Реставрация утраченного фрагмента живописи. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Реставрация утраченного фрагмента живописи.

2022-12-20 33
Реставрация утраченного фрагмента живописи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предварительное исследование.

Получение разрешения. Реставрация начинается с предварительного сбора разного рода документации, информации о предмете и его исследования. В первую очередь это сбор всевозможных документов на разрешение ведения реставрационных работ: здание, в котором планируются реставрационные работы, может быть частным или общественным, но в любом случае для начала процесса необходимо разрешение от КГИОП’а – комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Дальше составляется акт о техническом состоянии памятника на основе визуального обследования с комиссией, состоящей из заказчика, реставратора и представителя органа охраны

Предварительный этап реставрационных работ включает в себя два пункта: проведение противоаварийных работ и выполнение научно-исследовательских работ.

Противоаварийные работы состоят из установки профилактических заклеек, проводящейся при растрескивании живописи, осыпании и отслаивания; из бортового и локального укреплений красочного и штукатурного слоев; подведения прижимных и страховочных устройств; постановки маяков. Именно при выполнении данных операций составляется акт аварийного состояния.

Целью научно-исследовательсксих работ является выбор пути реставрации, ее метода, причем как консервационного, так и реставрационного этапа, оптимального режима для памятника в период будущего функционирования..

Консервация – это комплекс мероприятий, нацеленных на сохранение памятника в дошедшем до нас состоянии и предотвращение дальнейшей деструкции.

Научно-исследовательские работы включают в себя исследования: предварительные, натуральные исследования, состоящие из фотофиксации, выполнения кроков, схем-картограмм и зондажей; архивно-библиографические исследования по поиску исторических справок об объекте реставрации, фотографий и эскизов; физические, физико-химические, био-химические и лабораторные исследования. Помимо этого выдвигаются предложения и рекомендации по приведению памятника в экспозиционный вид.

Экспериментально-реставрационные работы представляют собой различного рода пробы реставрационно-консервационных мероприятий для составления оптимальных рецептур и способов действия.

Историко-археологические исследования – это сбор архивного, текстового и иллюстративного, материала и информации о памятнике и их систематизация.

Выявление дефектов проводится в ходе исследовательских работ. Они фиксируются в документации, дефектной ведомости, схеме-картограмме и дневнике реставратора; описание начинается с характеристики основы, далее вышележащие слои – грунт, красочный и покрывной слой. Необходимо также выявить причину их появления, в связи с чем может в дальнейшем понадобиться корректировка материалов реставрации.

Практический этап.

Технологии укрепления штукатурного и красочного слоев многообразны. Для штукатурного слоя основные – инъектирование, бортование (метод бортовой обмазки) и метод кляммеров. Для красочного слоя – укрепление воско-смоляными мастиками, коллагеновыми клеями, водонерастворимыми мылами, составами на основе полибутилметилакрилата и водными дисперсиями винилацетата. Выбор методики определяется в зависимости от множества условий: толщины слоя, его деструктивности, наличия разных дефектов.

Консолидация разрыхленного (порошкообразного) слоя путем пропитывания клеящим веществом низкой вязкости для скрепления частиц пигмента и грунта (левкаса). Пропитка проводится клеями слабой концентрации (1-3%) в несколько приемов открытым способом с кисти или аэрозольным напылением. Пылеобразное состояние поверхности нередко препятствует смачиванию и хорошему проникновению водорастворимых клеев вглубь слоя, поэтому полезным является предварительное увлажнение укрепляемой поверхности спирто-водным раствором (1:1), в просторечии называемом водкой. При использовании водных дисперсий поливиниловых или акриловых смол водный раствор спирта (обычно применяется этиловый спирт) добавляется в клеящее вещество в количестве от 20 до 50%. Добавление спирта непосредственно в водный раствор глютиновых, животных клеев недопустимо из-за того, что спирт вызывает разрушение клеящего вещества. Пропитка проводится до насыщения слоя грунта и его полной консолидации. Нельзя допускать перенасыщения красочного слоя и грунта, так как на поверхности появляется клеевая пленка в том случае, если пленка все-таки появилась, ее следует немедленно удалить.

