Лечение хронических гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Лечение хронических гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки

2022-12-20 46
Лечение хронических гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лечение хронических гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки

А. Актуальность темы (мотивация изучения темы). Патология органов пищеварения входит в десятку наиболее распространенных заболеваний человека, находясь на седьмом месте и поражая людей трудоспособного возраста. Наиболее распространёнными заболеваниями пищеварительной системы являются гастриты, язвенная болезнь, желчнокаменная болезнь, панкреатит, рак толстой кишки.

Гастритами страдают 50—80% всего взрослого населения; с возрастом вероятность заболевания гастритом увеличивается. Хронический гастрит – одно из самых распространенных и, пожалуй, наименее изученных заболеваний среди других хронических болезней органов пищеварения. Около 50% трудоспособного населения развитых стран мира страдает хроническим гастритом. Если учесть, что существуют малосимптомные формы, с которыми больные не обращаются за медицинской помощью, то оказывается, что хронический гастрит является не только самым распространенным заболеванием органов пищеварения, но и наиболее актуальной проблемой современной гастроэнтерологии.

По данным многих авторов, в разных странах язвенной болезнью страдают от 10 до 20% взрослого населения. Это преимущественно люди молодого и среднего возраста. Язвенная болезнь – хроническое рецидивирующее заболевание, которое имеет склонность к прогрессированию и вовлечению в патологический процесс наряду с желудком и двенадцатиперстной кишкой других органов пищеварения и возникновения осложнений, угрожающих жизни больного. Заболеваемость пептической язвой наносит огромный экономический ущерб государству. Инвалидность больных с язвенной болезнью высокая, особенно среди лиц трудоспособного возраста.

Цели занятия.

Учебные цели. ПК 2.1., ПК 2.3.

Знать:

З 1 - суть хронических гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки факторы и механизм их развития; основные симптомы и синдромы заболеваний, современные диагностические подходы в гастроэнтерологии, принципы лечения, особенности медикаментозной терапии;

З 2 - профилактику хронических гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;

З 3 – сестринский процесс наблюдения и ухода за пациентками с заболеваниями органов пищеварения;

З 4 – составляющие сестринской педагогики;

З 6 – факторы риска, способы и методы пропаганды здорового образа жизни – смены стиля жизни при данной патологии.

Уметь:

У 1 - вести медицинскую документацию.

У 2 – проводить обследование и определять тяжесть состояния пациентов.

У 3 - проводить подготовку пациентов к диагностическим исследованиям.

У 4 –осуществлять дифференцированный сестринский уход и наблюдение за пациентами.

У 5 - проводить лечение пациентов по назначению врача.

У 6 – планировать, проводить профилактику и диспансерное наблюдение.

У 7 - оказывать доврачебную медицинскую помощь при неотложных состояниях.

У 8 - помогать врачу при оказании неотложной помощи.

У 9 – консультировать, обучать пациента и членов их семей.

У 10 – проводить просветительскую работу среди пациентов в лечебно-профилактических учреждениях, студентов, учащихся, населения.

Цели развития личности (воспитательные и развивающие). ОК.3, ОК.5, ОК.7, ОК.8.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Развить представление о влиянии экологических, социально-экономических факторов на состояние здоровья.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Овладеть навыками психотерапевтического подхода к пациентам с гастритами.

Развить представления о влиянии медицинской культуры, экологических, социально-экономических факторов и образа жизни пациента на состояние его здоровья.

Б. Рекомендации по самоподготовке.

Литература.

Основные источники:

1. Маколкин В.И. Внутренние болезни: Учебник для мед. училищ. - М.: Медицина, 2013 -592с

2. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие - 3-е изд. - Ростов на /Д.: Феникс, 2011.- 367с.

3. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи / Э.В.Смолева, Е.Л.Аподиакос. – Изд. 9-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – (Среднее профессиональное образование).

4. Ключевые моменты диагностики внутренних болезней :/ Учебное пособие по пропедевтике внутренних болезней /Под ред. Ж.Д. Кобалава. – М.: РУДН, 2011.

5. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: учебник, М.: Медицина, 2014.

Дополнительные источники:

1.Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 464 с.

2. Громнацкий Н.И. Внутренние болезни: М. МИА, 2010 г.

