Философские представления о социальных качествах человека — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Философские представления о социальных качествах человека

2022-12-30 131
Философские представления о социальных качествах человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к зачёту

1. Социальные науки. Специфика объекта их изучения.

2. Философские представления о социальных качествах человека.

3. Специфика и структура человеческой деятельности. Деятельность и мышление.

4. Потребности, способности и интересы.

5. Три подхода к проблеме свободы.

6. Проблема смысла жизни (три подхода).

7. Потребности, способности и интересы.

8. Проблема познаваемости мира.

9. Мировоззрение. Типы мировоззрения.

10. Общество как система. Специфика общественных отношений.

11. Общество и природа.

12. Проблема общественного прогресса и его критериев.

13. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

14. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.

15. Цивилизация и формация.

16. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

17. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления.

18. Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная.

19. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

20. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.

21. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества.

22. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор.

23. Религия как феномен культуры.

24. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире.

25. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.

26. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен.

27. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

28. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие.

29. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.

30. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок.

31.  Основы налоговой политики государства. Виды налогов.

32. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг.

33. Функции государства в экономике.

34. Понятие ВВП и его структура.

35. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

36. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов.

37. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.

38. Понятие социальной структуры.

39. Классовый подход и теория социальной стратификации.

40. Социальная мобильность.

41. Понятие нации.

42. Гражданское общество.

43. Партии в демократическом обществе.

44. Демократия и тоталитаризм.

45. Формы правления и типология государств.

46. Понятие личности. Личность, индивид, индивидуальность.

47. Истина и её критерии.

48. Выборы и партии.

49. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

50. Система права: основные институты, отрасли права.

51. Частное и публичное право.

52. Основные формы права.

53. Право в системе социальных норм.

54. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

55. Административное право и административные правоотношения.

56. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

57. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.

58. Семейное право и семейные правоотношения. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Правовые отношения родителей и детей.

59. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги.

60. Гражданское право и гражданские правоотношения.

 

Урок № 2

Философские представления о социальных качествах человека

Бинарная природа человека

Урок № 3

Деятельность и мышление

Специфика деятельности

Структура деятельности

Деятельность включает в себя цель, средства,

Субъект (тот, кто осуществляет деятельность),

Объект (тот, на кого деятельность направлена), и результат.

Субъектом может быть как один человек, так и группа людей, государственное учреждение, и т. д. Объектом может быть природа, другой человек, какая-либо сфера общественной жизни, и т. д.

Виды деятельности:

- Труд – преобразование человеком окружающей среды;

- Игра – имитация реальных действий;

- Учение - приобретение ЗУН;

- Творчество – создание качественно новых, ранее не существовавших ценностей.

 

Урок № 4

Понятие личности

Индивид Индивидуальность Личность
Особь, каждый самостоятельно существующий организм  Неповторимое своеобразие отдельного индивида Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества

Личность – существо становящееся.

 

Становление – философская категория, характеризующая противоречивый процесс формирования какого-либо субъекта или явления.

Какой смысл мы вкладываем в понятие «существо становящееся», говоря о личности?

Многообразие мира общения

Общение является сущностной характеристикой человека.

БУБЕР (Buber) Мартин (Мардохай)(1878-1965), еврейский религиозный философ и писатель, близкий к экзистенциализму. Жил в Германии (до 1933) и Израиле. Центральная идея философии Бубера — бытие как «диалог» (между богом и человеком, между человеком и миром).

ВЫВОД:

ВЫВОД: Когда я говорю основное слово Я – ОНО, то другой человек для меня – вещь среди вещей. Когда я говорю основное слово Я – ТЫ, то другой человек становится для меня самым главным в мире, я начинаю смотреть на мир его глазами.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

1. Какой смысл вкладывает писатель в слово «приручить»?

2. Как понимать слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»?

Долго шел Маленький принц через пески, скалы и снега и, наконец, набрел на дорогу. А все дороги ведут к людям.- Добрый день, - сказал он.Перед ним был сад, полный роз.- Добрый день, - отозвались розы.И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.- Кто вы? - спросил он, пораженный.- Мы - розы, - отвечали розы.- Вот как... - промолвил Маленький принц. И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!"Как бы она рассердилась, если бы увидела их! - подумал Маленький принц. - Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и менятоже..." А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть,навсегда... какой же я после этого принц..."Он лег в траву и заплакал.

