Список текстов к коллоквиуму по мемуарной литературе — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Список текстов к коллоквиуму по мемуарной литературе

2022-12-30 42
Список текстов к коллоквиуму по мемуарной литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. 1812 год. Военные дневники. М., 1990.

2. 1812 год. Воспоминания воинов русской армии. М., 1991.

3. А.И.Герцен. Былое и думы. Любое издание.

4. Андриан Грибовский. Записки об императрице Екатерине Великой. М., 1989.

5. Аракчеев А. Свидетельство современников. М., 2000.

6. Вигель Ф. Записки М., 2000.

7. Греч Н.И. Записки моей жизни. М., 1990.

8. Декабристы в воспоминаниях современников. МГУ, 1988.

9. Екатерина Дашкова. Записки 1743-1810 гг. Любое издание.

10. Записки Ермолова А.П. М., 1991.

11. Записки императрицы Екатерины II. Любое издание.

12. Записки сенатора И.В.Лопухина. М., 1990.

13. Золотой век Екатерины Великой (воспоминания). М., 1996.

14. История жизни благородной женщины. М. 1996;

15. Маркиз Астольфде Кюстин. Николаевская Россия. М., 1990.

16. Мемуары декабристов. Южное общество. МГУ, 1982; Северное-МГУ. 1980.

17. Памятные записки А.В.Храповицкого, статс-секретаря императрицы Екатерины II. М.,1990.

18. Пущин И.И. Записки о Пушкине, письма. М., 1988.

19. Россия XVIII глазами иностранцев. Л., 1989.

20. Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986.

21. Россия глазами иностранцев, первая половина XIX века. Л., 1991.

22. Русские мемуары (избранные страницы, XVIII век). М., 1988. (3 воспоминания по выбору).

23. Русские мемуары 1800-1825 гг. М„ 1989.

24.  Русские мемуары 1826-1856 гг. М., 1990.

25. Русское общество 30-х гг. XIX в. в воспоминаниях современников. МГУ., 1989.

26. Серия: Россия в мемуарах: История жизни благородной женщины. М. 1996; Аракчеев А. Свидетельство современников. М., 2000. И др. издания данной серии.

27. Тайны царского двора (из записок фрейлин). М. 1997.

28. Федор Глинка. Письма русского офицера. М., 1987.

29. Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988.

30.  Цареубийство 11 марта 1801 года. СПб., «Вся Москва». 1990.

4.3. Источники:

1. Жалованная грамота городам 1785 г. / Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1987. С. 286 – 287; Хрестоматия по истории СССР XVIII в. Под ред. Л. Г. Бескровного и Б.Б. Кафенгауза. М., 1963. С. 358 – 369.

2. Жалованная грамота дворянству 1785 г. / Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1987. С. 284 – 286; Хрестоматия по истории СССР XVIII в. Под ред. Л. Г. Бескровного и Б.Б. Кафенгауза. М., 1963. С. 295 – 300.

3. Житие протопопа Аввакум /Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1987. С. 229-231.

4. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России /Сборник материалов по истории исторической науки. М., 1990. Или любое др. издание.

5. Катошихин Г. О московском государстве в середине XVII столетия / Русское историческое повествования XVI-XVII вв. М., 1984.

6. Крижанич Ю. Из Политики 1663 г. /Сборник документов по истории СССР. М., 1973, Ч. 4, XVII в. С. 58-83.

7. Наказ Екатерины II комиссии для составления проекта нового Уложения. /Хрестоматия по истории СССР XVIII в. Под ред. Л.Г.Бескровного и Б.Б. Кафенгауза. М., 1963.

8. Новоторговый устав 1667 г. /Хрестоматия по истории СССР. (XVI-XVII вв.). Под ред. А.А.Зимина. М., 1962. С. 412-421.

9. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. / Пронштейн А.П., Задера А.Г. Практикум по истории СССР. М., 1969. С. 224 – 234.

10. Постановление собора 1682 г. об отмене местничества / Хрестоматия по истории СССР. (XVI-XVII вв.). Под ред. А.А.Зимина. М., 1962. С. 501 – 509.