3. Верткин, А.Л. Скорая помощь: руководство для фельдшеров -М.: Эксмо, 2011

4. Шишкин А. Пропедевтика клинических дисциплин. – Изд. 2-е, прераб. и доп. - М.: Академия, 2006 (Серия СПО).

5. Бородулин Б.Е. Фтизиатрия: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Интернет ресурсы: www.ifhelth.ru; www.minzdravsoc.ru.

Тесты.

1. Больной обратился к врачу с жалобами на общую слабость, одышку при ходьбе, сердцебиение, снижение работоспособности, тяжесть в надчревной области после еды, тошноту, отрыжку тухлым, вздутие живота. Кожа и слизистые бледные. Пульс ритмичный 98 в мин. Живот мягкий, безболезненный. Общий анализ крови: Эр.-3,0х1012 л; Нb-85 г/л; КП-1,2. Препараты, какой группы следует назначить пациенту с целью нормализации секреции желудка?

А. Стимуляторы желудочной секреции;

В. Антихеликобактерные препараты;

С. Препараты, которые регенерируют слизистую оболочку желудка;

Д. Препараты, подавляющие кислотообразование в желудке;

Е. Заместительные препараты.

2. Больной жалуется на тупую боль в эпигастральной области, сопровождающуюся отрыжкой с запахом «тухлых яиц», периодическую тошноту, рвоту, поносы. О каком заболевании можно думать?

А. Гастрите с нормальной секреторной активностью;

В. Гастрите с повышенной секреторной активностью;

С. Гастрите с пониженной секреторной активностью;

Д. Язвенной болезни 12-перстной кишки;

Е. Холецистите.

3. Призывник жалуется на интенсивные боли в подложечной области, изжогу, отрыжку кислым. Состояние удовлетворительное. Язык чистый. Пульс 62 в мин., АД 120/70 мм рт.ст. Живот мягкий, болезненный в пилородуоденальной зоне. Какое исследование является наиболее информативным для установления диагноза?

А. Общий анализ крови;

В. Фракционное исследование желудочного содержимого;

С. Дуоденальное зондирование;

Д. Фиброгастродуоденоскопия;

Е. Контрастная рентгенография желудка и 12-перстной кишки.

4. Больной обратился к врачу с жалобами на общую слабость, одышку при ходьбе, сердцебиение, снижение работоспособности, тяжесть в надчревной области после еды, тошноту, отрыжку тухлым, вздутие живота. Кожа и слизистые бледные. Пульс ритмичный, 98 в мин. Живот мягкий, безболезненный. Общий анализ крови: Эр.-3,0х1012 /л; Нв-85г/л; КП-1,2. Какое осложнение возникло у больного?

А. Рак желудка;

В. Железодефицитная анемия;

С. Апластическая анемия;

Д. Стеноз привратника;

Е. В12–фолиево-дефицитная анемия.

5. Больная, 48 лет, жалуется на жгучую боль за грудиной, возникающую через 15мин. после приема пищи, и который уменьшается после приема маалоксу, отрыжку кислым. Состояние удовлетворительное. Язык обложен беловатым налетом, живот мягкий, безболезненный, печень, селезенка не пальпируются. В общих анализах крови и мочи без особенностей. ЭКГ в пределах нормы. Какой вероятный диагноз?

А. Гастрит с нормальной секреторной активностью;

В. Гастрит с повышенной секреторной активностью;

С. Гастрит с пониженной секреторной активностью;

Д. Язвенная болезнь 12-перстной кишки;

Е. Рак желудка.

6. Пациент, 61 года, больной хроническим гастритом типу А, с постоянными обострениями осенью и весной, за последние полгода похудел на 12кг, появилось отвращение к мясным блюдам. Какой из дополнительных методов обследования наиболее информативен для постановки диагноза?

А. Общий анализ крови;

В. Анализ желудочного содержимого;

С. Фиброгастроскопия с биопсией;

Д. Контрастная рентгенография желудка;

Е. УЗИ органов брюшной полости.

7. Больной жалуется на боль в подложечной области через несколько минут после приема пищи, отрыжку кислым, изжогу. При исследовании желудочного содержимого выявлено повышенный уровень кислотности. Выберите препарат для подавления кислотообразования и содержание агрессивного действия желудочного сока.

А. Де-нол;

В. Ранитидин;

С. Желудочный сок;

Д. Но-шпа;

Е. Рибоксин.

