Раздел II. Свидетели Иеговы сегодня — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Раздел II. Свидетели Иеговы сегодня

2022-12-20 29
Раздел II. Свидетели Иеговы сегодня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Свидетели Иеговы в бывшем СССР подобно некоторым другим сектантам, например пятидесятникам, систематически отказывались от регистрации своего объединения из-за несогласия с рядом положений тогдашнего закона о религиозных объединениях. Необходимо отметить, что вследствие отхода свидетелей Иеговы от вероучительных истин протестантизма отношение Совета по делам религий СССР к этой секте было весьма негативным.

Основная задача Совета по делам религий в послевоенное время состояла в "собирании" в единый союз всех протестантских религиозных направлений, находившихся в СССР. К свидетелям Иеговы с такими предложениями никогда не обращались. Атеистическое государство предпочитало репрессивные способы контроля за сектой. Ее лидеры нередко подвергались тюремным заключениям, предпринимались попытки расколоть единство движения.

До 70 процентов свидетелей Иеговы проживали на территории Украинской ССР. Во Львове располагался координационный центр иеговистов СССР. В настоящее время Бюро Бруклинского центра свидетелей Иеговы в России переехало в более престижный Санкт-Петербург. Здесь же действует так называемый Дом пионеров иеговистов. Это международный центр, где живут и работают "полновременные возвещатели" - они же "пионеры" - из многих стран мира.

Преобладающее большинство общин свидетелей Иеговы России в настоящее время зарегистрировано, что позволяет им вполне беспрепятственно пропагандировать свои идеи.

Во многих крупных городах России регулярно проводятся районные, областные и международные конференции свидетелей Иеговы. Недавний международный конгресс свидетелей Иеговы, проходивший на московском стадионе "Локомотив" под девизом "Божие обучение", собрал 23 тысячи делегатов со всего мира.

Выступали с пламенными речами и "старцы" из нью-йоркского Бруклина, и "узники совести" советского периода, но главное место заняло обучение технике проповеди, поскольку движение "свидетелей" носит крайне выраженный проповеднический уклон. Члены большинства сектантских объединений весьма напористо и изобретательно навязывают свои религиозные упования "пребывающим во тьме". В журнале "Сторожевая башня" регулярно печатаются методические материалы, которые рекомендуется прорабатывать на служебных сходках, где присутствующим дается домашнее задание. Обычно на такой сходке один из верующих ходит по залу и задает вопросы. Отвечают желающие, а происходящее напоминает школьный урок. Занятия так и называют: "Школа теоретического служения". Докладчики читают подготовленный ими материал, который затем всеми прорабатывается. Если докладчик неясно выразился или был неубедителен, желающие делают соответствующие замечания и поправки. Особое место отводится на занятиях имитации проповеди. Происходит это так: одному или двум членам секты дается задание, которые дома готовят приблизительно следующее действо. На сцену поднимаются две женщины; одна, взяв микрофон, подходит к другой и вежливо говорит: "Здравствуйте, я вижу, что вы читаете Библию"...или "Не хотели бы вы услышать слово об истине?" Завязывается непринужденная беседа, после чего первая (играющая роль иеговистки) задает вопрос: "А знаете ли вы имя Бога?" Играющая роль "непосвященной в вере" отвечает: "Иисус Христос". Тогда первая восклицает: "Да нет же, это имя Сына Божия, а я спрашиваю об имени Бога". После предполагаемых невнятных реплик "непосвященной" собеседницы, на которые зал бурно и весело реагирует, иеговистка заявляет, что имя Бога - Иегова и зачитывает подготовленный к этому случаю стих из Библии. Тематика подобных действий может быть самой разнообразной. Собственно в этом же непринужденно-раскованном духе и происходит вся служебная сходка, встречающая всякий очередной доклад доброжелательными аплодисментами.

В этом смысле движение свидетелей Иеговы более походит на общество по распространению знаний в определенной области, чем на религиозное объединение. Здесь учат психологии общения, умению одеваться, светским манерам, построению проповеди, логике рассуждения... Автору не раз доводилось присутствовать на таких собраниях: толкуют здесь о многом, но редко услышишь призыв к покаянию, исповеданию грехов, милосердию. Лишь иногда эту "тему" затрагивают пожилые члены сект. Не удивительно, что в иеговистских журналах "Сторожевая башня" и "Пробудитесь!" вы почти не встретите публикаций о важности для спасения покаяния и исповедания грехов.