11. Программные документы декабристов: Конституция Н.Муравьева и «Русская правда П.И. Пестеля / И.Ц.Кузнецова, Л.Ф.Захарова. Практикум по истории СССР XIX век. М., 1970.

12. Прокопович Ф. Правда воли монаршей /Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1987. Гл. 17.

13. Соборное Уложение 1649 г. (гл. 2, 3, 11, 19). / Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1985. Т. 3.

14. Табель о рангах 1722 г. / Хрестоматия по истории СССР XVIII в. Под ред. Л. Г. Бескровного и Б.Б. Кафенгауза. М., 1963. С. 88 – 93.

15. Указ о единонаследии 23 марта 1714 г. / Хрестоматия по истории СССР. (XVI-XVII вв.). Под ред. А.А.Зимина. М., 1962. С. 234-237; Хрестоматия по истории СССР XVIII в. Под ред. Л. Г. Бескровного и Б.Б. Кафенгауза. М., 1963. С. 86-88. Пронштейн А.П., Задера А.Г. Практикум по истории СССР. М., 1969. С. 218-221.

16. Указ о покупке к заводам деревень 18 января 1721 г.; Указ 1736 г. о прикреплении рабочих к заводам и фабрикам / Хрестоматия по истории СССР XVIII в. Под ред. Л. Г. Бескровного и Б.Б. Кафенгауза. М., 1963. С. 96 –97; Пронштейн А.П., Задера А.Г. Практикум по истории СССР. М., 1969. С. 221-222.

17. Чаадаев П.Я. Философские письма (письмо первое) /Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989. С. 38-56.

Примерная тематика курсовых и дипломных работ

1. Взаимодействие России и Европы в XVII веке: контексты и содержание

2. От «теократических идей» к «естеству человека» в русской публицистике XVII – XVIII вв.

3. Конфликт царства и священства в событиях и целях церковного раскола XVII в. (Алексей Михайлович и патриарх Никон)

4. Аввакум – подвижник эпохи (социально-действующая личность XVII в.)

5. Церковная реформа в России XVII в.: патриарх Никон

6. Экономическая история России второй половины XVII в. – вариант реализации политики меркантилизма

7. Политическое мышление России XVII в.: теория и практика

8. Дипломатия и дипломатический этикет XVII - начала XVIII вв.

9. От идеи «служения государю» к идее «служения отечеству» в русской общественной мысли второй половины XVII - начала XVIII вв.

10. Образ «новой» и «старой» России в социально-политических взглядах Петра I

11.  Сотрудники Петра I

12. Государственная идеология Петра I в контексте светской модели власти XVIII в.

13. Императорский тип поведения: Петр I

14. Санкт-Петербург как элемент петровских реформ первой четверти XVIII в. в России

15. Петербург как символ сменяющихся культур

16. Проблема соотношения понятий «государь» и «государство» в официальном политическом дискурсе в России XVII – XVIII вв.

17. Дворцовый переворот 1730 г. В контексте вариантов политического развития РоссииXVIII в.

18. Реконструкция образа русской женщины XVIII – XIX вв.: социальные роли, жизненные сценарии, стереотипы восприятия и др.

19. Журнальная полемика второй половины XVIII в. по актуальным проблемам развития России

20. Конфликты русского общества XVIII - первой половины XIX вв (Екатерина II и Е.Р. Дашкова; Екатерина II и Н.И. Новиков, Александр I и М. Сперанский, и др.)

21. Императорский двор. (Коммуникативное пространство императорского двора как социокультурная реальность второй половины XIX в.)

22. Женщина – политик (Екатерина II)

23. Государственная служба в России XVII – XIX вв.: модели и персонифицированные варианты (по выбору)

24. Представители русского просветительства (мировоззрение и деятельность)

25. Государственная стратегия в сфере образования (на примере различных периодов истории)

26. Женское образование в России: от замысла к результату (XVIII – XIX вв.)

27. Идеи и практика социальной политики Екатерины II

28. «Правда воли монаршей» и «Наказ Уложенной комиссии» в аспекте формирования идеологии самодержавной воли XVIII в.

29. Уложенная комиссия 1767 г. – вариант политического и социально-коммуникативного опыта русского общества второй половины XVIII в.

