Программа факультативного курса для учащихся 4 классов — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Программа факультативного курса для учащихся 4 классов

2022-12-20 75
Программа факультативного курса для учащихся 4 классов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа факультативного курса для учащихся 4 классов

«Познай себя»

 

 

Введение.

Одним из принципов нравственного образования является учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Следовательно, работа с младшими школьниками имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями учащихся. Первоначальные нравственные представления ребёнка тесно связанные с его эмоциями, которые определяются отношением к нему взрослых, сверстников, старших детей. Эмоциональное отношение к нравственным проявлениям (удовлетворение от ответа, поступка, который похвалил учитель, чувство благодарности за помощь товарища, обида на несправедливую оценку, замечание и т.д.), положительное или отрицательное накладывает отпечаток на характер восприятия самой нормы (это можно, нужно, а этого делать нельзя, это плохо).

Поступление в школу существенно меняет образ жизни, содержание и организацию деятельности ребёнка. В школе ученик осознаёт основы наук. Педагог постоянно контролирует уровень овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками. Но в предлагаемых детям учебных дисциплинах мало внимания уделяется отношениям между людьми. А образования ума невозможно без развития нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных правил, установок, устремлений.

Нравственное образование начинается с приобретений соответствующих знаний и их осмысления. На основе полученных представлений складываются нравственные установки личности, возникает стремление к совершенствованию. Уже само желание быть лучше, добрее, чище является нравственным.

Познание себя и других требует определённых ориентиров для оценки жизненных явления. Это так же задача нравственного образования. Важным его элементом является направленность на развитие сознания ребёнка.

Данная программа тесно связана с непосредственным жизненным опытом детей: привычными ситуациями деятельности, общения, потребностями в знаниях тех или иных правил, регулирующих отношения людей, процесс самопознания. Детей необходимо учить осознанию ценности своей личности, уважению личности других, формирую интерес к познанию собственной личности и внутреннему миру других людей.

Самосознание, формирование личного образа – длительный и сложный процесс. Начинать работу в данном направлении необходимо начинать ещё в начальной школе. Именно здесь накапливается материал, впечатления, которые затем послужат фундаментом самопонимания.

Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосовершенствования.

Пояснительная записка.

Данная программа является основой построения системы нравственного образования учащихся четвёртых классов.

Цель программы – освоение не только норм и правил нравственного поведения, осознание его связи с определёнными качествами личности, но и получение представлений о нравственных особенностях своей личности.

Данный курс позволяет четверокласснику:

- осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения;

- понять внутренний мир другого и свой собственный;

- оценить на основе нравственных критериев соответствующие моральные явления;

- стремится быть нравственным;

- подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми.

Основные задачи курса:

Образовательные - постижение специфики нравственных явлений, обогащение представлений учеников о мире, обнаружение связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания.    

Воспитывающие и развивающие – формирование нравственной стороны личности, как её внутреннего стержня; Развитие нравственного сознания, системы нравственных ценностей.

Формирование курса позволяет усилить воздействие учебных дисциплин на личность, выделив их нравственный подтекст. Занятия факультативного курса строятся на личностно - ориентированном подходе, так как их содержание обращено каждому ученику.

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо основываться на деятельностном подходе к нравственному формированию личности ребёнка.

Развитие школьника происходит в его активной деятельности: практической и интеллектуальной.

Учитель стимулирует высказывания детей сначала как ответы на его вопросы, затем как диалог между детьми с участием педагога, направляющего обсуждение. Учитель стремится к тому, что бы ученики аргументировали свои впечатления, своё мнение, свои оценки.

Для лучшего усвоения материала занятий учитель использует наглядность: Положительные примеры поведения детей, иллюстрации книг, диафильмы, мультфильмы, фильмы.

Большое значение имеют разнообразные методические приёмы, например, задания творческого характера, когда детям предлагается самим придумать продолжение рассказа, сказки и т.д.

Проведение игровых методик так же поможет создать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом (смотри приложение №2).

Изучая результаты педагогического воздействия, необходимо иметь ввиду сложность того явления, которое изучается. Полученные материалы исследований не должны являться основанием для оценки личности ребёнка. Это информация для педагога, для составления плана индивидуальной работы. Нельзя также считать полученные диагностические результаты окончательными в суждении об ученике, так как ребёнок меняется, полученные результаты могут зависеть о самочувствия ученика, его отношения к диагностике. Поэтому очень важно создать атмосферу свободной игры, занимательных занятий. Следовательно, необходимо так подбирать диагностические методики, что бы они могли служить одновременно и дидактическим материалом на занятии.

