Педагогический  энциклопедический — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Педагогический  энциклопедический

2022-12-20 22
Педагогический  энциклопедический 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

де­тей и молодежи

Педагогический  энциклопедический

Словарь, 2004 г.

Неформаль­ные объеди­не­ния детей и моло­дежи, социаль­ные группы детей различной на­правлен­ности. К неформальным объеди­нениям детей и молодежи обычно отно­сят такие разно­род­ные явления, как оппози­цион­ные политиче­ские пар­тии, экологиче­ские дви­же­ния, любительские и твор­че­ские объединения, группы, крими­наль­ные формирования.

Наиболее часто нефор­маль­ными назы­вают сти­хийно возни­кающие группы, чтобы отличать их от офици­ально зарегистриро­ванных детских общественных орга­низаций и самодеятельных объ­единений, действующих в рамках детского движения (как пра­вило, под руково­дством взрослых).

Неформальные объедине­ния по ха­рактеру соци­альной на­правленности могут быть как со­циально положи­тельные, так и асоциальные (стоящие в стороне от обще­ственных проблем, часто объединяемые на основе об­щих любительских интере­сов, развле­кательных пред­почтений и пр.) и анти­соци­альные или дизсоциаль­ные (про­тивостоящие обществу и представляю­щие для него опас­ность - крими­нальные группи­ровки, хулиганские шайки и пр.).

Типичная черта неформаль­ных объеди­нений детей и моло­дежи — попадание под влияние других. Подростки, как пра­вило, некритически оце­ни­вают мнение своей группы и сё лидеров. Стремление быть «как все» распространя­ется на эстети­ческие воз­зре­ния, на одежду, стиль по­ве­дения и т.д.

Чем примитивнее нефор­мальное объеди­нение детей и моло­дежи, тем нетерпимее оно к проявле­нию индивидуально­сти. В неформальном объединении возни­кает своя субкуль­тура, которая оказы­вает значи­тельное влияние на образ жизни и поведение подростка. В зави­симости от своей социальной ориен­тации неформальные организации детей и молодежи играют пози­тивную или не­гативную роль в разви­тии личности.

В позитивных неформальных объеди­нениях детей и молодежи дети раскрывают свой твор­че­ский потенциал и приоб­ре­тают поло­жительный соци­альный опыт.

Антисоциаль­ные неформальные организации воз­никают как по месту жительства, так и в спе­циальных учебно-воспи­тательных уч­реждениях (для правонарушителей) и харак­теризуются особыми чер­тами. Межличностные отно­шения в та­ких неформальных объе­ди­нениях детей и молодежи регу­лируются законами и прави­лами, свойст­венными крими­нальным форми­рованиям. Их деятельность ха­рактеризуется нарушением об­ществен­ного порядка, хулиганст­вом, во­ровст­вом и др. проявле­ниями преступности несовер­шенно­летних.

Во многих странах ми­ра пе­риодически возникают массовые неформальные движения. Так, в начале 50-х гг. в США появились «бит­ники», исповедовавшие бро­дяжничество, бегство от «ду­хов­ного ожирения», цивили­зации; в середине 60-х гг. — «хиппи», представители ко­торых объеди­нялись в ком­муны, пыта­лись зара­батывать деньги уличным и ремеслен­ным творчеством, увле­кались религией.

Моло­дёжь противопо­ставляла миру взрос­лых свои собствен­ные ценности. Однако опыт пока­зал, что в большин­стве слу­чаев из этих «не­формалов» сформировались вполне бла­го­получные и законо­послуш­ные граждане. В 60-е гг. воз­никли «ро­керы» (группи­ровки подростков-мотоцикли­стов, в 90-е ft. они стали называться «байке­рами»), в 70-80-е гг. - «поп­перы» (моло­дые люди, стре­мившиеся ве­сти праздный образ жизни и модно оде­ваться), «панки» (увлекав­шиеся музы­кой в стиле панк-рока, от­личавшиеся эпати­рующим внешним видом и при­чёской; нередко стра­дающие наркома­нией, алко­голизмом и др.). Большие группы неформа­лов («фана­тов») увле­кались спортив­ными командами и дви­же­ниями, музыкальными тече­ниями, электронными сред­ствами коммуника­ции («ха­керы» - сто­ронники обще­ния по Интернету ) и пр.

Выделяются неформальные объеди­нения детей и молодежи ре­лигиозной направленности. В 80-90-е гг. во всём мире стали по­пу­лярны (в т. ч. и в Рос. Федера­ции) «толкиенисты» (поклонники творчества ан­г­лийского писателя Дж. Р. Р. Толкина, создавшего фанта­зийный мир со своей идео­ло­гией, философией и пр.). Од­нако наибольшую опасность вы­зывают экс­тремистские и мили­таризо­ванные неформальные объеди­нения детей и молодежи «бритого­ловых», «неофаши­стов», «чер­норубашечников» и пр., стремящиеся вырабо­тать свою идеологию и соз­дать политиче­ские движения и партии.

