Возрастная характеристика детей. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Возрастная характеристика детей.

2022-12-20 29
Возрастная характеристика детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка.

   

Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев…

В. А. Сухомлинский.

 

 

 Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из бисера, ткани, ниток и другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие предметы быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную.

 Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных художниками- дизайнерами и просто народными умельцами, доступно детям  школьного возраста.

 Со многими видами рукодельного творчества подростки знакомятся на занятиях объединения, в том числе и с вышивкой. Многие задачи, определенные программой, на занятиях по рукоделию значительно расширяются. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования обще трудовой подготовки детей. В случае с вышивкой это, прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). У подростков формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бисер, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки подростков к самостоятельной жизни. В процессе занятий по вышивке дети закрепляют навык работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, наперсток.

 Вышивание, вязание, бисер оплетение требует кропотливого труда, что значительно совершенствует общую трудовую подготовку.

 В смысле практической значимости, основные умения и навыки, приобретаемые детьми на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку, т.к они составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. На занятиях, посвященных такой кропотливой работе, как вышивание, бисер оплетение, вязание  у детей воспитываются нравственно волевые качества личности: усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе.

 Работа в объединении способствует развитию творческого мышления и воображения; они привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают подростки, когда своими руками вышьют носовой платок, салфетку, украсят узором подушечку, сплетут браслет, цветы, удивляются и восхищаются, рассматривая образцы педагога и изделия, выполненные народными умельцами! Следовательно, рукоделие является еще и средством эмоционально- эстетического воспитания и развития детей. Следует отметить и тот факт, что занятия по рукоделию дают большие возможности для расширения политехнического кругозора подростков. Можно интересно рассказать детям о свойствах текстильных волокон и ниток, условиях возникновения стеклоделия, отраслях промышленности, связанных с выработкой волокнистых материалов, их переработке в различные изделия, машинной вышивке, нитках, используемых для вышивания, процессе их получения и окраски и т.п. На занятиях по рукоделию значительно расширяются и углубляются знания о народных умельцах. Кроме того, работы детей носят практический характер, поскольку используются в оформлении интерьера своей комнаты.

Цель:

нравственно-эстетическое воспитание детей;

активизация познавательной и творческой деятельности;

подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

Образовательные:

1.Ознакомить с историей и развитием ремесел, основами композиции, цвет ведения и материаловедения, освоением техники ремесла.

2.Научить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии.

 

Воспитательные:

1.Воспитать качество интереса к истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, основ культуры труда.

2.Воспитать бережное отношение к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство.

3.Воспитать аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.

4.Воспитать формирование эстетического и художественного вкуса.

5.Воспитать формирование творческих способностей подростков посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребёнка.

6.Воспитать формирование у подростков обширного представления о женском рукоделии, декоративно- прикладном искусстве. обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;

 

Развивающие:

1. Развивать в детях моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности.

Отличительные особенности образовательной программы

В программе прослеживаются меж предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, подростки пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, При выполнении эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Сроки реализации программы.

Срок реализации программы 2 года. Программа содержит теоретическую и практическую части, в ней так же отображены индивидуальные занятия для работы с отстающими и одарёнными детьми.

Программа предусматривает поэтапное восхождение от простого к сложному в процессе изготовления изделий, преемственность и последовательность в изложении тем. Изложение тем идёт по этапам обучения и в соответствии с календарными праздниками.

Режим занятий.

Занятия проводятся с сентября по май, два раза в неделю: 1 год обучения -2 часа, 2 год обучения -3 часа. В группе 1 года обучения занимаются 12-15 человек (мальчики и девочки), в группе 2 года обучения-10 человек.

Методы проведения занятий.

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические.

Почти каждое занятие по темам включает практическую и теоретическую части. Последняя занимает большую часть занятия, где ребята выполняют графические работы, зарисовывают рисунки, выполняют саму работу.

Кульминацией работы подростков являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

Формы занятий.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.

