Буклет по противопожарной безопасности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Буклет по противопожарной безопасности

2022-12-30 72
Буклет по противопожарной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ОГНЕМ

ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

FIRE FIGHTING TECHNIQUES

&

FIRE EQUIPMENT

 

The Fire safety operational booklet

ВВЕДЕНИЕ

Это Руководство является необходимым  для использования на борту судна. Оно полностью отвечает требованиям IMO Решение MSC.99 (73) - принятое 5 декабря 2000 и вступившее в силу 1 июля 2002 - которое в соответствии с поправкой к Регулированию Главы II 15 требует, чтобы все суда СОЛАС несли такое Руководство.

Цель Руководства состоит в том, чтобы ознакомить всех членов команды с инструкциями и информацией об общих приемах тушения пожара и мерах безопасности; общие инструкции при борьбе с огнем; значение судовых тревог; действия и использование систем борьбы с огнем и оборудования; действия и использование пожарных дверей и увлажнителей и информации относительно противопожарных систем и приборов, которые находятся на судне. Оно должно отвечать требованиям Судовладельца и Постоянными Распоряжениями капитана, и интерпретироваться как применимым для индивидуальных судов. Информация из этого руководства особенно важна при применении принципов тушения пожара на суда с алюминиевыми надстройками или другими специальными особенностями проекта и на суда с ограниченными командами.

Эта рекомендация сделана в соответствии с установленным законом и требованиям СОЛАС. Деталь, касающаяся индивидуального судна, может измениться в зависимости от полномочия флага и возраста и типа судна.

Это руководство может использоваться как структура и источник рекомендации для того персонала, обязанностью которого это должно стать инструкцией в практике борьбы с огнем и использования оборудования. Дополнительно, это предназначено как рекомендация для всего персонала.

Детали относительно определенного противопожарного оборудования и систем на борту этого судна должны быть введены в последнюю Часть, где есть также отчет, который будет закончен, когда выйдут новые поправки к этому Руководству.

 

 

ЧАСТЬ I

"Общее Знание"

 

 

Основные причины возникновения пожара на судах. Меры предупреждения пожаров.

Практикой установлено, что основными причинами возникновения пожаров на судах являются:

1.Нарушение пожарно-профилактического режима на судах, т. е. несоблюдение требований действующих документов по ППБ:

- халатность личного состава;

- нарушение противопожарной защиты;

- нарушение правил производства огневых работ;

- курение в неположенных местах;

- отступление от правил эксплуатации паровых котлов и электрооборудования;

- нарушение правил перевозки опасных грузов;

- нарушение ПТЭ

- другие причины.

2. Конструктивные недостатки судов.

3. Умышленные поджоги.

ПРИРОДА ПОЖАРА

Пожар - химическая реакция, известная как сгорание, которое происходит, когда топливо и кислород в совокупности с достаточной высокой температурой, могут привести к воспламенению. Это просто представлено в Треугольнике огня. Пожар не может начаться, или продолжиться, если одна сторона треугольника топлива - кислорода - высокая температура отсутствует, или если есть прерывание в химической реакции цепи, которая задерживает горение.

 

 

 

ТОПЛИВО

Это может быть телом, жидкостью или газом, которое когда нагревается, испускает огнеопасные пары.

Например: бумагу, древесину, картон, краску, нефть, масла, ацетилен и т.д.

КИСЛОРОД

Кислород обычно присутствует в воздухе в достаточном количестве, чтобы поддержать огонь.

ВЫСОКАЯ ТЕМПЕРАТУРА

Критическая температура должна быть достигнута при воспламенение, но как только пожар начался, она будет поддерживаться его собственной высокой температурой. Высокая температура может быть применена преднамеренно, или случайно.

Например - нагреватели, помещаемые слишком близко к мебели, занавескам или бумаге; перегруженные источники энергии; и персональные компьютеры, захламленные бумагами в офисе.

 

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЖАРА

Высокая температура  и пожар могут распространиться четырьмя различными способами.

1. Проводимость. Это относится к прямой передаче высокой температуры. Например - высокая температура, распространяющаяся вперед через незащищенные стальные конструкции, (металлические палубы, переборки, и т.д.)