В отечественном детском и молодёж­ном движении до конца 80-х гг. дея­тельность неформаль­ных объеди­нений детей и моло­дежи (кроме чисто люби­тель­ских) не только осужда­лась, но и пре­следовалась. Несмотря на за­преты, в на­шей стране также имелись последо­ватели «хиппи», «ро­керов», «панков» и т. п. Спе­цифиче­скими неформальными объеди­нениями детей и моло­дежи стали отече­ственные «лю­беры» (физически тренирован­ные подростки, высту­паю­щие за наведение порядка силой). Наи­более массовыми не­формаль­ными объеди­нениями детей и молодежи были спортив­ные «фа­наты», постоянно враждовав­шие между собой и представляв­шие тем самым обществен­ную опас­ность. Про­тивопо­ложным по духу было модное среди интел­лигенции, уча­щейся и сту­денче­ской моло­дёжи романтическое движе­ние клубов самодеятельной пес­ни, объединявшее на своих слётах иног­да тысячи человек, которые стремились найти само­выражение в твор­ческой де­я­тельности.

 

Волонтеры

Сего­дня добровольчество / волон­терство – развитое и очень уважаемое движение во всем мире. Но новое значение хо­рошо зна­комых понятий «доброволец» / «волонтер» не было еще доста­точно широко распространено в социально-педагогической среде совет­ской школы до 80-х гг.XX в., хотя имеем давнюю историю в России.

 Еще Екате­рина Великая, а за­тем императрица Мария Фе­доровна заявили себя в каче­стве благо­творителей. Екате­рина Великая первой ввела в практику модель «просве­щенной» благотвори­тельно­сти – благо­творительно­сти, направленной на масштаб­ные социальные изме­нения, иско­ренение социальных пороков и улучшений общества. При­ме­ром такой благотвори­тельности стал Смольный ин­ститут, при­званный воспиты­вать девушек – носительниц идей просвеще­ния. При этом нельзя утверждать, что бла­готворительность / добро­вольчество было уделом лишь людей из высшего света. В ис­то­рии государства российского есть немало примеров самопо­мощи, бес­спорной поддержки ближнего людьми, представляю­щими все классы и сословия об­ще­ства. Это и совместное строи­тельство нового дома, и сборы пожертвований на строительство школ, больниц и храмов и т.д.

Ярким и самым извест­ным примером добровольчества в современном его понимании, а также благотворительности в со­ветский период являлось тиму­ровское движение. Тимуровское движение возникло и получило широкое распространение в годы Великой Отечественной Войны, когда резко возросло количество людей, нуждающихся в помощи. Причем создание тимуровских отрядов шло по инициативе са­мих ребят и взрослых, которые не­посредственно работали с детьми. Тимуровцы занимались самой разнообразной деятельно­стью.

Развитый институт во­лонтерства / добровольче­ства явля­ется характерным признаком устойчивой и обо­гащенной опы­том социаль­ной системы. Участ­ники дет­ских молодежных обще­ст­вен­ных объединений – по сути своей деятельности во­лонтеры, также, как и люди, привлекаемые к общест­венно-полезным акциям, ме­ро­приятиям государственных структур, коммерческих фирм или церкви.

Общественные объе­ди­нения функционально осуществ­ляют связь между личностью и государством, между сферой личной жизни человека и обще­ственной жизнью гражданина. При этом, общественные объеди­нения работают гласно, об­суждая открыто возникаю­щие проблемы и выступая от имени своей организации в защиту об­щих интересов. Помочь нуж­дающимся, ока­завшимся в нелег­ких жиз­ненных условиях, стать пол­ноправными участниками и организаторами общественно значимой деятельности – одна из основных задач об­щественных объединений.

Во всем мире при­нято, что волонтером быть престижно. Это социально одобряемая и по­ощряемая деятельность. Успеш­ная дея­тельность волонтера вклю­чает в себя овладение необ­ходимыми умениями, а также формирование нравственных принципов и ус­воение ценно­стей, в результате чего разви­ваются чувства соприча­стно­сти и ответ­ственности за вы­бранное дело, принадлежно­сти решению об­щечеловече­ских проблем.

 «Новая цивилиза­ция»

Молодежная организа­ция, главным делом которой яв­ляется создание «перспек­тивных технологий». Страте­гический партнер организа­ции из числа крупного биз­неса.

 

Байкеры

К середине 90-х рокеры раз­дроби­лись как по территориаль­ному признаку, так и по убе­жде­ниям. В конце концов, ос­тались две большие массы: мотовла­дельцы и байкеры.

