Методика формирования оценочных материалов — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методика формирования оценочных материалов

2022-12-30 35
Методика формирования оценочных материалов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разработка оценочных материалов, в том числе оценочных средств (далее – ОМ), осуществлялась совместно кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования и кафедрой психологии образования и социальной педагогики поэтапно.

Предварительный этап был связан с выбором разработчиков ОМ и планированием их деятельности.

Перед началом проектирования ОМ разработчиками были проанализированы следующие документы:

- ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (изучение и выбор результатов освоения ОП ВО, которые будут оцениваться в процессе государственного экзамена, и способов их оценивания);

- учебный план и матрица компетенций (закрепление компетенций за конкретными дисциплинами).

На основе анализа названных выше документов был определен круг теоретических вопросов и практикоориентированных заданий, подлежащих оценке в ходе государственного экзамена. Разработчиками ОМ было принято решение о том, что некоторые компетенции для полной их реализации могут быть представлены несколькими теоретическими вопросами и практикоориентированными заданиями. И напротив, отдельные теоретические вопросы и практикоориентированные задания могут «представлять» сразу несколько компетенций. В результате предварительно было сформулировано 70 теоретических вопросов (по 2 в каждом экзаменационном билете) и 35 практикоориентированных заданий.

На данном этапе были определены также методы оценивания сформированности компетенций.

На основном этапе работыобеспечивалось формирование содержания ОМ. Формулировки вопросов были еще раз соотнесены с компетенциями, проанализировано, насколько сформулированные варианты теоретических вопросов и практикоориентированных заданий позволяют оценить сформированность компетенции и сделать вывод о достижении обучающимся определенного результата освоения ОП ВО. В формулировки вопросов и заданий были внесены корректировки.

Для дальнейшего удобства оценивания знаниевого и деятельностного компонентов сформированности компетенций были разработаны соответствующие матрицы.

На данном этапе были определены также критерии оценивания ответа обучающихся на теоретические вопросы и выполнение практикоориентированного задания, описана методика выставления итоговой оценки.

 

Матрица соответствия оценочных материалов со знаниевым компонентом формируемых компетенций

 

Код Характеристика компетенции Теоретические вопросы Знает /или в основном знает /или частично знает /или не знает

ОК-1

 

 

способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

 

 

1. Особенности психики человека. Сознание, его функции и существенные особенности. Особенности психики человека. Сознательное и бессознательное. Сознание, его природа, функции и реальности. Психологические характеристики сознания. Рефлексия как механизм сознания. Структура психического образа. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о развитии психики и сознания в онтогенезе. Учение о развитии высших психических функций.
2. Общие и специфические закономерности психического развития в онтогенезе. Признаки психического развития, по Л.С. Выготскому. Внутренние и внешние факторы, определяющие развитие психики человека. Закономерности психического развития: социализация, интериоризация, общение, активность, потребности и ведущая деятельность, преемственность, необратимость развития, цикличность, скачкообразность, неравномерность развития, акселерация.

ОК-2

 

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

 

 

