Хула не ограничивается словами. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Хула не ограничивается словами.

2022-12-30 67
Хула не ограничивается словами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ХУЛА

 

 

‘Абд аль-Малик бин Мухаммад аль-Касим

 

 

Содержание:

 

• Введение

• Запрещение хулы и веление сдерживать язык

• Определение хулы

• Хула не ограничивается словами

• Виды хулы

• О том, что побуждает к злословию

• О том, какая хула является дозволенной

• Искупление за хулу

• Жемчужины из слов наших праведных предшественников

• О том, как следует избавляться от обыкновения злословить о людях

• О достоинстве того, кто защищает от поношения своего брата в исламе

 

 

Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир достойнейшему из пророков и посланников.

 

А затем, предлагаю вниманию уважаемого читателя первую из серии брошюр, посвящённых общей теме отказа от совершения тех или иных греховных дел. В этой брошюре говорится об отвратительной болезни, которая уничтожает добрые дела, способствует совершению дурного и приводит к пустой трате времени. Этой болезнью является не что иное, как обыкновение порочить людей, а распространению её в обществе способствует слабость религиозного сдерживающего начала, возможность легко зарабатывать деньги и большое количество свободного времени. Не последнюю роль в этом играет и общедоступность телефонной связи.

 

Молю Аллаха о том, чтобы эта брошюра, несмотря на её небольшой объём, стала вратами, ведущими к благу и покаянию, научила чему-то невежественного, послужила напоминанием для небрежного и послужила предостережением для непокорного, и да сделает Аллах так, чтобы дела наши совершались только ради Него.

 

Введение

 

Уважаемый брат, знай, что тот человек, который следит за своим языком, допускает мало ошибок, лучше владеет собой и меньше всех совершает запретное, а пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поручился, что такой человек попадёт в рай, сказав: «Поручившемуся мне за то, что находится между его челюстями [Имеется в виду язык] и между его ногами, я поручусь за (то, что он войдёт в) рай» (Аль-Бухари; ат-Тирмизи).

 

[Другими словами, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, выражает уверенность в том, что человек, который будет воздерживаться от произнесения запретного и совершения прелюбодеяний, войдёт в рай].

 

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Знай, что каждый мусульманин, обязанный выполнять предписания шариата, должен удерживать свой язык от произнесения любых слов, за исключением тех, полезность которых является очевидной. Если же произнесение тех или иных слов принесёт такую же пользу, как и отказ от этого, то, согласно сунне, от произнесения их следует воздержаться, поскольку, как часто бывает, даже дозволенные речи могут завершиться запретным или неодобряемым, а со спасением (от греховного) сравниться не может ничто».

 

Когда язык произносит правильные слова, правильными будут и дела, совершаемые прочими частями тела, а если язык проявляет неповиновение, пороча честь других людей, то неповиновение проявляют и прочие части тела, которые нарушают запреты Аллаха.

 

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «После пробуждения сына Адама утром, все части его тела выражают свою покорность языку /тукаффиру-ль-лисана/, говоря: “Побойся Аллаха ради нас, ведь мы (зависим) от тебя [То есть нам воздастся за то, что будет исходить от тебя.]: если ты будешь придерживаться прямоты [Как шариатский термин “прямота” подразумевает неуклонное выполнение всех велений Аллаха и отказ от неповиновения Ему], то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы”» (Ат-Тирмизи).

 

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Выражение “тукаффиру-ль-лисана” означает “покоряться языку”».

 

Аль-Альбани, да помилует его Аллах, сказал: «Или же это является иносказанием, смысл которого состоит в том, что все прочие части тела считают, что язык проявляет неблагодарность по отношению к Аллаху, Который оказывает благодеяния человеку».

 

Уважаемый брат! Язык является одной из великих милостей Аллаха и одним из Его удивительных творений, но великим может быть и проявление языком покорности или непокорности, поскольку лишь благодаря свидетельству языка становятся очевидными вера и неверие, являющиеся высшими проявлениями покорности или ослушания.

 

Поле деятельности языка широко, и он способен на многое хорошее и дурное, а поэтому человека, распускающего свой язык и дающего ему волю, повсюду ведёт за собой шайтан, который может завести человека на край пропасти и довести до гибели. Зла, причиняемого языком, может избежать лишь тот из людей, кто сумеет взнуздать его уздой шариата и будет говорить только то, что принесёт ему пользу в мире дольнем и в мире вечном.

