Камерно-вокальные произведения — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Камерно-вокальные произведения

2022-12-29 22
Камерно-вокальные произведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

22 «Священных напева» ("Sacred Songs") для 1-2 голосов с басом-континуо (N. 56-63).

52 кэтча для 3-4 голосов a cappella, между 1680 и 1694 гг. (XXII).

4 терцета с басом-континуо (XXII).

47 вокальных дуэтов с басом-континуо, между 1684 и 1695 гг. (XXII, частично XXV).

Свыше 100 сольных песен с басом-континуо (в 13 из них участвует хор) на тексты Уэбба, Тёрнера, Каули, Дёрфи, Тэйта, Седли и других, между 1675 и 1695 гг. (XXV).

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

 

Для струнных

Без баса-континуо: Чакона g-moll для 4 голосов.; 3 Фантазии для 3 голосов, 1680; 10 Фантазий для 4 голосов, 1680; «Фантазия на одну ноту» f-moll для 5 голосов; "In Nomine" для 6 голосов; "In Nomine" для 7 голосов; Павана для 4 голосов g-moll; 3 Паваны для 3 голосов (XXXI).

С басом-континуо: «Фантазия на граунд» D-dur для 3 скрипок или рекордеров; 2 Увертюры для 2 скрипок и альта; Увертюра g-moll для 2 скрипок и 2 альтов (XXXI); 12 трио-сонат для 2 скрипок и баса ("12 Sonatas of III Parts"), опубл. 1683 (V); 10 трио-сонат для 2 скрипок и баса ("10 Sonatas of IV Parts"), опубл. 1697 (VII); Сюита G-dur для скрипки; Соната g-moll для скрипки (XXXI).

 

Для других составов

Марш и Канцона для 4 тромбонов, 1695 (XXXI). Соната D-dur для трубы, струнных и баса-континуо (XXXI).

 

Для клавесина

«Избранные уроки для клавесина или спинета», опубл. 1696 (10 Сюит, Марш, «Мелодия для трубы», Чакона, Жига) (VI).

«Служанка музыки», сборник, опубл. 1689 (Песня, Урок, Марш, «Новый менуэт», 3 Менуэта, «Новая шотландская мелодия», «Новый граунд», «Новая ирландская мелодия», Ригодон) (VI).

Отдельные пьесы: Ария, Граунд, Урок, Фантазия (Voluntary) * (* Voluntary - свободная композиция, исполняемая в англиканской церкви), «Мелодия для трубы», Хорнпайп, Аллеманда, Куранта, Прелюдия и др. (VI).

 

Для органа

5 Фантазий (voluntaries); Verse * (* Verse - органная музыка, исполняемая во время богослужения вместо пения стиха из Библии) (VI).

 

КОММЕНТАРИИ

 

1 Вестминстер - исторический район Лондона на левом берегу Темзы, где располагаются резиденции короля и премьер-министра, аббатство, Королевский колледж и др. Вестминстерское аббатство - собственно собор св. Петра. Этот храм, образец английской готики, принадлежал монастырю, построенному в VII в. Строительство собора продолжалось с 1245 г. до начала XVIII в. Аббатство - место коронации английских королей. В нем находится усыпальница королей, выдающихся государственных деятелей и великих людей страны. К северу от аббатства в Вестминстере расположен собор св. Маргариты.

2 Кэтч - старинный жанр, специфичный для народной и профессиональной музыки Великобритании. Это многоголосная бытовая песня-канон, в которой голоса, вступая по очереди, как бы подхватывают напев (англ. Catch - ловить, подхватывать). Название жанра, как полагают, произошло от caccia- старинного итальянского наименования канонической пьесы. В эпоху Реставрации кэтчи получили широкое распространение.

3 Республика в Великобритании была установлена в 1649 г. Этому предшествовали две гражданские войны между королем и парламентом; первая длилась с 1642 по 1646 г., вторая началась в 1648 г и завершилась в следующем году казнью короля Карла I. В 1653 г. Республику сменил протекторат Оливера Кромвеля. После смерти Кромвеля в 1658 г. Республика была восстановлена и просуществовала до весны 1660 г., когда произошла реставрация монархии в лице Карла II Стюарта.

4 Пиккадилли - центральная площадь Лондона, от которой расходятся главные магистрали города.

5 Пэлэс-Ярд (в переводе - «дворцовый двор») - площадь перед зданием Парламента.

6 Сити - исторический центр Лондона в пределах первоначальных границ города.

7 Саутуорк - предместье Лондона за Темзой к югу от города, так называемый заречный район. До XV в. в Саутуорке жила знать. Позднее в этом районе сосредоточилась театральная жизнь столицы, здесь же проводились ярмарки.