8. Больной жалуется на тупую боль в эпигастральной области, сопровождающуюся отрыжкой с запахом «тухлых яиц», периодическую тошноту, рвоту, поносы.Какое диетическое лечение необходимо назначить больному?

А. Диета №1

В. Диета №2

С. Диета №3

Д. Диета №4

Е. Диета №5

9. Пациент, 61 года, больной хроническим гастритом типу А, с постоянными обострениями осенью и весной, за последние полгода похудел на 12кг, появилось отвращение к мясным блюдам. Какое заболевание осложнило течение хронического гастрита?

А. Язвенная болезнь желудка;

В. Рак желудка;

С. Хронический панкретит;

Д. Хронический холецистит;

Е. В12–фолиево-дефицитная анемия.

10. Призывнику с жалобами на интенсивные боли в подложечной области, изжогу, отрыжку кислым, поставлен диагноз «хронический гастрит, типа В, в стадии обострения». Препараты, какой группы следует назначить пациенту с целью ограничения или устранения причины заболевания?

А. Стимуляторы желудочной секреции;

В. Антихеликобактерные препараты;

С. Препараты, которые регенерируют слизистую оболочку желудка;

Д. Препараты, подавляющие кислотообразование в желудке;

Е. Заместительные препараты.

Ситуационные задачи

Задача 1. Больной обратился к врачу с жалобами на общую слабость, одышку при ходьбе, сердцебиение, снижение работоспособности, тяжесть в надчревной области после еды, тошноту, отрыжку тухлым, вздутие живота. Кожа и слизистые бледные. Пульс ритмичный, 98 в мин. Живот мягкий, безболезненный. Общий анализ крови: Эр.-3,0х1012/л; Нв-85г/л; КП-1,2.

1. Установите предварительный диагноз. Обоснуйте свои выводы.

2. Диспансерное наблюдение.

Задача 2. Студентка, 20 лет жалуется на изжогу, отрыжку горьким, ощущение дискомфорта через 15-20 минут после еды, недавно начала курить, спиртное не употребляет, с 14лет наблюдается у гастроэнтеролога по поводу дискинезии жёлчного пузыря (гипотонический тип). Состояние удовлетворительное, язык обложен желтым налетом. Органы дыхания и кровообращения без особенностей. Живот мягкий, умеренно напряженный и болезненный в эпигастрии, печень и селезенка не увеличены. Фракционное исследование желудочного содержимого: базальная секреция - свободная HCl - 60ТО, стимулированная - 100ТО, дебит/час свободной HCl – 8 ммоль/л.

1. Определите предварительный диагноз. Обоснуйте свои выводы.

2. Составьте план первичной и вторичной профилактики.

Тесты.

1. Для какого заболевания наиболее характерна сезонная боль?

А. Желчнокаменной болезни;

В. Энтерита;

С. Панкреатита;

Д. Язвенной болезни;

Е. Колита.

2. Через какое время чаще всего возникает боль у больных язвенной болезнью желудка?

А. Сразу после еды;

В. Через 10-30 минут после еды;

С. Через 1-2 часа после еды;

Д. Через 2-3 часа после еды;

Е. Через 4-6 часов после еды.

3. Для какого патологического состояния характерна рвота пишей, которая была съедена более 1-2 суток назад?

А. Стеноза привратника;

В. Хронического атрофического гастрита;

С. Желудочного кровотечения;

Д. Язвенной болезни желудка;

Е. Язвенной болезни двенадцатиперстной кишки.

4. Назовите наиболее типичный признак стеноза привратника.

А. Западение стенки живота в области желудка;

В. Вздутие живота;

С. Асимметрия живота;

Д. Видимая перистальтика в области надчеревья;

Е. Доскообразный живот.

5. Какой симптомокомплекс характеризует язвенную желудка?

А. Боль в правом подреберье с иррадиацией в правую лопатку, рвота желчью, тошнота;

В. Голодная боль в эпигастральной области, больше справа, отрыжка кислым, склонность к запорам;

С. Опоясывающая боль, частая рвота, склонность к поносам, сухость во рту;

Д. Ноющая, тупая боль в эпигастральной области, которая уменьшается после рвоты, отрыжка кислым, склонность к запорам;

Е. Постоянная, ноющая боль в правом подреберье, вздутие живота, отрыжка горьким, тошнота.