XXI

Вот тут-то и появился Лис. - Здравствуй, - сказал он. - Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел. - Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней... - Кто ты? - спросил Маленький принц. - Какой ты красивый! - Я - Лис, - сказал Лис. - Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так грустно... - Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен. - Ах, извини, - сказал Маленький принц. Но, подумав, спросил: - А как это - приручить? - Ты не здешний, - заметил Лис. - Что ты здесь ищешь? - Людей ищу, - сказал Маленький принц. - А как это - приручить? - У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! Иеще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур? - Нет, - сказал Маленький принц. - Я ищу друзей. А как это -приручить? - Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает: создать узы. - Узы? - Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мыстанем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... - Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Была однароза... наверно, она меня приручила... - Очень возможно, - согласился Лис. - На Земле чего только небывает. - Это было не на Земле, - сказал Маленький принц. Лис очень удивился: - На другой планете? - Да. - А на той планете есть охотники? - Нет. - Как интересно! А куры есть? - Нет. - Нет в мире совершенства! - вздохнул Лис. Но потом он вновь заговорил о том же: - Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебязолотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру... Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал: - Пожалуйста... приручи меня! - Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи. - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! - А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц. - Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе... Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место. - Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды. Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья. - Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис. - Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил... - Да, конечно, - сказал Лис. - Но ты будешь плакать! - Да, конечно. - Значит, тебе от этого плохо. - Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья. Он умолк. Потом прибавил: - Поди, взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок. Маленький принц пошел взглянуть на розы. - Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете. Розы очень смутились. - Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не васнакрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя. И Маленький принц возвратился к Лису. - Прощай... - сказал он. - Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. - Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.   - Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. - Потому что я отдавал ей всю душу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. - Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу. - Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. И вот ещё одна история о понимании. Прочтите её и подумайте: что дало возможность врагам понять друг друга?

Однажды, в зимние дни конца 1943 года, когда холод сковал тундру и скалы Кольского полуострова, а австрийские горные егери генерала Дитла, воевавшие здесь, замерзали в своих каменных убежищах, русские разведчики притащили из вражеского тыла здоровенного рыжего верзилу — майора. Фамилия его начиналась с приставки «фон». На допросах он молчал, презрительно глядя на своих противников с высоты своего двухметрового роста. Можно предположить, о чем он думал: «Ничего не скажу этим варварам Востока! Что за наглые рожи! И по-немецки как следует говорить не умеют! И воняет от них перегаром! Троглодиты!!! Ничего им не скажу!».

Его допрашивали много раз, лупили, но безуспешно. Наконец, кто-то из переводчиков, устав, решил обратиться к Дьяконову, которого недолюбливали: пусть этот «штатский интеллигент» попробует, но наверняка немец ничего ему не скажет, если уж нам не сказал...

Игорь Михайлович предложил немцу закурить и, помолчав, спросил его: «Кем Вы были до войны?». Тот удивился: немецкий язык этого русского был безупречен... Он процедил сквозь зубы, совсем не уверенный, что этот варвар поймет: «Филологом». — «Да? А чем же Вы конкретно занимались?» — «Языком времен готов». Дьяконов был взволнован. Давно-давно, в детстве, ему с братом попалась рукопись стихотворения готских времен из библиотеки отца. Это стихотворение не было опубликовано, о нем знали только узкие специалисты, человек восемь-десять на всем земном шаре. С трудом вспоминая, Дьяконов стал декламировать готские стихи. Вот уже иссякает то, что он помнил, вот уже приходит к концу последняя строфа... И вдруг верзила-немец словно сломался, согнулся, опустил голову, и крупные слезы покатились из его глаз.

— Как! Здесь, в этой ледяной стране, среди этих скал, среди диких варваров, и Вы это знаете? Это невозможно! Совсем невозможно!

Он обнял Дьяконова, несколько минут приходил в себя, переживая крушение своих представлений о русских, о мире, а потом заговорил, заговорил и заговорил...

Оказалось, он был специальным посланником Верховного командования немецкой армии, командированным в штаб генерала Дитла с важными приказами. Тотчас же, на самолете, его отправили в Москву. Переводчики пристали к Дьяконову с расспросами, как сумел он добиться такого успеха? Но понять это им было не дано, так же, как многие не понимают, почему русские победили немцев в этой страшной войне.