8 Реставрация - период после восстановления в 1660 г. монархии в лице Карла II Стюарта.

9 Вестминстер-Холл - отдельная постройка на месте старинного зала в Вестминстерском дворце (1097, перестроен в 1398).

10 Уайтхолл - дворец, с 1298 г. - резиденция архиепископа Йоркского, затем кардинала Уолси, королевы Елизаветы I, Карла I, Кромвеля, Карла II. В 1559 г. на дворцовой территории по приказу Елизаветы I был воздвигнут временный «Банкетный дом», в котором шли драматические спектакли и «маски» (см. комментарий 67). Большой зал дворца также предназначался для спектаклей. В 1662 г. знаменитый архитектор Иниго Джонс по заказу Якова I построил вместо временного новый, постоянный «Банкетный дом».

11 Трансепт - в древнехристианских, романских и готических церквах поперечный неф, который пересекает главный продольный неф под прямым углом, образуя в плане фигуру креста.

12 Антем (энсем) - жанр английской церковной музыки, развернутая композиция типа кантаты на библейский текст. Название происходит от староанглийского antefn, романского antefena и греческого antiphona. Первые антемы принадлежали Фэйрфаксу (1502). От XVI к XVIII в. антем развился в высокосовершенный жанр в творчестве таких выдающихся мастеров, как Т. Уилкс, О. Гиббоне, Т. Морли, У. Берд, Дж. Блоу, Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель.

13 Виндзор - местечко в 20 км от Лондона на правом берегу Темзы (графство Бёркс). Здесь находится замок, построенный еще Вильгельмом Завоевателем. Король Генрих I сделал этот замок своей резиденцией. Позднее Эдуард III перестроил его по новому плану. Со времени Карла II он сделался излюбленным местожительством английских королей, их летней резиденцией. Замок окружен Виндзорским парком - замечательным образцом садово-парковой культуры. Ньюмаркет - небольшой городок примерно в 10 км от Лондона, где с конца XVI в. устраивались большие конные состязания.

14 Имеется в виду поход Вильгельма III в Ирландию в 1689 г. и война с Францией во Фландрии в 1672 г.

15 Оксфорд - город в графстве Оксфорд. Здесь находится один из двух старейших университетов Англии, известный с XII в.

16 В 1704 г. соединенными силами английского и голландского флотов был взят Гибралтар. Барселона с фортом Монт-Жуик была осаждена в 1714г.; после продолжительного сопротивления город сдался. Это были эпизоды войны за Испанское наследство: за престол и обширные владения Испании (1701-1714), которая велась главным образом между Францией и Англией, выступавшей в союзе с Австрией, Голландией, Пруссией и другими государствами Европы.

17 Имеется в виду инструмент, известный в Европе с XI в. и получивший широкое распространение в XVI-XVIII вв. Занимал промежуточное положение между медными и деревянными духовыми инструментами: медным родствен способом звукоизвлечения (амбушюр) и тембром, близким трубному, деревянным - материалом (дерево, обтянутое кожей, иногда слоновая кость) и системой игровых отверстий. Имел сопрановую, альтовую, теноровую и басовую (серпент) разновидности.

18 Бодлианская библиотека - название, присвоенное библиотеке Оксфордского университета в память ее основателя, государственного деятеля и ученого Томаса Бодли (1544-1612). Библиотека открылась в 1603 г. Это одно из богатейших собраний Европы, особенно интересен рукописный отдел.

19 Во второй половине XVII в. имели место три англо-голландские военные кампании: 1652-1654, 1665-1667, 1672-1674 гг. Победа при Лоустофте была одержана 3 июня 1665 г.

20 Регаль - маленький, портативный орган. Появился около 1460 г. Вёрджинел - старинный струнный клавишный инструмент, похожий на маленький клавесин (звук слабее, чем у клавесина). Был распространен в Англии и Нидерландах в XVI-XVII вв. как инструмент для домашнего музицирования. Крупнейшая вёрджинельная композиторская школа - английская. Рекордер - исторически ранняя разновидность флейты, так называемая английская флейта, главный член семейства продольных флейт. Название происходит от английского to record - «петь подобно птице». Флейта-рекордер представляет собой цилиндрическую трость с клювообразным мундштуком и восемью игровыми отверстиями. Была модернизирована в конце XVII - начале XVIII в. Рекордеры составляли целое семейство инструментов различных размеров.

21 Хэмптон-Корт - дворец в Лондоне, построенный на Темзе между 1515 и 1520 гг. для кардинала Уолси. Позднее (до середины XVIII в.) - королевская резиденция.