Наши оте­чест­венные байкеры воз­никли во время кардинальной ломки об­щества и до сих пор вызывают у типичного рос­сиянина не страх, а любо­пыт­ство. Если слово «ро­кер», несмотря на его изначаль­ное проис­хо­ждение, можно с не­которой натяжкой русифициро­вать, фразео­логически приравняв к музыкальному слову «госк» и русскому слову «рок» (судьба), то понятие «байкер» стало заим­ствованием в чис­том виде. По­мимо самого термина наши мо­торайдеры взяли на вооружение практи­чески все отличительные признаки данного яв­ления: стан­дартный вариант «цве­тов» из нашивок имени и эмб­лемы клуба, региона и т.д.; также имеют ме­сто клас­сические бо­роды, усы и длинные волосы, но это - по же­ланию. Однако заимст­во­вание вполне правомерно. Сами же на­звания очень даже рус­ские: «Ночные Волки», «Си­бирский Легион», «Пилиг­римы», «Зо­лотая Орда» и пр.

Сте­рео­тип своеобразной байкер­ской униформы: кожаный костюм из брюк специфиче­ского покроя и так называе­мая «косуха». Первый определяющий фактор вы­бора байкерской оде­жды - практичность. Обувь, ес­тественно, должна быть также кожаной, прочной и долговечной.

Класси­ческая, западная, модель иерар­хиче­ской лест­ницы примерно такова:

Hangaround (англ. - «бол­таю­щийся около») - новичок, не имеет права голоса, не но­сит ни­каких нашивок, кроме ниж­ней, с надпи­сью города, ре­гиона. Вы­полняет «чер­ную» ра­боту, нахо­дится «на подхвате».

Support (англ. - «поддержка, опора»; supporter - «сторон­ник, при­верженец») - степень, ино­гда заменяющая hangarround. В прин­ципе, оба названия обозна­чают нович­ков. В различных клубах или та, или другая сте­пень могут отсутствовать.

Prospect (англ. - «перспек­тива») - промежуточный ранг: кандидат в члены клуба, не имеющий права голоса. Уча­ст­вует в акциях на­равне с ос­таль­ными членами клуба, от кото­рых отличается от­сутст­вием нашивок с эмблемой и назва­нием клуба. В некото­рых клу­бах используется специальная нашивка «Prospect».

Memebr (англ. - «член, уча­ст­ник») - член клуба, имеет право го­лоса, может само­стоятельно принимать реше­ния, может быть из­бран в управ­ление клуба, обладатель собст­венных полных цветов.

Дальнейшие вышестоя­щие должности, ранги и названия существуют для членов клуба и являются иерархией внутри клуба. В любом клубе есть руко­водство и так называе­мые «офи­церские» должно­сти.

Готы

Готы, представители от­носительно нового, наби­рающего популярность моло­дежного тече­ния. Первые представители этого течения не ставили перед собой ника­ких задач и целей: просто сменили звучание своей му­зыки на более депрессивное, а имидж – на декадентский: выбеленные косметикой лица, угольно-чер­ные во­лосы, траурный стиль оде­жды. Впоследствии это соче­та­ние по­лучило название «го­тика».

Стиль представители го­тической субкультуры по­заимст­во­вали у панков – при­ческа в виде гребня-«иро­кеза», только теперь он при­обрел насыщенный черный цвет, часто получаемый при по­мощи обувного гуталина.

В одежде «готы» от­дают предпочтение темным тонам. Рас­пространилось по­нятие «муж­ского» грима (бе­лое лицо, обве­ден­ные черным глаза, черные губы) и мани­кюра (черный лак). Правда, в отличие от большин­ства суб­культур однозначного при­знака для выявления «гота» не существует. Зато имеется ло­кальная «сцена»: сущест­вуют места, где готы встре­чаются друг с другом. Как пра­вило, это клубы, кафе, ре­гулярные кон­церты «готиче­ских» групп, «го­тические» магазины, возле клад­бищ.

Мировоззрение «го­тов» обусловлено пристра­стием к «тем­ному» воспри­ятию мира. Это особый, ро­мантически-де­прессивный взгляд на жизнь. Для «готов» характерны замкнутость и повышен­ная ранимость, тяга к сверхъестественному. Но глав­ное, чем отли­чаются «готы» от членов большин­ства других не­формальных мо­лодежных тече­ний, - это неприятие стереотипов, стан­дартов пове­дения и внеш­него вида, изолированность от общества.

Интересно и то, что среди «готов» не поощряется пьянство и ругань, ведь это тоже подпадает под «стадные чув­ства». По­этому, если вас не очень шокирует внешний вид «готиче­ской» мо­лодежи, опасаться этих ребят не нужно. В отличие от предста­вите­лей других, гораздо бо­лее воинственных группиро­вок,им не чуждо чувство уважения к взрослым.