Для протестантизма, поврежденного ложью самомнения, это закономерно. Зачем каяться протестанту, если он уже спасен? Любой протестант, будь то баптист, адвентист, пятидесятник, методист, на вопрос, спасен ли ты, уверенно ответит - да! А если это так, то что может добавить уже спасенному покаяние? Иеговисты убеждены, что Бог не будет судить их земные деяния, а стало быть и не зачем каяться, ведь они и без того удостоились места в теократическом царстве. Свое предназначение они видят в толковании (как они понимают) миру слова Божия. Надо признать, что энергия заблудшего сектантства приносит свои недобрые плоды. Так, в "вечере воспоминания" (имитация Тайной Иисусовой Вечери) в 1994 г. во всем мире участвовало более 12 миллионов человек, что более чем в два раза превышает число "активных возвещателей", т.е. членов иеговистских сект[309]. В странах СНГ в "вечере воспоминания" участвовало более 200 тысяч человек[310] (по другим данным, иеговистов - 450 тысяч человек)[311]. В России количество сектантов растет благодаря навязчивой принудительно-добровольной миссионерской деятельности сектантов. Каждый иеговист раз в месяц заполняет карточку-отчет, где рапортует о своих проповеднических успехах. У свидетелей Иеговы существует несколько ступеней проповедничества: некрещеный возвещатель, крещеный возвещатель, частный пионер и, наконец, общий пионер. Все звания присваиваются только после согласования с Бруклинским центром в США.

Возвещатель той или иной категории обязан посвятить проповеди определенное количество часов. Поступившие сводки суммируются и затем в виде отчета направляются в Центр - за океан. Пожелавший вступить в Общество свидетелей Иеговы должен подать письменное заявление, которое рассматривается там же - в США.

Очевидно, что свидетели Иеговы - одна из самых жестко организованных в мире сект протестантизма, со своей системой иерархической соподчиненности. Вознамерившиеся оставить Общество также должны написать заявление в Центр.

В России по сугубо догматическому признаку можно выделить два иеговистских течения: бруклинской ориентации - их преобладающее большинство - и Общество исследователей Священного Писания - "Епифания". Этих общин в России насчитывается немногим более десятка. Крупнейшая из них находится в Нижнем Новгороде. Сравнительно недавно здесь каждый год происходило более десяти иеговистских крещений. Организационно эти общины тяготеют к Украине, где проживает большинство последователей "Епифании", а их члены исповедуют вероучение основоположника иеговизма - Ч.Рассела. Это весьма консервативное течение иеговизма, хотя также претерпело некоторое влияние "обновленчества". Общинники "Епифании" не признают названия свидетели Иеговы, именуя себя студентами, изучающими Библию.

Относительно общей численности свидетелей Иеговы в России приводятся самые противоречивые сведения. На Украине утверждают, что общее их число в СНГ достигает 100 тысяч, из них три четверти живет за пределами России. Иеговисты России утверждают, что их общины есть почти в каждом крупном городе. По-видимому, это не так. Отдельные последователи действительно есть во многих городах, но полноценных общин нет.

В определении численности иеговистов нельзя полагаться на статистику бывшего Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Так, согласно данным этого ведомства, в Украинской ССР в 1991 г. проживало около 20 тысяч свидетелей Иеговы, объединенных в 191 группу. Это явно заниженная цифра: вследствие глубокой законспирированности многие группы верующих умело "уходили" от пристального наблюдения соответствующих госорганов.

Если в 1961 г., по данным Совета, в СССР действовало 607 групп свидетелей Иеговы, то после издания запретительной инструкции (1961 г.) наметилось заметное сокращение: 1966 г. - 468, 1971 г. - 480, 1976 г. - 411, 1986 г. - 378 групп[312].

Общины распадались отнюдь не потому, что сектанты становились индифферентными к вере, а ввиду усиления давления властей. И по сей день у свидетелей Иеговы сохранился прежний дух конспиративности - многие предпочитают собираться небольшими группками по квартирам, где изучают Библию.

К концу восьмидесятых годов в России многие сектантские объединения вышли из полуподполья и официально зарегистрировали свою деятельность. Однако свидетели Иеговы от регистрации отказывались вплоть до 1991 г. - времени выхода закона о религиозных объединениях, о чем красноречиво свидетельствует приведенная ниже таблица.

