Цели и задачи настоящей Концепции — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Цели и задачи настоящей Концепции

2022-12-20 19
Цели и задачи настоящей Концепции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель настоящей Концепции – способствовать сохранению и развитию клубной сферы в автономном округе, как инструмента в достижении стратегических целей сохранения культурного наследия и духовных ценностей, развития народного творчества во всем многообразии его жанров, созданию условий для формирования творчески активной личности.

Достижение цели возможно при решении следующих задач:

1. Совершенствование нормативного и правового регулирования в части актуализации, унификации подходов и стандартизации деятельности клубных учреждений в автономном округе всех форм собственности.

2. Модернизация материально-технической базы КДУ, в том числе путем реализации мер для обеспечения инвестиционной привлекательности клубных учреждений, развития государственно-частного партнерства, с учетом изменившихся социально-экономических условий, интеграционных и миграционных процессов и внедрения новых информационных и мультимедийных технологий.

3. Повышение статуса клубной деятельности (и статуса клубного работника) как ресурса постоянной мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и здоровому образу жизни; обеспечение населению доступа к культурным ценностям независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения.

4. Концептуальное изменение предназначения клубного учреждения, закрепление его в сознании общества как просветительского социально-ориентированного учреждения.

 

Учреждения клубного типа как основные субъекты клубной деятельности

3.1. Историческое развитие клубной деятельности

 

Исторически сложилось, что после революции 1917 года и до 90-х годов XXвека, основным учреждением культуры, где любой гражданин мог реализовать свои таланты, был клуб в различных формациях
в зависимости от цели и вида деятельности: Изба-читальня, Красный Чум, Дом культуры или Сельский Дом культуры. КДУ были созданы для реализации мероприятий, разрабатываемых и проводимых
в идеологических рамках существующего политического курса.
В отсутствие конкуренции, с течением времени, многие формы и виды деятельности становились все более архаичными, консервативными, интерес к одинаковым типовым мероприятиям у зрителя постепенно утрачивался. 

С 90-х годовXXвека получила мощное развитие индустрия развлечений: повсеместно открывались видеосалоны, дискотеки,
рок-клубы и т.д. У гражданина появился выбор формы проведения своего свободного времени. Главным образом, эта тенденция затронула учреждения городов. На селе клуб по-прежнему остался единственным центром культуры, но и там потребовались изменения в содержании работы.

Поэтому, понимая миссию клубного учреждения как общественного института, интегрирующего различные направления деятельности (сохранение нематериального культурного наследия, развитие творческого потенциала и просвещение населения, организация познавательного и развивающего досуга), необходимо рассматривать его как социально-ориентированное учреждение, не ставящее перед собой задачу извлечения прибыли, сохраняющее принцип доступности для всех слоев населения.
В то же время необходимо пересмотреть содержание деятельности клубных учреждений: мероприятия и занятия в клубных формированиях должны учитывать потребности аудитории, соответствовать самым высоким современным, художественным критериям, а работа по сохранению нематериального культурного наследия должна вестись системно и быть направлена на его популяризацию среди населения.

 

3.2. Сеть учреждений культуры клубного типа в автономном округе

 

На данный момент, в целях обеспечения конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и творческую самореализацию, в автономном округе создана сеть из 192 государственных и муниципальных учреждений клубного типа (сетевых единиц), включающая в себя 98 юридических лиц и 94 обособленных структурных подразделения и филиала (данные приведены по состоянию на 31.12.2020).Количество сетевых единиц, осуществляющих культурно-досуговую деятельность на территории муниципального образования,
не подведомственных органу исполнительной власти– 14. Таким образом, общее количество сетевых единиц всех ведомств в автономном округе составляет 206.

Координирующую роль, аналитическо-информационное и методическое сопровождение всех КДУ в автономном округе осуществляет автономное учреждение автономного округа «Окружной Дом народного творчества».

В постсоветское время в автономном округе, как и во всей Российской Федерации начинает реформирование культурно-просветительских учреждений, в части наделения их основной приоритетной функцией – организацией досуга населения. Культурное просветительство отходит на второй план. Учреждения стали называться культурно-досуговыми.