Программируемые результаты.

Концу реализации программы «Рукоделие» дети

должны знать:

1. Начальные сведения о свойствах ниток, об их разнообразии и цветовой гамме.

2. Иметь представление о пропорции.

3. Начальные сведения о цветовом сочетании.

4. Историю вышивки орнаментов.

5. Композиционное построение узоров.

должны уметь:

1. Приобрести навыки вышивания.

2. Пользоваться схематическими описанием рисунка.

3. Изготавливать сувенирные изделия.

4. Работать рисунку.

5. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

6. В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-го года обучения.

             темы теория практика индивид. занятия всего
1. Оо Организационное и вводное занятие. Вязание крючком. Вв 6 6 4 16
2. Вязание по кругу. 4,5 8 3,5 16
3 Вязание спицами. 5,5 8,5 2 16
4. Бисер оплетение на леске. 4,5 10,5 1 16
5. Бисер оплетение на проволоке. 3 9 4 16
6. Плетение деревьев, кустарников, цветов на проволоке на основе перекручивания и плоского плетения. 2,5 8,5 5 16
7. Вышивка. 4,5 8,5 3 16
8. Вышивка по контуру. Изготовление панно с элементами аппликации. 1,5 11 3,5 16
9. Заключительное занятие. Посещение выставок. Итоговая выставка. Экскурсии. 6 7,5 2,5 16
  Итого: 38 77,5 28,5 144

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1-го года обучения

Раздел 1. Вязание крючком.

Тема 1.1. Воздушные петли. Декоративные шнурки, их применение. Полу-столбик, столбик без накида. Прямое и обратное вязание. Кошелёк. Организационное и вводное занятие. План и задачи объединения. Правила поведения на занятиях объединения. Беседа о традициях изготовления сувениров и бижутерии.Просмотр изделий, выполненных детьми и педагогом.

  Раздел 2. Вязание по кругу.

Тема 2.1. Нотация. Шарфик для куклы. Кольца. Подставка под горячее. Обвязка изделия из воздушных петель. Игольница шляпка. Круглая «Прихватка»

Раздел 3. Вязание спицами.

Тема 3.1.  Платочная вязка. Декоративное оформление изделия.

Тема 3.2. Чулочная вязка. Изнаночные петли.

Раздел 6.Сборка куста.

Тема 6.1. Плетение на проволоке деревьев на основе скручивания. Рассматривание и обсуждение изделий на основе скручивания. Знакомство со схемами изделий на основе скручивания.

Тема 6.2. Изготовление кустов и деревьев на основе скручивания. Особенности различных деревьев в разные временна года. Сходство и различие между различными деревьями.

Раздел 7. Вышивка.

Тема 7.1. Вышивка лентами по канту воздушными петлями.

Тема 7.2. Вышивание гладью.

Раздел 9. Итоговое занятие.

Тема9.1. Посещение выставок. Итоговая выставка. Экскурсии. Подготовка помещения и моделей к выставке. Изготовление объявлений, бирок к моделям, украшение интерьера выставочного помещения, приглашение гостей и другая подготовительная работа. Совместный отбор моделей. Открытие выставки. Просмотр работ. Обмен впечатлениями. Сбор отзывов о выставке. Экскурсии на выставки и однодневные походы на природу. Обмен впечатлениями, наблюдениями, сравнение, выявление ново

 

                               УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-го года обучения.

             темы теория практика индивид. занятия всего
1. Оо Организационное и вводное занятие. Вя Вязание крючком. в 8 11 5 24
2. Вязание салфетки и объёмных игрушек. 6 13 5 24
3 Вязание на спицах. 7 13 4 24
4. Бисер оплетение. 8 10 6 24
5. Шкатулка. Панно. 5 13 6 24
6. Декоративное оформление подарков к праздникам. 7 13 4 24
7. Вышивка. 5 14 5 24
8. Вышивание крестом по канту. 5 12 7 24
9. Заключительное занятие. Посещение выставок. Итоговая выставка. Экскурсии. 7 13 4 24
  Итого: 58 112 46 216

 

Количество часов дано на одну группу.