Но это идеальный об­раз гота, образцовый. В ре­альности, увы, всё гораздо прозаичнее и не пригляднее.

Странный вид «готов» маскирует ранимость души. Поста­райтесь по­нять душу подростка. Дайте ему возможность почув­ст­во­вать себя индивидуально­стью.

Металлисты

Наиболее многочислен­ная группа неформалов – поклон­ники металлического рока. Он имеет несколько признанных разно­видностей: «тяжелый ме­таллический рок», «черный ме­таллический рок», «скоростной металлический рок». Для му­зыки свойственен жесткий ритм, мощность звучания, большая свобода импровизации исполни­телей.

Среди металлистов склонны к правонарушениям по­клон­ники ансамблей «скорост­ного металлического рока». Уже сам их внешний вид вызывающ и агрессивен: в черной одежде, с остро от­точенными шипами, большим количеством металла, помещенном на груди, перевер­нутым крестом, на майках вы­полненное краской слово «са­тана» на английском языке. Они исповедуют культ са­таны, часто называя себя «сатанистами». Са­танисты поддерживают ан­самбли, призывающие к наси­лию, жестокости, проповедую­щие расизм, шовинизм. Они склоны к хулиганским поступ­кам, к про­воцированию враждеб­ных столкновений различных молодежных групп и участию в них. Часть металлистов питает симпатии к пра­вым экстреми­стам, в том числе к неофашистам.

К металлистам примы­кают группы подростков, кото­рых привлекает не столько рок-музыка, сколько модный костюм не­формалов или желание при­крыть им свои неблаговидные по­ступки. Они получили назва­ние «лохи». Поверхностно раз­бираясь в проблемах металличе­ского рока, лохи выступают блю­стителями «чистоты» правил ме­таллиста, ведут себя с окружаю­щими очень вызывающе и агрес­сивно.

Было бы несправедливо говорить о противоправном пове­дении всех металлистов. В част­ности, среди таких подростков имеются настоящие знатоки и ценители металлического рока, за­нятые в основном прослушива­нием и обсуждением музыкаль­ных произведений подобного жанра. Они миролюбивы, не ув­лекаются атрибутикой, готовы контактировать с официальными организа­циями.

Панки

Внешний вид их наро­чито непригляден: петушинооб­раз­ный гребень на голове, завер­шающийся большим чубом, це­почки на лице, вызывающие раз­ностилье в одежде. Жаргон пан­ков груб, поведение часто вызы­вающее, непристойное. Многие из них упот­ребляют наркотиче­ские и токсикоманические веще­ства. Панки пе­ремещаются из го­рода в город, устанавливают ме­жду собой связи. Появление пан­ков в городе связано обычно с увеличением количе­ства драк, грабежей и других форм насилия с целью надругатель­ства над личностью.

 В настоящее время панк-движение переживает значитель­ное уменьшение популярности и спад инте­реса в широких моло­дежных слоях.

Панки характеризу­ются активностью, стремле­нием к ка­ким-либо действиям (часто про­тивоправным), к стычкам, по­боищам, погро­мам, столкнове­ниям, хотя цели и причины со­вершения этих противоправных дейст­вий могут существенно раз­личаться. Панкам почти не свой­ственны такие черты, как расизм, национализм или тяга к фа­шизму. Однако в послед­нее время в России появилась тен­денция к политизации членов панкдвижения с ос­новным укло­ном в сторону национализма и правого ра­дикализма. Недаром мно­гие участники движения бри­то­головых, в том числе и неко­то­рые лидеры музыкальных скин-рок-групп, в прошлом или со­стояли в панк-движе­нии, или ув­лекались панк-му­зыкой и лишь через некото­рое время примк­нули к дви­жению бритоголовых, можно сказать эволюциониро­вали. Идеология панков, в значи­тельной мере построена на вы­зове, на противопоставле­нии себя обществу, которое как они счи­тают, относится к ним враж­дебно, и от кото­рого надо защи­щаться всеми дос­тупными спо­собами, в том числе и эпатажно­стью. Это проявляется в их пове­дении, внешнем виде: одежде, по­добранной с таким расчетом, чтобы испугать или шоки­ро­вать окружающих, знаках и символах.

Однако основные прин­ципы панк-движения ос­нованы на показной агрессии и демонст­ративной воинст­венности, и оп­реде­ленную часть молодежи это не уст­раивает. К тому же в панк-дви­жении почти нет ультра­пат­риотизма, да и расистские на­строения выражены очень слабо.