6. Комплекс, каких препаратов назначают пациентам с язвенной болезнью с целью избавления болей и изжоги?

А. Альмагель, атропин;

В. Пепсин, гистамин;

С. Де-нол, метранидазол;

Д. Вит. В12, фолиевая кислота;

Е. Реглан, церукал.

7. Найдите типичный рентгенологический симптом для язвенной болезни при наличии открытой язвы.

А. Сглаживание складок слизистой оболочки;

В. Утолщённые складки слизистой оболочки;

С. Дефект наполнения;

Д. Симптом «ниши»;

Е. Деформация желудка или двенадцатиперстной кишки.

8. У больного с язвенной болезнью желудка выявлен Нelicobacter pylori. Какой комплекс препаратов необходимо назначить пациенту?

А. Альмагель, пепсин, фестал;

В. Пепсин, гистамин, солкосерин;

С. Де-нол, метранидазол, амоксициллин;

Д. Рибоксин, вит. В12, фолиевая кислота;

Е. Реглан, альмагель, холестирамин.

9. Какой симптомокомплекс характеризует рак желудка?

А. Боль в правом подреберье с иррадиацией в правую лопатку, рвота желчью, тошнота;

В. Голодная боль в эпигастральной области, больше справа, отрыжка кислым, склонность к запорам;

С. Опоясывающая боль, частая рвота, склонность к поносам, сухость во рту;

Д. Боль в эпигастральной области, постоянная, невыносимая, отрыжка тухлым, склонность к поносам;

Е. Постоянная, ноющая боль в правом подреберье, вздутие живота, отрыжка горьким, тошнота.

10. Для какого заболевания характерен рентгенологический симптом по формуле «плюс ткань, минус тень»?

А. Острого гастрита;

В. Рака желудка;

С. Гастрита А;

Д. Язвенной болезни желудка;

Е. Стеноза привратник.

Ситуационные задачи

Задача 1. Больной 40 лет, дальнобойщик, с большим стажем курильщика, обратился к фельдшеру ФАПа с жалобами на боли в подложечной области через 20 минут после приема пищи, рвоту, приносящую облегчение, на изжогу, отрыжку кислым. При Rő-логическом исследовании в средней трети тела желудка определяется «ниша» размерами 0,5х0,7см, окруженная воспалительным валом, утолщенные, извилистые складки слизистой оболочки.

1. Ваш предположительный диагноз. Обоснуйте.

2. Найдите факторы риска развития болезни у пациента, назовите возможные.

3. Составьте план лечения.

Задача 2. Больной Ц., страдающей язвенной болезнью желудка, вызвал скорую помощь по поводу «кинжальной» боли в верхней половине живота, однократной рвоты, с рвотными массами в виде «кофейной гущи», резкой слабости. Состояние средней тяжести, пациент лежит на боку, ноги притянуты к животу. Кожа и видимые слизистые бледные, влажные. Пульс 54 в мин., АД-90/60 мм рт.ст. Язык сухой, обложен серо-белым налетом. Живот напряжен, не участвует в дыхании, резко болезненный в верхней половине.

1. Вероятный диагноз? Обоснуйте.

2. Какой вид лечения показан данному пациенту? Дальнейшая тактика?

Задача 3. Больной Е., жалуется на ощущение распирания в надчревной области, переполнения желудка, рвоту, отрыжку воздухом. В рвотных массах – пища, съеденная накануне. Страдает язвенной болезнью желудка более 10лет. За последние полгода похудел на 7кг. Состояние удовлетворительное, Живот мягкий, болезненный в эпигастрии, чувствуется обратная перистальтика. Эндоскопическое исследование определяет: в желудке большое количество пищи, съеденной накануне, привратник деформирован, сужен,, из-за чего дальнейший осмотр невозможен.

1. Предварительный диагноз? Обоснуйте свои выводы.

2. Какой метод лечения является целесообразным в данном случае?

Лечение хронических гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки

А. Актуальность темы (мотивация изучения темы). Патология органов пищеварения входит в десятку наиболее распространенных заболеваний человека, находясь на седьмом месте и поражая людей трудоспособного возраста. Наиболее распространёнными заболеваниями пищеварительной системы являются гастриты, язвенная болезнь, желчнокаменная болезнь, панкреатит, рак толстой кишки.