ВЫВОД:

Урок № 5

Социализация личности

Понятие и специфика процесса социализации;

Социализация - (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные процессы, влияющие на ее формирование.

Стадии процесса социализации или жизненные циклы: детство, юность, зрелость и старость.

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так

называемых агентов и институтов социализации.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение

других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных

социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной

социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.).

Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют

важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации

оказывают менее важное влияние.

Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс

социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также

подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль.

Типы социального поведения

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не

соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут

иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу.

Совокупность преступных действий индивида – делинквентное (буквально - преступное) поведение. Девиантное и делинквентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям.

Ценности и нормы

Ценности – социальные определения объектов окружающего мира, отражающие их положительные или отрицательные значения для человека и общества.

Классификация ценностей

- социальные ценности — общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни;

- личностные ценности — идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения.

Ценности носят исторический характер. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм.

Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают

условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей

людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых

или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению

к групповым ценностям.

Социальные нормы

Формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), называются общественными отношениями. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Результатом таких противоречий становятся возникающие между членами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативноерегулирование, т. е. регулирование отношений между людьми в обществе при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт».

Нормы могут быть разными — естественными,

техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп,

являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Социальные нормы  - общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом

сознательной деятельности людей. Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной субъект сохраняет свою сущность, остается самим собой.

Особенности социальных норм

- складываются исторически;

- закреплены и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах;

- в той или иной мере являются обязательными для исполнения;

- имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Типология социальных норм:

Урок № 6

Творчество

Урок № 7

Вопросы для закрепления материала

Ступени познания

Чувственное познание - познание с помощью органов чувств.

Формы чувственного познания:

Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов.

Восприятие – формирование целостных образов предметов и их свойств.

Представление - сохранение в сознании чувственного образа воспринимаемого предмета.

Рациональное познание - познаниеспомощьюразума. Используетсяанализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование.

Формы рационального познания:

Понятие –форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Суждение - форма мышления, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение - получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления.

Результаты чувственного познание - закрепляются в сознании в виде образов.

Рациональное познание - результаты закрепляютсяв знаковых формах и системах.

В познании важную роль играет интуиция способность человека к постижению истины без обоснования с помощью доказательств.

Проблема соотношения чувств и разума в познании

Со времён античности в философии шёл спор о соотношении чувств и разума в познании. В Новое время, когда формировалась современная наука, этот спор приобрёл особую остроту. Философы разделились на сенсуалистов и рационалистов.

Направление в философии Представители Основные идеи
Сенсуализм Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, Дж. Беркли, Д. Юм. «Нет ничего в разуме, чего не было бы ранее в чувствах»
Рационализм Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц. «Нет ничего в чувствах, чего не было ранее бы в разуме»

 

Проблема познаваемости мира

Существует направление в философии, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Это направление называется агностицизм, а его представители – агностиками (от греч. agnostos — недоступный познанию).

Агностики утверждали, что тела – это «комплексы ощущений». Другой их тезис: «Существовать – значит, быть воспринимаемым».

Проблема истины и её критериев

Истина:

- Соответствие мыслей человека окружающей действительности.

- Соответствие полученных знаний объекту познания.

- По содержанию – объективна, не зависит от человека.

- По форме – субъективна.

- Абсолютная – раз и навсегда установленное знание о предмете.

- Относительная – ограниченное знание, которым обладает человек на данном этапе развития.

- Критерий истины - практика (от греч. praktikos — деятельный, активный) - целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности.

Понятие мировоззрения

Мировоззрение (миросозерцание) - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения людей, их идеалы, принципы познания и деятельности.

Типы мировоззрения:

житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды на мир и человека;

религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;

философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает новые мировоззренческие ориентации;

Научное мировоззрение.

Носители мировоззрения — личность и социальная группа.

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.

Самостоятельная работа

1 вариант

1. В каком смысле истина объективна по содержанию и субъективна по форме?

2.Как взаимосвязаны абсолютная и относительная истина?

 2 вариант

1. Чем научный прогноз отличается от пророчества или прорицания?

2. В каком смысле личность является носителем мировоззрения?