3. История педагогики и образования как область научного знания. Функции истории педагогики и образования. Педагогические идеи Др. Греции и Др. Рима. История педагогики и образования как педагогическая, историческая, антропологическая, социальная и культурологическая наука. Цель историко-педагогической науки. Рефлексивная, герменевтическая, прогностическая функции истории педагогики и образования. Практическое значение историко-педагогического знания. Афинская и спартанская системы воспитания (VII – IV вв. до н.э.). Грамматическая и мусическая школы Афин. Палестра. Гимнасия. Эфебия. Школы Др. Рима. Педагогические идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона.
4. Дидактическая система Я.А. Коменского. Педагогические теории эпохи Просвещения (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А.В. Дистервег). Идея всеобщего образования Я.А. Коменского как требование «учить всех всему». Вклад Я.А. Коменского в формирование педагогики как самостоятельной науки, в обоснование дидактических принципов и классно-урочной системы обучения, в разработку содержания и средств общего образования. Дж. Локк о цели и задачах воспитания джентльмена, о содержании и методах практически направленного обучения, о роли чувственного опыта ребёнка в его образовании. Идеи умственного, физического, нравственного, трудового воспитания в учении Локка. Концепция «естественного воспитания» Ж.-Ж. Руссо. Учение Руссо о ступенях природосообразного развития человека и приспособлении к ним воспитания. Реальное и утопическое в педагогике Руссо. Социально-педагогические замыслы и опыты И.Г. Песталоцци. Идеи Песталоцци о развивающем обучении, о трудовом и нравственном воспитании детей. Значение атмосферы семейной любви в процессе воспитания. Идеи И.Ф. Гербарта о ступенях обучения, о воспитывающем обучении, о развитии многостороннего интереса учащихся в воспитании и обучении, о любви и авторитете как основных средствах нравственного воспитания. Дистервег о роли принципов природосообразности, культуросообразности, самодеятельности и активности в воспитании и обучении детей, в подготовке учителя.
5. К.Д. Ушинский – основоположник отечественной научной педагогики. Идея народности воспитания в педагогическом наследии К.Д. Ушинского, её значение для современного образования. Антропологические основания педагогической системы К.Д. Ушинского. Принцип народности воспитания, его воплощение в учебной литературе для народной школы. К.Д. Ушинский о стержневой роли русской словесности в отечественном образовании. Задачи первоначального обучения русскому языку, методические основы их реализации. Ушинский о нравственном воспитании детей. Православное воспитание учащихся. Труд как средство воспитания и развития ребёнка. Идеи педагогического образования в концепции К.Д. Ушинского.
6. Педагогическое новаторство в XX веке (М. Монтессори, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков и др.). М. Монтессори о сенсорном развитии как основе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Средства реализации ключевой идеи педагогики Монтессори – «помоги мне это сделать самому». Педоцентризм как ценностная основа педагогики Дж. Дьюи и движения «новых школ» на рубеже XIX – XX вв. Идеи Дьюи о практической направленности воспитания и обучения посредством «делания» с опорой на врождённые интересы и потребности детей. Идеи воспитания в самоуправляемом сообществе детей и взрослых в педагогическом творчестве и опыте С.Т. Шацкого. Теория и опыт воспитания коллектива и формирования личности с помощью коллектива в педагогическом наследии А.С. Макаренко. Соединение воспитания и обучения с производительным трудом в контексте развития воспитательного коллектива. Ценностные основания гуманистической воспитательной системы В.А. Сухомлинского: личность ребёнка как высшая педагогическая ценность; раскрытие детской индивидуальности, способной противостоять нивелирующим тенденциям; соединение физического и умственного труда – основа творчески развивающей деятельности и др. Направления и средства создания «школы радости». Теоретические и методические основы системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
ОК-3   способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности   7. Требования ФГОС к материально-техническому и финансовому обеспечению основной образовательной программы. Характеристика требований ФГОС к материально-техническому обеспечению ООП НОО: возможности создания и использования информации, получения информации различными способами, проведения экспериментов, наблюдений, создания материальных объектов, физического развития, участия детей в спортивных соревнованиях и играх, проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; организации отдыха и питания. Характеристика требований ФГОС к финансовым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования: финансирование реализации ООП НОО в соответствии с нормативами финансирования государственного образовательного учреждения, привлечение дополнительных средств финансирования.
ОК-4     способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности     8. Социально-правовая защита детства. Основные права и обязанности детей. Актуальные проблемы защиты детей от жестокого обращения. Механизмы защиты детей. Права ребенка от рождения до 18 лет. Обязанности ребенка. Конвенция о правах ребенка. Всеобщая декларация прав человека.
ОК-5     способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 9. Коммуникативные качества речи педагога. Общее понятие «хорошей» и «правильной» речи педагога. Коммуникативные качества речи, выделенные Л.В. Успенским. Коммуникативно-совершенные качества речи педагога, по Б.Н. Головину.
ОК-6     способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия     10. Особенности коллектива как социальной группы. Педагогические условия и способы формирования коллективистических отношений в группе. Понятие малой группы и коллектива. Отношения в коллективе. Феноменология малых групп: позиция, статус, внутренняя установка и роль. Ценностные ориентации. Социальные нормы и их функции. Руководство и лидерство в группе. Индивидуальная характеристика лидера. Стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный. Психологические теории коллектива (А.В. Петровский, А.И. Донцов, Я.Л. Коломинский, Р.С. Немов, Л.И. Уманский).
ОК-7     способность к самоорганизации и самообразованию   11. Психологические основы саморегуляции и саморазвития личности педагога. Направления профессионального саморазвития педагога. Этапы и механизмы саморазвития педагога. Барьеры профессионального саморазвития. Особенности процесса саморазвития педагога. Структурная модель саморазвития педагога.
ОК-8   способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности     12. Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий на разных этапах общего образования. Общее понятие о здоровьесберегающих технологиях. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий. Основные принципы здоровьесберегающих технологий: сохранение, укрепление, формирование здоровья учащихся и другие классификации принципов здоровьесберегающих технологий.  Условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы.
ОК-9   способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций     13. Гигиенические принципы организации учебного процесса на разных этапах общего образования. Гигиенические принципы организации обучения детей в школе: соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка; научная организация учебного процесса в современной школе; обеспечение оптимальных условий обучения и др. Гигиенические основы организации учебно-воспитательного процесса в школе.