Приклеивание открытых и закрытых расслоений грунта и красочного слоя, отставаний, вздутий, сместившихся кусков грунта и красочного слоя от основы и паволоки. Эта процедура требует кроме подведения клея еще и некоторого размягчения твердого деформированного слоя. В таких случаях полезным может оказаться помещение произведения на несколько часов в воздухонепроницаемый конверт из полиэтиленовой, силиконовой или тефлоновой пленки, в котором устанавливается режим повышенной влажности. В результате легкого увлажнения слои грунта и живописи приобретают необходимую эластичность. После этого можно приступать к укреплению и прессованию поверхности. Укрепление в зависимости от вида и степени разрушений может производиться открытым или закрытым способом. При открытом укреплении клеящее вещество подводится кистью или шприцем, и после появления отлипа участок запрессовывается через изолирующий защитный слой, в качестве которого может использоваться папиросная, или микалентная, бумага. Также можно использовать не прилипающие, термостойкие пленки – силиконовую или тефлоновую (типа Melinex или Mylar), которые допускают прогревание участка. Однако при этом клей не должен выступать на поверхности.

При более сложных разрушениях, когда требуется провести такие операции, как инъекции клеящего вещества в закрытые полости отстающего грунта, прогревание утюгом или электрошпателем и выравнивание деформированной поверхности, проводится укрепление закрытым способом. Для предохранения красочного слоя и грунта поверхность заклеивается кусками папиросной, или микалентной, бумаги, накладываемой с небольшими нахлестами. Для этой цели используется теплый животный клей средней концентрации – около 3-4%. Бумага должна наклеиваться ровно по форме поверхности, без воздушных пузырей. Для приклеивания отставаний грунта, в зависимости от его характеристик, применяются инъекциями клеями более высокой концентрации, но не выше 8-10%.

После завершения процессов укрепления заклейки удаляются. Для этого используют различные способы, в том числе удаление с помощью тампонов, отжатых в теплой воде, и методов отпаривания. Следует помнить, что нельзя наносить заклейки с помощью животных клеев на гидрофобные, водоразмываемые поверхности, так как удаление заклеек может привести к повреждениям слоя. В случаях, когда невозможно избежать укрепительных заклеек, следует рекомендовать использование комбинированной методики укрепления грунта (левкаса) и красочного слоя. Заклейка накладывается с помощью синтетических акриловых безводных адгезивов слабой концентрации, например, Paraloid B-72, Plexisol P-550, которые разводятся и легко растворяются ксилолом, ацетоном или уайт-спиритом. Эффективным также является нанесение заклейки на синтетический воск BEWA-371 в форме геля или пленки. Такая заклейка эластична и легко удаляется при нагревании до 60-70°С или растворении адгезива ацетоном или бензином.

    Применение безводных адгезивов для нанесения укрепительных заклеек приносит особенно позитивные результаты на легко размываемых водой так называемых плывущих грунтах с водоразмываемым красочным слоем. При этом дальнейшее укрепление можно вести животными клеями.

Удаление загрязнений. К загрязнениям относятся твердые частицы минеральной или органической пыли, осевшие из засоренного воздуха, и продукты неполного сгорания органических веществ, а так же живые и засохшие наросты мицелия плесневых грибов и их споры, птичий помет, брызги от клеев, масел, смол, красок на различных связующих и другие загрязнения, происхождение которых подчас трудно определить.Очистка от загрязнений проводится исключительно после консервации с той целью, чтобы моющий состав не проник под красочный слой.

Одновременно с удалением (иногда предварительно) поверхностных загрязнений рационально провести антисептирование живописи, если имеются следы поражения ее плесневелыми грибами и бактериями. Целесообразно проводить обработку до начала реставрационных работ с целью предупреждения распространения спор с пораженных участков по всему произведению.

Участки поверхности, недоступные для подобных инструментов, должны подготавливаться вручную. При очистке механизированным инструментом необходимо не допускать чрезмерной шероховатости поверхности, острых выступов и кромок, которые часто не перекрываются слоем лакокрасочного покрытия. При использовании проволочных вращающихся щеток следует не допускать полировки остаточной окалины до слишком гладкого состояния, что может привести к ухудшению адгезии покрытия. Применение пневматических молотков должно быть ограничено сварными швами, углами, неровными кромками, так как удары острой грани могут создать неприемлемый профиль плоских поверхностей.