Растаманы

Несколько экзотическая для России субкультура «раста­манов», уходящая корнями в синкретические культы стран Карибского бассейна, известна по преимуществу благодаря му­зыкальному стилю «реггей» (регги). Эта полная «тепла» и ра­дости музыка с характерным за­поминающимся ритмическим ри­сунком также выросла из тради­ционных религиозных песнопе­ний и благодаря Бобу Марли в конце 60-х – начале 70-х полу­чила мировое признание. Вряд ли все любители «реггей» предали свою жизнь в руки «Джа» (имя бога в рассматриваемой тради­ции), но очевидно, что многие отдали ее в сети марихуаны. Употребление данного наркотика - значимый атрибут субкультуры растаманов. Марихуана («ганжд») – выступает как свя­щенное растение, дарованное свыше, средство вхождения в особые экстатические состояния, позволяющие познать себя и волю бога Джа.

Скинхеды

Движение скинхедов - бритоголовых - пришло в Россию извне и принесло с собой осо­бую, только ему одному прису­щую специ­фику. В России это движение прижилось и сумело полу­чить относительно широкое распространение с перспек­тивой дальней­шего возмож­ного роста в основном именно благодаря ны­нешней нестабильности переход­ного этапа современной России.

В какой-то мере оно удовлетворило тягу некото­рой части подростков и мо­лодежи к расизму, нацизму, и национа­лизму в его самом низменном примитивном ва­рианте. В чем-то оно заме­нило первые робкие, ти­хие и наивные движения россий­ских неонаци­стов конца 80-х - «фашиков», «арийцев», «наци», которые в совре­мен­ных усло­виях, так не похо­жих на суровые застойные годы, рас­ходятся и ис­чезают, лишившись «роман­тики», риска и сознания своей ис­ключительности. Либо они неуз­наваемо перерождаются в отно­сительно крупные по­литические партии, группы, клубы и т.п., существующие на льготной ос­нове.

 Движение бритого­ловых или скинхедов, заро­дившись в виде неформаль­ного молодеж­ного течения, постепенно преоб­разу­ется в неорганизованное мо­лодеж­ное движение праворади­кального толка. На настоя­щий момент оно приобрело доста­точно широкие размеры и стало относительно попу­лярным, од­нако в отличие от первых фаши­стских и нацио­налистских тече­ний прошлых лет, ме­нее глубоко, идеоло­гически грамотно и орга­низо­ванно.

По своей субкультуре скин-движение во многом сходно с рядом молодежных неформаль­ных течений. И первоначально в скин-движе­нии участвовало зна­читель­ное количество молодежи, ув­лекавшейся именно субкуль­ту­рой бритоголовых. Однако под влиянием ряда политиче­ских и социальных факторов бритоголо­вые становятся все более полити­зированными.

Движение скинхедов, бритоголовых имеет расово-на­цио­нальную основу и не зависит от места и террито­рии прожива­ния (в городе или пригороде, Мо­скве, Санкт-Петербурге или Си­бири). Велико сотрудниче­ство даже между скинхедами из раз­ных стран. Всех их объединяет крайний экстре­мизм идеологии и взглядов, ос­новные детали оде­жды, а главное - расовая принад­леж­ность к бе­лым европейцам.

Большая часть подрост­ков и молодежи при выборе того или иного неформаль­ного движения выбирает именно движение скин­хедов, скинов - российских бри­того­ловых, руководствуясь при этом целым рядом причин и фак­торов. Одним из этих факторов выступает некото­рая свобода деятельности участника скин-движе­ния. Он может выбирать между его политическими и му­зыкаль­ными аспектами.

Например, чтобы быть членом движения ме­таллистов над­лежит не только отрастить длинные волосы, но и заиметь атрибу­тику данного неформаль­ного движения (кожаную куртку «косуху», лакированные са­поги «казаки», черные джинсы, соот­ветствующую «металлическую» атрибу­тику: перстни, браслеты и т.д.), что зачас­тую обходится очень недешево. К этому нужно желание и стрем­ление слушать музыку металлистов, разбираться в путанице и ме­шанине различ­ных музы­кальных групп и тече­ний, а главное лю­бить саму му­зыку. Однако, став скинхедом, ски­ном, бритоголовым подрос­ток может практически не вникать в неформальную суб­культуру скин-движения - музыку, атрибу­тику, акцен­тируя свое внимание на со­блюдении чисто «полити­че­ских» аспектов скин-дви­жения.

