Раздел 1.Теоретические аспекты инновационных процессов — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Раздел 1.Теоретические аспекты инновационных процессов

2022-12-20 42
Раздел 1.Теоретические аспекты инновационных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация и роль

 На рубеже 70-80-х годов положение дел в школах резко ухудшилось, стали появляться признаки кризиса и застоя. Они обнаруживались в спаде интересов школьников к учебе, в упадке дисциплины и требовательности к детям, в ослаблении воспитательной ответственности семьи и во многом другом. Причиной всему этому послужили возрастающие, с каждым годом, требования общественной жизни к человеку, а так же устаревшие программы содержания и организацией жизни, форм и методов воспитания и обучения в школе.

      Современные условия всегда требуют от нас достаточной развитости в различных сферах деятельности. Поэтому для того чтобы быть всесторонне развитым, человечество вступило в стадию инновационного развития.

Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что означает «введение новаций» (новшеств). Термин возник в культурной антропологии, где означал перенос достижений одной культуры в другую в процессе торговли, обмена товарами. Из антропологии этот термин проник в экономику, а затем и в педагогику, где стали изучать различные изменения системе обучения и воспитания, методике преподавания, развитии и функционировании и учебных заведений.[2]

 В научной литературе этот термин появился в 19 веке. А в начале 20 века оформилась новая область знания – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических инноваций в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х годов на Западе и в последнее десятилетие в нашей стране.

После этого инновационные процессы стали широко использоваться в школах. И именно здесь практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребность в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Наблюдается путаница в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд. Поэтому для этого были даны определения этих понятий.

Новое, согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, это «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный».[10]

 Новшество, новация – конструирование, разработка не известных ранее процессов, объектов, способов, средств или же использование ранее известного в новом качестве или в существенно изменившихся условиях.

Инновация - от латинского in - в; novus - новый - переводится как «нововведение». Инновация не сводится только к обновлению, она является превращением новых знаний в технологии, методологии образовательного процесса, адекватные культурно-общественным требованиям.[2]

Согласно Кукушину В. С., инновационный процесс это комплексная деятельность по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс включает в себя: инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.[4]

Новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном (историческом плане). То, что ново для одного руководителя, одной школы, одного учителя, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи конкретного исторического этапа, новшество может быстро жить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время.   

Однако не все новое дает везде и всегда положительный результат в силу следующих причин: новое не всегда является средством решения актуальных для конкретной школы задач; каждое новое средство рождается во вполне конкретных условиях и ориентировано на решение вполне определенных педагогических задач, которые могут не совпадать с личными вкусами и интересами руководителей школы; эффективность всякого новшества требует экспериментальной проверки, так как каждый раз увеличивается число тех, кто использует какое-то новшество.

Разработанное новшество должно пройти экспериментальную апробацию, в результате которой в него могут быть внесены коррективы. Прежде, чем новшество выйдет в стадию распространения, оно проходит экспертизу, то есть оценку своего соответствия различным требованиям. Каждое новшество различается теми качествами, которые закладываются в них еще при разработке. К этим качествам относят: предмет изменений, то есть тот элемент образовательной системы, который может быть преобразован; глубину преобразований (степень радикальности предусматриваемых новшеством изменений); масштаб преобразований; ресурсоемкость новшества; уровень разработанности.

У инноваций существуют не только качества, но огромное количество классификаций. Общепринятой типологии или классификации нововведений в образовании не обнаружено. Наоборот существует более двадцати критериев для классификации нововведений. Нововведения разделяют по следующим критериям.
       По видам деятельности: педагогические (обеспечивают педагогический процесс); управленческие.

По характеру вносимых изменений А. И. Пригожин выделяет: радикальные (основаны на принципиально новых идеях и подходах); комбинаторные (новое сочетание известных элементов); модифицирующие (совершенствуют и дополняют ответствующие формы и образцы).

По масштабу вносимых изменений: локальные (независимые друг от друга изменения компонентов); модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций); системные (полная реконструкция системы как целого).[9]

По проблематике В. И. Беляев выделяет: инновации, направленные на изменение всей школы в целом, на создание в ней воспитательной системы или иной системо-образующей деятельности на основе концептуальных идей;
инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса; инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования;
инновации, направленные на разработку новых форм и систем управления.[9]

 В зависимости от области реализации и внедрения: в содержании образования; в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы; в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.

По источнику возникновения:

ü внешние (за пределами образовательной системы);

ü внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).

По масштабу использования:

ü единичные;

ü диффузные.
В зависимости от функциональных возможностей:

ü нововведения – условия (обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.);

ü нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.);

ü организационно-управленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

По осмыслению перед внедрением инноваций:

Ø случайные (инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение);

Ø полезные (инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой);

Ø системные (инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями.).

Опираясь на выше изложенное, можно сформулировать основную закономерность классификаций инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом. Инновации и нововведения всегда будут востребованы в педагогической деятельности. Их развитие помогает достичь большего успеха в развитии образования. Благодаря этому развитию произошел переход к разнообразию типов, уровней, профилей образования. Появилась реальная возможность выбора типов заведений, профиля и уровня обучения.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.