  Программа.

I. Раздел. Человек и его внутренний мир. (11 часов)

Психологические проблемы: Соотношение врождённого и приобретённого в человеке. Эмоции. Черты характера. Взаимодействие внутреннего мира человека с миром внешним.

II. Раздел. От оценки и самооценки к самопознанию. (6 часов)

Создание образного представления о развитии личности путём      

самопознания, познания других, оценивания. Правила самоконтроля.

III. Раздел. Я и общество. (7 часов)

Общество основано на взаимосвязи интересов. Взаимозависимости людей. Необходимость личных и общественных способов регуляции человеческого поведения.

IV. Раздел. Мальчики и девочки. (5 часов)

Нормы поло-ролевого поведения человека современной культуры.

 

V. Раздел. Наши увлечения. (5 часов)

Деятельность как способ жить и развиваться. Радость любимого дела

и уныние принудительной работы. Профессиональный труд как средство заработка и как радость созидания.

 

 Тематическое планирование.

 

№№ п.п. Тема Кол -во часов Рассматриваемый вопрос

I Раздел. Человек и его внутренний мир. (11 часов)

1 Человек как часть природы. 1 Соотношение врождённого и приобретённого в человеке.
2 Я, ты, он, она... 1 Первичное представление о понятии «личность».
3 Неповторимость и уникальность каждой личности. 1 Практическое занятие - тренинг.
4 Эмоции – что это?   1 Создать у учеников первичное представление о понятии «Эмоции», познакомить с видами эмоций.
5 Театр мимики и жестов. 1 Учить осознавать и выражать свои эмоции и чувства
6 Какое у тебя настроение?   1 Понятие «настроение» - положительные и отрицательные эмоции, игра «Прогноз погоды».
7 От чего на душе тревожно? 1 Создать первичное представление о понятии «тревога».
8 Как победить тревогу, справиться со страхами и огорчениями? 1 Формировать у учащихся умение контролировать своё настроение, находить способы его осознанной коррекции.
9 Что такое характер? 1 Познакомить с таким явлением внутреннего мира человека, как характер.
10 Хороший характер - богатство на всю жизнь. 1  
11 Привычка – второй характер. 1 О вреде вредных привычек.

II Раздел. От оценки и самооценки к самопознанию. (6 часов)

1 Какой я? 1 Оказать помощь в познании самого себя через оценку других.
2 Правила самоконтроля. 1 Вооружить учащихся соответствующими возрасту способами самоконтроля.
3 Воля – это внутренняя сила. 1 Дать представление о воле человека.
4 Узнай свои способности.   1 Работа с тестами.
5 Как развить свои способности 1 Занимательные упражнения.
6 Обобщение.   1 Самопознание через самовыражение: Вечер – презентация «Познакомьтесь - это я!»

III Раздел. Я и общество. (7 часов)

1 Ты и поступки окружающих.   1 Создать образное представление о развитии личности путём познания и оценивания других.
2 Общение.   1 Создать первичное представление о научном понятии «общение».
3 Мы живем в мире людей 1 Что такое «круг общения».
4 Уважать, понимать, договариваться. 1 Создать первичное представление о понятии «конфликт».
5 Друг или приятель?   1 Знакомство, приятельство, товарищество, дружба, как различия связи «человек с человеком».
6 Разрешение конфликтных ситуаций 1 Практическое занятие.
7 Правила: «так надо» и «так нельзя». 1 Понятие «нельзя» рассматривается как нравственный регулятор. «Советь», «мораль», «право».

IV Раздел. Мальчики и девочки. (5 часов)

1 Особенности поведения мужчин и женщин. 1  
2 Мы такие разные! 1 Отличительные черты занятий и интересов мальчиков и девочек.
3  Правила поведения, осваиваемые будущими мужчинами и юными дамами. 1  
4 Нежность и изящество поведения девочек 1 Занятие для девочек.  
5 Готовность мальчиков к помощи любому человеку 1 Занятие для мальчиков.