2. Конвекция. Распространение высокой температуры через газы, жидкости или горячее воздушное распространение через колодцы, шахту, вентиляцию, и т.д.

3. Радиация. Материалы могут быть зажжены, когда помещены слишком близко к источнику высокой температуры типа электрического нагревателя или другого прибора нагревания.

4. Прямое Горение. Где горючие материалы испускают достаточное тепло и  способствуют горению, при входе в контакт с открытым пламенем. Например - матрац, подвергаемый зажженной сигарете.

Пожар в любой каюте может распространиться одним или другими методами внесенных в список, и может распространиться в любом направлений, если не обеспечено охлаждение границ пожара или некоторым другими методами. Пожар, может также, распространятся через систему вентиляции, пустоты, и трубопроводы.

ТИПЫ ПОЖАРА

Каждый имеющий дело с пожаром должен распознать его тип, поскольку не правильное определение одного типа пожара может только увеличить опасность, если действия по устранению применены к другому типу пожара.

КЛАСС А Пожары, вовлекающие твердые материалы обычно органического характера.

Например - ткань, древесина, бумага, мебель, пластмассы, веревка, и т.д.

КЛАСС В Пожары, вовлекающие жидкости или разжижаемые твердые вещества.

Например - бензин, нефть, масла, керосин, краска, растворитель, жиры, воск, и т.д.

КЛАСС С Пожары, вовлекающие газы или сжиженные газы.

Например - метан, пропан, бутан, ацетилен, и т.д.

КЛАСС D вовлечение Пожаров, сжигающее металлы.

Например - алюминий, магний, натрий, и т.д.

 

Примечание: ни один из способов тушения, упомянутых в этой публикации, не будет эффективен с пожаром Класса D. С этим типом пожара борются с использованием специального гасящего вещества.

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПОЖАР: само электричество не горит. Любой пожар, который упоминается как электрический пожар, фактически был бы Классом А, В С или пожаром D как описано выше, но с дополнительной опасностью источника электрического напряжения. Как только соответствующие электрические источники были изолированы, пожар рассматривают как обычного класса.

 

ПРИНЦИПЫ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

Пожар не может начаться, или продолжиться, если одна из сторон треугольника топлива - кислорода - высокой температуры отсутствует, или если есть прерывание в химической реакции цепи, которая поддерживает горение.

Если один из этих четырех элементов может быть удален, "треугольник" сломан, и любой пожар прекратит гореть.

 

Сломанный Треугольник Пожара

ГОЛОДАНИЕ

Удаляя топливо от огня необходимого для поддержания горения:

· удалите топливо (древесина, бумага, и т.д.) от области горения;

· закройте топливные клапана;

· совершите маневр судном (влияние ветра и разлив топлива на воде).

УДУШЬЕ

Это достигается, сокращением воздушного окружения пожара.

· CO2,

· Хладон,

· Пена,

· Песок,

· Одеяла,

· Пар, и т.д.

ОХЛАЖДЕНИЕ

Уменьшать температуру горящего вещества ниже его температуры воспламенения-

обычно это достигается, используя воду как гасящее вещество.

ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Это - антикаталитический эффект, который нарушает химическую реакцию цепи, которая поддерживает пожар. Хладон и немного сухих порошков гасят этим способом.

 

 

Классификация огнестойких и огнезадерживающих конструкций. Требования, предъявляемые к этим конструкциям

 

Противопожарные конструкции на судах подразделяются на конст­рукции типов А, В, С.

Огнестойкие конструкции, или конструкции, типа А - это конструкции, которые образованы переборками или палубами и которые должны быть:

- должны соответствовать классу переборки;

- изготовлены из стали или из другого равноценного материала;

- достаточно жёсткими.

- изготовлены так, чтобы предотвратить прохождение через, них дыма пламени в течении 60 минут при стандартном испытании огнестойкости.

- изолирование негорючими материалами так, что бы средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию повышалось более, чем на 139° С по сравнению с   первоначальной;

при этом температура в любой точке, включая любое соединение, не должна повышаться более, чем на 180° С по сравнению с первоначальной.