В 2001 году клубных учреждений в автономном округе насчитывалось 295 единиц. Сокращение сети клубных учреждений произошло в 2007 году и составило 94 (32%) единицы по автономному округу к уровню 2001 года, что обусловлено введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2006 года. В указанном Законе не были определены полномочия органов местного самоуправления по созданию условий для клубной деятельности, что было ими расценено как руководство для ликвидации таковых учреждений. Поскольку максимальная часть сетевых единиц приходится на сельскую местность, то там и шла наиболее массовая ликвидация учреждений.

Процессы отрицательной динамики были связаны, в том числе, и с неправильным подходом к наделению статусом юридического лица сетевых единиц, часть учреждений ликвидировали, а часть – невключили в состав филиалов головного (базового) учреждения[1]. В результате таких действий во многих населенных пунктах не выдерживались социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р «О социальных нормативах и нормах». В части сельских поселений полномочия по организации досуга населения и созданию условий для развития народного творчества практически вообще не осуществлялись (за исключением эпизодического нестационарного обслуживания населения).

В то же время именно в этот период идет активный поиск новых форм клубной деятельности, ширится типология учреждений клубного типа. Появляются такие виды клубных учреждений, как: центры ремесел, центры национальных культур. Создание подобных учреждений объяснялось, во многом, желанием органов местного самоуправления организационно поддержать определенное направление клубной работы, будь то поддержка национальных культур или сохранение особенностей бытования традиционной культуры. Наиболее оправданным оказалось создание и поддержка многофункциональных (интегрированных) учреждений клубного типа, когда в одном здании велась работа по различным направлениям, при этом шло объединение кадровых и финансовых ресурсов, что немаловажно в период оптимизации бюджетных расходов.

Типология учреждений культуры клубного типа, независимо от их ведомственной принадлежности на современном этапе представлена следующими видами:

по административно-территориальному принципу они подразделяются на муниципальные и региональные клубы, дома и дворцы культуры, дома (центры) народного творчества, центры культуры и досуга, культуры и искусств; культурно-спортивные, социально-культурные, культурно-досуговые центры (комплексы) и т.д.;

по видам деятельности учреждение культуры клубного типа может быть: многопрофильным, обеспечивающим поддержку и развитие культурно-творческой, просветительской и досуговой деятельности различных направлений, форм, видов и жанров (в т.ч. многофункциональные передвижные культурные центры: автоклубы, агиткультбригады и т.д.); однопрофильным, обеспечивающим деятельность на основе конкретного направления или вида клубной работы, а также функционирующим в качестве прокатной площадки для проведения культурно-массовых мероприятий, а также смешанного типа;

они могут быть ориентированы на культурные интересы определенных профессиональных, национальных и других социально-демографических категорий населения: центры эстетического воспитания детей, технического творчества, клубы ветеранов, женщин, молодежи, центры традиционной культуры, дома ремесел и фольклора, национально-культурные центры и т.п.

3.3. Потребители культурных благ и содержание клубной деятельности

К потребителям культурных благ, создаваемых в процессе клубной деятельности можно отнести:

зрителей и участников мероприятий, проводимых клубными учреждениями;

участников клубных формирований;

получателей консультационно-методических, социокультурных, организационно-творческих услуг, оказываемых, в том числе, на платной основе;

население, опосредованно задействованное в событиях культурной жизни (например, родители детей, занимающихся в клубных формированиях, организаторы ярмарок, проводимых в условиях народного гуляния или национального праздника и т.п.).

Анализ потребителей культурных благ и содержание клубной деятельности, входящих в форму статистической отчетности 7-НК, за последние три года показывает следующую динамику:

год кол-во меропри-ятий, ед. всего в них участников кол-во конкурсов, фестивалей, из графы 2 кол-во клубныхформиро-ваний в них участников вокальные клубные формирования, из графы 5 хореогра-фические клубные формиро-вания, из графы 5
1 2 3 4 5 6 7 8
2018 56 699 5 044 413 1 196 2 257 33 942 511 486
2019 53 195 5 245 208 1 400 2 230 34 615 605 485
2020, в т.ч. в дистанционном режиме 43 688 6 837 103 2 090 2 232 34 658 676 489

Так, при снижении количества мероприятий прослеживается устойчивая динамика роста участников данных мероприятий, что уверенно говорит о масштабности (массовости) выбираемых учреждениями культуры форм организации мероприятий. В подтверждение этого прослеживается рост количества конкурсов и фестивалей (графа 4), самым востребованным на сегодня, форматом работы с населением.