30. Пугачевский бунт 1773 – 1775 гг. как исторический и историографический факт

31. Самозванчество как социальное явление в варианте реализации Е. Пугачева в ходе крестьянской войны 1773 – 1775 гг.

32. Социализация русской женщины второй половины XVIII – начала XIX вв.

33. Гендерные роли (Петра I, Екатерины II и др.)

34. Мир чувств дворянской женщины XVIII – XIX вв. в истории России

35. Дворянская усадьба второй половины XVII – XIX вв. как модель «частного мира» в России

36. Частная жизнь дворянина в истории России XVIII – XIX вв.

37. Салон как форма общественной мысли (или коммуникации) российского дворянства середины XVIII – начала XIX вв.

38. Дружба в аспекте гендерных характеристик женщин эпохи Просвещения в России

39. Придворная служба второй полвины XVIII – первой половины XIX вв. в истории России

40. Женщины на государственной службе в России

41. История как личное приключение (например, по мемуарам И.Т. Болотова)

42. Досуг – составляющая часть неслужебной сферы жизни дворянства второй половины XVIII - начала XIX вв. в России

43. Дворянский этикет в истории России XVIII – XIX вв.

44. Тема «детства»в мемуарной литературе XVIII – XIX вв. XVIII – XIX вв.

45. Семейные хроники в русской мемуарной литературе XVIII – XIX вв.

46. Незаконнорожденные дворянские дети

47. История русской дуэли. (Образ русской дуэли по воспоминаниям современников и художественной литературе)

48. Учреждения Марии Федоровны в системе общественного призрения России конца XVIII – начала XIX вв.

49. События французской революции в восприятии русского общества второй половины XVIII в.

50. Отечественная война 1812 г. В воспоминаниях современников

51. Событие 14 декабря 1825 г. Как исторический и историографический факт

52. Жены декабристов

53. Сибирский период в истории декабристского движения

54. Модель декабристского типа поведения и варианты его реализации в биографиях декабристов

55. От государственной службы – к политической борьбе в России первой половины XIX в. (например, С. Трубецкой)

56. Исторический портрет (персона эпохи по выбору) с использованием подходов интеллектуальной, гендерной, персональной истории

57. М.М. Сперанский: мировоззрение и деятельность (от духовной биографии к биографии государственного чиновника)

58. Внешнеполитический диалог «Россия и Европа» в первой половине XIX в.

59. Образ Европы у европеизированного дворянства второй половины XVIII – начала XIX вв.

60. Моделирование поведенческих стратегий (персона по выбору на основе психологических теорий

61. Легенда об Александре I святом праведном Федоре Кузьмиче

62. Александр I: биография политика (от либерального имиджа к религиозному консерватизму)

63. Дворцовый переворот 1801 г. В аспекте конфликта представлений о государственной службе в России конца XVIII – начала XIX вв.

64. Государственная служба конца XVIII – начала XIX вв.: А. Аракчеев

65. Проблема европейской идентификации в сценариях власти Петра I, Екатерины II, Александра I

66. Славянофильская модель нравственного общества

67. Западничество в контексте вестернизации России XIX в.

68. П.Я. Чаадаев: конфликт частного человека с государством в первой половине XIX в.

69. П.Я. Чаадаев: вариант саморазвития личности в XIX в.

70. Н,М. Карамзин – человек частный и государственный

71. Политические (судебные) процессы в истории России XVII - первой половины XIX вв.

72. Консерваторы в политической жизни России XIX в. (или на государственной службе)

73. Оппозиция государственной власти в России (вторая половина XVIII в., первая половина XIX в.)

74. Императорская семья в аспекте борьбы политических идей. Например: (Екатерина II, Павел I, Александр I); (Мария Федоровна, Екатерина Павловна, Константин Павлович, Александр I).

75. Сценарии власти (в варианте Петра I, Екатерины II, Александра I, Николая I)

76.  Российское чиновничество XVIII – начала XIX вв.

77. Правительственный конституционализм (опыт ненасильственной революции) в России XVIII – XIX вв.

78. Россия глазами иностранцев. (в вариантах XVII, XVIII, XIX вв.)

