого командования. 21

3.1.2. Другие факторы. 21

3.2. Возможные последствия. 23

Заключение. 24

Список использованной литературы. 25

Приложение 1. Сравнительные таблицы: «Бисмарк», «Худ» и корабли типа «Кинг Джордж V»; «Бисмарк» и корабли типа «Нельсон»; «Принц Ойген и тип «Норфолк». 26

1. «Бисмарк» и «Худ». 26

2. «Принц Ойген» и тип «Норфолк». 31

 


Введение.

Операция «Rheinbung» в случае успеха имела бы огромное влияние на итог Второй Мировой войны в целом и Великой Отечественной в частности, поскольку главной её задачей являлось ведение боевых действии против торговых конвоев союзников (то есть Британии, США и СССР). Вследствие успеха «Rheinbung» СССР мог недополучить большое количество поставок от своих союзников, поскольку ещё одной целью операции было установление контроля над северной и центральной частью Атлантического океана. Поскольку именно в Атлантике располагались основные пути морских поставок, то их захват силами Крингсмарине повлёк бы катастрофические для СССР и Британии последствия.

Исходя из актуальности темы мной были поставлены следующие цели:

1. На основе собранного материала составить перечень причин, из-за которых операция завершилась провалом;

2. Проанализировать возможные последствия после удачного завершения операции.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

1. Описать ход операции.

2. Используя мемуарную литературу показать, как операция оценивалась русским, немецкими, английским, американским современниками.

3.  Сравнить характеристики кораблей (вооружение, бронирование, ходовые).

Основными литературными источниками послужили:

1. Журнал «Бисмарк. История и легенда»;

2. Энциклопедия «Крингсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха» Роберта Джексона;

3. Материалы с сайта http://militera.lib.ru.

В достоверности материалов журнала «Бисмарк. История и легенда» можно не сомневаться, так как при тщательном разборе его материалов оказалось, что в нём в качестве источников используются не только архивные документы (как заверил издатель), но и выдержки из трудов зарубежных историков. Но есть один существенный минус: так как в центре повествования находится линкор «Бисмарк» необходимо привлекать дополнительные источники, дабы составить полную картину.

В энциклопедии Роберта Джексона подробно описывается весь немецкий флот. Однако до уровня подробности вышеуказанного журнала ей достаточно далеко.

Следуя современным тенденциям, в этой работе используются материалы, взятые из Интернета. Однако, даже если в их достоверности нет сомнении, в материалах множество ошибок, которые приходится достаточно долго править.

В первой главе описывается ход операции и подготовка к ней: от оперативной директивы до гибели «Бисмарка». Также достаточно подробно описана расстановка сил во время проведения операции.

Во второй главе приведены высказывания историков и военных деятелей об операции и их отношении к ней.

В третьей главе на основе приведённых материалов составляется список причин, по которым операция провалилась.

В четвёртой главе приводится перечень последствии, которые бы стали реальностью в случае успеха операции «Rheinubung».


Глава 1. Ход операции.

Оперативная директива.

 Введение директивы началось с восхваления так­тических и стратегических успехов линко­ров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» в период их действий зимой 1940/1941 года. Оперативной зоной для будущих операций крупных боевых кораблей Seegruppecommando выбрало Северную Атлантику, так как там находился «источник» снабжения англичан.

 Далее следовали указания: «Как можно раньше, насколько это возмож­но еще в период новолуния (конец апреля) использовать «Бисмарк» и «Принц Ойген» под руководством Командующего флотом (Гюнтера Лютьенса) для ведения боевых действий против коммуникаций в Атлантике. После завершения ремонтных работ к боевым действиям в Атлантике должен присоединиться «Гнейзенау». Запись о полнолунии говорит о том, что отдававший эти указания надеялся, что британцы еще не оборудовали свои корабли современным радаром - к сожалению, надежда оказалась не оправдавшейся. «Из донесений о послед­них действиях линкоров, соединение «Гней­зенау» с «Бисмарком» в одну группу казалось целесообразным, однако, до этого «Гнейзе­нау» должен был провести отвлекающий маневр районе между островами Зеленого Мыса и Азорскими островами. Тяжелый крейсер «Принц Ойген» следовало использо­вать для оперативного взаимодействия с «Бисмарком» и «Гнейзенау». В отличие от предыдущих указаний относительно совместных действий с линкором «Шарнхорст» (операция «Берлин»), целью этой боевой группы являлась также атака на защищенные конвои. Задачей «Бисмарка» было отвлечение кораблей защиты, чтобы остальные корабли группы могли атаковать защищаемые конвоем суда. Главной целью операции было также уничто­жение вражеского груза, а вступать в бой с боевыми кораблями врага следовало только в случае, если это было необходимо для выполнения главной задачи, и с мини­мальным риском. Операция планировалась на территории всей Северной Атлантики к северу от экватора, за исключением терри­ториальных вод (трехмильные зоны) ней­тральных государств. Командование групп - то есть командование группы West со штабом в Париже и командование группы Nord в Вильгельмсхафене - отвечало за оператив­ное управление операцией в своей зоне. Командующий флотом, которому на период всей операции подчинялись тактические группы подвод­ных кораблей, отвечал за всю операцию в целом».