 

Таблица регистрации религиозных объединений по конфессиям

 

Зарегистрировано

  1984 1985 1986 1987 1988
Всего по СССР 99 65 67 104 1070
Русская Православная Церковь 2 3 10 18 809
Грузинская Православная Церковь 1 1 1 5 50
Католическая Церковь 4 3 3 6 39
Лютеранская Церковь 12 10 4 9 10
Армянская Церковь - - - 1 5
Реформаторская церковь - - - - 1
Методистская церковь - - - - 1
Старообрядческая церковь 5 2 5 1 9
Мусульмане - - - - 4
Буддисты - - - - 1
Евангельские христиане-баптисты 19 24 17 24 46
Пятидесятники 26 13 12 22 30
Молокане 4 1 - - 3
Менониты 7 1 1 - -
Кришнаиты - - - - 1

 

Здесь не приведены данные о таких сектах, как истинно-православные христиане, истинно-христианская церковь, свидетели Иеговы, адвентисты-реформисты. Может возникнуть вопрос, а не являются ли все вновь зарегистрированные протестантские объединения недавно образованными? В большинстве случаев это действительно так, однако здесь указаны и общины, которые в различные годы действовали "вне закона" и впоследствии оформили свой статус.

По данным Бруклинского центра, количество возвещателей у свидетелей Иеговы в странах СНГ на январь 1994 г. составляло 62158 человек[313]. На самом деле число сектантов значительно превосходит указанную "цифру", которая включает только крещеных. Как уже отмечалось, среди сектантов немало некрещеных возвещателей, т.е. разделяющих учение иеговизма, но еще не принявших крещение. Каково же общее число? В 1994 г. свидетелями Иеговы в странах СНГ было крещено 16686 человек[314]. Из анализа динамики роста сектантских общин следует, что сегодня число некрещеных возвещателей не намного превышает вышеуказанную "цифру". Можно предположить, что в настоящее время в странах СНГ свидетелей Иеговы насчитывается около 90 тысяч, и это недалеко от "цифры", приводимой самими сектантами, - 100 тысяч. Всего на территории СНГ, согласно данным Бруклинского центра, число общин достигает 521 (данные 1995 г.)[315]. Данные 1996 г. в два раза превышают эту "цифру" (1100 собраний)[316]. Первая "цифра" (521 община), на наш взгляд, более соответствует реальности.

Динамику роста числа последователей свидетелей Иеговы в XX в. можно сопоставить с увеличением таковых у пятидесятников, хотя у последних миссионерская деятельность поставлена гораздо хуже.

Если в 1918 г. во всем мире у свидетелей Иеговы в проповеди "для внешних" участвовало 3868 человек, то впоследствии эта "цифра" каждое десятилетие увеличивалась, достигнув в 1993 г. 4 миллионов 483900 человек.

Столь внушительная армия проповедников умеет дать знать о себе. Вот отчего едва ли не каждый наслышан о свидетелях Иеговы. И хотя, к примеру, объединение Евангельских Христиан-Баптистов в СНГ в несколько раз превосходит численность иеговистов (по данным самих баптистов, их в СНГ более 600 тысяч), навязчивость, бесцеремонность иеговистских проповедников стала притчей во языцех.

В настоящее время число свидетелей Иеговы превысило во всем мире 5 миллионов человек. Их официоз - журнал "Сторожевая башня" - издается тиражом 16 миллионов экземпляров. Только за 1994 г. Общество "Сторожевой башни" потратило более 50 миллионов долларов на содержание специальных пионеров, миссионеров и разъездных надзирателей проповеднического служения.

Журнал "Сторожевая башня", "Пробудитесь!", а также многочисленные книги и буклеты издаются Обществом "Сторожевой башни" на высококачественной бумаге и почти всегда в цвете. Причем вся литература Общества распространяется исключительно бесплатно. Возникает вопрос: кому же выгодно столь щедро финансировать сектантство? Пусть читатель сам в меру своего разумения попытается ответить на этот вопрос, а наша работа, надеюсь, поможет ему в этом.