22 Речь идет о сольной песне с хором «На что надеяться нам, если он ушел?» ("What hope for us remains now he is gone?").

23 «Двадцать четыре скрипки короля» - оркестр при дворе французского короля Людовика XIV. Руководителем его стал 20-летний Ж.-Б. Люллн.

24 Карл II до 19 лет (до 1649 г.) жил главным образом в Париже. В 1651 г., потерпев поражение от Кромвеля, он вновь бежал во Францию, где оставался до 1654 г.

25 Позицией на струнных инструментах называется положение левой руки и ее пальцев по отношению к грифу. Игра в верхнем регистре (начиная с третьей октавы) требует использования высоких позиций.

26 Протекторат - режим военной диктатуры Кромвеля (1653-1658).

27 Фэнси {англ. fancy-фантазия, воображение, причуда) - полифоническая инструментальная пьеса в свободной форме, популярный жанр в английской инструментальной музыке XVI-XVII вв. Предполагается, что название этот жанр получил по аналогии с итальянской фантазией. В творчестве английских композиторов - от Тавернера (около 1530 г.) к вёрджинелистам (У. Берд, Т. Морли, Дж. Булл и др.) и Пёрселлу - жанр фэнси достиг исключительного многообразия и совершенства.

28 В течение трех десятилетий (1761-1791) И. Гайдн служил капельмейстером и композитором при дворе венгерских магнатов князей Эстергази. Местом его службы была расположенная примерно в 30 км от Вены резиденция Эстергази Эйзенштадт. В эти годы, работая с капеллой Эстергази, Гайдн достиг высот мастерства.

29 Солсбери (Нью Сарем) - город на юге Англии на реке Эйвон в графстве Уилтшир. Среди исторических памятников - епископский дворец (XIII в.), средневековые жилые дома, а также древний готический собор (1220-1266гг., шпиль возведен в 1320-1330 гг.).

30 Кембридж - старинный город на реке Кем в графстве Кембридж. Здесь стоит величественное здание университета, основанного в XIII в. Среди достопримечательностей Кембриджа - ворота от замка, построенного Вильгельмом Завоевателем, Фитцуильямовский музей древностей, картин и скульптур; университетская библиотека содержит богатейшую коллекцию рукописей.

31 Каноник в римской католической и англиканской церкви - штатный служитель епархиального кафедрального собора.

32 Декан - должность в английской церкви, глава соборного духовенства.

33 Пребендарии - лица, которые заведуют материальными средствами и имуществом, получаемыми духовными лицами.

34 Собор св. Павла - крупнейший английский собор, находится в Лондоне на улице Олдерсгейт в самом центре Сити. По преданию, на этом месте стоял храм еще за 400 лет до завоевания Англии норманнами. После пожара 1666 г. было возведено новое здание собора (1710 г., архитектор К. Рен).

35 Литания (лат. - просьба, моление) в католическом богослужении - молитва или молитвенное песнопение. Начиная с XVI в. композиторы создавали литании в виде многоголосных произведений (Палестрина, Лассо и др.). В обиход англиканской церкви литания вошла с английскими переводами текстов.

36 По приказу Карла I на дворцовой территории было построено специальное здание для придворных спектаклей профессиональных актеров. Построенный архитектором И. Джонсоном театр получил название «Кокпит при дворе» («кокпит» - яма или арена для петушиных боев). Был закрыт в 1642 г., возродился в период Реставрации и стал первым Королевским театром, который с 1663 г. именуется театром «Друри-Лейн». С этим театром связана творческая деятельность многих великих представителей английского театрального искусства.

37 Имеется, в виду способность петь дискантовые партии фальцетом.

38 Респонсорий (в католической службе) - песнопение в форме диалога между солистом и хором, а также сам рефрен хора.

39 Кентерберийский собор - древний собор в городе Кентербери на берегу реки Стур, выстроенный в XII-XIV вв. на том месте, где стояла первая христианская церковь саксонской Англии. Архиепископ Кентерберийский - примас Англии и первый пэр королевства - коронует королей.

40 Фальцетисты - в XVI в. певцы, которые специализировались на исполнении фальцетом партий сопрано и альтов.

41 Пэлл-Мэлл - одна из центральных улиц Лондона, связывающая Трафальгарскую площадь и дворец Сент-Джеймс - старинный дворец, построенный в 1530 г. (со времен Вильгельма III и до правления Георга IV-резиденция королей). Название улицы происходит от названия старинной игры в шары.

42 Люлли, Драги и Витали носили итальянское имя Джовании Баттиста. Жан-Батист - французский вариант этого имени (так называли Люлли во Франции), Джон Баптист - английский.