 

Запрещение хулы и веление сдерживать язык

 

Аллах Всевышний сказал: «…и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо своего покойного брата?! Ведь вы чувствуете отвращение к этому! И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах − Приемлющий покаяние, Милосердный» [“Комнаты”, 12.].

 

Аллах Всевышний также сказал: «И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания: поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены!» [“Ночное путешествие”, 36].

 

Аллах Всевышний также сказал: «Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж» [“Каф”, 18].

 

Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил: “О, посланник Аллаха, кто из мусульман является достойнейшим?” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: “ Тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками” [Буквально: «Тот (человек), от языка и рук которого мусульмане находятся в безопасности»]» (Аль-Бухари; Муслим).

 

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит [Иначе говоря, воздерживается от лжи, сплетен, распространения всевозможных слухов и так далее]»

(Аль-Бухари; Муслим).

 

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, раб (Аллаха может) сказать (нечто такое), о чём он (даже) и не подумает [То есть, не подумав о том, благим является сказанное им или дурным], но из-за чего он поскользнётся (и окажется) в пламени (ада на таком расстоянии от его края, которое будет) больше расстояния между востоком и западом» (Аль-Бухари; Муслим).

 

В другом хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «И, поистине, (иногда) человек говорит нечто (вызывающее такой) гнев Аллаха, что он не (может даже и) представить себе, каких (пределов) достигают его слова, за которые Аллах записывает его (как одного из тех, на кого) Он будет гневаться до самого Дня встречи с Ним [Здесь речь идёт либо о дне смерти этого человека, либо о Дне воскресения] (этого человека)!» (Малик; ат-Тирмизи).

 

Сообщается, что ‘Укба бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил: “О, посланник Аллаха, что (может привести к) спасению?” − (на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: “Придерживай свой язык (, чтобы сказанное тобой не обернулось) против тебя [То есть говори лишь то, что принесёт тебе пользу в обоих мирах и не сможет тебе повредить], и да будет дом твой (достаточно) просторным для тебя *, и плачь о своих грехах» (Ат-Тирмизи).

 

*[Это значит: занимайся такими делами, которые потребуют твоего присутствия дома и будут препятствовать твоему общению с посторонними людьми. В данном случае имеются в виду различные виды поклонения Аллаху Всевышнему]

 

В хадисе, передаваемом со слов Му‘аза, да будет доволен им Аллах, сообщается, что сначала пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поведал ему о главном в этом деле [Имеется в виду религия], его столпе и его вершине, а потом спросил: «Не сообщить ли тебе о том, что лежит в основе всего этого?» Му‘аз сказал: «Конечно, о, посланник Аллаха!» − и тогда (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) дотронулся до своего языка и сказал: «Придерживай это». Му‘аз спросил: «О, посланник Аллаха, неужели же с нас взыщется за то, что мы говорим?» − и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) воскликнул: «Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?!» (Ат-Тирмизи).

 

А теперь посмотрим, какое наказание ожидает хулителя в мире дольнем и в мире вечном.

 

Во время одной из проповедей пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал людям: «О те, кто уверовал только на словах, тогда как до сердец ваших вера не дошла! Не порочьте мусульман и не следите неотступно за их недостатками, ибо, поистине, Аллах станет искать недостатки у того, кто будет выискивать недостатки своего брата в исламе, а такого (человека), у которого Аллах станет искать недостатки, Он покроет позором, даже если тот будет (неотлучно) находиться у себя дома!» (Ахмад; Абу Дауд).

 

Сообщается, что Джабир бин ‘АбдуЛлах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды, когда мы находились вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, вдруг распространилось какое-то зловоние, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: “Знаете ли вы, что это за зловоние? Это − зловоние, исходящее от тех, кто порочит верующих”» (Ахмад).

 

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и спросил: “Кто они, о Джибрил?” Он сказал: “Это − поедавшие мясо людей [То есть злословящие о них. См.: “Комнаты”, 12 ] и бесчестившие их”» (Ахмад; Абу Дауд).