6 апреля 1941 года часть опе­ративных инструкций уже устарела, так как участие «Гнейзенау» в операции оказалось невоз­можным: он был поврежден авиаторпедой: британский самолет захватил корабль врасплох во время маневра постановки на якорь. Укрытый маскировочными сетями линкор стоял в аванпорте из-за поврежде­ний, вызванных невзорвавшейся торпедой, когда торпедоносец типа «Бофорт» серьезно повредил его корму. Во время стоянки в сухом доке 10 апреля «Гнейзенау» получил очередные четыре попадания бомбами (легкие) во время ночного налета английских самолетов, и в результате был выведен из строя на долгие месяцы. Адмирал Редер назвал это «тяжелым ударом» для планируе­мой в Атлантике операции, так как ремонт корабля продлится, по крайней мере, до кон­ца октября. Такая оценка оказалась слишком оптимистической - «Гнейзенау» смог снова выйти в море только в январе 1942 года. По этой причине для запланированного перехо­да в Атлантику из четырех немецких линко­ров («Тирпиц» не был готов к боевым действиям, несмотря на то, что его командир имел на этот счет другое мнение) можно было использовать только один линкор - «Бисмарк».

Указания Лютьенса.

Сразу после того, как 2 апреля 1941 года Военно-морское командование выпустило оперативную директиву, командующий флотом Лютьенс подготовил оперативные указания для всей операции, а также конкретные задачи для Групп «Норд» и «Вест». В приказе Лютьенса от 22 апреля предстоящей опера­ции было присвоено кодовое название «Rheinubung».

Касательно предстоящих задач, контр-адмирал сообщил лишь, что это будет выход в Северную Атлантику через Бельт и Северное море, и атаки на конвои на этой трассе. В завершение боевая группа в составе линкора «Бисмарк» и крейсера «Принц Ойген», под защитой действующих в данном районе подводных кораблей "Гонцейнхейм" и "Кота Пенаг", с пятью тан­керами и двумя суднами снабжения должна была войти в порты на западном побережье Франции для пополнения боеприпасов и прочих запасов, а затем вернуться на роди­ну.

Детали операции, до момента входа в Атлантику, представила группа «Норд». Дальнейшие действия в Атлантике главнокомандующий Груп­пой «Вест» генерал адмирал Заальвахтер сформулировал так: «Командующий флотом должен действовать в рай­оне операции по собствен­ному усмотрению. «Принц Ойген» должен использо­ваться в тактической связке с «Бисмарком».     Специаль­ные задания выполнялись по распоряжению Группы «Вест» или командующего флотом... Если прибытие в Атлантику будет обнару­жено противником, то необходимо выбрать одно из следующих решений: продо­лжить операцию, сократить сроки ее выполнения или отменить операцию. Если сражение неизбежно, его необходимо вести наступательно». Если же в адрес командующего флотом звучали упреки относительно его оператив­ной идеи, то следует отметить, что много­кратно повторялось выражение «по усмотрению» - то есть в критических ситуа­циях судьба боевой группы зависела только от командующего флотом и его штаба.

  В ходе совещания адмирал Лютьенс подробно объяснил командирам свой план пер­вых дней операции «Rheinubung»: при благопри­ятной погоде боевая группа должна была не входить в Корс-фьорд у острова Бер­ген в Норвегии, а сразу направиться к танкеру «Вайсенбург» в Северное море для пополнения запасов топ­лива. Вражеские корабли поддержки и крейсеры можно было атаковать, но важнее всего было обеспечить безопасность боевой группы и максимальную продолжи­тельность ее действий в зоне операции.