43 Тайберн - место казни уголовных преступников в северо-западной части старого Лондона. На открытых галереях располагались места для зрителей. Первые упоминания - с 1169 г., последняя казнь состоялась в 1783 г., после чего место казни было перенесено к Ньюгейтской тюрьме.

44 Уинчестер - город в графстве Хэмпшир, известный в средние века как крупный центр производства шерстяных изделий. В Уинчестере находится старейший готический собор (XI-XIV вв.).

45 По традиции 22 ноября считается в Западной Европе днем св. Цецилии, покровительницы музыки и музыкантов. В разных странах в этот день проводятся музыкальные фестивали. Первое празднество Музыкального общества, посвященное дню св. Цецилии, состоялось в Лондоне в 1683 г., в Эдинбурге - в 1696 г. Хвалебные оды в честь музыки и св. Цецилии писали Дж. Драйден, Т. Шедуэлл, У. Конгрив, Т. Дерфи и другие поэты, а также Г. Пёрселл, Дж. Блоу, Дж. Б. Драги, Дж. Кларк и другие композиторы.

46 Темпл (англ. - храм) - группа средневековых зданий, построенных рыцарями-темплиерами (храмовниками); считался священным местом, где запрещалось всякое насилие. Образует квартал в центре Лондона на берегу Темзы. В 1346 г. этот комплекс был пожалован королем юристам и стал называться «подворьем юристов». Там находились школы законоведения, юридические корпорации и адвокатские конторы. Различаются Иннер-Темпл (Внутренний Темпл) и Миддл-Темпл (Средний Темпл). Весь район пользовался особыми правами и не подчинялся городским властям.

47 В органе Смита звуки ми-бемоль и ре-диез, ля-бемоль и соль-диез различались по высоте, что было связано с реликтами натурального строя.

48 «Григорианцы» - исполнители григорианских песнопений, в которых мелодика достигала большой сложности.

49 Грейвзенд - порт на Темзе, который называли «воротами Лондона».

50 В 1688 г. в результате недовольства политикой короля Якова II партии вигов и тори объединились и призвали в Англию королем Вильгельма Оранского. В ноябре Вильгельм высадился в Англии, а в декабре Яков II бежал во Францию, где его приютил Людовик XIV.

51 Челси - предместье Лондона на левом берегу Темзы.

52 Мерчент-тейлорз-холл - здание торговой гильдии.

53 Йорк - один из самых древних городов в северной части центральной Англии.

54 Глориана (Славная) - так называли королеву Елизавету I.

55 В марте 1689 г. в Ирландии высадился король Яков II со вспомогательным корпусом французских войск. Он овладел Дублином и созвал Ирландский парламент. Однако в июле 1690 г. Вильгельм III нанес ему поражение в битве на реке Бойне. Когда генерал Черчилль (впоследствии герцог Мальборо) окончательно разбил армию Якова II и принудил короля бежать во Францию, Ирландия признала Вильгельма III.

56 Согласно новейшим данным, «Пророчица, или История Диоклетиана» написана Пёрселлом на текст Беттертона по пьесе Бомонта и Мессинджера (а не Флетчера).

57 Вероятно, имеется в виду намек на политическую ситуацию, которая сложилась во Франции в 40-х гг. XVII в.: король Людовик XIV по совету кардинала Мазарини, сумевшего войти в доверие к супруге короля Анне Австрийской, сделал ее регентшей.

58 «Опера нищих» (точнее - «Опера нищего») была поставлена в Лондоне 9 февраля 1728 г. Она возникла как своего рода социальный протест против увлечений, воцарившихся в английском музыкальном театре на рубеже XVII и XVIII вв.: в ней сатирически пародирована мода на итальянскую оперу и оперы Генделя, пародирована и условность итальянской оперы-сериа (действующими лицами в ней сделаны представители низших слоев общества). Авторы «Оперы нищих» - композитор Иоганн Пепуш, написавший увертюру и аранжировавший песни, и драматург, памфлетист, поэт и баснописец Джон Гэй. Опера включает разговорные диалоги. Вместо арий Гэй включил в оперу песни и баллады из английского, французского, ирландского н шотландского городского, «уличного» фольклора. Песни он перетекстовал, сделав их содержание злободневным, введя множество намеков на современные политические события и нравы высших кругов общества. «Опера нищих» явилась родоначальницей «балладной» оперы.