 

О, брат мой в исламе, знай, что, согласно единодушному мнению улемов, хула является запретной, а имам аль-Куртуби сказал: «Все улемы считают, что хула относится к числу тяжких грехов и что за неё следует приносить покаяние Аллаху».

 

Определение хулы

 

Хулой считаются такие слова о твоём брате, которые не понравились бы ему, если бы он их услышал, независимо от того, упоминаешь ли ты о его физических или нравственных недостатках, или плохо отзываешься о его предках, поступках, высказываниях, отношении к религии, или даже о его одежде, доме или верховом животном.

 

Что касается физических недостатков, то хулой является упоминание тобой о слабости зрения, косоглазии, лысине, слишком малом или слишком высоком росте, чёрном или жёлтом цвете кожи, равно как и обо всём прочем, если упоминание об этом не нравится человеку.

 

Что касается происхождения, то примером могут служить твои слова о том, что отец какого-либо человека является простолюдином, или индийцем, или нечестивцем, или подлецом, или мусорщиком, или сапожником, или кем бы то ни было ещё, любое упоминание о чём не понравится другому человеку.

 

Что касается нравственных качеств, то примером может служить такой случай, когда ты говоришь, что у такого-то человека дурной характер, что он скуп и высокомерен, что он совершает благое напоказ людям, что он гневлив, или малодушен, или слаб, или безрассуден и т.д.

 

Что касается его дел, имеющих отношение к религии, то примером может служить такой случай, когда ты говоришь, что такой-то является вором или лжецом, или употребляет спиртное, или отличается вероломством, или является несправедливым, или пренебрегает молитвой или закятом, или не совершает поясные и земные поклоны должным образом, или не предохраняется от нечистого, или проявляет непочтительность по отношению к родителям, или выплачивает закят не тем, кому положено, или неправильно распределяет его, или же не может удержаться от сквернословия, хулы и оскорблений во время поста.

 

Если говорить о мирских делах, примером могут служить твои слова о том, что такой-то, является невоспитанным человеком и пренебрежительно относится к людям, или считает, что у него нет никаких обязанностей перед кем бы то ни было, или считает, что другие чем-то обязаны ему, или что он любит поспать в такое время, когда спать не принято, или что он занимает не своё место.

 

Что касается одежды, то примером могут служить твои слова о том, что у одежды такого-то слишком широкие рукава, или слишком длинные полы, или что одежда его грязна.

 

 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, дал определение хуле.

 

Сообщается, что однажды он спросил: «Известно ли вам, что такое хула?» (Люди) сказали: «Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше». (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «(Если) отзовёшься ты о брате своём так, что это не понравилось бы ему (, это будет хулой)». (Его) спросили: «Скажи, а если присуще брату моему то, о чём я скажу?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Если ему присуще то, о чём ты скажешь, значит, ты злословишь о нём, а если он не таков, значит, возводишь на него напраслину» (Муслим; Абу Дауд; ат-Тирмизи).

 

 

Виды хулы

 

Существуют разные виды и формы хулы, но самой отвратительной является хула совершающего сразу два греха, а именно − произносящего слова хулы напоказ другим. Примером может служить такой случай, когда в присутствии человека упоминают о ком-либо, а он говорит: «Хвала Аллаху, Который не подверг нас испытанию, связанному с посещениями правителя и вымаливанием мирских благ!»

 

Другим примером может служить то, что человек говорит: «Прибегаем к защите Аллаха от бесстыдства и просим Аллаха уберечь нас от этого!» − желая только указать на недостаток отсутствующего и облекая это в форму обращения к Аллаху с мольбой.

 

Кроме того, человек может примешивать слова поношения к словам хвалы по адресу того, кого он хочет опорочить, говоря: «Сколь прекрасно положение такого-то! Он никогда не допускал упущений в поклонении, но теперь ослаб и постигло его то, что постигает нас всех, ибо ему не хватает терпения».

 

Здесь человек говорит о самом себе, желая подвергнуть порицанию другого и воздать хвалу самому себе путём уподобления себя праведным, что выражается в порицании им самого себя. Человек, поступающий подобным образом, совершает сразу три прегрешения, поскольку он порочит другого человека, делает это напоказ другим и восхваляет самого себя. При этом такой человек в силу своего невежества ещё и относит себя к числу праведных, которые воздерживаются от хулы.