 


[1] Ю.Гжезик. Движение второго адвента. Люблин, 1993, с.7

[2] Там же, с.15

[3] Там же, с.15

[4] A.Hoekema. Four Mojor Culteю Б.м., 1976, р. 223

[5] Т.Д.Гулякевич. Социальная сущность современного американского иеговизма (критический анализ иеговистской литературы). М., 1971, с.16

[6] А.Ноекема. Ор.cit., p.225

[7] Там. же, с.225

[8] Там же, с.225

[9] Т.Д.Гулякевич. Цит.соч., с.16

[10] В.В.Коник. Иллюзии свидетелей Иеговы. М., 1981, с.5

[11] Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский. Именем бога Иеговы. М., 1960, с.160

[12] Д.Е.Фурман. Церкви в США. М., 1982, Вып.4, с.189

[13] Уолтер Мартин. Царство культов. 1982, с.46

[14] Ч.Рассел. Божественный план веков. Б.м., 1924. Т.1, с.29

[15] Т.Д.Гулякевич. Цит.соч., с.20

[16] Первые три тома серии работ Рассела выходили под общим названием "Тысячелетняя заря". С выходом четвертого тома серия была переименована в "Исследование Священного писания"

[17] А.Ноеkemа. Ор.cit., р.229

[18] В.Ерофеева, И.Дору. Тайна свидетелей Иеговы. Ставрополь, 1968, с.6

[19] Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский. Цит.соч., с.14

[20] В.В.Конник. "Истины" свидетелей Иеговы. М., 1978, с.56

[21] В.В.Коник. Критика эсхатологии свидетелей Иеговы. М., 1976, с.26

[22] Там же, с.26

[23] Цит.по: П.Л.Яровицкий. Эволюция современного иеговизма. Киев, 1981, с.11

[24] Ч.Рассел. День мести. Б.м. и г., с.90

[25] А.Ноеkеmа. Ор.cit., р.226

[26] Уолтер Мартин. Царство культов. Цит.соч., с.71

[27] Там же, с.42

[28] Там же, с.43

[29] Там же, с.43

[30] Там же, с.41

[31] Там же, с.43

[32] Там же, с.44

[33] А.Ноеkеmа. Ор.cit., р.226

[34] Е.Б.Прайс. Свидетели Иеговы. Калининград, 1994, с.59

[35] Д.Рутерфорт. Цiлий свiт и заколот чому? Б.м. и г., с.21

[36] Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский. цит.соч., с.25

[37] Д.Рутерфорт. Цiлий свiт... Цит.соч., с.21

[38] Д.Рутерфорт. Миллионы живущих теперь никогда не умрут. Нью-Йорк, б.г., с.89

[39] Б.а. Объявления. Його величний апогей вже близько! Б.м., 1995, с.32

[40] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1975, N5, с.5

[41] Е.Б.Прайс. Цит.соч., с.40

[42] Там же, с.41

[43] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1961, N3, с.3

[44] Д.Рутерфорт. Комментарии на книгу пророка Даниила. Нью-Йорк, 1941, с.81

[45] П.Л.Яроцкий. Кризис иеговизма. Киев, 1979, с.76

[46] Д.Рутерфорт. Комментарии... Цит.соч., с.84

[47] П.Л.Яроцкий. Цит.соч., с.84

[48] Д.Рутерфорт. Комментарии... Цит.соч., с.6

[49] В.В.Коник. "Истины..." Цит.соч., с.7

[50] А.Ноеkеmа. Ор.cit., р.231

[51] В.В.Коник. "Истины..." Цит.соч., с.34

[52] "Выпрямись!", Нью-Йорк, 1958, с.3

[53] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1964, N3, с.89

[54] Там же, с.36

[55] Ч.Рассел. Божественный... Цит.соч., с.283

[56] "Пробудитесь!", Нью-Йорк, 1965, N4, с.5

[57] В.В.Коник. Иллюззии... Цит.соч., с.70

[58] Д.Е.Фурман. Цит.соч., с.51

[59] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1976, N1, с.17

[60] "Пробудитесь!", Нью-Йорк, 1967, N1, с.14

[61] Е.Б.Прайс. Цит.соч., с.59

[62] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1977, N8, с.126

[63] Е.Б.Прайс. Цит.соч., с.55

[64] Там же, с.126

[65] Там же, с.164

[66] Цит.по Коник. Критика... Цит.соч., с.23

[67] "Башня стражи", Нью-Йорк, 1957, N8, с.48

[68] Там же, с.18

[69] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1977, N3, с.164

[70] Ч.Рассел. Божественный... Цит.соч., с.29

[71] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1971, N9, с.12

[72] Д.Е.Фурман. Цит.соч., с.194