59 В сентябре 1662 г. между Англией и Голландией был заключен договор, по условиям которого оба государства обязывались в случае внешней опасности поддерживать друг друга. Ранее, в апреле того же года, между Голландией и Францией был заключен оборонительный союз. Однако Франция имела постоянные территориальные притязания. Поэтому в 1668 г. был образован направленный против Франции тройственный Великий союз протестантских стран - Англии, Голландии и Швеции. В 1672 г. Людовику XIV удалось захватить 7 провинций в Голландии (до того в 1667 г. было захвачено 10 провинций, в том числе отнятое у Вильгельма княжество Оранское). Людовик XIV взял 40 городов за 40 дней и навязал тяжелые условия Утрехтского мирного договора. Однако военные силы тройственного союза приостановили продвижение французской армии. Во время беспорядков, сопровождавших вторжение Людовика XIV в Голландию, принца Вильгельма Оранского избрали статхаудером (штатгальтером), генерал-капитаном и великим адмиралом республики. Он встал во главе войск тройственного союза, изгнал из Голландии французские войска, оставив Людовику XIV лишь Граве и Маастрихт.

60 Знаменитый английский писатель, поэт и драматург Джон Драйден в юности был протестантом и республиканцем (написал поэму на смерть Кромвеля). С реставрацией Стюартов Драйден становится католиком и роялистом (в 1670 г. он получил придворный титул поэта-лауреата).

61 Легендарный герой Великобритании король Артур собрал британские племена и двинул свое войско против язычников англосаксов. Он победил саксов во многих сражениях и двинулся далее в Шотландию, Данию, Норвегию и даже во Францию, где одержал победу над большим римским войском.

62 «Кавалькада» - пьеса Ноэля Кауарда, премьера которой состоялась в Лондоне в октябре 1931 г. Пользовалась огромным успехом (выдержала 405 представлений).

63 Содружество сравнивается с долголетней и плодотворной совместной работой в жанре комической оперы и оперетты (16 произведений) композитора Артура Сеймура Салливена и Уильяма Швенка Гилберта - драматурга и юмориста.

64Тринити-колледж в Дублине - колледж св. Троицы в Дублине, или Дублинский университет, основанный в 1591 г.

65 В январе 1713 г. Гендель начал работу над монументальным «Те Deum», который прозвучал в присутствии короля н парламента в соборе св. Павла по случаю подписания Утрехтского мирного договора; другой торжественный «Те Deum» (иногда его называют антемом) посвящен победе английских войск при Деттингене (1743). Поэтому они называются – соответственно - Утрехтский и Деттингенский.

66 Одно из сражений войны за Испанское наследство. имело место в 1708 г. при старинном бельгийском городе Ауденарде в провинции Восточная Фландрия. В этой битве Франция потерпела поражение.

67 «Маска» - специфически национальный жанр, распространенный в Англии в эпоху Возрождения. Аналоги и предтечи «маски» - итальянский «триумф» и французский «маскарад». Английская «маска» глубокими корнями связана с «майскими играми», «играми о Робин Гуде». За длительное время своего бытования «маска» эволюционировала: поначалу она представляла собой музыкально-танцевальный жанр без драматического действия, затем поэтические вставки уступили место диалогам; вскоре аллегории начали соседствовать с комическими интермедиями - появился сюжет. Вставные музыкальные номера - вокальные и инструментальные - разрастались и становились взаимосвязанными. Таким образом, «маска» явилась той плодотворной средой, в которой вызревало несколько музыкально-театральных жанров: музыка к драме, балет, опера. К XVII в. «маска» достигла вершины развития. В период правления Якова I и Карла I (первая половина XVII в.) «маска» превратилась в роскошный развлекательный спектакль с участием иностранных исполнителей. Парламентские указы 1642, 1646 н 1647 гг., запрещавшие все виды публичных выступлений, не истребили «маску» - ей покровительствовал сам Кромвель. Музыку к «маскам» писали английские композиторы (Т. Кэмпион, Г. Кук, братья Г. н У. Лоуэзы, позднее - Дж. Блоу), французские (П. Ланье) н итальянские мастера (отец и сын Феррабоско), жившие в Англии. «Маски» создавали такие большие поэты, как Р. Херрик, Т. Кёртрайт, Дж. Мильтон; Бен Джонсон создал более 30 таких произведений.

68 «Променад-концерты» - общедоступные симфонические концерты в Лондоне, основанные дирижером Генри Вудом в 1895 г. Около 50 лет они - проводились в концертном зале Куинс-холл, из которого были убраны кресла, так что публика могла свободно прогуливаться; отсюда их наименование (променад - прогулка).