В зависимости от времени, в течение которого обеспечивается соблюдение указанного перепада температур в процессе стандартного испытания огнестойкости, конструкциям присваивается следующие обозначения: А-60 - в течение 60 минут, А-30 - в течение 30 минут, А-15 - в течение 15.минут, А-0 - в течение 0 минут.

В местах соединения металлической конструкции типа А с металлическими палубами, переборками, бортами и набором корпуса, а также в местах прохода через металлическую основу конструкции типа А труб, кабелей, каналов вентиляции (если эти конструкции подходят впритык к металлической основе конструкции типа А) для уменьшения теплопередачи должна быть предусмотрена изоляция при­мыкающих конструкций негорючими материалами с одной или с двух сторон конструкции типа А общей протяженностью не менее 500 мм. Протяженность может быть уменьшена в том случае, если стандартными огневыми испытаниями будет доказана возможность изоляции на меньшем расстоянии.

Огнезадерживающие конструкции, или конструкции типа В, - это конструкции, которые образованы переборками, палубами, подволоками или обшивками и которые должны быть:

- целиком, изготовленые из негорючих материалов;

- изготовлены, так, - чтобы они сохраняли непроницаемость для пламени в течение 30 минут стандартного испытания огнестойкости;

- снабжены изоляцией такой толщины, чтобы средняя температура поверхности, противоположной, огневому воздействию, не повышалась более, чем на 139°С по сравнению с первоначальной и в любой точке, включая любое соединение, не повышалась бо­лее, чем на 225°С по сравнению с первоначальной при воздействии пламени с любой стороны.

В зависимости от времени, в течение которого обеспечивается соблюдение указанного перепада, температур в процессе стандарт­ного испытания огнестойкости, конструкциям присваивается следующие обозначения: B -15 - в течение 15 минут, В-0 -в течение 0 минут.

При установке в жилых, и служебных помещениях негорючих пере­борок, обшивок и подволоков они могут иметь горючую облицовку толщиной не более 2 мм кроме коридоров, выгородок трапов, а также постов управления, где толщина облицовки не долина превы­шать 1,5 мм.

В коридорах и выгородках трапов, постов управления, жилых, и служебных помещений подволоки и обшивки, предотвращающие тягу заделки и относящийся к ним обрешетник должны быть изготовлены из негорючего материала. Все наружные поверхности в них не дол­жны быстро распространять пламя.

В постах управления, жилых и служебных помещениях поверхнос­ти в труднодоступных и недоступных пространствах (за панелями, обшивками и т.п.), включая обрешетник, а также наружные поверх­ности, подволоков, не должны быстро распространять пламя.

Несгораемые конструкции или конструкции типа С – это конструкции, изготовленные из негорючих материалов, причем требования по предотвращению до прохождения через них дыма и пламени и соблюдению перепада температур к ним не предъявляются.

Количество горючих материалов, применяемых для изготовления внутренних переборок, обрешетннков, обшивки, декоративной отделки, мебели и прочего оборудования, постов, управления, жилых и хозяйственных помещений (кроме, охлаждаемых) в тех случаях, когда частью 6 Правил Регистра РФ применение таких материа­лов не запрещается, не должно превышать 45 кг на 1 м2 площади пола каждого помещения.

Закрытия отверстий в конструкциях типов А и В должны быть того же типа, что и сами конструкция, в которых эти отверстия устроены.

В переборках коридоров типа А-0 допускается устанавливать двери типа В.

Все окна и иллюминаторы в переборках внутри жилых и служебных помещений должны быть устроены таким образом, чтобы их установка не ухудшала противопожарных свойств переборки.

 

 

Закрытия проемов дверей, шахт, сходов и других, отверстий в противопожарных переборках. Требования, предъявляемые к этим закрытиям.

Все закрытия в противопожарных переборках должны соответствовать и обеспечиваться надежными устройствами закрытия, а двери – автоматическими.