[73] Э.М.Бартошевич., Е.И.Борисоглебский. Цит.соч., с.149

[74] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1991, 15 апреля, с.35

[75] Там же, с.16

[76] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1996, 15 мая, с.1

[77] Д.Е.Фурман, Цит.соч., с.193

[78] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1992, 15 апреля, с.31

[79] Б.а. Объявления. Його величний апогей вже близько! Б.м., с.30

[80] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1992, 1 ноября, с.23

[81] Там же, с.23

[82] Там же, с.23

[83] Там же, с.23

[84] Там же, с.23

[85] Д.Макдауэлл, Д.Стюарт. Обманщики. М., 1993, с.80

[86] Там же, с.81

[87] Там же, с.84

[88] Уолтер Мартин. Цит.соч., с.65

[89] Д.Макдауэлл, Д.Стюарт. Цит.соч., с.81

[90] Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988, с.42

[91] Там же, с.43

[92] Там же, с.56

[93] Там же, с.116

[94] Б.а. Ты можешь жить вечно в раю на земле. Нью-Йорк, 1989, с.76

[95] Там же, с.76

[96] В данном случае автор придерживается частного богословского мнения святых Максима Исповедника и Григория Паламы. Согласно их воззрениям на природу человека тело перволюдей (Адма и Евы) было сотворено из более "тонкого вещества", нежели в которое мы облачены ныне

[97] М.А.Кальнев. Обличение русских сектантов-рационалистов. Одесса, 1914, с.277

[98] По своему существу абсолютно нематериален только Бог. Душа человека сотворена, а значит в известной степени вещественна

[99] Уолтер Мартин. Цит.соч., с.103

[100] Там же, с.103

[101] Святой Иустин Философ. Апология первая. М., 1892, с.48

[102] Святой Ириней Лионский. Пять книг против ересей. М.1900, с.212

[103] М.А.Кальнев. Цит.соч., с.489

[104] Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. Брюссель, 1973, с.1945

[105] Там же, с.2003

[106] Б.а. Ты можешь жить вечно... Цит.соч., с.81

[107] Там же, с.82

[108] Там же, с.85

[109] Там же, с.86

[110] Там же, с.88

[111] Уолтер Мартин. Царство культов. Цит.соч., с.10

[112] Д.Рутерфорт. Миллионы... Цит.соч., с.91

[113] Уолтер Мартин. Царство культов. Цит.сочт, с.49

[114] А.Ноеkеmа. Ор.cit., р.208

[115] Е.Б.Прайс. Цит.соч., с.37

[116] Б.а. Ты можешь жить вечно... Цит.соч., с.37

[117] А.П.Лопухин. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Спб., 1910, т.17, с.38

[118] Д.Грацианский. Рассмотрение книги пророка Даниила. Полтава, 1915, с.35

[119] Б.а. Объявления. Його величний апогей вже близько. Б.м., 1995, с.18

[120] Е.Б.Прайс. Цит.соч., с.37

[121] А.П.Лопухин. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986

[122] Там же, с.208

[123] Гебраистика (греч. hebraios - еврей) - совокупность наук, изучающих древнееврейский язык, еврейскую письменность, историю и культуру

[124] "Менора" Б.м., 1990, N1, с.8

[125] Там же, с.8

[126] Е.Б.Прайс. Цит.соч., с.65

[127] Там же, с.63

[128] Там же, с.63

[129] Там же, с.69

[130] Там же, с.63

[131] Там же, с.70

[132] Б.а. Смотри, я творю все новое. Нью-Йорк, 1986, с.24

[133] А.П.Лопухин. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, Спб., 1911. Т.8, с.369

[134] Там же, с.369

[135] Там же, с.369

[136] Там же, с.371

[137] Там же, с.373

[138] Там же, с.375

[139] Б.а.Смотри, я творю все новое. Цит.соч., с.18

[140] Д.Рутерфорт. Последний суд над народами в Армагеддоне. Нью-Йорк, 1913, с.12

[141] Б.а. Ты можешь жить вечно... Цит.соч., 146

[142] Там же, с.146

[143] Там же, с.146

[144] Там же, с.146

[145] Д.Е.Фурман. Цит.соч., с.93

[146] М.А.Кальнев. Цит.соч., с.495

[147] Цит.по свят.Феофан (Говоров). Толкование на первое послание к Фесалоникийцам. Спб., 1985, с.371

