Жизнь и творчество Павла Петровича Бажова — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Жизнь и творчество Павла Петровича Бажова

2022-12-30 41
Жизнь и творчество Павла Петровича Бажова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русский писатель родился 15 (27) января 1879 году поблизости Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских мастеров. Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве – в частности, в очерках «Уральские были» (1924). Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище (1889–1893), затем в Пермской духовной семинарии (1893–1899), где обучение было гораздо дешевле, чем в светских учебных заведениях.

До 1917 году работал школьным учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Каждый год во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. О том, как сложилась его жизнь после Февральской и Октябрьской революций, Бажов писал в автобиографии: «С начала Февральской революции ушел в работу общественных организаций. С начала открытых военных действий вступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ряды ВКП(б)». Работал журналистом в дивизионной газете «Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь», а с 1923 года – в свердловской «Крестьянской газете». Работа с письмами читателей – крестьян окончательно определила увлечение Бажова фольклором. По его позднейшему признанию, многие из выражений, найденных им в письмах читателей «Крестьянской газеты», были использованы в его знаменитых уральских сказах. В Свердловске вышла его первая книга «Уральские были», где Бажов детально изобразил как заводовладельцев и «барских подлокотников» - приказчиков, так и простых мастеровых. Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 году Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка» (Государственная премия СССР, 1943г.), которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана». Создание сказов стало главным делом жизни Бажова.

Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую писательскую организацию, был главным редактором и директором Уральского книжного издательства. В русской литературе традиция сказовой литературной формы восходит к Гоголю и Лескову. Однако, называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов (Полоз и его дочери Змеевки, Огневушка – Поскакушка, Хозяйка Медной горы и др.) и героев, написанных в реалистическом ключе (Данила-мастер, Степан, Танюшка и др.).

Главная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство. Он воспел нравственные и трудовые качества рабочего люда. Все они — люди пытливой творческой мысли, добрые, человечные.Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира.

Один из самых ярких образов такого рода – Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа «Малахитовая шкатулка». Хозяйка Медной горы помогает герою сказа «Каменный цветок» Даниле раскрыть свой талант – и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать «Каменный цветок». Сбывается пророчество, высказанное о Хозяйке в сказе «Приказчиковы подошвы»: «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало». Бажову принадлежит выражение «живинка в деле», ставшее названием одноименного сказа, написанного в 1943 году. «Один из его героев, дед Нефед, объясняет, почему овладел мастерством углежога его ученик Тимофей: ««А потому», – говорит, – что ты книзу глядел, – на то, значит, что сделано; а как сверху поглядел – как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет».

Бажов отдал дань правилам «социалистического реализма», в условиях которого развивалось его дарование. Героем нескольких его произведений стал Ленин. Образ вождя революции приобрел фольклорные черты в написанных во время Отечественной войны сказах «Солнечный камень», «Богатырева рукавица» и «Орлиное перо». Незадолго до смерти, выступая перед писателями-земляками, Бажов говорил: «Нам, уральцам, живущим в таком краю, который представляет собой какой-то русский концентрат, представляет собой сокровищницу накопленного опыта, больших традиций, нам надо с этим считаться, это усилит наши позиции в показе современного человека». Умер Бажов в Москве 3 декабря 1950 года.

Основные произведения:

· «Уральские были» (1924) — книга очерков

· «Формирование на ходу» (1937) — книга, за которую Бажов был исключён из членов ВКП(б)

· «Зелёная кобылка» (1939) — автобиографическая повесть

· «Малахитовая шкатулка» (1939) — сборник сказов

· «Ключ-камень» (1942) — сборник сказов

· «Сказы о немцах» (1943) — сборник

· «Дальнее — близкое» (1949) — мемуары

· «За советскую правду»

· «Через межу»

· «Отслоения дней» — дневниковые записи, письма

Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов старого Урала — «Малахитовая шкатулка». Творчество писателя адресовано взрослым читателям. Но есть произведения, вошедшие в круг детского чтения, такие как «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце».

По мотивам сказов создан кинофильм «Каменный цветок» и поставлен балет.

Сказы Бажова, полные юмора и лукавого задора, где причудливо переплелись реальное и сказочное, говорят нам о поэзии творческих исканий и неустанного познания действительности.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.