Двери:

- должны соответствовать классу переборки;

- в эксплуатации находятся в открытом состоянии;

- должны иметь плавкую вставку с температурой плавления 70 ¸ 90°C (на судне необходимо иметь – 100% запасных вставок с клей­мом Регистра РФ или другого классификационного общества);

- закрываются ручным приводом и должны иметь, автоматический привод (соленоид, плавкая вставка) и дистанционный привод (на новых судах);

- во всех огнестойких переборках (в т.ч. самозакрывающиеся двери и двери с автоматическим   приводом) должны быть устроены так, чтобы была обеспечена возможность их открывания   вручную усилием одного человека с обеих сторон;

- пружина должна обеспечивать закрытие дверей при крене 3 ¸ 50 на противоположный борт.

Для кабельных, трасс, ставятся сальники с набивкой, соответствующей классу переборки.

Для тоннелей трубопроводов, вентиляционных каналов делаются сальники с мастичной набивкой, выдерживающей огнестойкость в течение 1 часа.

Иллюминаторы в переборках, выгородках шахт, где они имеются как исключение, должны иметь армированное стекло. В переборках иллюминаторы не устанавливаются.

Вахтенная служба обязана регулярно проверять состояние закрытий, дверей, вентиляционных лючков на легкость и надежность их закрытия.

Требования Правил Морского Регистра Судоходства РФ к устройству и содержанию кладовых легковоспламеняющихся взрывоопасных веществ и материалов.

 

На судах к таким помещениям относятся фонарные малярные, бал­лонные кладовые, емкости для бензина, аккумуляторные помещения.

Эти помещения выгораживаются переборками класса не ниже А-60. Кладовые легковоспламеняющихся материалов, как правило, не должны размещаться в одной надстройке или рубке с жилыми помещениями. Входы в кладовые должны устраиваться с открытой палубы непосред­ственно или через коридор и/или трап, ведущий только к этим кладовым.

Воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 43° С должны храниться в вентилируемых кладовых в металлических цистернах, каждая из которых должна быть оборудована:

– арматурой для отбора жидкости с самозапорным клапаном (спускным краном);

– устройством для заполнения цистерны извне кладовой (наливным патрубком);

– воздушный трубой выведенной за пределы кладовой (автономной вентиляцией с огнепрерывающей сеткой);

– выходной конец каждой трубы должен быть выполнен в виде колена, обращенного коленом вниз, или иметь иную    конструкцию, согласованную с Морским Регистром Судоходства РФ

– поддоном.

Если количество жидкости не превышает 35 л, допустимо ее хра­нение в металлических банках с плотными крышками.

Если общая вместимость цистерн превышает 250 л (но не более 2500 л), кладовая должна быть оборудована независимой искусственной вытяжной вентиляцией, обеспечивающей удаление воздуха из нижней части помещения с интенсивностью не менее 20 обменов в час по объему помещения. Приточная вентиляция может быть естественной. Включение вентиляторов должно быть блокировано с открыванием дверей в кладовую.

Для хранения бензина должна быть специальная цистерна емкостью не более 250 л, оборудованная, как указано выше.

Предупредительные надписи:

- на малярных, фонарных и бензиновых кладовых - " ОГНЕОПАСНО! "

- на аккумуляторных - " ВЗРЫВООПАСНО. С ОГНЕМ НЕ ВХОДИТЬ! "

 

 

7. План противопожарной защиты  и оперативные планы по борьбе с пожаром. Их назначение и содержание.

План противопожарной защиты представляет собой схему продольного разреза судна и включает в себя:

- Схему планов противопожарных зон, помещений судна с нанесенными на нее штатными средствами пожаротушения и противопожарной защиты.

Схема разбита на противопожарные зоны, выполнена в графическом исполнении и содержит:

– расположение центрального пожарного поста;

– расположение основных стационарных и переносных средств

– пожаротушения;

– расположение на судне противопожарного и аварийного имущества;

– расположение средств сигнализации и перекрытия вентиляции;

– расположение дистанционных приводов ввода в действие огнегасительных средств пожаротушения, выведенных из охраны помещений;

– расположение противопожарных и клинкетных дверей и их дистанционных приводов закрытия;

– место хранения переходного соединения международного образца для приема воды;

– расположение основных противопожарных и водонепроницаемых переборок;

– пути эвакуации экипажа в случае пожара и других аварийных случаев.  