ОПК-1

 

способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

 

 

14. Понятие о личности в общей психологии. Структура личности. Факторы и механизмы становления личности. Человек как субъект деятельности, познания, общения, сознания и самосознания. Субъектные характеристики человека. Личность как специфически человеческая форма бытия. Личностные образования и проявления. Личность как субъект жизнедеятельности. Социальная природа личности. Парадигмы личности в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский). Гуманистические теории личности в зарубежной психологии (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс). Психодинамические теории личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер). Индивидуальность как личностное психологическое образование. Факторы, определяющие формирование личности. Механизмы развития личности: подражание; идентификация; обособление; взаимодействие идентификации – обособления и типы личности.
15. Основные линии психического и личностного развития. Факторы, движущие силы и закономерности психического развития. Понятие психического развития. Психическое развитие как живой, непрерывный, формирующийся и развивающийся процесс. Содержание психического развития: физическое, когнитивное, социально-психологическое развитие. Генотипическая и средовая обусловленность психического развития. Личностная активность, отличная от природных задатков, как движущая сила развития. Преемственность, необратимость, сензитивность и неравномерность как основные закономерности психического развития человека в онтогенезе.
16. Теории развития и проблема периодизации психического развития. Критерии периодизации. Стабильные и критические периоды развития. Понятие возраста. Критерии и типы возрастных периодизаций в разных теориях развития. Теории рекапитуляции психического развития. Теория конвергенции двух факторов. Психоаналитические и когнитивные теории развития. Культурно-историческая концепция развития Л.С. Выготского и ее разработка в теории деятельности. Понятие возрастного кризиса, их особенности и виды. Концепция возрастных кризисов в отечественной психологии.
ОПК-2     готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях     17. Методы качественного и количественного анализа результатов психолого-педагогических исследований. Что изучает экспериментальная психология. Классификация методов психолого-педагогического исследования. Неэкспериментальные психологические методы. Наблюдение. Беседа. Психологический эксперимент. Процедура и основные характеристики психологического эксперимента. Реальный эксперимент. Экспериментальные переменные: независимая переменная, зависимая переменная. Контроль переменных.

ОПК-3

 

готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов

 

 

18. Принципы и методы психологической диагностики развития детей. Общепедагогические принципы исследования детей: принцип единства диагностики и коррекции; принцип целостного изучения всех психических характеристик; принцип деятельностного подхода; принцип динамического изучения ребенка; принцип каузальности (этиопатогенетический); принцип качественно-количественного подхода при анализе данных. Этические принципы: принцип конфиденциальности; принцип соблюдения интересов обследуемого; принцип ненанесения ущерба; принцип компетентности и беспристрастности. Методы психолого-педагогической диагностики: метод изучения документации, метод беседы, метод изучения результатов деятельности детей, метод наблюдения, метод эксперимента.
19. Диагностика интеллекта, личностного развития, овладения деятельностью. Общее понятие об интеллектуальном и личностном развитии индивида. Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Психологические тесты для диагностики интеллекта, личностного развития и овладения деятельностью для разных возрастов.

