Теория литературы. Силлабо-тоническая система стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Теория литературы. Силлабо-тоническая система стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки.

2022-12-20 56
Теория литературы. Силлабо-тоническая система стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г. 9-Б класс

литература

Тема

Александр Трифонович Твардовский(1910-1971) Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом», «Когда кремлёвскими стенами…», «Кому другому…», «Я убит подо Ржевом…». «Я знаю, никакой моей вины…», «О сущем». Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая система стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки.

Сегодня на уроке вы изучите тему: Александр Трифонович Твардовский. Стихотворения «Урожай», «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом»

 

Тема урока обращает нас к русской поэзии XX века. Вы уже имеете представление о многих замечательных поэтах: вам знакомы имена В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой. Как вы думаете, кто назвал военный цикл стихотворений А.Т. Твардовского «Это – настоящий реквием, простой, величавый и скорбный»?

1.    И.В. Сталин;

2.    С.Я. Маршак

3.    Он сам так себя называл.

Сравните с вариантом правильного ответа:

С.Я. Маршак

На этом уроке вы - узнаете о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и познакомитесь с его стихотворениями«Урожай», «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом»;

- научитесь определять черты реализма в творчестве А.Т. Твардовского;

- сможете самостоятельно провести анализ лирического стихотворения.

Ход урока

Ключевые слова:

Александр Трифонович Твардовский, реализм, Великая Отечественная война, лирическая интонация, образ, ритм, художественно-выразительные средства.

Основные понятия:

Мотив -

1) В произведениях устного народного творчества: мельчайший элемент сюжета, простейший значимый компонент повествования.

2) Второстепенная, дополнительная тема произведения (своеобразная микротема), задача которой дополнить или подчеркнуть основную.

Образ лирического героя - создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т. д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме.

Разбор задания

Определите, от чьего лица ведется рассказ в стихотворении «Я убит подо Ржевом»?

1.    от лица потомка солдата;

2.    от лица Маршала Советского союза;

3.    от лица ребенка военных лет;

4.    от первого лица.

Стратегия выполнения задания:

1.    Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.

2.    Вспомните определение лирического героя и еще раз прочтите стихотворение.

3.    Попробуйте определить: что есть что, просмотрите сначала все варианты ответов.

4.    Затем выберите верные ответы и проверьте себя.

Стихотворения А. Т. Твардовского

Весенние строчки

Утренник лег на дорогу

Ровным сухим полотном.

Не торопясь, понемногу

Солнце встает над бугром.

 

Солнце, как тонкий орешник,

Выросло медным кустом.

Заговорила скворешня —

Маленький радостный дом.

 

Желтое стадо проталин

В поле проснулось, живет...

Радость угретых завалин,

Радость открытых ворот...

 

Оттаял перемерзший хутор,

На солнце окна прослезил.

И только заморозок утра

Кладет дорогу по грязи.

 

Лишь утром прорезают сани

У перелеска тишину.

А к полдню — полем солнце тянет

Большую теплую весну.

 

Из синевы чужого края

В затишье чуткое болот

Журавушки, перекликаясь,

Свершают новый перелет...

Урожай

Дышат грудью запотелой

Желтогривые овсы.

Чем-то теплым,

Чем-то спелым

Веет с нашей полосы.

 

Дай ступну ногой босою

По колючему жнивью.

Дай блестящею косою

Срежу полосу мою.

 

Под овсяный говор нивы

Жарким потом обольюсь.

Я вдвойне тогда счастливый,

Если вволю потружусь.

 

На гумне под темной крышей

Отдохнут в скирдах снопы.

Утро раннее услышит,

Как зазвякают цепы.

 

На душе простор-веселье,

Непочатый счастья край...

Валит хлеб златой метелью.

Здравствуй, Новый урожай.

Обратите внимание, как последовательно поэт обращался к страшным событиям сталинских репрессий в стихотворениях и поэмах, как в самое тяжелое время заговорил о тяготах, которые переживает народ, сначала в небольших отступлениях, затем в полный голос («Теркин на том свете», «За далью — даль», «По праву памяти»). В каждой из последних поэм есть раздумья о горестных страницах нашей истории. Например, целая глава «Так это было» в поэме «За далью — даль» посвящена воспоминаниям.

Подумаем вместе с поэтом над строчками:

...Когда кремлевскими стенами

Живой от жизни огражден,

Как грозный дух он был над нами,—

Иных не знали мы имен.

 

Гадали, как еще восславить

Его в столице и селе.

Тут ни убавить,

Ни прибавить,—

Так это было на земле...

 

...Так это было: четверть века

Призывом к бою и труду

Звучало имя человека

Со словом Родина в ряду.

 

Оно не знало меньшей меры,

Уже вступая в те права,

Что у людей глубокой веры

Имеет имя Божества.

 

И было попросту привычно,

Что он сквозь трубочный дымок

Все в мире видел самолично

И всем заведовал, как Бог...

Александра Трифоновича Твардовского

Высокая требовательность к себе всегда отличала писателя и редактора Александра Трифоновича Твардовского. Вот почему каждая строчка вызывает доверие и ответное чувство благодарности и признательности.

Кому другому, но поэту

Молчать потомки не дадут.

Его к суровому ответу

Особый вытребует суд.

 

Я не страшусь суда такого

И, может, жду его давно,

Пускай не мне еще то слово,

Что емче всех, сказать дано.

 

Мое — от сердца — не на ветер,

Оно в готовности любой:

Я жил, я был — за все на свете

Я отвечаю головой...

Александра Трифоновича Твардовского

Г. 9-Б класс

литература

Тема

Александр Трифонович Твардовский(1910-1971) Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом», «Когда кремлёвскими стенами…», «Кому другому…», «Я убит подо Ржевом…». «Я знаю, никакой моей вины…», «О сущем». Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая система стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки.

Сегодня на уроке вы изучите тему: Александр Трифонович Твардовский. Стихотворения «Урожай», «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом»

 

Тема урока обращает нас к русской поэзии XX века. Вы уже имеете представление о многих замечательных поэтах: вам знакомы имена В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой. Как вы думаете, кто назвал военный цикл стихотворений А.Т. Твардовского «Это – настоящий реквием, простой, величавый и скорбный»?

1.    И.В. Сталин;

2.    С.Я. Маршак

3.    Он сам так себя называл.

Сравните с вариантом правильного ответа:

С.Я. Маршак

На этом уроке вы - узнаете о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и познакомитесь с его стихотворениями«Урожай», «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом»;

- научитесь определять черты реализма в творчестве А.Т. Твардовского;

- сможете самостоятельно провести анализ лирического стихотворения.

Ход урока


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.