Пожар в МКО и ПВМ

Причинами пожара в МКО могут быть искра при коротком замы­кании, вспышка при разжигании форсунок, попадание топлива на горячие части двигателей,  самовозгорание ветоши и т. д.

Особую опасность проставляют утечки из поврежденного топлив­ного трубопровода, находящегося под давлением, когда топливо вырывается в виде струй с большим распылом. Такую же опасность представляют находящиеся в МКО неисправные самозапорные клапаны измерительных труб топливных танков. Разбрызгиваясь, топливо покрывает тонким слоем узлы и механизмов и машин, трубопроводы и скапливается под настилом.

В случае возникновения искры пары топлива и  масел, уже нагретые до температуры помещения МКО, а иногда и выше, мгновенно воспламеняются. При этом пожар быстро рас­пространяется, возможен взрыв паровоздушной смеси.

При возникновении пожара в МО или ПВМ нужно в первую очередь прекратить поступление топлива к двигателям, котлам и расходным цистернам, отключить электроэнергию от горящего помещения, остановить вентиляторы и немедленно, начать борьбу с огнем ста­ционарными и переносными средствами пожаротушения. В МКО необходимо погасить топки.

Небольшие  возгорания ветоши, разлитого горючего, краски или другого материала ликвидируются пеной из ручных или возимых ог­нетушителей и распыленной водой из пожарных стволов.

При возгорании топлива под котлами и двигателями для тушения применяют пену, подаваемую воздушно-пенными стволами, и распы­ленную воду из ручных стволов с распылительными насадками. При значительном повышении температуры в МКО необходимо включить систему орошения.

Если люди не успеют выйти из MKО до начала развития пожара, включают орошение сходных шахт, чтобы можно было выйти из горя­щего помещения.

При горении топлива выше настила следует включать стационарную систему пенотушения или систему водораспыления. Если тушение с помощью этих систем не дает эффекта или поверхность горящего топлива закрыта от воды и пены настилом, трубопроводами и меха­низмами, пожар тушат с помощью стационарных углекислотных и жидкостных установок.

Чтобы предупредить распространение пламени по трапам в сторону жилых, помещений, необходимо использовать водяную завесу.

Перед включением стационарных систем пожаротушения в МКО необходимо:

- вывести из действия все механизмы;

- произвести герметизацию отделения и выключить вентиляцию;

- подать сигнал о запуске стационарных систем пожаротушения и вывести из помещения всех людей;

- одновременно с пуском указанных систем необходимо охлаждать водой переборки и палубы всех помещений, смежных с аварийным.

Стационарные углекислотные, химические, жидкостные и другие имеющиеся на судне стационарные системы пожаротушения включаются только с разрешения капитана по указанию старшего механика. В случаях, не терпящих отлагательств, и не позволяющих в создавшейся обстановке получить разрешение капитана, команда о включении стационарных систем пожаротушения может быть дана непосредственно старшим механиком, о чем должно быть немедленно доложено вахтенному штурману.

Находящееся, под напряжением горящее электрооборудование перед тушением необходимо по возможности как можно быстрее обесточить. Если же напряжение сразу снять не удалось, для тушения находящегося под напряжением электрооборудования следует исполь­зовать сухие углекислотные или аэрозольные огнетушители, воздушно-механическую пену, приготовленную на пресной воде, и асбе­стовые коврики. Применение других средств запрещается.

Лица, участвующие в тушении горящего электрооборудования, на­ходящегося под напряжением, должны работать в диэлектрических перчатках, а также в ботах или галошах и по возможности находиться на резиновых ковриках.