ОПК-4

 

готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов

 

20. Требования ФГОС НОО к реализации основной образовательной программы (по выбору). Характеристика требований к структуре ООП НОО (разделы, объем программы, учебный план), результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения ООП и психолого-педагогическим условиям реализации ООП. Ориентация стандарта на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы").
21. Понятие и сущность обучения. Функции обучения. Виды обучения, их характеристика. Сущность понятия «обучение». Движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Понятие о целостном педагогическом процессе. Обучение и воспитание как целостная система. Двусторонний характер процесса обучения. Преподавание как педагогическая деятельность. Учение как познавательная деятельность школьника. Взаимосвязь и взаимозависимость преподавания и учения. Анализ образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения их взаимообусловленность и взаимозависимость.
22. Сущность, закономерности, принципы и психологические основы воспитания. Системный подход к воспитанию. Основные направления воспитания. Воспитание как общественно-историческое явление. Сущность воспитания как взаимодействия воспитанника и воспитателя, направленного на развитие личности. Закономерности воспитания: обусловленность воспитания конкретно-историческими условиями жизни; единство целей, содержания и методов воспитания; зависимость воспитательных результатов от активности самого воспитанника; зависимость процесса воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей детей и др. Принципы гуманистической направленности воспитания, связи воспитания с жизнью и трудом, воспитания в деятельности, воспитания в коллективе и через коллектив, сочетания педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитанников, уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему, опоры на положительные качества человека и др. Системная природа процесса воспитания. Понятие и структура воспитательной системы школы. Системообразующая воспитательная деятельность, её виды. Основные характеристики гуманистической системы воспитания. Психологический предмет воспитания. Отношения и смыслы как предмет воспитания. Источники и механизмы воспитания. Законы и принципы воспитания. Событийная общность как источник воспитания. Стили воспитания. Психологические основы методов воспитания. Слово воспитателя как инструмент педагогического воздействия. Нравственное воспитание детей и подростков: сущность, задачи, средства. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни школьников. Гражданское воспитание молодёжи. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся. Основы эстетического воспитания школьников.

ОПК-5

 

готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую

 

23. Психологическая структура деятельности. Психология учебной деятельности. Трактовки понятия «учебная деятельность». Концепция учебной деятельности         Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Сущность и основные характеристики учебной деятельности (УД): направленность на овладение учебным материалом и решением учебных задач; осваивание общих способов действий и научных понятий; осваивание общих способов действий, предваряющих решение задач; изменения в самом ученике; изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий. Структура УД: мотивация, учебная задача, учебные действия и операции, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка). Формирование УД: отработка у школьников каждого компонента УД, взаимосвязь компонентов, постепенная передача отдельных компонентов УД самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя. Особенности формирования УД у младших школьников. УД – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Возникновение и развитие у младших школьников психических новообразований: субъекта учебной деятельности, основ теоретического мышления, произвольности учебно-познавательных действий. Коллективно-распределительный характер учебной деятельности. Показатели сформированности учебной деятельности младших школьников: умение самостоятельно различать известное и неизвестное теоретическое знание; умение задавать вопросы, участвовать в дискуссиях и быть их инициатором; появление устойчивых и обобщенных учебно-познавательных мотивов.
24. Особенности предметной, игровой и продуктивной деятельности детей. Причины возникновения предметной деятельности в раннем возрасте. Этапы и условия формирования предметной деятельности детей раннего возраста. Приемы организации предметной деятельности с детьми раннего возраста. Роль игры в жизни дошкольника. Игровые интересы в дошкольном возрасте. Виды игровой деятельности в дошкольном возрасте. Обучение игре детей дошкольного возраста. Роль продуктивной деятельности в сенсорном, речевом, интеллектуальном развитии детей. Виды продуктивной деятельности дошкольников. Организация занятий продуктивной деятельностью в ДОО.
ОПК-6     способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды   25. Общение, его функции в системе межличностных отношений. Структура общения: коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Понятие общения в психологии. Роль общения в человеческом развитии. Функции общения. Структура общения: коммуникация, интеракция, перцепция. Средства коммуникации. Техника и приемы общения. Вербальная и невербальная коммуникация. Регуляция общения. Механизмы восприятия и понимания в процессе общения. Барьеры в общении. Виды общения. Педагогическое общение.
ОПК-7     готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе     26. Реализация основных положений ФГОС в начальном общем образовании. Самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. Формирование новых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных). Характеристика УМК (по выбору) в контексте формирования личностных результатов (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация, гражданская идентичность) и метапредметных результатов (познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД) и реализация системно-деятельностного подхода.