Адмирал приказал довести до членов экипажа только то, что они «плывут к Северному морю». Затем адмирал приказал сохранять камуфляжную окраску до получения следующих распо­ряжений; палубные самоле­ты, принадлежащие флоту, должны были получать чет­кие указания в письменной форме, чтобы во время разведывательных полетов не проводили атак, а докла­дывали о вражеских кораб­лях, и при этом старались остаться незамеченными. В конце адмирал распоря­дился, чтобы корабли поодиночке шли к точ­ке «Punkt Grun 3» - мысу Аркона на острове Рюген, и там встретились 9 мая в 11.00.


 

Охота за «Бисмарком».

В полдень 18 мая со своего места у Морского вокзала отшвартовался 250-метровый линкор «Бисмарк» и взял курс на рейд в Гдыне.

 После обеда 20 мая 1941 года немецкая боевая группа прошла через минное заграждение и вошла впролив Скагеррак. Здесь корабли взяли курс на Корс-фьорд, расположенный южнее Бергена, к которому они подошли в первой половине следующего дня.

 Миновав маяк Марстейн, в 9.00 экипажи «Бисмарка» и «Принца Ойгена» приступили к работе, палубы заполнили моряки с ведра­ми с краской: штаб флота приказал закра­сить камуфляж из косых полос в серый цвет.

 В 19.30 21 мая якорь был поднят, и «Бисмарк» в режиме боевой готовности № 2 пошел на север к заливу Кальванес, где присоединился к «Принцу Ойгену» и эсминцам. С этого места боевая группа со скоростью 27 узлов ушла на север, прошла мимо Федьеосен и в 22.17 вышла в море.

 После выхода в море адмирал Лютьенс принял решение не встречаться с танкером «Вайссенбург», дрейфующим на севере Атлантики, поскольку запасы топлива были пополнены в Реуне-фиорде около Бергена.

 До некоторого времени всё происходило гладко, и казалось, что прорыву ничто не может помешать. Как оказалось это не так...

 Адмирал Тови развернул главные силы флота Метрополии в исландских водах, чтобы усилить крейсеры «Саффолк» и «Норфолк», патрулирующие Датский пролив. Ещё три крейсера перекрывали альтернативный путь между Исландией и Фарерскими островами.

 Как уже известно, 23 мая в 19.22 был обнаружен «Бисмарк». «Саффолк» отправил донесение и «сел» немцам «на хвост». Примерно через час к преследованию присоединился «Норфолк», ранее попавший под прицел орудии «Бисмарка», но успевший скрыться за дымовой завесой. С «Норфолка» передали донесение адмиралу Тови, основные силы которого находились в 600 милях к западу.

А в это время на немецких кораблях случилось непредвиденное: из-за сильных сотрясении вышел из строя носовой радар EM2, и группа по существу «ослепла». Но и манёвр перестройки едва не привёл к катастрофе: когда «Принц Ойген» прибавил скорость и повернул влево, на «Бисмарке» случилась авария руля и он начал разворот через правый борт. На «Принце Ойгене» моментально был отдан приказ на переложение руля на максимальный угол отклонения. Это дало нужный результат, несмотря на недопустимое отклонение. Однако немцы даже не подозревали, какой «сюрприз» их ждёт...

 24 мая после 5.30 утра наблюдатель на мар­се линкора «Принс оф Уэльс» первым заме­тил оба немецких корабля и моментально сообщил об этом. Все дальномеры и три башни 356 мм линкора повернули направо. Расстояние до немцев было еще слишком большим для того, чтобы начать обстрел.

Предварительный план вице-адмирала Холланда (идти на немцев встречным курсом с максимальной скоростью) не был реализо­ван, так как ночью крейсера потеряли контакт с противником. Холланд шел почти по траверзу немцев. У него были две возможности: продолжать идти в том же направлении и рисковать нарваться на поединок на параллельных курсах или сделать правый разворот и дер­жать свою группу под углом к врагу. Первый вариант казался вице-адмиралу неоп­тимальным, несмотря на то, что у его оперативной группы были большие преиму­щества с точки зрения тяжелой артиллерии, однако флагман должен был бы в течение длительного времени оставаться под обстре­лом снарядов, падающих под большим углом на таком большом расстоянии. Поэтому Холланд в 5.37 приказал изменить курс на 40°. Теперь его группа шла курсом 280°. Хотя скорость сближения немного увеличилась, из-за острого угла невоз­можно было использовать кормовые башни, что в результате значительно уменьшало собственную силу огня, а враг мог вести огонь всем бортом. Поэтому адмирал должен был сделать выбор между двумя вариантами и выбрал вариант, гарантирующий большую безопасность. В 5.49 Холланд второй раз приказал своей группе сделать правый разворот на 20°. Теперь корабли шли курсом 300° перпенди­кулярно «Бисмарку» и «Принцу Ойгену».