Если горящее электрооборудование обесточено, то его можно тушить с помощью любых огнегасительных средств. Однако во избе­жание порчи электрооборудования тушить его рекомендуется по воз­можности углекислотой, а при ее отсутствии -  воздушно-механической пеной, приготовленной на пресной воде или пресной водой. При этом необходимо учитывать, следующее:

- углекислота не влияет на снижение сопротивления изоляции электрооборудования;

- воздушно-механическая пена и пресная вода снижает сопротив­ление изоляции, поэтому после их   применения электрооборудование требует тщательной просушки;

- при применении морской воды или химической пены электрооборудование может быть выведено из строя.

При пожаре в помещениях с аккумуляторами следует немедленно прекратить их зарядку, батареи отключить, с помощью вентилято­ров создать усиленную тягу из помещения, чтобы предотвратить взрыв, газовой смеси, и тушить пожар матами, асбестовыми ковриками, воздушно-механической пеной на пресной, воде, сухой углекислотой. Морская вода разлагает электролит.

Необходимо всегда помнить следующее:

- развитие пожара в МКО происходит очень быстро, при этом доступ в помещение сверху затруднен уже в первые минуты пожара;

- одним из основных факторов, обеспечивающих эффективное тушение пожара, является перекрытие всех отверстий в помещение МКО;

- при тушении пожара в МКО наиболее эффективным средством является углекислота и высокократная пена, а также тушение распыленной водой и составами на основе   галоидоуглеводородов.

СИГНАЛ ТРЕВОГИ

 

«ОБЩЕСУДОВАЯ»  

РЕЗЮМЕ

     

Любое обучение должно гарантировать, что весь персонал знает местоположение самого близкого противопожарного оборудования к их месту применения и их размещения. Они должны также знать, как использовать огнетушитель и знать о любых ограничениях, которые это могло бы иметь.

Помните, правильный тип огнетушителя должен быть расположен с отношением к типу риска в любой специфической области судна.

Быть подготовленным к работе со всем противопожарным оборудованием, и его эффективным и безопасным использованием в реальной критической ситуации, это будут экономить жизненные минуты и секунды, которые смогут сделать различие между инцидентом и трагедией.

F - Find -      Находят

I - InformСообщают

R - Restrict -     Ограничивают

E - Extinguish - Гасят

 

 

11.Основные руководящие документы, регламентирующие вопросы пожарной безопасности на судах. Судовая документация пожарной безопасности.

11.1. Нормативно-руководящая документация - это согласованный и ут­вержденный документ, принятый к неукоснительному исполнению на судах ММФ.

К ней относятся: 

– Правила классификации и постройки морских судов /Регистр РФ/;

– Руководство по техническому надзору за судами, находящимися в эксплуатации /Регистр РФ/;

– Устав службы на судах ММФ СССР;

– Методическое руководство по подготовке экипажей к борьбе за живучесть судна;

– Обязательное постановление по морскому порту;

– Руководство по проведению пожарно-профилактических работ на судах ММФ, находящихся в эксплуатации (РД 31.21.44-86)

– Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах ММФ (РД 31.52.18-87);

– Правила пожарной безопасности на судах;

– НБЖС (РД 31.60.14-81);

– Положение о технической эксплуатации судов РФ;

 

Общие положения и указания по обеспечению пожарно-профилактического режима на судах.

 

Экипаж судна должен строго соблюдать пожарно-профилактический режим и выполнять все мероприятия по обеспечению взрыво - и пожаробезопасности судна в любых условиях его эксплуатации.

На судне должна быть организована учеба по программе пожарно-техничёского минимума для подготовки экипажей судов к борьбе за живучесть судна.

Весь командный состав судна должен в совершенстве знать:

- устройство и конструктивные особенности своего судна;

- мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров;

- тактику борьбы с пожаром и дымом, проникающим в судовые помещения;

- требования по поддержанию в исправности стационарных и переносных средств пожаротушения и их систем, а также предметов противопожарного снабжения;

- свои обязанности по борьбе с пожаром на судне.

Лица командного состава судна должны систематически проверять знание подчиненными своих обязанностей по борьбе с пожарами. Особое внимание следует уделять подготовке лиц судового экипажа,которые при борьбе с пожарами должны работать в ДИА и закрепление за ними аппаратов оформляется приказом по судну. Практические навыки должны проверяться ежегодно.