69 Ганноверская династия - королевская династия в Великобритании, происходившая из немецкого города Ганновера. Основателем Ганноверского королевского дома был Вильгельм (сын Эрнста I), после смерти которого в 1592 г. правили его сыновья. Из этой династии в 1714 г. после смерти королевы Анны, согласно акту о престолонаследии, был призван в Англию занять престол правнук Якова I по материнской линии Георг-Людвиг (1698-1727), ставший Георгом I. Ганноверская династия царила в Англии вплоть до XX столетия.

70 Чаринг-Кросс - местность в Вестминстере к западу от Стрэнда (старой набережной) и к северу от Уайтхолла («кросс» означает крест, название «Чаринг», возможно, связано с наименованием находящейся поблизости крутой излучины Темзы). Здесь Эдвард I воздвиг 13 крестов в память о королеве Элинор.

71 Речь идет о дочери французского короля Генриха IV Генриетте-Марии.

72 «Папистский заговор» - события, разыгравшиеся в Англии в 1678 г., когда по ложному доносу некоего Титуса Отса были казнены многие знатные люди, в том числе лорд Стаффорд, и многие католики лишены свободы. Отс, сначала перейдя из англиканства в католичество, а затем вернувшись в лоно англиканской церкви, обвинил католиков во главе с папой Иннокентием XI в заговоре с целью устроить в Лондоне новую Варфоломеевскую ночь, низложить короля и династию и обрести полную власть в стране. Отс получил награду, но уже в последние годы правления Карла II был уличен в лжесвидетельстве, оштрафован, а позднее, при Якове II, за долги посажен в тюрьму.

73 Темпл-Бар - каменные ворота с надстройкой, воздвигнутые на границе между Вестминстером и Сити в 1672 г. (снесены в 1878 г.). Ворота были увенчаны железными пиками, па которых выставляли головы казненных.

74 См. комментарий 41.

75 Имеется в виду Анри Карт де Лафонтен.

76 Сомерсет-Хауз - бывший дворец протектора Сомерсета.

77 Имеется в виду собор св. Петра в Риме, вместе с Ватиканским дворцом являющийся главным центром религиозной жизни Италии. Собор - построенная папой Сильвестром I (при Константине Великом) древняя базилика. В многолетней перестройке храма участвовал (с 1546 по 1564 г.) Микеланджело, по чертежам которого в 1590 г. был возведен купол.

78 Интрада - в XVI в. музыка, сопровождавшая шествия и торжественные выходы, в XVII-XVIII вв. - оркестровое вступление к опере (заменяла увертюру в опере и балете), а также вступительная пьеса торжественно-церемониального характера в сюите.

79 Ballet de (la) cour - синтетический жанр, в котором объединялись вокальное и хореографическое начала. В нем существовало значительное стилистическое различие между танцами, которые сочинялись посредственными композиторами, нередко даже балетмейстерами, и вокальными и хоровыми номерами, написанными профессиональными композиторами. В творчестве Люлли этот жанр с его чередованием диалогов, речитативов, песен, хоров, танцев стал музыкально-драматической формой, ведущей к созданию французской оперы.

80 Теорба - басовая разновидность лютни, применялась как басовая опора в инструментальных ансамблях XVI-XVII вв.

81 Уайтфрайерз (англ. - белые монахи) - монастырь кармелитов в Лондоне.

82 Британский музей - один из крупнейших в мире музеев. Был основан в Лондоне в 1753 г., открыт в 1759 г.

83 Первые оперные произведения - «Дафна» (1597-1598, рукопись не сохранилась) и «Эвридика» Я. Пери (1600) - возникли в результате попытки членов «флорентийской камераты» - кружка флорентийского дворянина Дж. Барди - возродить древнегреческую трагедию.

84 Кардинал Мазарини любил музыку, хорошо знал ее, особенно его интересовала опера. Когда Мазарини в 1639 г. переехал во Францию, где в 1642 г. стал преемником кардинала Ришелье, он пригласил в Париж музыкантов папской капеллы для исполнения музыкальных драм и комедий (1643). Он также способствовал приезду в Париж выдающихся итальянских певцов - Леоноры Барони и Атто Мелани. Последний был одновременно и композитором: он осуществил в 1645 г. в Париже первую приближающуюся к опере постановку («Мнимопомешанная»). В 1647 г. под покровительством приехавших в Париж князей Барберини начала с успехом свою деятельность итальянская опера.

85 В период Республики лондонские театры были закрыты: в сентябре 1642 г. вышел «Указ палаты лордов и палаты общин относительно театральных пьес», в октябре 1647 г. появился «Указ палаты лордов и палаты общин парламента, обращенный к лорду-мэру города Лондона и мировым судьям о приостановлении представления пьес» и в феврале 1648 г. «Указ о прекращении всяких представлений пьес».