V Раздел. Наши увлечения. (5 часов)

1  Радость жизни и творчества. 1 Деятельность человека, развитие способностей в деятельности.  
2 Талант, одаренность, гениальность. 1 Высоты развития способностей.
3 «Золотые руки».  1 Мастерство и профессионализм как достоинства человека.
4 Кем хочу быть? Почему? 1 Помочь задуматься над тем, какая профессия может заинтересовать ребёнка в будущем.  
5 Обобщающее занятие. 1 Интеллектуальный марафон «Познай себя».

 

  Литература.

Для учащихся

Курбанов Г.С., Моренко Е.С. Узнай свои способности. Феникс 2005 год.

Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: Просвещение 1997 год.

Энциклопедия для маленьких джентльменов. С-П.: Золотой век 1995 год.

Энциклопедия для маленьких принцесс. С-П.: Золотой век 1995 год.

Аксёнова Л.В., Гридина В.Г., Тесты для девочек. Москва 2007 год.

Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. С-П: 1996 год.

Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Энциклопедия. 600 задач на сообразительность. ИКФ «Сталкер» Донецк 1995 год.

Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Самар. Дом печати 1994 год.

Для учителя

Петрова В.И. и др. Азбука нравственного взросления. СПб Питер, 2007 год.

Обухова Л.А и др. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М.: ВАКО, 2007 год.

 Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007 год.

Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями. Волгоград: Учитель, 2007 год.

 Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь педагогам и психологам. М.: ТЦ Сфера, 2005 год.

Волкова Т.В. Наука быть человеком: Материалы для классных часов. Волгоград: Учитель, 2007 год.

Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: АРКТИ, 2005 год.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 класс М.: ВАКО, 2007год.

 

                                                                                                                                                                                    Приложение 1. Занятие факультативного курса

Цели:

- создать у учеников первичные представления о понятии «Конфликт», причинах его возникновения;

-  познакомить учащихся со способами выхода из конфликтных ситуаций.

 

 Актуализация опорных знаний.

 

- Ребята, прочитайте тему нашего занятия.

(Понимать и договариваться)

 

- Важно ли это для нас? Для чего нам нужны эти умения?

(Умения понимать и договариваться, нам нужны для успешного общения)

 

-Хорошо, а что такое общение?

(Общение- это способ узнать личность другого человека и проявить свою собственную)

 

-Почему же для людей так важно общение? Может ли человек прожить, ни с кем не общаясь?

(Нет, не может. Все люди связаны друг с другом: общаясь, мы передаем информацию, получаем её, договариваемся, объясняем, т. е. взаимодействуем).

 

…Живем в обществе.

-А можно сказать, что, понимая речь человека, мы его понимаем? Его чувства, поступки?

(Ответы детей 2- 3 человека)

 

-Давайте посмотрим сюжет. (Смешарики «Коллекция»)

 

- Что произошло между героями? (Они поссорились)

 

 -Из-за чего поссорились Крош и Ёжик?

(Крош не понимает, как можно коллекционировать фантики, ведь это же мусор)

 

 -Верно. Крош не понимает, а Ёжик никак не может ему объяснить.

 

А попадали ли вы в такие ситуации с друзьями и родителями, только из-за того, что вас не правильно поняли?

(Ответы детей 2-3 человека)

 

Проблемная ситуация.

- Что же значит правильно понимать?

- К чему может привести ситуация, когда люди друг друга не понимают?

Открытие нового знания.

-Вернемся к нашему сюжету. Могла бы данная ситуация сложиться по- другому?  Как нужно было поступить нашим героям?

(Зайцу нужно понять, у всех не могут быть одинаковые интересы, а ёжику нужно было это терпеливо объяснить)

 

-Вы только что предположили, каким получилось бы общение, если бы смешарики поняли друг друга. Так что же значит «понимать других людей»?

(выслушать, войти в его положение, объяснить, что хочешь ты, не считать себя лучше других и т. д.)

 Когда между людьми возникает непонимание, это ведет к ссоре. Возможно, они больше не захотят общаться, но могут и прибегнуть к силе. Ссора может перерасти в конфликт.

 

Конфликт – столкновение, серьёзное разногласие, спор («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова)

 

Расширение нового знания

 

- А можно ли обходиться без конфликтов? Чтобы понять это, я предлагаю вам игру «Трио».

Материалы: пустые коробки из-под обуви или небольшие куски коврового покрытия.