[148] Уолтер Мартин. Царство культов. цит.соч., с.76

[149] Е.Б.Прайс. Цит.соч., с.83

[150] Там же, с.83

[151] Там же, с.83

[152] Уолтер Мартин. Цит.соч., с.77

[153] Там же, с.77

[154] Там же, с.76

[155] Ч.Рассел. Божественный... Цит.соч., с.192

[156] Там же, с.185

[157] Там же, с.201

[158] Там же, с.229

[159] Там же, с.233

[160] Там же, с.255

[161] Там же, с.261

[162] Теоретически сектантское крещение по вере возможно и в более ранние годы (эти случаи редки, но все же есть), на практике же с этим стараются не торопиться

[163] Сказано, достигшие воскресения не женятся, здесь нет различий на небе и на земле

[164] Св.Иоанн Златоуст. Творения. Спб., 1865, т.II, с.161

[165] М.Барсов. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов и Апокалипсиса. М., 1902, т.1, с.260

[166] Там же, с.260

[167] Ч.Рассел. Божественный... Цит.соч., с.141

[168] В Священном Писании есть утверждения, что перед Вторым Пришествием Израиль обратится. Здесь речь идет о духовном Израиле - членах Церкви Христовой, а не о плотском Израиле - евреях по плоти (национальность). Рассел же относил известное выражение Апостола именно к евреям. Известны многочисленные выступления Рассела перед евреями различных континентов и прежде всего Южной Америки

[169] Там же, с.347

[170] Там же, с.313

[171] О понятных и вполне человеческих, а отнюдь не божественных пристрастиях иеговистов свидетельствует следующий исторический эпизод. После присоединения к СССР в 1939-1940 гг. западных территорий свидетели Иеговы появились в Советском Союзе. Незадолго до начала Великой Отечественной войны к Сталину из Бруклинского центра прибыли эмиссары с просьбой разрешить свидетелям Иеговы их религиозную деятельность. Все они были расстреляны. Понятно, почему современные иеговисты убеждены, что ни Сталин, ни те, кто непосредственно исполнял приговор о расстреле, не удостоятся воскресения в тысячелетнем царстве

[172] Там же, с.267

[173] Б.а. Ты можешь жить вечно в раю. Цит.соч., с.179

[174] Ч.Рассел. Божественный... Цит.соч., с.119

[175] Там же, с.119

[176] Д.Рутерфорт. Царство, якого вси божают. Б.м. и г., с.30

[177] Там же, с.30

[178] Б.а. Жизнь - как она возникла? Б.м. и г., с.243

[179] Б.а. Жить в новом мирном мире. Цит.соч., с.5

[180] Там же, с.5

[181] Б.а. Жизнь - как она возникла? Цит.соч., с.5

[182] Там же, с.241

[183] Исходя из этого Православие в лице своих духовных Отцов никогда не задавалось вопросами, в каком же возрасте будут пребывать на небесах воскресшие. Такой категории, как возраст (лета жизни), в Небесном Иерусалиме (впрочем, как и в преисподней) не будет. Ясный тому пример - некоторые жития святых, описывающие восхищение людей в адский мрак, "минута" пребывания в котором кажется целой вечностью

[184] "Христианское чтение", М., 1852, ч.II, с.400

[185] Б.а. Ты можешь жить вечно... цит.соч., с.182

[186] Там же, с.164

[187] Там же, с.164

[188] Время, по мысли святых Отцов, дано человечеству на покаяние. Исходя из этого, можно заключить, что после смерти, где покаяние невозможно, человек пребывает в невременном бытии. Вечная жизнь нам представляется не в смысле бесконечного течения времени - тысяча лет, миллион... а в смысле такого бытия, где нет такой величины, как время

[189] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1991, 1 апреля, с.12

[190] В Откровении святой Иоанн увидел "новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет" (Откр. 21, 1). Очень часто в Творениях святых Отцов под житейским морем подразумеваются треволнения мира сего. Но в данном случае мы лишь с большой натяжкой можем принимать такое толкование первого стиха 21-й главы Откровения, так как далее Иоанн "увидел святой город Иерусалим,новый, сходящий от Бога с неба" (Откр. 21, 2). Это описание новой реальности горнего мира, так как "город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего" (Откр.22, 23). "И ночи там не будет" (Откр. 22, 5). Отметим,что это описание Царства Божия никак не вяжется с бренным земным представлением оного у иеговистов