Сухая абразивоструйная очистка или так называемыйбластинг заключается в ударе абразивного потока с высокой кинетической энергией о подготавливаемую поверхность. Подача абразива осуществляется при при помощи центробежной силы, сжатого воздуха или эжекции. В воздушно -абразивный поток допускается добавлять небольшое количество воды для устранения пыли.

Абразивная струйная очистка сжатым воздухом осуществляется при подаче абразива в поток воздуха и направлении образующейся воздушно-абразивной смеси с высокой скоростью из сопла на очищаемую поверхность. Абразив можно впрыскивать в воздушный поток из емкости, находящейся под давлением, или увлекать воздушныи потоком в процессе всасывания из емкости, не находящейся под давлением. Этим способом очищают поверхности с помощью дробеструйных аппаратов.

Абразивная струйная очистка с вакуумом или всасывающей головкой отличается от абразивной струйной очистки сжатым воздухом тем, что сопло заключено внутри всасывающей головки, которая герметично закреплена на стальной очищаемой поверхности и служит для сбора отработанного абразива и загрязнений. Воздушно-абразивный поток может быть подан на металлическую поверхность при использовании пониженного давления во всасывающей головке, т.е. зАбразивная струйная очистка с впрыскиванием влаги аналогична предыдущему методу и отличается тем, что в воздушно-абразивный поток добавляют незначительное количество жидкости (обычно чистую пресную воду). Это позволяет избежать пыли с размером взвешенных частиц менее 50 мкм. Расход воды составляет 15-25 л/ч.а счет эжекции. Этот метод называется вакуумный бластинг.

Влажная абразивная струйная очистка со сжатым воздухом. Метод аналогичен абразивной струйной очистке сжатым воздухом и отличается тем, что в поток добавляют жидкость (обычно чистую пресную воду). При этом очистка поверхности производится потоком воды, воздуха и абразива. При влажной абразивной очистке используют смесь абразива с водой в соотношении от 1:2 до 1:6.

Суспензионная струйная очистка заключается в подаче дисперсии мелких абразивных частиц в воде или другой жидкости на очищаемую поверхность.

 Под воссозданием утрат понимают воспроизведение в рисунке и цвете отсутствующих частей живописи как станковой, так и монументальной (настенной, декоративной). Весь процесс воссоздания утрат подчиняется трем правилам:

1. Реставрационный красочный слой наносится исключительно в пределах утрат живописи;

2. Реставрационный красочный слой должен относительно легко удаляться с поверхности без повреждения авторского слоя;

3. Цвет и тональность тонировки необходимо максимально приближать к оригиналу;

Необходимо всегда соблюдать правила многослойного нанесения красочного слоя. Если каску положить в один слой, почти никогда вы не добьетесь хорошего результата: в таком случае будет обнаруживаться мутность, цветовая примитивность, что исключает однородность реставрационной живописи и подлинныхучасткв живописи.

При тонировке и воссоздании утраченных фрагментов часто используются акварельные краски, исполняющие роль подготовительного слоя под пастозные краски и в значительной степени реже – для всего цикла работ на слое реставрационного грунта.

Цвет реставрационного грунта, фактура его поверхности подготавливаются заранее, в процессе восполнения утрат грунта. Когда цвета грунтов различаются – реставрационный имеет белый цвет, а авторский цветной, - реставрационный перекрывают тонким слоем лака. Целесообразно в технике акварели подготовить объемную трактовку утраченного фрагмента живописи. Акварельная проработка может быть выполнена в коричневатых тонах (гризайль) или в основной тональности утраченных изображений. При этом краски наносят на поверхность вразмыв, для соблюдения главного правила техники акварельной живописи – сохранение прозрачности, не допуская наращивания слоя краски, чтобы через нее постоянно просвечивал слой грунта. Далее поверхность, обработанная таким способом, должна быть покрыта лаком для защиты. Весь процесс тонирования и восстановления можно выполнить в технике акварели, если вся живопись выполнена в очень светлой гамме. В этом случае с помощью грунтовочной массы имитируют фактуру мазков авторской кисти, а после акварельными красками исполняют цвет. В процессе тонирования акварелью можно периодически (однако не злоупотребляя повторениями) слегка смачивать рабочий участок пиненом с помощью ватного тампона.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.