При устойчивой динамике количества клубных формирований, а также участников в них, прослеживается интерес (потребность) к вокальным клубным формированиям, стабильности количества клубных формирований в таком направлении как хореография.

Одним из действенных механизмов мониторинга исполнительского уровня клубных формирований в автономном округе является смотр на подтверждение, присвоение званий «Народный самодеятельный коллектив», «Образцовый художественный коллектив», «Народная самодеятельная студия», «Почетный коллектив народного творчества».

Концепцией предлагается новый подход к содержанию деятельности КДУ: для эффективной работы будет применяться индивидуальный подход к получателям услуг, и в этой связи перестроена работа клуба с учетом личностно-ориентированного направления и складывающихся санитарно-эпидемиологических, природных или других условий.

Для этого на первом этапе необходимо провести аналитическую работу по выявлению и определению перечня социокультурных благ в различных направлениях деятельности, необходимых для разных категорий населения (в том числе: по возрасту, полу, состоянию здоровья, роду деятельности, семейному положению, наличию творческих задатков и стремлений и т.д.) и разработке, на основе собранных данных, «дорожных карт» по развитию клубных учреждений в современных условиях, формированию перспективных и текущих планов по реализации утвержденных «дорожных карт». Данная работапотребует привлечение и (или) обучение кадров, усовершенствование материально-технической базы, выработки концепций продвижения деятельности учреждений с помощью всех доступных форм и механизмов.

Результатом будет современное учреждение, в котором каждый человек сможет найти свой круг общения и получить удовлетворение своих культурных, познавательных, творческих потребностей.

4. Кадровое обеспечение деятельности

 

Общая численность работников культурно-досуговых учреждений автономного округа на 31.12.2020 составила 3114 чел., из них численность штатных работников 3015 чел.

В статистике последних трех лет численность штатных работников в Югре постоянно снижается:

Наименование 2017 2018 2019 2020 Отклонение 2020 к 2017
Общая численность работников, из них: 3744 3432 3158 3114 -16,8%
Штатные работники 3197 3358 3158 3015 -6%
Основной персонал 2428 2322 2405 2368 -2,5%
Работники в сельской местности 860 802 788 769 -10,6%

Численность работников КДУ в сельской местности в 2020 годусоставила 730 человек (24,2 % от общей численности). Доля работников КДУ в сельской местности осталась на уровне 2019 года
(24,4 %), но снизилось количество работников КДУ на селе в абсолютных цифрах (769 в 2019 году). В 2019 году продолжилось снижение численности работников КДУ в сельской местности (-5,07 % от уровня 2019 года), но при сохранении общей тенденции, темпы снижения зафиксировались на уровне 2019 года (-5,4 % от уровня 2018 года)
по сравнению с предыдущими годами (2017 год – снижение на 12,5 %, 2018 год – снижение на 9,4 %).

В связи с проведением регулярной оптимизации, в структуре персонала культурно-досуговых учреждений доля работников, относящихся к основному персоналу, увеличилась (при снижении абсолютных показателей) и составила 78,5 % (2368 чел.). В 2019 году доля основного персонала составляла 76,2 % (2405 чел.), в 2018 году – 69,1 % (2322 чел.).

В сельской местности доля основного персонала составила 85,8 % (626 чел.), превысив показатели 2019 года (80,3 %, 577 чел.) как в относительном, так и абсолютном выражении.

Из работников, относящихся к основному персоналу, имеют высшее образование 53,9 % (1276 чел.), среднее профессиональное – 31,6 % (749 чел.). Не имеют высшего / среднего профессионального образования
18,2 % (550 чел.) работников, относящихся к основному персоналу
(в т.ч. совмещающие работу с получением образования), что несколько выше уровня 2017-2019 года (11-12 %), но значительно ниже показателя 2016 года (27,8 %). Несмотря на снижение доли работников, не имеющих высшего/среднего профессионального образования, отсутствие достаточного уровня образования у работников основного персонала является важным вопросом. Привлечение квалифицированных кадров, особенно в сельской местности, осложнено отсутствием специалистов на локальных рынках труда, отсутствием возможности предоставления жилья приглашенным специалистам, недостаточным уровнем заработной платы, снижением плотности социальной инфраструктуры в сельской местности.