 

К числу разновидностей хулы относится также упоминание о недостатке какого-либо человека, сопровождающееся восклицаниями “Это поразительно!”, чтобы присутствующие прислушались и знали, о чём идёт речь, если сначала они не обратили внимания на то, что было сказано.

 

Кто-нибудь может также сказать: «Меня огорчает легкомыслие нашего друга в этом деле. Молим Аллаха о том, чтобы он избавил его от этого!» − но подобные утверждения об озабоченности и показные мольбы являются фальшивыми, так как, если бы такой человек действительно хотел обратиться с мольбой к Аллаху, он сделал бы это тайно.

 

Искупление за хулу

 

Согласно единодушному мнению улемов, хула является запретной и относится к числу тяжких грехов. Улемы расходились во мнениях относительно того, какие искупительные действия за свой грех должен совершить хулитель, но все они считали, что первым его шагом должно стать покаяние.

 

Ниже перечислены три необходимых условия покаяния, которыми являются:

 

1. Отказ от совершения данного греха.

 

2. Раскаяние.

 

3. Твёрдое решение не делать подобного впредь.

 

Однако покаяние за хулу должно удовлетворять ещё и четвёртому условию, поскольку хулитель совершает сразу два преступления.

 

Одно совершается против Аллаха Всевышнего, поскольку хулитель делает то, что было запрещено Аллахом, а искупление за это служит покаяние и раскаяние.

 

Второе преступление совершается против сотворённого существа. Если слова хулы дошли до того, о ком они были сказаны, хулителю следует явиться к этому человеку, извиниться перед ним и выразить сожаление в связи с тем, что им было сделано. Если же человек не знает о том, что о нём было сказано, о прощении следует просить не его, а Аллаха, моля Его, чтобы этот человек ничего не узнал и не разгневался.

 

Для того, чтобы хулитель избавился от привычки злословит о людях, являющейся достойной порицания болезнью и запретным делом, мы приводим несколько полезных советов, о которых ему следует помнить, что бы он ни говорил.

 

1. Хулитель навлекает на себя гнев и ненависть Аллаха и рискует подвергнуться Его наказанию.

 

2. Добрые дела хулителя будут переданы тому, кого он порочил, если же в запасе у хулителя не окажется добрых дел, тогда на него будет возложено бремя дурных дел тех, с кем он враждовал. Язык того, кто будет помнить об этом, никогда не произнесёт слова хулы.

 

3. Хулителю следует размышлять о своих собственных недостатках, заниматься их исправлением и стыдиться порочить других, в то время как порицания заслуживает он сам.

 

4. Если сам хулитель и свободен от того или иного недостатка, пусть воздаёт хвалу Аллаху, благодарит Его и ни в коем случае не пятнает себя одним из величайших пороков.

 

5. Если хулитель станет порочить других, пусть вспомнит о том, что помимо всего прочего он ещё и поедает плоть своего брата в исламе.

 

6. Хулителя обязательно нужно заставить замолчать, не позволяя ему говорить всё, что ему вздумается, как обязательно и давать ответ за отсутствующего мусульманина, который подвергается поношению.

 

7. Необходимо вспоминать айаты Корана и хадисы, в которых говорится о хуле и необходимости воздерживаться от неё.

 

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей ): “Знаете ли вы, кто является неимущим?” Они ответили: “Неимущими среди нас (называют) тех, у кого нет ни денег, ни имущества”. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят[Иначе говоря, тот, кто при жизни молился, постился и выплачивал закят.], но (при этом выяснится, что) он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда (что-то) из его благих дел будет отдано этому и (что-то) − этому; если же запас его благих дел иссякнет, прежде чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в ад!”» (Муслим).

 

 

ХУЛА

 

 

‘Абд аль-Малик бин Мухаммад аль-Касим

 

 

Содержание:

 

• Введение

• Запрещение хулы и веление сдерживать язык

• Определение хулы

• Хула не ограничивается словами

• Виды хулы

• О том, что побуждает к злословию

• О том, какая хула является дозволенной

• Искупление за хулу

• Жемчужины из слов наших праведных предшественников

• О том, как следует избавляться от обыкновения злословить о людях

• О достоинстве того, кто защищает от поношения своего брата в исламе

 

 

Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир достойнейшему из пророков и посланников.