Гастритами страдают 50—80% всего взрослого населения; с возрастом вероятность заболевания гастритом увеличивается. Хронический гастрит – одно из самых распространенных и, пожалуй, наименее изученных заболеваний среди других хронических болезней органов пищеварения. Около 50% трудоспособного населения развитых стран мира страдает хроническим гастритом. Если учесть, что существуют малосимптомные формы, с которыми больные не обращаются за медицинской помощью, то оказывается, что хронический гастрит является не только самым распространенным заболеванием органов пищеварения, но и наиболее актуальной проблемой современной гастроэнтерологии.

По данным многих авторов, в разных странах язвенной болезнью страдают от 10 до 20% взрослого населения. Это преимущественно люди молодого и среднего возраста. Язвенная болезнь – хроническое рецидивирующее заболевание, которое имеет склонность к прогрессированию и вовлечению в патологический процесс наряду с желудком и двенадцатиперстной кишкой других органов пищеварения и возникновения осложнений, угрожающих жизни больного. Заболеваемость пептической язвой наносит огромный экономический ущерб государству. Инвалидность больных с язвенной болезнью высокая, особенно среди лиц трудоспособного возраста.

Цели занятия.

Учебные цели. ПК 2.1., ПК 2.3.

Знать:

З 1 - суть хронических гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки факторы и механизм их развития; основные симптомы и синдромы заболеваний, современные диагностические подходы в гастроэнтерологии, принципы лечения, особенности медикаментозной терапии;

З 2 - профилактику хронических гастритов, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки;

З 3 – сестринский процесс наблюдения и ухода за пациентками с заболеваниями органов пищеварения;

З 4 – составляющие сестринской педагогики;

З 6 – факторы риска, способы и методы пропаганды здорового образа жизни – смены стиля жизни при данной патологии.

Уметь:

У 1 - вести медицинскую документацию.

У 2 – проводить обследование и определять тяжесть состояния пациентов.

У 3 - проводить подготовку пациентов к диагностическим исследованиям.

У 4 –осуществлять дифференцированный сестринский уход и наблюдение за пациентами.

У 5 - проводить лечение пациентов по назначению врача.

У 6 – планировать, проводить профилактику и диспансерное наблюдение.

У 7 - оказывать доврачебную медицинскую помощь при неотложных состояниях.

У 8 - помогать врачу при оказании неотложной помощи.

У 9 – консультировать, обучать пациента и членов их семей.

У 10 – проводить просветительскую работу среди пациентов в лечебно-профилактических учреждениях, студентов, учащихся, населения.

Цели развития личности (воспитательные и развивающие). ОК.3, ОК.5, ОК.7, ОК.8.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Развить представление о влиянии экологических, социально-экономических факторов на состояние здоровья.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Овладеть навыками психотерапевтического подхода к пациентам с гастритами.

Развить представления о влиянии медицинской культуры, экологических, социально-экономических факторов и образа жизни пациента на состояние его здоровья.

Б. Рекомендации по самоподготовке.

Литература.

Основные источники:

1. Маколкин В.И. Внутренние болезни: Учебник для мед. училищ. - М.: Медицина, 2013 -592с

2. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие - 3-е изд. - Ростов на /Д.: Феникс, 2011.- 367с.

3. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи / Э.В.Смолева, Е.Л.Аподиакос. – Изд. 9-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – (Среднее профессиональное образование).

4. Ключевые моменты диагностики внутренних болезней :/ Учебное пособие по пропедевтике внутренних болезней /Под ред. Ж.Д. Кобалава. – М.: РУДН, 2011.

5. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: учебник, М.: Медицина, 2014.

Дополнительные источники:

1.Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 464 с.

2. Громнацкий Н.И. Внутренние болезни: М. МИА, 2010 г.

3. Верткин, А.Л. Скорая помощь: руководство для фельдшеров -М.: Эксмо, 2011

4. Шишкин А. Пропедевтика клинических дисциплин. – Изд. 2-е, прераб. и доп. - М.: Академия, 2006 (Серия СПО).

5. Бородулин Б.Е. Фтизиатрия: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2009.

Интернет ресурсы: www.ifhelth.ru; www.minzdravsoc.ru.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.