 

 

II. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов

Реальным условием исследовательской деятельности и авторской интерпретации истории является следующие основания:

- источник;

- историографическая ситуация;

- методологический подход (как один из контекстов интерпретации);

- исследовательские стратегии (процедуры, методы).

    Организация самостоятельной работы по теме семинарского занятия предполагает несколько этапов. Первый – поисковая деятельность по добыванию информации для получения предметных значений (выявление фактов из источника, историографических фактов, получение информации о предмете изучения в целом). Результаты данной работы позволяют конструировать предмет исследования.

    Вторым этапом деятельности является обработка информации, переводящая знание в понимание, где предметные значения актуализируют личностные смыслы, «участное мышление». Для этого студентам предлагаются образцы исследовательских стратегий, процедур, способов, представленных в УМК фрагментами текстов историков и других исследователей по темам-проблемам, визуальными и художественными текстами, а также системой заданий по теме. Второй этап позволяет завершить изучение предмета и достичь событийной полноты, понимаемой не только как целостность всех сфер жизнедеятельности человека, зрелищно-яркой картиной жизни, а «живой опыт», который воспринимается эмоионально переживается и ведет к «ответно обязующему узнаванию», т.е. согласованию себя и другого.

    Третий этап – это описание-объяснение новой информации, где осуществляется перевод новых смыслов в предметное значение, в форму устной или письменной авторской речи (сообщения, доклады, эссе, презентации, письменные задания разного уровня). Третий этап завершает переход от референтного события к коммуникативному. Он завершает и формирование авторской позиции студента: оценочной, аргументированной, эмоционально переживаемой.

    В ходе семинара завершается и диагностируется самостоятельная работа студента, организованная ранее на основе направленного чтения и замысла преподавателя как организатора коммуникативного события. Учебный диалог позволяет с помощью реплик-версий его участников, как равноправных и двунаправленных «голосов», углубить понимание проблем, осуществить рефлексию над собственным текстом («голосом»).

    Предлагаемый комментарий к темам практических занятий позволяет уточнить учебные задачи, исследовательские стратегии и варианты восприятия и оценки темы. Вместе с этим, студентам предлагаются ключевые понятия, которые могут стать «оптикой» чтения текстов.

Для семинарских занятий предлагаются три основных темы курса.

  Тема 1: Х VII в. русской истории в аспектах социально-экономической ситуации и типологической характеристики нового времени.

Интерпретация ХVII в. русской истории ориентирует на освоение основной и, одновременно дискуссионной, проблемы содержания истории России ХVII в.: «последний щит средневековья» или «начало нового времени»? Предметом изучения является типологическая модель нового времени и формирующийся социо-культурный контекст ХVII в., где взаимодействует средневековая и нововременная «картина мира».

Анализ «Соборного Уложения 1649 г.» и «Новоторгового устава 1667 г.» продолжит формирование навыков работы с источниками и обеспечит основание для изучения социально-экономической ситуации России ХVII в.

   Тема 2: Социальные конфликты и народные движения в России Х VII -Х VIII вв.

Тема адресована сюжетам социальной истории и проблеме социальных конфликтов. На материале народных движений исследуются факторы, актуализирующие протестное поведение «низов», форма проявления конфликта и поведенческие типы. Проблема самозванчества изучается в теоретическом и конкретно-историческом аспектах, что позволяет моделировать самозванческую стратегию поведения и интерпретировать вариант ее реализации Пугачевым.

Оснащенность темы источниками разных уровней обеспечивает возможность совершенствовать поисковые стратегии и исследовательские навыки студентов, а так же использовать художественные образы для интерпретации социально-коммуникативного опыта прошлого.

    Тема 3: Декабризм как явление истории и культуры.

Движение декабристов изучается в контексте форм общественной жизни России первой четверти ХIХ в. как широкое социокультурное явление. Ставится задача интерпретации события и контекстов его восприятия и понимания (событие в истории). Вместе с этим тема предполагает и задачу реконструкции исторического события (история события). Такая реконструкция события обеспечивает вариант его интерпритации, связанный с собиранием воедино множества контекстов, которые необходимы не только для идентификации смысла события, но и для реконструкции социального целого.

Специальным предметом исследования является декабристский тип поведения, как вариант поведенческих стратегий. 

  


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.