 

А затем, предлагаю вниманию уважаемого читателя первую из серии брошюр, посвящённых общей теме отказа от совершения тех или иных греховных дел. В этой брошюре говорится об отвратительной болезни, которая уничтожает добрые дела, способствует совершению дурного и приводит к пустой трате времени. Этой болезнью является не что иное, как обыкновение порочить людей, а распространению её в обществе способствует слабость религиозного сдерживающего начала, возможность легко зарабатывать деньги и большое количество свободного времени. Не последнюю роль в этом играет и общедоступность телефонной связи.

 

Молю Аллаха о том, чтобы эта брошюра, несмотря на её небольшой объём, стала вратами, ведущими к благу и покаянию, научила чему-то невежественного, послужила напоминанием для небрежного и послужила предостережением для непокорного, и да сделает Аллах так, чтобы дела наши совершались только ради Него.

 

Введение

 

Уважаемый брат, знай, что тот человек, который следит за своим языком, допускает мало ошибок, лучше владеет собой и меньше всех совершает запретное, а пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поручился, что такой человек попадёт в рай, сказав: «Поручившемуся мне за то, что находится между его челюстями [Имеется в виду язык] и между его ногами, я поручусь за (то, что он войдёт в) рай» (Аль-Бухари; ат-Тирмизи).

 

[Другими словами, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, выражает уверенность в том, что человек, который будет воздерживаться от произнесения запретного и совершения прелюбодеяний, войдёт в рай].

 

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Знай, что каждый мусульманин, обязанный выполнять предписания шариата, должен удерживать свой язык от произнесения любых слов, за исключением тех, полезность которых является очевидной. Если же произнесение тех или иных слов принесёт такую же пользу, как и отказ от этого, то, согласно сунне, от произнесения их следует воздержаться, поскольку, как часто бывает, даже дозволенные речи могут завершиться запретным или неодобряемым, а со спасением (от греховного) сравниться не может ничто».

 

Когда язык произносит правильные слова, правильными будут и дела, совершаемые прочими частями тела, а если язык проявляет неповиновение, пороча честь других людей, то неповиновение проявляют и прочие части тела, которые нарушают запреты Аллаха.

 

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «После пробуждения сына Адама утром, все части его тела выражают свою покорность языку /тукаффиру-ль-лисана/, говоря: “Побойся Аллаха ради нас, ведь мы (зависим) от тебя [То есть нам воздастся за то, что будет исходить от тебя.]: если ты будешь придерживаться прямоты [Как шариатский термин “прямота” подразумевает неуклонное выполнение всех велений Аллаха и отказ от неповиновения Ему], то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы”» (Ат-Тирмизи).

 

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Выражение “тукаффиру-ль-лисана” означает “покоряться языку”».

 

Аль-Альбани, да помилует его Аллах, сказал: «Или же это является иносказанием, смысл которого состоит в том, что все прочие части тела считают, что язык проявляет неблагодарность по отношению к Аллаху, Который оказывает благодеяния человеку».

 

Уважаемый брат! Язык является одной из великих милостей Аллаха и одним из Его удивительных творений, но великим может быть и проявление языком покорности или непокорности, поскольку лишь благодаря свидетельству языка становятся очевидными вера и неверие, являющиеся высшими проявлениями покорности или ослушания.

 

Поле деятельности языка широко, и он способен на многое хорошее и дурное, а поэтому человека, распускающего свой язык и дающего ему волю, повсюду ведёт за собой шайтан, который может завести человека на край пропасти и довести до гибели. Зла, причиняемого языком, может избежать лишь тот из людей, кто сумеет взнуздать его уздой шариата и будет говорить только то, что принесёт ему пользу в мире дольнем и в мире вечном.

 

Запрещение хулы и веление сдерживать язык

 

Аллах Всевышний сказал: «…и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо своего покойного брата?! Ведь вы чувствуете отвращение к этому! И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах − Приемлющий покаяние, Милосердный» [“Комнаты”, 12.].

 

Аллах Всевышний также сказал: «И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания: поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены!» [“Ночное путешествие”, 36].

 

Аллах Всевышний также сказал: «Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж» [“Каф”, 18].