Поклонники музыки стиля «белого рока» могут значи­тель­ное время прово­дить на кон­цертах, сами уча­ствовать в музы­каль­ной дея­тельности. Поклон­ники поли­тических идей брито­головых могут основное внима­ние уделять митингам, шествиям, противо­правным акциям, «сло­вом и делом» доказывая прин­ципы скин-движения. Движению бритоголовых или скинхедов, самой идеоло­ги­ческой его основе изначально свойственна агрессия и воин­ст­венность отнюдь не по­каз­ного толка. Не забыты ульт­раправые идеи и принципы. При­чем надо отметить, что многие отрицатель­ные каче­ства, прису­щие любому аг­рессивному моло­дежному объе­динению, в данном слу­чае подаются под соусом «бе­лой идеи», их применение оправ­дывается «необходимо­стью на данном историче­ском этапе», то есть таким образом они узакони­ваются и в созна­нии членов дви­жения приравниваются к доброде­телям.

В какой-то степени скин­хедскую окраску приоб­рели улич­ные объединения подрост­ков и молодежи с криминально хулиган­ской направленностью, не имею­щие своего настоящего идео­логи­ческого лица. Воз­можно, в некоторых из них скин­хеды являются вожаками (лиде­рами группы), тогда все бли­жай­шее окружение может с большей или меньшей степе­нью вероятно­сти принять ха­рактер серьезной скинхед­ской группы. Однако от­дельно члены группы могут на­зывать себя скинхедами не регу­лярно, а от случая к слу­чаю, ко­гда от этого можно получить оп­ределенную пользу.

На сегодняшний день «бритоголовое братство», в своей об­щей массе, представляют фут­больные, реже хоккейные, фа­наты.

У «скинов» есть четкая ие­рархия. Существует «низший» эшелон и «высший» – продвину­тые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» мало чем отличаются от дворовой шпаны, их костяк со­ставляют подростки 16-19 лет. Даже будучи «стопроцентным белым», любой из прохожих мо­жет быть избит ими до полу­смерти. Повод к драке не нужен.

Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхэ­дами», которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся моло­дежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдов­ская» элита – люди начитанные, образо­ванные и взрослые.

Секты

В наши дни страну бук­вально захлестнула волна все­возмож­ных рели­гиозных объе­динений, организаций, обществ.

Наиболее точно отражает положение дел в ряде опасных для обще­ства религиозных объ­единений термин "деструктив­ная рели­гиозная орга­низация", имеющий своими аналогами два других - "деструктивный культ" и "тоталитарная секта".

 Среди всей массы религи­озных движений есть целый пласт таких, деятельность кото­рых идет вразрез со светскими законами ("Белое Братство", "АУМ Синрике", "Свидетели Иеговы" и др.) или док­трины ко­торых прямо призывают к наси­лию над людьми из внекульто­вого социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть рели­гиозных объ­единений дест­руктивного харак­тера или иначе дест­руктивных религиозных объедине­ний, ко­торые из-за тоталитар­ных по­рядков, царящих в них, назы­вают также "тоталитарными сек­тами" ("тоталитарное религиоз­ное объедине­ние", "деструктив­ный культ"). Криминальный ха­рактер таких организаций хо­рошо замаскирован, но тем не менее, он проявляется в виде различных громких инцидентов.

 

Мажоры

Псевдоамериканцы, псевдоангличане, псевдофран­цузы и т.д. Они носят одежду и обувь, изготовленные в соответ­ствующей западной стране. Ис­пользование носильных вещей производства какой-либо иной страны осуждается. Мажоры со­бираются около интуристских гостиниц и магазинов, а также на тусовки, где про­исходит демон­страция и оценка приобретенных элементов туалета. В среде ма­жоров формируется образ актив­ного, предприимчивого, сильного человека, знающего 2-3 ино­странных языка. Мажоры против наркотиков, многие из них ак­тивно занимаются спортом.

Толкиенисты

Английский профес­сор Джон Рональд Руэлл Толкиен, по­томок шведских эмигрантов, то ли из-за без­мерного увлечения фи­лоло­гией, то ли благодаря фрон­товому опыту, сближаю­щему его с другими писателями - ветеранами первой мировой Хаксли, Гол­дингом и Уайтом, смог создать роман, воскре­сав­ший жанр фэн­тези. Его сказка "Хоббит" была одина­ково высоко оценена в Бри­тании, фашистской Германии (немецкий перевод не был опублико­ван в 1935 году, по­тому что издатели оскорбили ав­тора, приложив к договору ан­кету о расовой полноцен­ности) и Советском Союзе. В СССР "Хоб­бит" опубликован в 1976 году, но еще раньше благо­даря самиздату и зна­нию английского в стране появились люби­тели Тол­киена, в основном филологи и представи­тели рок-куль­туры.

По примеру западных любителей Толкиена, кото­рые уст­раивали костюмиро­ванные представления по сюжету книги, в 1990 году в Красноярске задумали ролевую игру по "Вла­стелину Колец". Алгоритмом прове­дения была выбрана мето­дика воспита­тельной ролевой игры, взятая у неформальных пе­дагогов: в конце 80-х под­ростко­вые клубы, образовы­вавшие еди­ную систему, про­водили на при­роде ролевые игры, напоминаю­щие смесь "Зарницы" с театраль­ной им­провизацией.