Урок № 10

Урок № 11

Общество и природа

Общество – это отделившаяся от природы, но не утратившая с ней связи часть материального мира. Общество является результатом развития природы. Выделившись из нёе, общество:

· берёт из природы ресурсы;

· темпы и условия развития общества во многом определяются условиями окружающей среды (особенно на ранних стадиях развития общества).

Урок № 12

Многовариантность общественного развития

Самостоятельная работа

Урок № 13

Самостоятельная работа

1. Какой из типов общества, с точки зрения Белла, является исторически самым первым? (Традиционное общество).

2. Каков характер развития традиционного общества, сточки зрения Тоффлера? (Циклическое).

3. Какой из типов общества, с точки зрения Белла, предполагает господство над природой в соответствии с её законами? (Постиндустриальное).

4. Для какого из типов общества, с точки зрения Тоффлера, характерен индивидуализм? (Современное).

5. Кто из учёных считает, что целью индустриального общества является производство товаров массового потребления? (Белл).

Урок № 19

Понятие о культуре

Это понятие связано с понятием духовной жизни общества.

 Под духовной жизнью философы-марксисты обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке и являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Элементы духовной жизни: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности.

В свою очередь, понятие духовной жизни общества тесно связано с понятием духовного производства – производства сознания в особой общественной форме, осуществляемого специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом.

 Продукты духовного производства: идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а также сами индивиды и складывающиеся между ними общественные связи.

Цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности.

Отличительная особенность духовного производства - его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Виды духовного производства: наука, искусство и религия.

Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Культура, как и общество, артефактична, но культурные артефакты созданы из природного материала.

В узком смысле культура - это те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.

В широком смысле культура общества - это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру.

1. Ф. Ницше - человек по своей природе — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабощения человека.

2. И. Г. Гердер - культура - средство облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. Этапы развития культуры - это ступени прогрессивного развития человечества.

3. Культура как игра (Й. Хёйзинга)

Урок № 24

Наука и её роль в обществе

Наука - теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция.

Социальные функции науки:

а) наука познает и объясняет устройство мира и законы его развития;

б) наука помогает человеку выстроить знания о мире в целостную систему, т. е. выработать своё мировоззрение;

в) при помощи научных моделей учёные могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению;

г) наука является непосредственной производительной силой общества.

Влияние общества на науку

1. Потребности развития общества определяют проблематику научных исследований.

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества.

Наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она, тем не менее, развивается по своим внутренним законам. Существует закон «развития науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний.

Урок № 26

Образование как способ передачи знаний и опыта

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению или по совершенствованию знаний, умений и навыков.

Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Функции образования:

1) создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы;

2) сохранение и передача культурного достояния общества из поколения в

поколение.

3) социализация человека.

Виды образования: начальное, среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее.

Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной

образовательной политики.

Принципы государственной образовательной политики в РФ:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитие;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования

национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) светский характер образования в государственных учреждениях;

7) свобода и плюрализм в образовании;

8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием и

самостоятельность образовательных учреждений.

Основные направления реформы образования:

а) демократизация системы обучения и воспитания;

б) гуманитаризация и гуманизация процесса образования;

в) компьютеризация процесса образования;

г) интернационализацию процесса образования.

 


[1]Современная экономическое взаимодействие интеграция характеризуется усилением интеграционных процессов в экономике, развитием международной торговли, формированием международных валютных зон. Огромную роль в глобализации мировой экономики играюттранснациональные корпорации -компании, действующие на территории

 нескольких стран, и использующие выгоды от разницы в уровне заработной платы, низкой активности профсоюзов.

[2]Классыобщественные - относительно устойчивые группы социальные, имеющие общие интересы и ценности (напр., крестьянство, рабочий класс, буржуазия, средний класс и др.). Концепция классов и классовой борьбы получили распространение в Европе в 19 в. (Сен-Симон, О. Тьерри, Ф. Гизо и др.). К. Маркс и Ф. Энгельс связывали существование классов с определенными способами производства, считали борьбу классов движущей силой истории и отводили пролетариату историческую миссию насильственного ниспровержения буржуазии и создания бесклассового общества (см. Марксизм, Социализм). В социологии выдвигаются разные критерии деления общества на классы и социальные группы (возрастные, экономические, профессиональные, система прав и обязанностей, социальный статус и др.) В современном обществе в процессе социальной дифференциации и интеграции, связанной с разделением общественного труда, отношениями собственности и другими факторами, образ


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.