При стоянке судна в порту по указанию капитана назначается стояночная вахта. При этом из членов экипажа комплектуется пожарная вахта в количестве, необходимом для обеспечения пожарной безопасности судна. Ежедневно вахтенный штурман инструктирует заступающих на вахту матросов.

На пожарную (дозорную) вахту возлагается:

- обход всех помещений судна по утвержденному маршруту не реже, чем через 1 час в ночное время и через каждые 2 часа днем;

- проверка соблюдения производственным персоналом и судовой командой установленного на судне пожарно-профилактичкского режима;

- проверка противопожарных закрытий согласно их маркировки;

- проверка готовности противопожарного оборудования и систем к немедленному действию;

- немедленное оповещение вахтенного штурмана об обнаруженных недостатках, неисправностях и возникновении пожара.

При нахождении судна в эксплуатации все противопожарные закрытия, устройства пожарной сигнализации и предметы противопожарного снабжения закрепляются за определенными лицами экипажа расписанием по заведованиям и приказом по судну.

Все помещения, открытые части палуб и надстроек также закрепляются за определенными лицами, которые несут ответственность за поддержание пожарно-профилактического режима на этих участках. Лица, в заведовании которых находятся помещения и устройства должны не реже 1 раза в 7 дней производить проверку своего заведования и при обнаружении неисправностей немедленно докладывать старшему помощнику капитана.

На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все запираемые помещения. Во время общесудовой тревоги по борьбе с пожаром каюты экипажа и другие помещения должны быть не заперты.

Все предметы противопожарного оборудования и снабжения (пожарные краны, рукава, стволы и т. д.) должны иметь маркировку согласно МК СОЛАС.

Все системы пожаротушения должны быть готовы к немедленному пуску.

 

Для предупреждения и во избежание возникновения пожаров на судах запрещается хранить:

- в открытом виде ГСМ;

- навалом, в тюках, связках в сыром виде и смоченными или пропитанными маслом, керосином, лаками, растворителями и пр., способные самовоспламеняться материалы;

- свежевыкрашенные ткани в сложенном виде;

- краски, лаки, растворители в помещениях, где хранится ветошь, паклю и прочие волокнистые материалы;

- ЛВЖ и горючие материалы в не предназначенных для этого местах;

- негодную к использованию пиротехнику.  

Кроме этого не разрешается использовать:

- легковоспламеняющиеся краски для окрашивания помещений;

- нестационарные электронагревательные приборы /утюги, чайники, плитки и т.п./ в необорудованных помещениях;

- нештатные предохранители:

Запрещается пользоваться открытым огнем на судне:

- в трюмах, грузовых и балластных танках и в хранилищах всех видов ЛВЖ, а также вблизи выхода воздуха из них

- вблизи, вскрываемых танков /цистерн/ с ГСМ и в местах разборки топливного трубопровода;

- в аккумуляторных;

- в фонарных и малярных кладовых;

- в шкиперских кладовых и кладовых ветоши и пакли;

- в кладовых сухой провизии;

- в плотницкой мастерской;

- вблизи шахт и головок вентиляции;

- в непосредственной близости от легковоспламеняющихся материалов;

- во всех помещениях судна с целью освещения;

- на расстоянии менее 10 м от мест расположения баллонов с горючими газами;

- вблизи места вскрытия каких-либо частей ДВС.

 

Курение на судне разрешается в местах, специально установленных приказом по судну. Эти места должны иметь надписи " Me сто для курения", а также специальные урны с водой. Выбрасывать окурки и горящие предметы за борт, в том числе и иллюминаторы, запрещается.    

Во всех помещениях и других местах судна, опасных в  пожарном отношении, должны быть нанесены или вывешены предупредительные надписи "Курить запрещается".

При отсутствии людей в помещениях электрическое освещение  должно быть  выключено, за исключением установленного приказом  по судну дежурного освещения.

Инструктаж каждого члена экипажа по ППБ проводится 1 раз в квартал, по прибытии на судно и внеочередные в случае нарушении ППБ членами экипажа.