 

Инструкция: я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.

 

Для начала мне понадобятся две тройки игроков. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит ноги в две пустые коробки из-под обуви, одна коробка предназначена для его левой ноги, а другая – для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой.…Теперь все должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.

 

-Что было труднее всего?

- Что помогло добиться успеха?

- Смогли ли вы в своей команде договориться друг с другом?

(Дети приходят к выводу, что договариваться трудно, каждый настаивает на своем, не хочет выслушать другого, не хочет уступить)

 

-Именно поэтому нам в жизни не всегда удается избежать конфликтов. И если конфликтующие стороны не могут договориться, может произойти и такое.

 

Итог

-Только стремясь понять другого, мы научимся решать наши споры как разумные люди. Ссоры и конфликты не приносят ничего хорошего: человек теряет друзей, хорошее настроение, силы и время. Всё зависит от каждого из нас, от того, как мы смотрим на мир. Вспомните игру «Новые рамки»

И есть очень хорошее слово сотрудничество. Как вы понимаете, что оно означает? (Всё делать вместе, сообща решать проблемы, помогать друг другу и т.д.)

 

-Это и есть тот золотой ключик, который открывает дверь в замечательную жизнь.

 

 

Рефлексия

- Я предлагаю уже сегодня, сейчас воспользоваться этим золотым ключиком: попробуйте каждый для себя составить несколько правил, как избежать конфликта. Бланки опустите в ящик «Информационного центра». Ребята обработают данные и в нашем отрядном уголке появятся общие правила для всех.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Приложение 2. Игровая методика «Прогноз погоды».

 

Цель: С помощью этой игры учитель дает ребенку понять, что признает за ним право быть какое-то время необщительным. В это же время другие ребята учатся уважать такое состояние души каждого человека.

 

Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимся, может быть, что-то испортило вам настроение.

Если с вами случилось такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой «прогноз погоды». Так всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами «штормовое предупреждение». Если вы чувствуете, вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете дать «отбой». Для этого нарисуйте большую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце светит вовсю.

Эта игра сделает атмосферу в классе более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга.                                                                                                       

Приложение 3. Творческие задания.

  1. Придумай продолжение истории.

 

Сказка о котятах.

В одном домике жила семья кошек: мама-кошка, папа-кот и двое котят – младший брат, беленький, и старший – серенький.

Однажды папа-кот пошел на охоту – мышей ловить, мама-кошка отправилась на базар за молоком. Перед уходом она сказала старшему, что младший заболел.

Как только мама-кошка ушла, серенький котенок…

 

  1. Нарисуй то, что можно назвать «добром», «злом».

 

  1. Какой герой, из какой книги тебе больше всего нравится? Нарисуй его            и напиши, что в нем нравится.                                         

 

 

Программа факультативного курса для учащихся 4 классов

«Познай себя»

 

 

Введение.

Одним из принципов нравственного образования является учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Следовательно, работа с младшими школьниками имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями учащихся. Первоначальные нравственные представления ребёнка тесно связанные с его эмоциями, которые определяются отношением к нему взрослых, сверстников, старших детей. Эмоциональное отношение к нравственным проявлениям (удовлетворение от ответа, поступка, который похвалил учитель, чувство благодарности за помощь товарища, обида на несправедливую оценку, замечание и т.д.), положительное или отрицательное накладывает отпечаток на характер восприятия самой нормы (это можно, нужно, а этого делать нельзя, это плохо).

Поступление в школу существенно меняет образ жизни, содержание и организацию деятельности ребёнка. В школе ученик осознаёт основы наук. Педагог постоянно контролирует уровень овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками. Но в предлагаемых детям учебных дисциплинах мало внимания уделяется отношениям между людьми. А образования ума невозможно без развития нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных правил, установок, устремлений.

Нравственное образование начинается с приобретений соответствующих знаний и их осмысления. На основе полученных представлений складываются нравственные установки личности, возникает стремление к совершенствованию. Уже само желание быть лучше, добрее, чище является нравственным.

Познание себя и других требует определённых ориентиров для оценки жизненных явления. Это так же задача нравственного образования. Важным его элементом является направленность на развитие сознания ребёнка.

