Искушение святого Антония. 1505-1506 гг. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Искушение святого Антония. 1505-1506 гг.

2022-12-20 31
Искушение святого Антония. 1505-1506 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ – четыре сюжета из жизни отшельника.

Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Не давало ему покоя, что тот борется с земными искушениями.

Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его обессиленного ведут под руки.

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются собразнить его элексиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку совратить святого с его праведного пути. Прийдя к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.

И монстры с головой овцы с телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.

Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье “Самые яркие монстры триптиха “Искушение святого Антония”.

Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.

Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но фантазии хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org

Блудный сын. 1500 г.

Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.org

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей – один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом. Который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.

Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

“Блудный сын” похож на другого путника. Который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.

Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид

 

Здесь смысл похожий. Мы – путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

Несение креста 1515-1516 гг.

Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu

Неожиданная работа для Босха. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей – очень близкое приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.

Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на их лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.

Обратите внимания, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаившийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем углу.

Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wikipedia.org

Они закрыли глаза. Отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника налево, в сторону жизни.

На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми? Освободившись от агрессии и осуждения.

***

Босх был художником Эпохи Возрождения. Да, он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Поэтому его главный герой – человек. Которого он рассмотрел со всех точек обзора. И издалека. Как в “Саде земных наслаждений”. И очень близко. Как в “Несении креста”.

Его вердикт не утешителен. Люди погрязли в пороках. Но есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное вовремя посмотреть на себя со стороны.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.