[191] Блаженный Иероним. Толкование на книгу пророка Даниила. Спб., 1904, с.148

[192] В Священном Писании есть утверждения, что перед Вторым Пришествием Израиль обратится. Здесь речь идет о духовном Израиле - членах Церкви Христовой, а не о плотском Израиле - евреях по плоти (национальность). Рассел же относил известное выражение Апостола именно к евреям. Известны многочисленные выступления Рассела перед евреями различных континентов и прежде всего Южной Америки

[193] Ч.Рассел. Божественный... Цит.соч., с.329

[194] Там же, с.229

[195] Д.Рутерфорт. Справедливый володар. Б.м. и г., с.19

[196] Д.Рутерфорт. От потерянного до возвращенного рая. Б.м. и г., с.15

[197] Там же, с.112

[198] Н.Норр. Пiсля Армагеддона - божий новий свит. Нью-Йорк. Б.м. и г., с.16

[199] Там же, с.16

[200] Б.а. Ты можешь жить вечно... Цит.соч., с.68

[201] Там же, с.68

[202] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1971, N2, с.10

[203] Б.а. Жизнь - как она возникла? Цит.соч., с.231

[204] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1993, 1 апреля, с.20

[205] Б.а. Ты можешь жить вечно... Цит.соч., с.15

[206] Там же, с.183

[207] Уж не насильственное ли это "будет" ознакомление? Сейчас, например, многие не хотят и слышать об иеговизме. Так что же во времена тысячелетия будет существовать ущемление воли?

[208] Там же, с.181

[209] Там же, с.175

[210] Д.Грацианский. Цит.соч., с.70

[211] Там же, с.71

[212] Там же, с.76

[213] Там же, с.79

[214] Блаженный Феодорит. Толкование на видения пророка Даниила. Сергиев Посад, 1906, с.155

[215] Там же, с.139

[216] В 169 г. до Р.Х. Антиох Епифан совершил набег на Иерусалим и осквернил храм

[217] Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. Брюссель, 1973, с.2104

[218] Блаженный Феодорит. Цит.соч., с.201

[219] Там же, с.205

[220] А.П.Лопухин. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Спб., 1910, т.7, с.74

[221] Блаженный Феодорит. Цит.соч., с.205

[222] Там же, с.209

[223] Библия. Книги Священного Писания... Цит.соч., с.2104

[224] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1992, 15 апреля, с.9

[225] "Пробудитесь!", Нью-Йорк, 1972, N6, с.12

[226] Б.а. Истина, ведущая к вечной жизни. Б.м. и г., с.18

[227] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1979, N3, с.4

[228] Б.а. Ты можешь жить вечно... Ци.соч., с.184

[229] Д.Макдауэлл, Д.Стюарт. Цит.соч., с.81

[230] Там же, с.74

[231] Там же, с.75

[232] Там же, с.75

[233] Там же, с.75

[234] Уолтер Мартин. Цит.соч., с.84

[235] Там же, с.71

[236] Там же, с.71

[237] Г.Властов. Священная летопись первых времен мира и человечества. Спб., 1878, с.5

[238] Там же, с.5

[239] Вместе с тем во 2-й и 3-й главах книги Бытия мы встречаем "Элогим - Иегова" (Господь Бог) (Быт. 2, 4-5: 7-9; 3, 1-8). Эти места Писания являют собой те немногочисленные исключения, где до Моисеевых времен употреблено имя "Иегова". Здесь впервые являет Себя Бог Завета, указующий таким образом, что Он тот же Творец, волею Которого создан мир. Главы 2-я и 3-я Бытия повествуют о заповеди, наказании и обетовании Искупителя

[240] Там же, с.101

[241] Там же, с.245

[242] Там же, с.233

[243] Там же, с.231

[244] Писания мужей Апостольских. Спб., 1895, с.304

[245] Там же, с.97

[246] Штаб-квартира данного движения находится в США. В Польше проживают лишь четыре тысячи последователей этого направления

[247] "Жизнь в самих себе" - очень туманный термин. Означает высшее качество жизни, присущее только "рожденным свыше". Что конкретно стоит за этим понятием, иеговисты сказать не могут

[248] Иеговисты не ссылаются в своих богословских спекуляциях на кальвинистическую доктрину об абсолютном предопределении, но их учение о "малом стаде" внутренне определяется именно этим постулатом. Это одна из попыток примирить логически противоречивое, по мысли сектантов, учение Библии об абсолютном предопределении ко спасению некоторых из людей (144 тысячи)