Данная программа тесно связана с непосредственным жизненным опытом детей: привычными ситуациями деятельности, общения, потребностями в знаниях тех или иных правил, регулирующих отношения людей, процесс самопознания. Детей необходимо учить осознанию ценности своей личности, уважению личности других, формирую интерес к познанию собственной личности и внутреннему миру других людей.

Самосознание, формирование личного образа – длительный и сложный процесс. Начинать работу в данном направлении необходимо начинать ещё в начальной школе. Именно здесь накапливается материал, впечатления, которые затем послужат фундаментом самопонимания.

Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосовершенствования.

Пояснительная записка.

Данная программа является основой построения системы нравственного образования учащихся четвёртых классов.

Цель программы – освоение не только норм и правил нравственного поведения, осознание его связи с определёнными качествами личности, но и получение представлений о нравственных особенностях своей личности.

Данный курс позволяет четверокласснику:

- осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения;

- понять внутренний мир другого и свой собственный;

- оценить на основе нравственных критериев соответствующие моральные явления;

- стремится быть нравственным;

- подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми.

Основные задачи курса:

Образовательные - постижение специфики нравственных явлений, обогащение представлений учеников о мире, обнаружение связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания.    

Воспитывающие и развивающие – формирование нравственной стороны личности, как её внутреннего стержня; Развитие нравственного сознания, системы нравственных ценностей.

Формирование курса позволяет усилить воздействие учебных дисциплин на личность, выделив их нравственный подтекст. Занятия факультативного курса строятся на личностно - ориентированном подходе, так как их содержание обращено каждому ученику.

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо основываться на деятельностном подходе к нравственному формированию личности ребёнка.

Развитие школьника происходит в его активной деятельности: практической и интеллектуальной.

Учитель стимулирует высказывания детей сначала как ответы на его вопросы, затем как диалог между детьми с участием педагога, направляющего обсуждение. Учитель стремится к тому, что бы ученики аргументировали свои впечатления, своё мнение, свои оценки.

Для лучшего усвоения материала занятий учитель использует наглядность: Положительные примеры поведения детей, иллюстрации книг, диафильмы, мультфильмы, фильмы.

Большое значение имеют разнообразные методические приёмы, например, задания творческого характера, когда детям предлагается самим придумать продолжение рассказа, сказки и т.д.

Проведение игровых методик так же поможет создать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом (смотри приложение №2).

Изучая результаты педагогического воздействия, необходимо иметь ввиду сложность того явления, которое изучается. Полученные материалы исследований не должны являться основанием для оценки личности ребёнка. Это информация для педагога, для составления плана индивидуальной работы. Нельзя также считать полученные диагностические результаты окончательными в суждении об ученике, так как ребёнок меняется, полученные результаты могут зависеть о самочувствия ученика, его отношения к диагностике. Поэтому очень важно создать атмосферу свободной игры, занимательных занятий. Следовательно, необходимо так подбирать диагностические методики, что бы они могли служить одновременно и дидактическим материалом на занятии.

  Программа.

I. Раздел. Человек и его внутренний мир. (11 часов)

Психологические проблемы: Соотношение врождённого и приобретённого в человеке. Эмоции. Черты характера. Взаимодействие внутреннего мира человека с миром внешним.

II. Раздел. От оценки и самооценки к самопознанию. (6 часов)

Создание образного представления о развитии личности путём      

самопознания, познания других, оценивания. Правила самоконтроля.

III. Раздел. Я и общество. (7 часов)

Общество основано на взаимосвязи интересов. Взаимозависимости людей. Необходимость личных и общественных способов регуляции человеческого поведения.

IV. Раздел. Мальчики и девочки. (5 часов)

Нормы поло-ролевого поведения человека современной культуры.

 

V. Раздел. Наши увлечения. (5 часов)

Деятельность как способ жить и развиваться. Радость любимого дела

и уныние принудительной работы. Профессиональный труд как средство заработка и как радость созидания.

 

 Тематическое планирование.