Бой в Датском проливе.

  Где-то через 30 секунд после «Худа» открыл огонь «Принс оф Уэльс». Командир Лич проигнорировал ошибочный приказ адмирала и после первого залпа начал стрелять по «Бисмарку». Он довольно-таки быстро понял ошибку командира эскадры и приказал направить свою артиллерию на «Бисмарка».

Залпы «Принс оф Уэльс» легли с большим переле­том. Однако один снаряд из шестого залпа попал в носовую часть «Бисмарка», но не взорвался и образовал два отверстия. Входное отвер­стие от вражеского снаряда 356 мм находилось над ватерлинией, но выходное отверстие - ниже уровня носового буруна. В то время, т.е. в 5.45 немцы еще не открыли ответный огонь.

  Со своего поста на мостике «Бисмарка» адмирал Лю­тьенс и командир Лидеманн наблюдали, как два враже­ских корабля подходят все ближе. Расстояние составля­ло 22 900 м, когда в 5.52 и 30 секунд британцы открыли огонь. Огромные вспышки свидетельствовали о том, что это орудия тяже­лой артиллерии крупных британских кораблей. Таким образом, «теория, что это крейсеры» была лишена оснований. Когда впереди идущий вражеский корабль спустя мгновение немного отвернул влево, его, наконец, удалось опознать. Это был легендарный «Худ», который на протяжении более 20 лет бороздил моря мира и стал легендой. В мол­ниеносном темпе эта информация пролетела по постам «Бисмарка». Орудийные расчеты ждали приказ открыть огонь. Однако приказ не поступал. По внутренней связи послышался голос I артиллерийского офицера Адальбер­та Шнайдера: «Прошу разрешения открыть огонь». Ответа не последовало. Спустя неко­торое время опять прозвучал его голос: «Враг открыл огонь» и добавил: «Залп врага ложится кучно». В ответ - тишина. И вновь, на этот раз более настойчиво: «Прошу разрешения открыть огонь». Казалось, что адмирал медлит. Наконец через 2,5 минуты с момента начала боя британцами, с мостика прозвучали слова: «Разрешаю открыть огонь».

В 5.59 «Принц Ойген» перенес огонь на второй корабль. Он вел стрельбу всем бор­том по находящемуся на расстоянии 16 000 м «Принс оф Уэльс», и уже первые снаряды легли близко к цели. В этом не было ничего удивительного - британские корабли по приказу Холланда шли очень близко друг к другу, и офицеру артиллерии «Принца Ойгена» достаточно было сделать лишь небольшую корректировку в наводке орудий. В журнале боевых действий тяжелого крейсера говорится о том, что в британский линкор попали два раза, и в результате на нем возник пожар.

Однако не только попадания и полыхающее на «Худе» пламя занимали мысли командора Лича на мостике его линкора. Беспокойство ему доставляла очень плохая боевая пози­ция. Только после приказа Холланда в 5.55 изменить курс, британцы заняли более выгодную позицию по отношению к врагу. Первые залпы «Принс оф Уэльс» по «Бис­марку» дали перелеты. Неблаго­приятные условия значительно усложняли артиллеристам их работу. Оба британских корабля ввиду своей конструкции считались экстремально «мокрыми», то есть при высоких волнах и больших скоростях (как в это утро) низкие носовые надстройки и башни постоянно заливались брызгами и фонтанами воды. В частно­сти, большой проблемой это было для «Худа», на котором главный дальномер установили не на носовом марсе, а позади второй башни тяжелой артиллерии. По этой причине оборудование не всегда могло обеспечить точные данные для прицельной аппаратуры. Чуть лучше ситуация была на «Принс оф Уэльс». Там по приказу Холланда выключили современный радар типа 284, из-за опасения обнаружения его немцами. Поэтому он не давал никаких данных. В результате, артиллерийскому офицеру пришлось надеяться только на данные, пере­даваемые от дальномера на главном посту командования. Однако все эти проблемы в 6.01 отошли на второй план, когда каза­лось, что на «Худе» творится настоящий ад. Британская группа делала правый разворот, чтобы взять курс 260°, когда на флагмане произошел мощный взрыв, и взметнулось огромное пламя, которое огненным шаром поднялось к небу. Что же произошло?

Гибель «Худа».