86 Франческо Кавалли с 1660 по 1662 г. жил в Париже, где его музыка (в частности, оперы) пользовалась огромной популярностью. Так, в 1660 г. в Лувре был поставлен его «Ксеркс» (2-я редакция, где балетную музыку - или, как их называют, интермедии - написал Люлли, относится к 1661 г.). В следующем, 1662 г. была поставлена его новая опера «Влюбленный Геркулес».

87 Комедии-балеты - жанр музыкально-театрального искусства, в котором объединены танец, пантомима, диалог, инструментальная (подчас вокальная) музыка, изобразительное искусство. Создатели жанра - Люлли и Мольер, которые утвердили его в середине XVII в. В своей эволюции комедия-балет, разветвляясь, привела к лирической трагедии Люлли, пантомимным балетам Новера и комической опере XVIII в.

88 «Sem i -onepa» (букв. - полуопера) - опера с разговорными диалогами, либо драматический спектакль, где важная функция отведена музыке. «Полуопера», «опера-драма», «квазиопера» - поиски точного определения отражают необычный характер этого жанра. Возник он благодаря все возраставшей роли музыки в драматическом театре елизаветинской эпохи и последующего времени. Вокальные и инструментальные номера разрастались, музыкальные закономерности меняли очертания самой драмы, соперничая с драматическими законами как первоосновой спектакля. По композиционным принципам этот жанр вскоре стал приближаться к опере. Пёрселл - автор около 50 произведений такого рода. Среди них - «Пророчица, или История Диоклетиана», «Король Артур», «Буря», «Королева индейцев», «Королева фей», в которых композитор активно разрабатывал принципы своей музыкально-театральной драматургии, приближая произведение к собственно опере.

89 Лациум - область на Аппенинском полуострове, расположенная между южным течением Тибра, Аппенинами и Массикской горой; в древние времена была населена латинским племенем. Лациум был центром политической жизни всего полуострова. По древнему преданию, Эней, спасшийся после сожжения Трои, впоследствии поселился в Лациуме. Отсюда мнение о троянском происхождении латинян. (У Вергилия в «Энеиде» в последней, 12-й книге повествование обрывается как раз перед поселением героя в Лациуме.)

90 Известный исследователь музыки XVII и XVIII вв. профессор Эдвард Дент принимал деятельное участие в подготовке к исполнению некоторых английских оперных произведений, среди которых особо важное место заняла опера Пёрселла «Дидона и Эней». В 1924 г. Дент издал «Дидону» для концертного исполнения в Гамбурге, затем по его изданию опера была поставлена в Мюнстере (1926) и Штутгарте (1927). Редакция Дента наиболее распространена. Она основана на одной из двух существующих рукописных копий партитуры (авторская рукопись утеряна, местонахождение второй копии было неизвестно вплоть до 50-х гг.), которая хранится в библиотеке колледжа св. Михаила в Тёнбери и относится ко второй половине XVIII в. В ней, согласно более поздним исследованиям, содержатся ошибки.

91 Композиторскую школу, сложившуюся в XVI-XVII вв. в Венеции, называют венецианской. К ней относятся, преимущественно, композиторы, служившие органистами и капельмейстерами в соборе св. Марка - среди них К. Монтеверди, А. и Дж. Габриели, К. Меруло и др. Они создали новый, в совершенстве развитый стиль вокальной полифонии. В их творчестве особое место занимали многохорные композиции, исполнявшиеся в соборе св. Марка в сопровождении двух расположенных в разных местах собора органов.

92 «Фа-ля-ля» («фа-ля») или «балет» - пьеса светлого характера, написанная в мадригальном стиле, нередко с припевом «фа-ля-ля» (отсюда - название жанра).

93 Здесь эпитет «готический» значит «старый», «варварский».

94 В сказочной литературе и легендах средневековья Мерлин - пророк и волшебник при дворе короля Артура (в некоторых легендах - отец короля Артура).

95 Эрда - богиня судьбы, персонаж тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». В 4-й картине «Золота Рейна» она, пророчествуя, внезапно появляется, словно из недр земли.

96 Канцона (ит.) - песнь. Канцоной в Италии и Провансе назывались лирические стихотворения (XIII-XVII вв.), тесно связанные с музыкой; канцона была песней для нескольких голосов. В XVI-XVII вв. в Италии появилась инструментальная канцона для ансамбля или клавишного инструмента - чередование разделов имитационного склада на темы, близкие основной (Allegro), между которыми размещались фрагменты музыки гомофонного склада (Adagio).