На индивидуальных занятиях проводится работа с отстающими детьми, а с сильными проводится работа по освоению новых моделей сувениров. Эти занятия проводятся по мере необходимости по усмотрению педагога.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

2-го года обучения

 

Раздел 1. Вязание крючком.

Тема 1.1. Организационное и вводное занятие. План и задачи объединения. Правила поведения на занятиях объединения. Беседа о традициях изготовления сувениров. Просмотр изделий, выполненных детьми и педагогом.

Раздел 2.Вязание салфетки и объёмных игрушек.

Тема 2.1. Чтение схем. Подбор материалов. Оформление изделий.

Раздел 3. Вязание на спицах.

Тема 3.1. Способы вязания. Отпаривание и соединение деталей.

Раздел 4. Бисер оплетение.

Тема 4.1. Рассматривание и обсуждение изделий на основе кругового плетения. Работа с гипсом.

Раздел 5. Шкатулка. Панно.

Тема 5.1. Рамка для панно. Оформление шкатулки.

Раздел 6. Декоративное оформление подарков к праздникам.

Тема 6.1. Подарки к «Дню защитника Отечества»,Подарок для мамы.

Раздел 7. Вышивка.

Тема 7.1. Вышивание лентами по канту цветочной композиции.

Тема 7.2. Вышивание гладью панно.

Раздел 8. Вышивание крестом по канту.

Тема 8.1. Вышивание панно крестом.

Тема 8.2. Вышивание бисером.

Раздел 9. Заключительное занятие. Посещение выставок. Итоговая выставка. Экскурсии.

                               Методическое обеспечение

Для обучения изготовлению изделий в объединении «Рукоделие»: игрушек, панно, сувениров, одежды, декоративных вещей – на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы, а также такие методы обучения как экспериментирование, моделирование. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству.

Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность.

 

Для подростков в кабинете оформлены:

1.Стенды со схематическими рисунками.

2.Образцы практических работ.

3.Журналы и книги.

4.Ведется папка накопления материалов.

                                          Список литературы

 

1. Валентина. Журнал Издательского дома ОВА–ПРЕСС «Игрушка» № 1/95

2. Валя–Валентина. Журнал 2007 г.

3. Детская психология – журнал 2011г.

4. И. Де Негре «Учись вязать» г. Москва. Просвещение 2002 г.

5. Кондратюк Л. С. «Учусь вязать» Пособие для начинающих. Киев 2001 г.

6. Ляпкина А. Р. «Полная энциклопедия женских рукоделий» г. Ташкент 2007г.

7. Лена–рукоделие. Специальный выпуск 2001, 2005 г. «Идеи к Новому году     и Рождеству»

8. Лена–рукоделие. Специальный выпуск № 1 2002 г. «Филейное вязание».

9. Максимова М. В «Азбука вязания». Кемеровское книжное издательство 2008г.

10. Рубцов В.В. Марголис А.А. Практическая психология «Воспитательный диалог»

М.,МГППУ,2004г.

Сычева Л. В. «Вязание» Горно–Алтайский 2010г.

11. Сюзи О, Рей ли. Уроки детского творчества. Вязание на спицах и крючком. Санкт-Петербург 2009г.

12. Хана Шевич Д. Альбом по вязанию спицами и крючком «Подружки–рукодельницы» г. Москва 2003г.

                

                             Список литературы для подростков

1.Городецкий В.Б. «Учимся вязать», М.,1980г.

2.Журнал «Игрушка» №3,5,9-2000г.

3.Семьяи школа №2,3,8-2009г.

 

 

Пояснительная записка.

   

Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев…

В. А. Сухомлинский.

 

 

 Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из бисера, ткани, ниток и другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие предметы быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную.

 Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных художниками- дизайнерами и просто народными умельцами, доступно детям  школьного возраста.