Когда третий снаряд «Бисмарка» попал в британский линкор, артиллерийский офи­цер Шнайдер перешел к активным действи­ям. В 6.00 из восьми стволов «Бисмарка» был выпущен пятый залп и отправлен на расстояние 15 000 м. Спустя 20 секунд, как и при предыдущем залпе, Шнайдер получил информацию, что есть накрытие. Два снаряда упали в воду вблизи «Худа», а, по крайней мере, один попал в цель. Сколько всего снарядов попало в цель - на сегодняш­ний день нет однозначного ответа. Возмож­но, что часть не взорвалась сразу, но пробила броню линейного крейсера. Вскоре оказалось, что все намного лучше, чем кажется: на глазах у Шнайдера разыгрывался настоящий ад. Огненный шар вырос между мачтами «Худа», корабль сотряс гигантский взрыв. Над линейным крейсером поднялся огромный огненный столб высотой 200-300 м, из которого вылетали фрагменты корабля - кормовая башня тяжелой артиллерии и часть грот-мачты. Линейный крейсер разломился на две части, в течение нескольких секунд носовая и кормовая части торчали вертикально из воды, прежде чем затонули. Офицеры, служившие долго, вспоминали сражение под Скаггераком 1916 года, в котором три английских линей­ных крейсера постигла такая же участь. Четвертый артиллерийский офицер, Буркард фон Мюлленгейм-Рехберг, который в это время находился на своем кормовом посту управления артиллерией, так описал эту сцену: «Сначала я вообще не увидел «Худа», на том месте, где он находился, вздымался огромный черный, почти до самого неба, столб дыма. Постепенно у основания этого столба дыма я рассмотрел нос линкора, повернутый вверх под углом - признак того, что «Худ» разломился на две части. Потом я увидел что-то невероятное: в такой ситуа­ции, когда для корабля наступил конец, сверкнула оранжевая вспышка выстрела из его носовых орудий. Корабль произвел последний залп, а я испытал чувство уваже­ния к находившимся там морякам, которые сражались до последнего». Такая оценка была дана британскому боевому духу, однако, здесь наблюдатель серьезно ошибся. Другой наблюдатель на «Бисмарке» рассказал следующее: «То, что мы увидели, невозможно было себе представить, обладая даже самым необуз­данным воображением, мы остолбенели. Внезапно «Худ» разломился на две части. Тысячи тонн стали взлетели на воздух... Дистанция в этот момент составляла около 180 гектометров (1 гектометр = 100 м). Несмотря на это казалось, что огненный шар, образовавшийся там, где находился «Худ», совсем рядом, и его можно даже коснуться рукой. Я на мгновенье закрыл глаза... Казалось, что нас настиг ураган, каждой нервной клеткой я ощущал давление ударной волны. Я желал только одного - чтобы моим детям не довелось увидеть ничего подобного».

Согласно приказу вице-адмирала Холланда, «Принс оф Уэльс» с самого начала сражения был как бы тенью флагмана. Адмирал оба своих корабля считал тактическими и, тем самым, значительно ограничил свободу маневров линкора «Принс оф Уэльс». Когда «Худ» затонул, линкор шел за ним в кильватере, чуть правее, но чтобы не натолкнуться на обломки погибшего флагма­на, ему пришлось немного изменить курс. Благодаря этому маневру ему удалось избежать худшего, и корабль прошел через место гибели «Худа». Капитан Лич и его экипаж защищались всем, что имелось под рукой, а этого было не много, так как одно орудие четырехорудийной носовой башни было повреждено еще в самом начале сражения. Из-за механических неполадок периодически заедало и второе орудие. В среднем, полный залп теперь состоял из семи снарядов. Кроме того, были проблемы с наводкой, так как оба механизма управле­ния огнем не работали. Несмотря на это, орудийные расчеты продолжали стрелять и давали мужественный отпор обоим немец­ким кораблям.

Принимая во внимание описанные повреж­дения, собственную слабость и технические проблемы, неудивительно, что в 6.13 командир Лич принял чреватое последствиями решение. Он приказал резко повернуть на юго-восток, поставить дымовую завесу и хотел прекратить бой. У него уже не оставалось никаких надежд на успех, и он не хотел подвергать жизнь своих людей и свой корабль опасности. И, хотя впоследствии многие британские патриоты считали иначе, это было единственное правильное решение. В то время как «Принс оф Уэльс» начал уходить от врага и ставить дымовую завесу, вышла из строя тележка для транспортировки снарядов кормовой четырехорудийной башни. Однако Лютьенс не спешил преследовать врага. Почему?[1]   

Печальный конец операции.