97 Мореска - «мавританский танец», типа сальтареллы или жиги. В XVI-XVII вв. им завершались придворные празднества и представления.

98 Речь идет о так называемой натуральной трубе, которая производила только звуки натурального звукоряда (обертоновой шкалы).

99 Либреттисты использовали имя, принадлежащее двум индейским героям, предводителям ацтеков. Монтесума I (1390-ок. 1469) - вождь ацтеков, глава союза племен Центральной Мексики; Монтесума II (1466-1520) - правитель ацтеков с 1503 г. Пришедшие испанцы взяли его в плен. После призыва Монтесумы покориться испанцам он был убит восставшими индейцами.

100 Люлли диктовал свои сочинения двум секретарям - Ж. Ф. Лалуетту и П. Колассу, предоставляя им возможность завершить оформление гармонической фактуры (сам он намечал верхний голос и бас).

101 Хорнпайп - английский матросский танец, известный с XIII в. Исполняется под аккомпанемент духового инструмента типа волынки, который носит такое же название.

102 Табулатура - система записи старинной инструментальной музыки (от XIV до конца XVII в.). Существовали табулатуры линейные и безлинейные. В линейной табулатуре отдельной строке записи соответствовала струна инструмента или полифонический голос, ноты записывались буквами или цифрами (с применением условных знаков для обозначения ритма и динамики). Лютневая табулатура, распространенная в XVI в., представляет собой систему, в которой ритм обозначен специальными черточками при каждой условно обозначенной ноте, цифрой указан лад, а струне соответствуют горизонтальные линии.

103 Древнегреческий поэт Алкей, живший с конца VII и в первую половину VI в. до н. э., известен как автор гимнов богам и застольных песен. Его уцелевшие стихи сохранились на египетских папирусах II-III вв. н. э. либо существуют в передаче поздних античных писателей. Один из размеров, которым пользовался Алкей в своих стихах, получил название алкеевой строфы. Это - составленная из разнометрических стоп четырехстрочная строфа, например:

Не тем горжусь я, Фебом отмеченный,

Что стих мой звонкий римские юноши

На шумном пире повторяют,

Ритм выбивая узорной чашей.

(В. Брюсов «Ода в духе Горация»).

104 «Илия» - одна из трех и самая значительная оратория Мендельсона (ор. 70), в которой воплотились героические черты стиля композитора. Это произведение специально предназначалось для исполнения в Бирмингеме, где и прозвучало в 1846 г. с триумфальным успехом.

105 Пятая самостоятельная струнная партия - партия контрабасов. Старинный трехструнный настроенный по квинтам контрабас не обладал достаточной силой звука, и его партия не записывалась на отдельной строчке. В XVIII в. в Италии и Германии появился усовершенствованный четырехструнный и настроенный по квартам контрабас. Всего три таких инструмента появились в Версале в Королевском оркестре. Тогда же этот инструмент проник в оркестр парижской «Гранд-Опера» и использовался в особо пышных спектаклях. По всей вероятности, для такого рода контрабаса композитор выписывал партию на отдельной от виолончели строчке.

106 «Мистер Лоу» - по всей вероятности, Генри Лоуэз.

107 Имеется в виду специальная органная клавиатура для ног.

108 Библия, I книга царств, гл. 28.

109 " In Nomine " - особая разновидность старинной инструментальной музыки. На протяжении полутора столетия, в эпоху расцвета лютневой, вёрджинельной музыки, пьесы "In Nomine" были исключительно популярны (сохранилось более 150 образцов в рукописях). Название взято из текста мессы - "In nomine Domini". В средние века, когда композиторы стали сокращать литургические песнопения, начальный фрагмент «In nomine" использовался в качестве cantus firmus. "In Nomine" как тип хоральной прелюдии были распространены в творчестве английских вёрджинелистов.

110 Консорт - ансамбль музыкантов; так же обозначался ансамбль виол: 2 дискантовые, 2 теноровые и 2 басовые. Из консортов к XVII в. сформировался оркестр.

111 Деташе - разновидность штриха на струнных инструментах, обособленное исполнение каждого звука движением смычка либо вверх, либо вниз.

112 Здесь Уэстреп придает всеобщее значение лишь одному из путей эволюции тональности в XX в.

113 Очевидно, Уэстреп имеет в виду совпадение звукорядов натурального мажора и ионийского лада, распространенного в английском фольклоре.

114 Мадригалы Джезуальдо ди Веноза представляют собой в истории этого жанра новый тип, отличающийся смелой для своего времени гармонией, необычным тональным движением, частым использованием особо выразительных диссонирующих интервалов. Эти и другие с


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.