[249] Там же, с.449

[250] Там же, с.305

[251] М.А.Кальнев. Цит.соч., с.333

[252] Там же, с.338

[253] Таких слов нет в Священном Писании, но иеговисты приводят именно это "выражение апостола Павла" как подтверждение своего учения о "столбе"

[254] Там же, с.338

[255] Там же, с.338

[256] Писания Мужей Апостольских. Цит.соч., с.43

[257] Цит.по: М.А.Кальнев. Указ.соч., с.412

[258] Диакон Андрей Кураев. Все ли равно как верить? Клин, 1994, с.116

[259] М.А.Кальнев. Цит.соч., с.375

[260] Там же, с.375

[261] Там же, с.375

[262] Цит.по: Д.И.Боголюбов. Миссионерские беседы с штундо-баптистами. Спб., 1911, с.301

[263] М.АКальнев. Цит.соч., с.378

[264] Цит.по: Д.И.Боголюбов. указ.соч., с.288.

[265] Там же, с.290

[266] Там же, с.311

[267] Там же, с.311

[268] Там же, с.311

[269] "Пробудитесь!", Нью-Йорк, 1995, 8 мая,с.27

[270] Блаженный Феофилакт. Благовестник или толкование на святое Евангелие. М., 1993, с.85

[271] Б.а. Ты можешь жить вечно... Цит.соч., с.216

[272] Там же, с.217

[273] Н.Порублев. Культы и мировые религии. М., 1994, с.272

[274] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1994, 15 декабря, с.4

[275] Там же, с.5

[276] Там же, с.5

[277] Полный богословский энциклопедический словарь. М., 1992, т.2, с.1962

[278] Свящ.Н.Афанасьев. Вступление в Церковь. М., 1993, с.41

[279] Там же, с.41

[280] Там же, с.41

[281] Б.а. Ты можешь жить вечно... Цит.соч., с.212

[282] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1994, 15 декабря, с.24

[283] Там же, с.24

[284] Там же, с.24

[285] М.А.Кальнев. Цит.соч., с.537

[286] Н. Ильин - основатель секты иеговистов в России (вторая половина прошлого столетия). Родственных корней из-за океана (США) данное сектантское движение не имеет. Единственное, что их (иеговистов США и иеговистов - ильинцев в России) "объединяет", - это только название

[287] Е.М.Молостова. Иеговисты. Спб., 1914, с.242

[288] Б.а. Свидетели Иеговы в России. Б.м., 1996, с.7

[289] Там же, с.7

[290] Там же, с.7

[291] Там же, с.7

[292] Там же, с.7

[293] Там же, с.7

[294] Финляндия до революции 1917 г. входила в Санкт-Петербургскую губернию. Перед второй мировой войной часть территории Румынии отошла к СССР

[295] В.Ф.Гажос. Региональные особенности современного харизматического сектантства и влияние процесса секуляризации на его эволюцию. Баку, 1983, с.69

[296] А.Т.Москаленко. Иеговизм. Новосибирск, 1971, с.66

[297] Т.Д.Гулякевич. Цит.соч., с.28

[298] А.Б.Доев. Специфика и нормы проявления клерикального антикоммунизма в идеологии и практие свидетелей Иеговы. Фрунзе, 1971, с.19

[299] Т.Д.Гулякевич. Цит.соч., с.28

[300] Т.Д.Гулякевич. Цит.соч., с.31

[301] Там же, с.17

[302] В.Ерофеева., и.Дору. Цит.соч., с.79

[303] В.В.Коник. Критика... Цит.соч., с.33

[304] В.В.Коник. "Истины..." Цит.соч., с.109

[305] Д.Рутерфорт. Посмотри фактам в глаза и познай единственную дорогу спасения. Нью-Йорк, 1938, с.46

[306] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1995, 1 января, с.18

[307] В.Ерофеева, И.Дору. Цит.соч., с.36

[308] В.В.Коник. Критика... Цит.соч., с.45

[309] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1995, 1 января, с.16

[310] Там же, с.16

[311] Б.а. Свидетели Иеговы в России. Б.м., 1996, с.10

[312] "Наука и религия", М., 1987, N11, с.13

[313] "Сторожевая башня", Нью-Йорк, 1995, 1 января, с.15

[314] Там же, с.15

[315] Там же, с.15

[316] Б.а.Свидетели Иеговы в России. Цит.соч., с.10


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.23 с.