В бою «Бисмарк» получил серьёзные повреждения и Лютьенс решил вести “Бисмарк” на ремонт во французский порт Сен-Назер, откуда после ремонта он мог беспрепятственно выйти на просторы Атлантики. Однако, как показали дальнейшие события, такое решение не принесло положительных результатов.

 Бринкманн не получил от Лютьенса никаких инструкций относительно дальнейших действий. Тяжелый крейсер мог вернуться в Норвегию, встретившись предварительно с северной группой танкеров, или же попытаться идти на юг, к двум другим судам снабжения. На "Ойгене" оставалось уже менее половины полного запаса топлива (около 1250 куб.м). После долгих колебаний командир выбрал южный маршрут, надеясь теперь на скорость своего корабля. Вступая в зону более хорошей погоды, следовательно, большей видимости, Бринкманн считал, что сможет раньше обнаружить преследовате­лей и вовремя отвернуть. Недостатком являлось большое удаление танкеров, ближайший из которых, "Эссо Гамбург", находился в 1200 милях к югу.

Судьба на этот раз оказалась на стороне "Принца". Англичане обнаружили его отсутствие при "Бисмарке" только на следующий день, когда тяжелый крейсер был уже далеко. Вместо того чтобы отвлечь британские силы от своего флагмана, он по сути дела сам воспользовался тем, что противник затягивал петлю вокруг "Бисмарка", оставшись вне кольца окружения. 26 мая произошла благополучная встреча с заправщиком "Шпихерн" - весьма своевременная, поскольку в танках оставалось только 480 т нефти, из которых 300 нельзя было использовать. После встречи "Ойген" имел почти 2500 тонн - достаточно, чтобы приступить к рейдерским действиям. Однако Бринкманн не спешил, потратив еще один день на рандеву с "Эссо Гамбург", с которого пополнил боезапас своих 105-мм зенитных пушек. Окончательно похоронило планы атаки конвоев из Канады сообщение командования группы "Запад" о том, что "пять линкоров следуют на большой скорости юго-западным курсом": Командир крейсера решил спуститься еще южнее, на линию Нью-Йорк-Лиссабон. И тут последовало сообщение о конце "Бисмарка". Хотя его последнее сражение произошло далеко к северу, а участвовавшие в погоне британские силы имели топливо на исходе, угроза для "Ойгена" (на котором к тому же не знали истинного положения и состояния поисковых групп противника) значительно возросла. К моральному давлению обстоятельств добавились традиционные неприятности с машинной установкой. Главный паропровод между котельными отделениями №1 и №2 дал течь, давление пара снизилось, и левая турбина не могла развить полных оборотов, тогда как правая также не развивала полной мощности, скорее всего из-за того, что ее винт оказался поврежденным льдом еще при проходе Датским проливом. Насосы системы охлаждения не справлялись со своей задачей; наблюдалась утечка пресной воды для котлов, и, наконец, левая турбина встала окончательно. Хотя повреждения удалось временно исправить, скорость рейдера не превышала теперь 28 узлов. В последний день мая Бринкманн полностью отказался от борьбы на коммуникациях и направил свой корабль в Брест. 1 июня его встретили эсминцы 5-й флотилии, и в тот же день "Принц" благополучно прибыл в порт.

Итоги "Учений на Рейне" оказались весьма плачевными. Крейсер пробыл в море 2 недели, двигаясь почти все время высокой скоростью; он сжег 6500 кубометров топлива и прошел 7 000 миль - и все без какого-либо результата, если не считать 3 или 4 снарядов, попавших в тяжелые корабли противника в бою в Датском проливе. Помимо гибели "Бисмарка", немцы лишились 4 судов снабжения, обеспечивавших поход и затопленных или захваченных англичанами. И в завершение всего, "Ойген" попал в своеобразное "заключение" во французском порту[12].

Гибель «Бисмарка».

27 мая в 08:00 утра «Родней» и «Кинг Джордж V» подошли к «Бисмарку» на расстояние 21 морской мили (39 км). На тот момент видимость была только 10 морских миль (19 км) и волнение моря достигало 4—5 баллов. Ветер дул с северо-запада, по силе равный 6—7 баллам. «Родней» держался курса на север так, чтобы вести огонь по «Бисмарку» с достаточной дистанции, в то время как «Кинг Джордж V» принял в сторону.

