Поворот в искусстве в 60-е годы XX в. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поворот в искусстве в 60-е годы XX в.

2022-12-20 40
Поворот в искусстве в 60-е годы XX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бурные 1960-е годы называют переломными. Это время молодёжных протестов с лозунгами свободы и обновления против общества потребления, засилья государственной бюрократии, время раскрепощения гражданского общества, попыток формулирования новых ценностей, нового отношения к миру. Переходный характер 1960-х гг. ярко отразился в искусстве.

В 1960-е гг. своеобразной реакцией на американский абстрактный экспрессионизм явился поп-арт (популярное искусство). По мнению его сторонников, любая вещь может быть предметом искусства. Соединение вещей может дать новое качество — так конструируются коллажи. Это предметное искусство обращалось к массовому зрителю. В 1962 г. в Венеции состоялась первая выставка («новый реализм») произведений художников поп-арта. Наиболее известные имена мастеров этого направления: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол, К. Ольденбург и др.

Поп-арт, авангардное направление середины XX в., не потерял актуальности и по сей день. Словечко «поп» означает «массовый», «популярный». Оно употребляется в разговорном обиходе: поп-культура, поп-музыка. Поп-арт стирает грани между искусством и жизнью. Эстетическим объектом может стать обычная вещь.

Гиперреализм — неоавангардное направление, появившееся в 1969 г. Гиперреализм вышел из поп-арта, стремился к фотографической правдивости изображения. Лозунг сверхправдивости привёл представителей этого течения в современном модернизме к утверждению абсолютной абсурдности и бездуховности вещного мира. Представители гиперреализма — Ч. Клоуз, Ф. Гертч, Ж. Монори.

Концептуализм — неоавангардное направление, возникшее в 1960-х гг., рассматривающее искусство как сообщение, как повод для философских рассуждений. Концептуализм в ряде произведений вообще отказался от какой-либо изобразительности, ограничившись описанием замысла произведения. Основатель — Жозеф Косат.

С середины 1960-х гг. приобрело известность новое направление — оп-арт (оптическое искусство). Оперируя сложными приборами, создатели оп-арта достигали разнообразных световых эффектов, создавая иллюзию нереального мира. Световые эффекты и находки оп-арта часто использовались при оформлении массовых представлений.

В этом русле поисков развивалось кинетическое искусство — создание подобия сложных механических устройств. Так, швейцарец Ж. Тингли строил сложные (часто казавшиеся абсурдными) самодвижущиеся машины. Кинетическое искусство оказалось затем востребованным при оформлении различных зрелищных мероприятий, концертов.

Так, с одной стороны, отказ от изображения и от самого произведения (концептуализм), а с другой стороны, самое реальное изображение с фотографической чёткостью реальных предметов (гиперреализм) подвели черту под эпохой модернизма. Они показали две крайности, которые привели к новой культурной ситуации. С 1970-х гг. художники и писатели стали уже в игровой манере использовать все стили и направления всех времён и народов. Зритель и читатель стали соучастниками творческого процесса.

 

 

Новое объяснение мира

Персональный компьютер и мировая информационная сеть — главные символы новой эпохи.

По заказу оборонного ведомства США учёные в 1960-х гг. создали систему связи между отдельными военными объектами, которую нельзя было рассекретить и уничтожить. Было предложено неординарное решение — информационная сеть (по аналогии с рыбацкой сетью), по которой отдельными кусками передавалась информация. Даже в случае уничтожения большей части этой сети информация достигла бы цели. В 1969 г. учёные воспользовались сетью для посылки сообщений друг другу с одного компьютера на другой. Так появился прообраз электронной почты. Сеть первоначально связывала военные объекты и исследовательские центры. В 1970-е гг. открытая часть сети объединила университеты и научные институты. В 1980-е гг. к ней стали подключаться коммерческие, общественные организации и отдельные граждане, она стремительно разрасталась, объединив Северную Америку, Западную Европу, Израиль, Австралию, Новую Зеландию и Японию. Её удивительно быстрый рост был связан с тем, что строители сети не прокладывали кабели и не рыли траншеи, они просто арендовали телефонные линии. В 1991 г. Т. Бернерс-Ли написал программу для передачи «гипертекста» с компьютера на компьютер и сделал её доступной для всего мира. Так появилась Всемирная паутина — Интернет. В 1993 г. по Сети стали «путешествовать» картинки, звук и видеоизображение. Сеть обслуживали уже миллионы базовых компьютеров. К 2012 г. Интернетом пользовались свыше 2,4 млрд человек. Так сложилось единое мировое информационное пространство.

Но что такое Интернет без компьютера? Вариантов первых персональных компьютеров было несколько, но переломным стал 1981 г., когда в продажу в США поступил первый массовый персональный компьютер. У него не было жёсткого диска и «мыши», работать с ним было мучением. Но всё же это было революционное изобретение. Производители были потрясены, они не ожидали такого огромного спроса. Несмотря на то что компьютер стоил как автомобиль (от 3 до 6 тыс. долл.), он продавался миллионами штук. В 1986 г. появился принципиально новый персональный компьютер, он мог работать с системой «окон» и стоил в несколько раз дешевле. Так началась эра персональных компьютеров. Сейчас ведутся разработки квантовых компьютеров, компьютеров на базе молекул и других, способных перевернуть наши представления о возможностях информационных технологий.

Последствия становления единого информационного пространства ощутимы во всех областях жизни. В 1990-е гг. все правительственные учреждения, от государственных до органов местного самоуправления, обзавелись своими сайтами в Интернете.