ОПК-8

 

 

способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

 

 

27. Педагогический такт и авторитет как составляющие профессиональной этики. Определение педагогической этики. Нравственные требования педагогической этики. Сущность понятия «педагогический такт», элементы педагогического такта. Сущность, специфические особенности и функции педагогического авторитета. Понятие о истинном и ложном авторитете учителя.
28. Миссия современного педагога, задачи и функции профессионально-педагогической деятельности. Роль педагога в жизни своих учеников. Задачи и функции педагогической деятельности в условиях модернизации образования. Профессиональные и нравственные требования, предъявляемые к личности педагога.

ОПК-9

 

способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития

 

 

29. Задачи и содержание воспитания в условиях поликультурной педагогической реальности. Проблема мигрантов и вынужденных переселенцев в контексте жизнедеятельности современных образовательных организаций. Поликультурный подход к утверждению взаимопонимания и согласия между людьми. Основные задачи формирования у школьников культуры межнационального общения: воспитание уважения к человеческому достоинству; развитие таких качеств, как чуткость, доброжелательность, толерантность, великодушие к представителям других культур; формирование уважительного отношения к языку, культуре и религии, традициям и обычаям других народов. Педагогические условия утверждения чувства такта и деликатности, взаимного признания и уважения детей разных национальностей в школьном сообществе. Роль искусства и фольклора в развитии способности обучающихся понимать значимость других культур.
30. Социальная ситуация развития и ведущий тип деятельности, их динамика в онтогенезе. Социальная среда как источник развития. Взаимодействие ребенка с социальной средой на разных возрастных этапах. Значение деятельности в психическом развитии человека. Понятие «ведущий тип деятельности», закон периодичности разных типов деятельности на этапах развития. Сензитивный период развития.
ОПК-10     способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач     31. Формы межпредметного и межведоственного взаимодействия в решении профессионально-педагогиченских задач в образовательном процессе. Различные трактовки понятия «межпредметные связи». Значение и обусловленность установления межпредметных связей в образовательном процессе школы. Этапы и условия установления межпредметных связей в образовательном процессе школы. Определение понятия «межведомственное взаимодействие». Цели и задачи межведомственного взаимодействия. Принципы, механизмы и формы осуществления межведомственного взаимодействия.

ОПК-11

 

 

готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов

 

 

32. Социальная защита детей-инвалидов. Основные направления и нормативно-правовое сопровождение. Основные виды социальной защиты детей-инвалидов. Социальная политика в отношении детей-инвалидов. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей-инвалидов.
33. Международные и внутригосударственные правовые акты, регламентирующие права детей. Основные принципы и права детей, провозглашенные в международных правовых актах: Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др. Права ребенка во внутригосударственных актах: Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Законодательство РФ об охране здоровья граждан; Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ; Федеральный закон «Об образовании»; Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей; Закон о социальной защите инвалидов в РФ; Федеральный закон об опеке и попечительстве и др.

ОПК-12

 

способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства

 

34. Сущность социализации личности. Образовательная организация как институт социализации подрастающего поколения. Социализация личности как социально-педагогическое явление. Составляющие социализационного процесса. Виды социализации: полоролевая, профессионально-трудовая, семейная, гражданская социализация. Характеристики успешной и отклоняющейся социализации. Мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы социализации, их характеристика. Агенты социализации, их роль на разных возрастных этапах социального становления человека. Механизмы социализации: психологические (импринтинг, подражание, экзистенциальный нажим, идентификация, рефлексия) и социально-педагогические (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный). Быт и жизнедеятельность образовательной организации, их роль в приобретении и коррекции социального опыта детей и подростков. Предметно-пространственная среда школы, её морально-психологический климат, стиль руководства и общения, традиции, режим, форма одежды, их социализирующие влияния на обучающихся. Виктимогенность школьной среды как социально-педагогическая проблема.
35. Характеристика рисков и опасностей образовательной среды. Общее понятие о рисках образовательной среды. Типология рисков образовательной среды. Источники и факторы рисков в образовательной среде. Критерии психологической безопасности образовательной среды.  