Огонь был открыт в 08:47. «Бисмарк» ответил огнём, но его неспособность уклоняться и крен негативно влияли на точность стрельбы. Низкая скорость (семь узлов) также сделала корабль лёгкой целью для тяжёлых крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир», объединивших свою огневую мощь. В 09:02 8-дюймовый (203-миллиметровый) снаряд с «Норфолка» поразил главный дальномерный пост на фок-мачте. При этом был убит офицер Адальберт Шнейдер, награждённый Рыцарским Крестом в ранние часы того же самого утра за участие в потоплении «Худа». В 09:08 406-мм снаряд с «Родней», поразив обе носовые башни «Бисмарка», «Anton» и «Bruno», выведя из строя последнюю. Одновременно другим попаданием разрушило передовой контрольный пункт, убив большинство высших офицеров. Кормовые башни корабля «Caesar» и «Dora» продолжали стрельбу на близкой дистанции, но попаданий не добились.

В 09:21 «Dora» была подбита. Команде «Anton» удалось произвести один последний залп в 09:27. В 09:31 «Caesar» дала свой последний залп и тогда же вышла из строя. Близкие разрывы снарядов этого залпа повредили «Родней», заклинив торпедные аппараты. Огонь «Бисмарка» в ходе всего сражения был сосредоточен на «Родней», возможно, в надежде на достижение успеха, подобного достигнутому в противостоянии с «Худом». Когда адмирал Гернси наблюдал это, он заметил: «Слава Богу, немцы стреляют по „Роднею“».

После 44 минут боя тяжёлые орудия «Бисмарка» смолкли. «Родней» подошёл на дальность прямого выстрела (приблизительно 3 км), в то время как «Кинг Джордж V» продолжал стрельбу с большего расстояния.

«Бисмарк» не спускал боевого флага. Британцы не испытывали желания оставить «Бисмарк» в покое, но и тот не подавал признаков сдачи, несмотря на неравную борьбу. Запасы топлива и снарядов британской эскадры были невелики. Это создавало дополнительные трудности для линейных кораблей. Однако когда стало очевидно, что их враг не сможет достигнуть порта, «Родней», «Кинг Джордж V» и эсминцы были отозваны домой. Крейсерам было приказано добить «Бисмарк» торпедами. «Норфолк» использовал свои последние торпеды, подключившийся атаке «Дорсетшир» выпустил три 533-мм торпеды, которые поразили «Бисмарк» на короткой дистанции.

Верхняя палуба линейного корабля была почти полностью разрушена, но его машины всё ещё функционировали. Иоганн Ганс Циммерман (кочегар котельного отделения «Бисмарка») рассказывает о забортной воде, подступавшей к линии подачи топлива к котлам, что заставило механиков уменьшать скорость до семи узлов, опасаясь взрыва.

Был отдан приказ открыть кингстоны и покинуть корабль. Многие из команды прыгали за борт, но с нижних палуб только нескольким морякам удалось выбраться живыми. Капитан Лидеманн считался убитым со всеми офицерами после того, как мостик был поражён 16-дюймовым (406-миллиметровым) снарядом. Неясно также, он ли отдавал приказ покинуть судно или же нет. В то же время некоторые из спасшихся членов команды настаивали, что видели капитана живым, добровольно оставшимся со своим идущим ко дну кораблём.

«Бисмарк» ушёл под воду, перевернувшись вверх килем в 10:39 тем утром. Некоторые из членов команды не делали попытки отплыть подальше, но карабкались на днище и ушли под воду вместе с кораблём, с поднятыми для приветствия руками. Не зная его судьбы, Группа «Запад» — немецкая командная база — продолжала посылать сигналы на «Бисмарк» ещё несколько часов, пока агентство «Рейтер» не сообщило в новостях из Великобритании — «корабль потоплен». В Великобритании, в Палате общин, сообщили о потоплении «Бисмарка» в тот же день. Крейсер «Дорсетшир» и эсминец «Маори» остались, чтобы спасти оставшихся в живых, но из-за тревоги, сыгранной с появлением немецкой субмарины, покинули место битвы, сумев спасти 110 моряков «Бисмарка» и бросив остатки команды в воде. Следующим утром U-74 и немецкое метеорологическое судно «Заксенвальд» (нем. Sachsenwald) подобрали 5 оставшихся в живых. Всего из 2200 человек команды «Бисмарка» погибло 1995.