Толкиенист - существо вполне безобидное и часто встре­чающееся, особенно ле­том, когда наступает пора ро­левых игр - ре­конструкций фэнтези - мира в ре­альности. Кстати, из-за негатив­ного от­тенка значения слова «тол­киенист», которое оно по­чему-то приобрело в послед­нее время, настоящие тол­киенисты стали оби­жаться на такое назва­ние, перешли к слову «ролевик» - произвольному от «ролевой игры», ведь играть не зазорно и взрос­лым. Более того, эти игры и не рассчитаны на детей. Нынче толкиенист стал «ка­чественно иным», это уж со­всем не Рыцарь Печального Образа с тазом вме­сто шлема на голове. Вооружение те­перь почти настоя­щее (из тек­сте лита, дюралюминия и даже стали) и довольно доро­гостоя­щее. Внутренняя ж мечтательная сущность роле­вика почти не пе­ременилась.

Типичная ролевая игра - это сбор мастерской группы, кото­рая создает пра­вила игры, выбирает сюжет, правила. Сама игра: не­сколько лагерей по 5-20 че­ловек, в каждом из которых есть "прави­тель" и "народ", со­стоящий из "воинов", "куз­нецов", "лекарей", "нищих", "менестре­лей" и "священни­ков". Игроки, точнее, их пер­сонажи "воюют", "мирятся", "интригуют", "же­нятся", "ро­ждаются" и "уми­рают". Те­мой для игры выбира­ется сюжет из истории доог­нест­рельной эпохи или романа фэн­тези, хотя в последнее время не исключение игры по "постядер­ному" миру, с "мяг­кой" пневмати­кой вместо де­ревянных клинков. Игра за­нимает 2-3 дня.

В лесу размещались не­сколько лагерей, модели­рующие го­рода или другие поселения, в них "жили" люди с распределен­ными ро­лями. Большая ролевая игра (БРИГ) помогала подростку влезть в "шкуру" историче­ского персонажа.

 Игра в красноярской тайге стала толчком к рождению "движения Хоббитских иг­рищ" (ролевых игр по Тол­киену). Мос­ковская газета КСП "Менест­рель" объявила о выходе первого и составле­нии вто­рого выпуска сбор­ника стихов на толкиенист­скую тематику "Эгле­рио". Игры стали проводиться де­сятками, от скромных на 30-40 человек до солидных "ре­гионалок". Появи­лись первые клубы роле­вых игр - "Город мастеров" в Москве, "Бе­лая дорога" в Уфе.

Слово "толкиенист", придуманное безвестным журна­ли­стом, в движении ролевых игр сразу стало бранным - им назы­вают тех шумных и занятых только собой 15-леток, пьющих пиво вдали от учителей и родите­лей и потрясающих деревяш­ками.

Но средний возраст роле­вика - 22-26 лет, есть и 30-лет­ние, и те, кому под 40. Кто-то ру­ководит клубами ролевых игр, вытас­кивая с улицы подростков. Кто-то ушел в историческое фех­то­ва­ние, которое родилось в 1992 году. Рыцарские тур­ниры воссоз­да­ются по прави­лам ХV века - пеший бой на тупых стальных мечах, в стальном шлеме и дос­пехах. С 1997 года историческое фехтова­ние стало официаль­ным видом спорта и входит четвертой дисцип­линой в Федерацию фех­тования.

Так что толкиенисты – тоже люди, просто чуточку иные, понимающие не­множко больше прекрасного.

 

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

де­тей и молодежи

Педагогический  энциклопедический

Словарь, 2004 г.

Неформаль­ные объеди­не­ния детей и моло­дежи, социаль­ные группы детей различной на­правлен­ности. К неформальным объеди­нениям детей и молодежи обычно отно­сят такие разно­род­ные явления, как оппози­цион­ные политиче­ские пар­тии, экологиче­ские дви­же­ния, любительские и твор­че­ские объединения, группы, крими­наль­ные формирования.

Наиболее часто нефор­маль­ными назы­вают сти­хийно возни­кающие группы, чтобы отличать их от офици­ально зарегистриро­ванных детских общественных орга­низаций и самодеятельных объ­единений, действующих в рамках детского движения (как пра­вило, под руково­дством взрослых).

Неформальные объедине­ния по ха­рактеру соци­альной на­правленности могут быть как со­циально положи­тельные, так и асоциальные (стоящие в стороне от обще­ственных проблем, часто объединяемые на основе об­щих любительских интере­сов, развле­кательных пред­почтений и пр.) и анти­соци­альные или дизсоциаль­ные (про­тивостоящие обществу и представляю­щие для него опас­ность - крими­нальные группи­ровки, хулиганские шайки и пр.).