 

Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил: “О, посланник Аллаха, кто из мусульман является достойнейшим?” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: “ Тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками” [Буквально: «Тот (человек), от языка и рук которого мусульмане находятся в безопасности»]» (Аль-Бухари; Муслим).

 

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит [Иначе говоря, воздерживается от лжи, сплетен, распространения всевозможных слухов и так далее]»

(Аль-Бухари; Муслим).

 

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, раб (Аллаха может) сказать (нечто такое), о чём он (даже) и не подумает [То есть, не подумав о том, благим является сказанное им или дурным], но из-за чего он поскользнётся (и окажется) в пламени (ада на таком расстоянии от его края, которое будет) больше расстояния между востоком и западом» (Аль-Бухари; Муслим).

 

В другом хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «И, поистине, (иногда) человек говорит нечто (вызывающее такой) гнев Аллаха, что он не (может даже и) представить себе, каких (пределов) достигают его слова, за которые Аллах записывает его (как одного из тех, на кого) Он будет гневаться до самого Дня встречи с Ним [Здесь речь идёт либо о дне смерти этого человека, либо о Дне воскресения] (этого человека)!» (Малик; ат-Тирмизи).

 

Сообщается, что ‘Укба бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил: “О, посланник Аллаха, что (может привести к) спасению?” − (на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: “Придерживай свой язык (, чтобы сказанное тобой не обернулось) против тебя [То есть говори лишь то, что принесёт тебе пользу в обоих мирах и не сможет тебе повредить], и да будет дом твой (достаточно) просторным для тебя *, и плачь о своих грехах» (Ат-Тирмизи).

 

*[Это значит: занимайся такими делами, которые потребуют твоего присутствия дома и будут препятствовать твоему общению с посторонними людьми. В данном случае имеются в виду различные виды поклонения Аллаху Всевышнему]

 

В хадисе, передаваемом со слов Му‘аза, да будет доволен им Аллах, сообщается, что сначала пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поведал ему о главном в этом деле [Имеется в виду религия], его столпе и его вершине, а потом спросил: «Не сообщить ли тебе о том, что лежит в основе всего этого?» Му‘аз сказал: «Конечно, о, посланник Аллаха!» − и тогда (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) дотронулся до своего языка и сказал: «Придерживай это». Му‘аз спросил: «О, посланник Аллаха, неужели же с нас взыщется за то, что мы говорим?» − и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) воскликнул: «Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?!» (Ат-Тирмизи).

 

А теперь посмотрим, какое наказание ожидает хулителя в мире дольнем и в мире вечном.

 

Во время одной из проповедей пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал людям: «О те, кто уверовал только на словах, тогда как до сердец ваших вера не дошла! Не порочьте мусульман и не следите неотступно за их недостатками, ибо, поистине, Аллах станет искать недостатки у того, кто будет выискивать недостатки своего брата в исламе, а такого (человека), у которого Аллах станет искать недостатки, Он покроет позором, даже если тот будет (неотлучно) находиться у себя дома!» (Ахмад; Абу Дауд).

 

Сообщается, что Джабир бин ‘АбдуЛлах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды, когда мы находились вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, вдруг распространилось какое-то зловоние, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: “Знаете ли вы, что это за зловоние? Это − зловоние, исходящее от тех, кто порочит верующих”» (Ахмад).

 

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и спросил: “Кто они, о Джибрил?” Он сказал: “Это − поедавшие мясо людей [То есть злословящие о них. См.: “Комнаты”, 12 ] и бесчестившие их”» (Ахмад; Абу Дауд).

 

О, брат мой в исламе, знай, что, согласно единодушному мнению улемов, хула является запретной, а имам аль-Куртуби сказал: «Все улемы считают, что хула относится к числу тяжких грехов и что за неё следует приносить покаяние Аллаху».

 

Определение хулы

 

Хулой считаются такие слова о твоём брате, которые не понравились бы ему, если бы он их услышал, независимо от того, упоминаешь ли ты о его физических или нравственных недостатках, или плохо отзываешься о его предках, поступках, высказываниях, отношении к религии, или даже о его одежде, доме или верховом животном.