После этого боя Джон Тови написал в своих мемуарах: «„Бисмарк“ дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого Флота, и он ушёл под воду с поднятым флагом». Адмирал хотел сказать это публично, но Адмиралтейство возразило: «По политическим причинам важно, чтобы ничего из чувств, выраженных Вами, не было предано гласности, однако мы восхищаемся героической схваткой».

Вопрос о причинах, вызвавших гибель корабля, до сих пор является предметом дискуссий[12].


Другие факторы.

Также не стоит забывать и о Британии, её разведке и её могуществе в Атлантике, что также оказало влияние на итоги операции.

  Поскольку адмирал Тови достаточно быстро узнал о боевой группе, то он успел принять меры по перехвату немецких кораблей. Однако в этом есть заслуга не только британской разведки, но и участников Сопротивления. Например, первая информация пришла из Швеции. А после участник Сопротивления в Норвегии передал короткое сообщение о двух немецких кораблях.

Также следует учесть и технический фактор. Как уже ранее упоминалось, на «Бисмарке», в ходе манёвра перестройки, вышел из строя руль, что едва не привело к катастрофе. Это и определило дальнейшее развитие событий.

Также следует сказать, что запись в директиве, говорящая о полнолунии, подразумевала, что англичане не успели модернизировать свои радары. Однако радары были модернизированы в начале мая, а выход на операцию произошёл в середине мая, соответственно это также повлияло на исход операции, поскольку возможность обнаружения оперативной группы повысилась, а возможность устранить возможных преследователей понизился.

Ещё одним фактором является эмоциональный настрой команды «Бисмарка». После победы над «Худом» команда линкора пребывала в радостном возбуждении, вместо того, чтобы осознать то, что теперь британцы будут использовать любую возможность для уничтожения боевой группы. Всё это и вылилось в печальный итог.

Но всё это относится к гибели «Бисмарка». Здесь также сам собой возникает вопрос: а зачем Лютьенс вообще вступил в бой? Что он планировал этим добиться? Можно было уйти от боя, скрывшись за дымовой завесой и избежать повреждений. Однако Лютьенс отверг этот вариант, Почему? Можно только дискутировать. Однако можно констатировать, что гибель «Бисмарка» являлась прямым следствием боя в Датском проливе.  

Также следует учитывать и внезапность. Она была утеряна немцами, так как противник знал о всех их передвижениях, а они ни о чем не знали.


Возможные последствия.

Последствия могли быть самыми разными, но все они были катастрофическими для СССР, США и Британии. Вот их перечень:

1. Потеря контроля над Атлантикой.

Для британцев это было бы настоящей катастрофой, так как это бы пошатнуло их престиж на международной арене (причем, весьма сильно) и перерезало единственный торговый путь, связывающий её с США.

2. Прекращение поставок по ленд-лизу.

Поскольку второе последствие прямым образом проистекает из первого, следовательно, если бы после завершения операции «Бисмарк» и «Принц Ойген» вернулись бы в Брест, то представлялось возможным их использование против торговых конвоев, совершающих поставки по ленд-лизу.

3. Возможное поражение в Великой Отечественной войне.

Этот вывод также взаимосвязан с предыдущим, так как прекращение поставок по ленд-лизу вызвало бы дефицит техники и боеприпасов в советской армии и привело бы к поражению на отдельных направлениях, а также к использованию немецких кораблей в качестве осадных орудии при сражении в приморских портовых городах.

4. Уменьшение тоннажа торгового флота.

Это также было чревато катастрофой, ведь вместе с уменьшением численности торгового флота увеличивались расходы на его содержание и вооружение. Также уничтожался ценный груз, который потом оказывался на дне океана. Вместе с этим наносился вред окружающей среде, так как не все грузы были безопасны.

5. Затягивание Второй мировой.

Поскольку СССР мог не получить поставки по ленд-лизу, то произошло бы затягивание Великой Отечественной, а вместе с ней и Второй мировой, что привело бы к катастрофе, массовому голоду и полной экономической разрухе.

Самым важным последствием является проигрыш войны. В случае победы Германии в войне, вся Европа оказалась бы под диктатурой Третьего рейха. Продолжилось бы выкачивание ресурсов из захваченных земель, вывоз «белых рабов». И при удачном стечении обстоятельств, освободившись от власти нацистов, мировая экономика находилась бы в ужасающем состоянии.

 


Заключение.

 На основе собранного материала можно сделать следующие выводы:

1) Некоторые решения как командующего операцией, так и Крингсмарине были достаточно спорными, так как на некоторые позиции существовало несколько взглядов. Например, на вопрос о месте прорыва могло быть и третье мне


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.