Типичная черта неформаль­ных объеди­нений детей и моло­дежи — попадание под влияние других. Подростки, как пра­вило, некритически оце­ни­вают мнение своей группы и сё лидеров. Стремление быть «как все» распространя­ется на эстети­ческие воз­зре­ния, на одежду, стиль по­ве­дения и т.д.

Чем примитивнее нефор­мальное объеди­нение детей и моло­дежи, тем нетерпимее оно к проявле­нию индивидуально­сти. В неформальном объединении возни­кает своя субкуль­тура, которая оказы­вает значи­тельное влияние на образ жизни и поведение подростка. В зави­симости от своей социальной ориен­тации неформальные организации детей и молодежи играют пози­тивную или не­гативную роль в разви­тии личности.

В позитивных неформальных объеди­нениях детей и молодежи дети раскрывают свой твор­че­ский потенциал и приоб­ре­тают поло­жительный соци­альный опыт.

Антисоциаль­ные неформальные организации воз­никают как по месту жительства, так и в спе­циальных учебно-воспи­тательных уч­реждениях (для правонарушителей) и харак­теризуются особыми чер­тами. Межличностные отно­шения в та­ких неформальных объе­ди­нениях детей и молодежи регу­лируются законами и прави­лами, свойст­венными крими­нальным форми­рованиям. Их деятельность ха­рактеризуется нарушением об­ществен­ного порядка, хулиганст­вом, во­ровст­вом и др. проявле­ниями преступности несовер­шенно­летних.

Во многих странах ми­ра пе­риодически возникают массовые неформальные движения. Так, в начале 50-х гг. в США появились «бит­ники», исповедовавшие бро­дяжничество, бегство от «ду­хов­ного ожирения», цивили­зации; в середине 60-х гг. — «хиппи», представители ко­торых объеди­нялись в ком­муны, пыта­лись зара­батывать деньги уличным и ремеслен­ным творчеством, увле­кались религией.

Моло­дёжь противопо­ставляла миру взрос­лых свои собствен­ные ценности. Однако опыт пока­зал, что в большин­стве слу­чаев из этих «не­формалов» сформировались вполне бла­го­получные и законо­послуш­ные граждане. В 60-е гг. воз­никли «ро­керы» (группи­ровки подростков-мотоцикли­стов, в 90-е ft. они стали называться «байке­рами»), в 70-80-е гг. - «поп­перы» (моло­дые люди, стре­мившиеся ве­сти праздный образ жизни и модно оде­ваться), «панки» (увлекав­шиеся музы­кой в стиле панк-рока, от­личавшиеся эпати­рующим внешним видом и при­чёской; нередко стра­дающие наркома­нией, алко­голизмом и др.). Большие группы неформа­лов («фана­тов») увле­кались спортив­ными командами и дви­же­ниями, музыкальными тече­ниями, электронными сред­ствами коммуника­ции («ха­керы» - сто­ронники обще­ния по Интернету ) и пр.

Выделяются неформальные объеди­нения детей и молодежи ре­лигиозной направленности. В 80-90-е гг. во всём мире стали по­пу­лярны (в т. ч. и в Рос. Федера­ции) «толкиенисты» (поклонники творчества ан­г­лийского писателя Дж. Р. Р. Толкина, создавшего фанта­зийный мир со своей идео­ло­гией, философией и пр.). Од­нако наибольшую опасность вы­зывают экс­тремистские и мили­таризо­ванные неформальные объеди­нения детей и молодежи «бритого­ловых», «неофаши­стов», «чер­норубашечников» и пр., стремящиеся вырабо­тать свою идеологию и соз­дать политиче­ские движения и партии.

В отечественном детском и молодёж­ном движении до конца 80-х гг. дея­тельность неформаль­ных объеди­нений детей и моло­дежи (кроме чисто люби­тель­ских) не только осужда­лась, но и пре­следовалась. Несмотря на за­преты, в на­шей стране также имелись последо­ватели «хиппи», «ро­керов», «панков» и т. п. Спе­цифиче­скими неформальными объеди­нениями детей и моло­дежи стали отече­ственные «лю­беры» (физически тренирован­ные подростки, высту­паю­щие за наведение порядка силой). Наи­более массовыми не­формаль­ными объеди­нениями детей и молодежи были спортив­ные «фа­наты», постоянно враждовав­шие между собой и представляв­шие тем самым обществен­ную опас­ность. Про­тивопо­ложным по духу было модное среди интел­лигенции, уча­щейся и сту­денче­ской моло­дёжи романтическое движе­ние клубов самодеятельной пес­ни, объединявшее на своих слётах иног­да тысячи человек, которые стремились найти само­выражение в твор­ческой де­я­тельности.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.