Сеть разрушает любую монополию на информацию, делает невозможной цензуру. Огромно значение Интернета в образовании и свободном получении доступа к источникам знаний. Многие учебные центры предлагают дистанционное обучение через Интернет. Сеть породила невиданные ранее новые виртуальные сообщества людей, создала возможность для индивидуализации потребностей и интересов человека, раскрыла перед человеком весь мир.

Переход к новому этапу развития науки, к новым способам объяснения мира начался в 1960—1970-е гг. Центральной стала идея об универсальном, т. е. всеобщем, характере процессов самоорганизации в мире. Самоорганизация, самовоспроизведение были известны ранее лишь в биологии и считались свойством живой природы. Идеям самоорганизации не были чужды социальные науки, рассматривавшие общество как сложную самоорганизующуюся систему. Необъяснимыми оставались уникальные явления самоорганизации в неживой природе. В 1960—1970-е гг. начался бум таких открытий. Особую роль сыграл И. Р. Пригожий (Нобелевская премия, 1977). Он открыл в 1967 г. принципиально новое явление, которое ранее описал А. Тьюринг (1952). Суть открытия в следующем: структуры, рассеивающие энергию, оказывается, самоорганизуются в упорядоченную форму и самовоспроизводятся; оказалось, что хаос на определённом этапе сам обретает форму. Значит, самоорганизация присуща всем сферам действительности, мир развивается по единым законам, будь то Вселенная, неживая и живая природа, общество и т. д. Роль хаоса заключается в том, что он толкает систему к самоорганизации, приводя её элементы к согласованному движению, которое заканчивается созданием новой упорядоченной системы. И наоборот, любое упорядочивание приводит к неравновесности и заканчивается переходом системы в хаотичное состояние.

С 1970-х гг. начала разрабатываться концепция глобальной (универсальной) эволюции. Она стала комплексом идей, которые обосновывают всеобщность принципа эволюции, развития. При этом, проходя через различные фазы, меняются и сами механизмы эволюции, формы и способы самоорганизации.

Эти идеи отразили стремление к единству знания и обретению утраченного единства человека с природой и миром.

В предшествующий период учёные считали возникновение жизни и человека случайным стечением обстоятельств, а мир физической реальности — принципиально отличным от мира живой природы. Перелом в подходах к пониманию места человека в мире произошёл в 1970-е гг. Оказалось, что все константы (константы гравитационного и других взаимодействий, массы элементарных частиц и т. д., на которых зиждется наше мироздание) так тонко подогнаны, что только в таком виде и в таком сочетании создают возможность возникновения жизни и человека (Б. Картер, 1973). Выводы учёных были следующими: «Фактор, дающий жизнь, лежит в основе механизма и замысла мира» (Дж. А. Уиллер).

Итак, единство человека и мира, органическая, естественная связь человека с миром выражается в том, что на всех структурных уровнях реальной действительности (физическом, биологическом, социальном) проявляются универсальные принципы самоорганизации и эволюции, а важнейшие изначальные свойства мироздания являются необходимыми для возникновения жизни и человека. Это научный фундамент складывающейся новой картины мира.

На базе теории саморазвития и концепции глобальной эволюции формируются отдельные элементы новой картины мира. Неожиданная сложность, обнаруженная в природе, множественность её проявлений, присущая ей вероятность и неопределённость, многообразие и многовариантность развития, взаимосвязь случайности и необходимости, хаоса и порядка привели к появлению целостного и в то же время более простого и органичного взгляда на мир, неотъемлемой частью которого стал человек.

Массовое общество индустриальной эпохи, в котором человек чувствовал себя винтиком в некоем механизме и стремился походить на остальных, ушло в прошлое. Растёт осознание ценности отдельного человека, отдельной человеческой жизни, уважение к различным точкам зрения, к мнению других.

Быстрое распространение информационно-коммуникационных технологий расширило поле для взаимодействия между различными людьми. С одной стороны, происходит формирование единого мирового рынка с общими стандартами потребления (весь мир смотрит одни и те же фильмы и т. д.)- С другой стороны, усиливается стремление к возрождению национальной самобытности, традиций, местных обычаев, забытых языков, растёт интерес к этнической музыке, исчезнувшим культурам, расширяется понимание культурного разнообразия мира.

Взаимодействие между людьми — главная черта современного общества. Соотнося себя с другими людьми, культурами, с миром в целом, человек должен решить, кто он. Это называется самоидентификацией, т. е. самоопределением. Человек ищет свои корни, пытается найти себя прежде всего в своём малом (локальном) мире, поэтому возрождается влияние религий, культур, традиций.

Увеличение свободного времени и рост благосостояния не только позволяют тратить больше времени и денег на развлечения, отдых, путешествия, укрепление здоровья, но и создают возможности для самообразования, для познания нового, для собственного творчества, для новой учёбы, а также для участия в работе различных организаций в рамках гражданского общества, в самых разных обществах, советах, объединениях, клубах.

Среди новых мировоззренческих принципов и признание многообразия и многовариантности развития.

Новый ценностный подход — стремление жить в сложном гармоничном единстве с природой, в естественной связи с окружающим миром, попытки осмыслить мир как сложную, открытую, саморазвивающуюся систему.

Главное — это отказ от стремления покорить, подчинить себе природу, переделать во имя неких абстрактных идеалов общество и человека, от великих проектов эпохи модернизма, нацеленных на преобразование реальности политическими методами или эстетическими средствами.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.