 

ЧАСТЬ II

"ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ"

 

26. Водопожарная система. Основные требования, предъявляемые к пожарным насосам, трубопроводу, пожарным кранам, рукавам и стволам. Снабжение и расстановка на судне, хранение и уход, сроки и методика проверок и испытаний; маркировка трубопроводов, кранов, рукавов.

Судовая водопожарная система состоит из пожарных насосов, разводящего трубопровода, пожарных рожков, рукавов и стволов. Для надежной работы системы за ней необходимо вести постоян­ное наблюдение. Насосы и трубопроводы, предназначенные для пожарных целей, нельзя использовать для перекачки нефтепродуктов, масла и других воспламеняющихся и горючих жидкостей, а такие для осушения отсеков в которых могут оказаться остатки топлива, масел и т. п. Пожарные насосы должны обеспечивать давление у самого отдален­ного пожарного рожка 2.6 атм. т.е. на два компактных ствола. Струя должна быть не менее 13 м при работе стволом, направлен­ном вертикально вверх.

Все пожарные рожки должны быть пронумерованы, а места их расположения освещены. Нумерация должна производиться от носа к корме и снизу вверх судна. Пожарный рожок состоит из кла­пана и присоединительной, гайки.

Расположение пожарных рожков позволяет легко и быстро, присо­единить к ним пожарные рукава и должно обеспечивать подачу двух струй воды от двух рожков в любую часть каждого помещения судна. При этом одна струя подается по одному рукаву, а другая может быть подведена по двум таким же, как и первый, соединенных между собой. Отсюда определяется количество пожарных рожков на судне.

Пожарные рожки на открытых палубах должны быть с заглушками, а во внутренних помещениях - без заглушек. Краны не должны пропускать воду и свободно ходить в мороз.

Пожарные стволы должны быть компактными, во внутренних помещениях - комбинированными. Стволы во всех помещениях дoлжны быть присоединены к рукавам, а МКО рукава должны быть, кроме того, подсоединены к рожкам. Предназначен для комплектования систем водяного пожаротушения кораб­лей. Ствол обеспечивает получение:

компактной струи воды;

распыленной струи с Факелом 60°;

распыленной струи с факелом 25°;

полное перекрытие потока воды.

 

Ручные комбинированные пожарные стволы выпускаются двух типов: РСКМ-50 с гайкой ГР- 50 и РСКМ-70 с гайкой ГР- 70.

 

                                        ГР-50 Ротта.             ГР-50 Богданова.

Стволы могут храниться в готовности к действию, как в закрытых помещени­ях, так и на открытом воздухе при температуре воздуха от -30° до +65°С и относительной влажности до 100%. Рабочая среда - морская и пресная вода с температурой до 50°С.

 

Пожарные рукава, размещенные у рожков, должны быть скатаны двойной скаткой. Один конец рукава должен быть присоединен к рожку, другой примкнут к стволу. Двойная скатка делается так, чтобы обе рукавные гайки находились снаружи - это обеспечит бы­струю прокладку рукава.

Рукава пожарные напорные предназначены для подачи воды и водных растворов пенообразователей на расстояние под давлением.

Рукава подразделяют:

-по назначению: для пожарных кранов (ПК) и переносных мотопомп;

для комплектации передвижной пожарной техники (ПТ) на рабочее давление

1,6МПаиЗ,0МПа.

-по конструкции: из натуральных волокон без покрытий (льняные,

пеньковые, льноджутовые и другие);

- с внутренним гидроизоляционным покрытием без наружного покрытия

(например, прорезиненные);

- с двухсторонним полимерным покрытием: латексированные

Длина пожарных рукавов на открытых палубах должна быть 20 метров, а в закрытых помещениях - 10 метров. Рукава подразделяются по прочности соответствующей маркировкой:

- нормальные - с одной цветной ниткой. Для - давления 12 атм.

- усиленные - с двумя цветными нитками. Для давления 15 атм.

- повышенной прочности - с тремя цветными нитками. Для давления 24 атм.

Рукава хранятся в специальных ящиках, имеющих маркировку ПР, наносимую в непосредственной близости от рожков. Рукава с гайками распределяются по рожк


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.195 с.