 

№№ п.п. Тема Кол -во часов Рассматриваемый вопрос

I Раздел. Человек и его внутренний мир. (11 часов)

1 Человек как часть природы. 1 Соотношение врождённого и приобретённого в человеке.
2 Я, ты, он, она... 1 Первичное представление о понятии «личность».
3 Неповторимость и уникальность каждой личности. 1 Практическое занятие - тренинг.
4 Эмоции – что это?   1 Создать у учеников первичное представление о понятии «Эмоции», познакомить с видами эмоций.
5 Театр мимики и жестов. 1 Учить осознавать и выражать свои эмоции и чувства
6 Какое у тебя настроение?   1 Понятие «настроение» - положительные и отрицательные эмоции, игра «Прогноз погоды».
7 От чего на душе тревожно? 1 Создать первичное представление о понятии «тревога».
8 Как победить тревогу, справиться со страхами и огорчениями? 1 Формировать у учащихся умение контролировать своё настроение, находить способы его осознанной коррекции.
9 Что такое характер? 1 Познакомить с таким явлением внутреннего мира человека, как характер.
10 Хороший характер - богатство на всю жизнь. 1  
11 Привычка – второй характер. 1 О вреде вредных привычек.

II Раздел. От оценки и самооценки к самопознанию. (6 часов)

1 Какой я? 1 Оказать помощь в познании самого себя через оценку других.
2 Правила самоконтроля. 1 Вооружить учащихся соответствующими возрасту способами самоконтроля.
3 Воля – это внутренняя сила. 1 Дать представление о воле человека.
4 Узнай свои способности.   1 Работа с тестами.
5 Как развить свои способности 1 Занимательные упражнения.
6 Обобщение.   1 Самопознание через самовыражение: Вечер – презентация «Познакомьтесь - это я!»

III Раздел. Я и общество. (7 часов)

1 Ты и поступки окружающих.   1 Создать образное представление о развитии личности путём познания и оценивания других.
2 Общение.   1 Создать первичное представление о научном понятии «общение».
3 Мы живем в мире людей 1 Что такое «круг общения».
4 Уважать, понимать, договариваться. 1 Создать первичное представление о понятии «конфликт».
5 Друг или приятель?   1 Знакомство, приятельство, товарищество, дружба, как различия связи «человек с человеком».
6 Разрешение конфликтных ситуаций 1 Практическое занятие.
7 Правила: «так надо» и «так нельзя». 1 Понятие «нельзя» рассматривается как нравственный регулятор. «Советь», «мораль», «право».

IV Раздел. Мальчики и девочки. (5 часов)

1 Особенности поведения мужчин и женщин. 1  
2 Мы такие разные! 1 Отличительные черты занятий и интересов мальчиков и девочек.
3  Правила поведения, осваиваемые будущими мужчинами и юными дамами. 1  
4 Нежность и изящество поведения девочек 1 Занятие для девочек.  
5 Готовность мальчиков к помощи любому человеку 1 Занятие для мальчиков.

V Раздел. Наши увлечения. (5 часов)

1  Радость жизни и творчества. 1 Деятельность человека, развитие способностей в деятельности.  
2 Талант, одаренность, гениальность. 1 Высоты развития способностей.
3 «Золотые руки».  1 Мастерство и профессионализм как достоинства человека.
4 Кем хочу быть? Почему? 1 Помочь задуматься над тем, какая профессия может заинтересовать ребёнка в будущем.  
5 Обобщающее занятие. 1 Интеллектуальный марафон «Познай себя».

 

  Литература.

Для учащихся

Курбанов Г.С., Моренко Е.С. Узнай свои способности. Феникс 2005 год.

Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: Просвещение 1997 год.

Энциклопедия для маленьких джентльменов. С-П.: Золотой век 1995 год.

Энциклопедия для маленьких принцесс. С-П.: Золотой век 1995 год.

Аксёнова Л.В., Гридина В.Г., Тесты для девочек. Москва 2007 год.

Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. С-П: 1996 год.

Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Энциклопедия. 600 задач на сообразительность. ИКФ «Сталкер» Донецк 1995 год.

Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Самар. Дом печати 1994 год.

Для учителя

Петрова В.И. и др. Азбука нравственного взросления. СПб Питер, 2007 год.

Обухова Л.А и др. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М.: ВАКО, 2007 год.

 Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007 год.

Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями. Волгоград: Учитель, 2007 год.

 Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь педагогам и психологам. М.: ТЦ Сфера, 2005 год.

Волкова Т.В. Наука быть человеком: Материалы для классных часов. Волгоград: Учитель, 2007 год.

Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: АРКТИ, 2005 год.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 класс М.: ВАКО, 2007год.

 

                                                                                                                                                                                    Приложение 1. Занятие факультативного курса


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.202 с.