Таким образом, перед сферой культуры поставлена важная задача-повышение квалификации работников.Так, в 2019 году автономное учреждение автономного округа «Окружной Дом народного творчества» получило Лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования. В рамках образовательной деятельности учреждением за 2019-2020 годы проведены курсы повышения квалификации (6 курсов) для работников учреждений культурно-досугового типа (223 человека, на платной основе).

В муниципальных образованиях автономного округа в 2019году прошли обучение 873 работника КДУ автономного округа (27,6 %
от штатной численности), что значительно выше показателя 2018 года (667 человек, 19,9 % от штатной численности). В 2020 году росту количества работников, прошедших повышение квалификации по сравнению с 2018 годом способствовало активное использование форм обучения,
не требующих значительных расходов: вебинары, онлайн-семинары, семинары и практикумы, при поддержке органов государственной власти
и государственных учреждений.

С целью подготовки кадров для отрасли культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» в 2019 году прошли обучение 25 работников культурно-досуговых учреждений автономного округа, в 2020 году в рамках реализации государственной программы автономного округа «Доступная среда» - 100 работников.

Наряду с положительными моментами, есть негативные факторы, препятствующие планомерному наращиванию качественных характеристик кадрового ресурса культурно-досуговых учреждений округа.Значительное сокращение численности штатных работников культуры и, в частности, культурно-досуговых учреждений, в сельской местности (-5,4 % от уровня 2018 года), в 2018 году снижение составило 9,4%, в 2017 году – 12,5%.; общее снижение за три года составило 27,3%.), невысокий уровень образования специалистов, работающих в учреждениях культуры, и дефиците кадров с высшим образованием в сфере культуры.

Для реализации данной задачи необходимы следующие шаги:

проведение системного анализа кадрового ресурса, определение степени обеспеченности кадрами основных направлений деятельности КДУ, и определение потребности в квалифицированных кадрах учреждений;

поэтапное устранение дефицита квалифицированных кадров, подготовка и переподготовка руководителей и работников учреждений по направлениям «Социально-культурная деятельность», «Народное художественное творчество», приведение в соответствие количества штатных единиц КДУ с объемом предоставляемых услуг (выполняемых работ), с возможностью их увеличения (при необходимости и обоснованности), в том числе в области информационно- технического сопровождения;

повышения квалификации специалистов КДУ ввиду широкого применения формата он-лайн мероприятий и мероприятий в дистанционной форме. Создание качественного контента для публикации в сети интернет (на сайтах учреждений и страницах социальных сетей) требует специального оборудования и квалифицированных специалистов в области операторского искусства, видеомонтажа, видео-дизайна и т.д. В этой связи необходимо обучение сотрудников по очным программам переподготовки навыкам создания медиа-контента, возможно – с отрывом от производства, с сохранением рабочего места и заработной платы (по договору целевого обучения);

привлечение в клубные учреждения автономного округа узких специалистов творческих профессий, в том числе из числа выпускников средне специальных образовательных учреждений округа;

реновация системы целевого обучения: включение в действующую программу «Культурное пространство» статьи софинансирования муниципальных образований  для возможности целевого обучения выпускников местных образовательных организаций в профильных вузах культуры Российской Федерации (Постановление Правительства от 13.10.2020 № 1681), с заключением трехсторонних договоров, обязывающих выпускников по окончании вуза отработать в учреждении, с которой заключен договор, не менее 3 лет;

развитие наставничества и постдипломное сопровождение (адаптация, обучение, развитие) молодых специалистов – выпускников образовательных учреждений культуры и искусства, организации системы прохождения практики на базе учреждений КДУ студентами творческих специальностей образовательных организаций среднего-специального и высшего образования;

разработка на региональном уровне программы «Земский культработник» после принятия федеральной соответствующей программы, аналогичную программе «Земский доктор». Участники программы – работникисферы культуры, имеющие профильное высшее образование в сфере культуры и искусства (институт культуры, консерватория, факультеты искусств иных вузов), без ограничений по возрасту.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.