ПК-7

 

 

ДПК-1

 

способность организовывать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность школьников младших классов, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы

 

 

готовность осуществлять обучение и воспитание детей младшего школьного возраста с учетом предметных знаний

 

36. Методика правописания в начальной школе. Деятельность учащихся по овладению орфографическими умениями и навыками. Сущность понятия «орфограмма», система орфографических правил в начальной школе. Реализация в современных учебниках по русскому языку принципов русской орфографии (морфологический, фонематический, традиционный, принцип дифференциации значений, фонетический). Орфографический навык, методика его формирования (мотивационный, ориентировочный, операционный (исполнительский), контрольно-оценочный (самооценочный) этапы, этап автоматизированного письма). Методические особенности обучения правописанию в различных УМК по русскому языку (2 по выбору).
37. Методы и приемы обучения лексике, морфемике и словообразованию в начальной школе. Задачи изучения лексики в начальных классах. Методика изучения лексики (УМК «Школа России» и «Начальная школа 21 века»). Задачи изучения морфемики и словообразования в начальной школе. Методические особенности изучения морфемики и словообразования в УМК «Школа России» и «Начальная школа 21 века».
38. Особенности изучения имени существительного в начальной школе. Организация совместной и самостоятельной деятельности учащихся при изучении раздела «Имя существительное». Задачи изучения имени существительного в начальных классах. Методика работы над лексико-грамматическими категориями имен существительных (УМК «Школа России»). Методические особенности изучения имени существительного в современных УМК («Перспектива», «Начальная школа 21 века» - по выбору).
39. Особенности изучения имени прилагательного в начальной школе. Организация совместной и самостоятельной деятельности учащихся при изучении раздела «Имя прилагательное». Задачи изучения имени прилагательного в начальных классах. Методика работы над лексико-грамматическими категориями имен прилагательных (УМК «Школа России»). Методические особенности изучения имени прилагательного в современных УМК («Перспектива», «Начальная школа 21 века» - по выбору).    
40. Особенности изучения глагола в начальной школе. Организация совместной и самостоятельной деятельности учащихся при изучении раздела «Глагол». Задачи изучения глагола в начальных классах. Методика работы над лексико-грамматическими категориями глагола (УМК «Школа России»). Методические особенности изучения глагола в современных УМК («Перспектива», «Начальная школа 21 века» - по выбору).
41. Особенности изучения синтаксиса в начальной школе. Организация совместной и самостоятельной деятельности учащихся при изучении синтаксиса. Место и роль синтаксиса в курсе начальной школы. Формирование представлений о словосочетании, предложении, членах предложения, однородных членах предложения. Виды работы со словосочетаниями и предложениями. Синтаксический разбор, трудности в его проведении. Особенности изучения синтаксиса в современных УМК (2 по выбору).
42. Методы и приемы развития речи младших школьников. Методы развития речи учащихся. Виды сочинений, система работы над сочинениями. Виды изложений, система работы над изложениями. Работа над культурой речи младших школьников.
43. Приемы формирования полноценного навыка чтения в начальной школе. Качества полноценного навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Приемы по отработке правильности, беглости, сознательности и выразительности чтения. Этапы становления навыка чтения: аналитический, синтетический, этап автоматизации.
44. Процесс работы над художественным произведением. Организация совместной и самостоятельной деятельности учащихся при изучении художественных произведений. Подготовка учащихся к восприятию текста. Организация первичного восприятия текста. Анализ художественного произведения на уроке чтения. Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза. Организация заключительного этапа работы над художественным произведением.
45. Деятельность учителя и учащихся при изучении сказок и малых фольклорных жанров в начальной школе. Определение сказки как одного из жанров фольклора. Виды сказок, изучаемых в начальной школе. Композиционные и языковые особенности сказок. Методика изучения сказок. Малые жанры фольклора: определение, жанровая представленность в начальной школе. Композиционные и языковые особенности малых фольклорных жанров. Методика изучения малых фольклорных жанров.
46. Методика изучения лирических произведений в начальной школе. Определение лирики, лирические жанры. Тематика лирических произведений, изучаемых в начальной школе. Особенности лирических произведений. Методика изучения лирических произведений. Особенности эпических стихотворений. Методика изучения эпических стихотворений.
47. Методика изучения рассказов, повестей в начальной школе. Работа с научно-познавательным текстом. Рассказ как эпический жанр. Тематика рассказов, изучаемых в начальном звене школы. Композиционные и языковые особенности рассказов. Методика изучения рассказов. Повесть как эпический жанр. Повести, изучаемые в начальном звене школы. Композиционные и языковые особенности повестей. Методика изучения повестей. Композиционные и языковые особенности научно-познавательных текс

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.