 

Что касается физических недостатков, то хулой является упоминание тобой о слабости зрения, косоглазии, лысине, слишком малом или слишком высоком росте, чёрном или жёлтом цвете кожи, равно как и обо всём прочем, если упоминание об этом не нравится человеку.

 

Что касается происхождения, то примером могут служить твои слова о том, что отец какого-либо человека является простолюдином, или индийцем, или нечестивцем, или подлецом, или мусорщиком, или сапожником, или кем бы то ни было ещё, любое упоминание о чём не понравится другому человеку.

 

Что касается нравственных качеств, то примером может служить такой случай, когда ты говоришь, что у такого-то человека дурной характер, что он скуп и высокомерен, что он совершает благое напоказ людям, что он гневлив, или малодушен, или слаб, или безрассуден и т.д.

 

Что касается его дел, имеющих отношение к религии, то примером может служить такой случай, когда ты говоришь, что такой-то является вором или лжецом, или употребляет спиртное, или отличается вероломством, или является несправедливым, или пренебрегает молитвой или закятом, или не совершает поясные и земные поклоны должным образом, или не предохраняется от нечистого, или проявляет непочтительность по отношению к родителям, или выплачивает закят не тем, кому положено, или неправильно распределяет его, или же не может удержаться от сквернословия, хулы и оскорблений во время поста.

 

Если говорить о мирских делах, примером могут служить твои слова о том, что такой-то, является невоспитанным человеком и пренебрежительно относится к людям, или считает, что у него нет никаких обязанностей перед кем бы то ни было, или считает, что другие чем-то обязаны ему, или что он любит поспать в такое время, когда спать не принято, или что он занимает не своё место.

 

Что касается одежды, то примером могут служить твои слова о том, что у одежды такого-то слишком широкие рукава, или слишком длинные полы, или что одежда его грязна.

 

 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, дал определение хуле.

 

Сообщается, что однажды он спросил: «Известно ли вам, что такое хула?» (Люди) сказали: «Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше». (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «(Если) отзовёшься ты о брате своём так, что это не понравилось бы ему (, это будет хулой)». (Его) спросили: «Скажи, а если присуще брату моему то, о чём я скажу?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Если ему присуще то, о чём ты скажешь, значит, ты злословишь о нём, а если он не таков, значит, возводишь на него напраслину» (Муслим; Абу Дауд; ат-Тирмизи).

 

 

Хула не ограничивается словами.

 

Брат мой, знай, что упоминать о недостатках твоего брата по вере вслух запретно только потому, что это позволяет другим узнать об этих недостатках и характеризует человека так, как этого бы ему не хотелось. В подобных случаях намёк подобен открытому заявлению, а действие подобно слову, указанию, злословию, клевете, надписи, действию, а также всему прочему, что способствует достижению цели. Всё это равнозначно хуле и всё это является запретным.

 

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Как-то раз) к нам зашла одна женщина, а когда она вышла, я сделала знак, желая показать, что она мала ростом, и тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Ты порочишь её”» (Абу Дауд; Ахмад).

 

К этому же имеет отношение и имитация, когда человек подражает походке хромого или кого-либо ещё. Это также сродни хуле и даже хуже, поскольку подражание позволяет представить другого ещё более наглядно.

 

Сообщается, что, увидев, как ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, подражает какой-то женщине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Мне не доставило бы радости подражание человеку, даже если бы получил я за это то-то и то-то» (Абу Дауд; ат-Тирмизи).

 

То же самое относится и к хуле в письменном виде, поскольку перо является вторым языком.

 

Таким образом, даже если в подобных случаях слова человека соответствуют истине, он всё равно является хулителем, восстающим против своего Господа и поедающим плоть своего брата.

 

Если же человек лжёт, это значит, что он повинен сразу в двух грехах − хуле и лжи.

 

Сообщается, что Му‘аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда в присутствии посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, упомянули об одном человеке, люди стали говорить: “Сколь слаб он!” (Услышав это,) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Вы порочите своего брата”. Люди сказали: “Но мы говорили о том, что ему присуще!” (На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Если вы говорили о том, что ему присуще, значит, вы порочили его, в противном же случае вы на него клеветали”» (Ахмад).

 

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Есть три вида упоминания о других: хула клевета и ложь, и обо всём этом говорится в Книге Всемогущего и Велико


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.19 с.