 Со многими видами рукодельного творчества подростки знакомятся на занятиях объединения, в том числе и с вышивкой. Многие задачи, определенные программой, на занятиях по рукоделию значительно расширяются. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования обще трудовой подготовки детей. В случае с вышивкой это, прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). У подростков формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бисер, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки подростков к самостоятельной жизни. В процессе занятий по вышивке дети закрепляют навык работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, наперсток.

 Вышивание, вязание, бисер оплетение требует кропотливого труда, что значительно совершенствует общую трудовую подготовку.

 В смысле практической значимости, основные умения и навыки, приобретаемые детьми на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку, т.к они составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. На занятиях, посвященных такой кропотливой работе, как вышивание, бисер оплетение, вязание  у детей воспитываются нравственно волевые качества личности: усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе.

 Работа в объединении способствует развитию творческого мышления и воображения; они привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают подростки, когда своими руками вышьют носовой платок, салфетку, украсят узором подушечку, сплетут браслет, цветы, удивляются и восхищаются, рассматривая образцы педагога и изделия, выполненные народными умельцами! Следовательно, рукоделие является еще и средством эмоционально- эстетического воспитания и развития детей. Следует отметить и тот факт, что занятия по рукоделию дают большие возможности для расширения политехнического кругозора подростков. Можно интересно рассказать детям о свойствах текстильных волокон и ниток, условиях возникновения стеклоделия, отраслях промышленности, связанных с выработкой волокнистых материалов, их переработке в различные изделия, машинной вышивке, нитках, используемых для вышивания, процессе их получения и окраски и т.п. На занятиях по рукоделию значительно расширяются и углубляются знания о народных умельцах. Кроме того, работы детей носят практический характер, поскольку используются в оформлении интерьера своей комнаты.

Цель:

нравственно-эстетическое воспитание детей;

активизация познавательной и творческой деятельности;

подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

Образовательные:

1.Ознакомить с историей и развитием ремесел, основами композиции, цвет ведения и материаловедения, освоением техники ремесла.

2.Научить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии.

 

Воспитательные:

1.Воспитать качество интереса к истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, основ культуры труда.

2.Воспитать бережное отношение к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство.

3.Воспитать аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.

4.Воспитать формирование эстетического и художественного вкуса.

5.Воспитать формирование творческих способностей подростков посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребёнка.

6.Воспитать формирование у подростков обширного представления о женском рукоделии, декоративно- прикладном искусстве. обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;

 

Развивающие:

1. Развивать в детях моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности.

Отличительные особенности образовательной программы

В программе прослеживаются меж предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, подростки пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, При выполнении эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Возрастная характеристика детей.

В объединении занимаются дети от 7 до12 лет. В этом возрасте основная потребность – быть успешным, компетентным в рамках ведущей деятельности. Достижение компетентности возможно за счёт формирования произвольности психических функций. Ребёнок, решая задачу возраста, овладевает способами, средствами решения учебных задач. Дети характеризуются любознательностью, активностью, поиском своего места среди сверстников, поиском друзей, потребностью самовыражения и самоутверждения. Возможность непринуждённого общения и возможность проявить свою фантазию, изобретательность, творческую активность привлекает в объединение, как мальчиков, так и девочек.

Сроки реализации программы.

Срок реализации программы 2 года. Программа содержит теоретическую и практическую части, в ней так же отображены индивидуальные занятия для работы с отстающими и одарёнными детьми.

Программа предусматривает поэтапное восхождение от простого к сложному в процессе изготовления изделий, преемственность и последовательность в изложении тем. Изложение тем идёт по этапам обучения и в соответствии с календарными праздниками.

Режим занятий.

Занятия проводятся с сентября по май, два раза в неделю: 1 год обучения -2 часа, 2 год обучения -3 часа. В группе 1 года обучения занимаются 12-15 человек (мальчики и девочки), в группе 2 года обучения-10 человек.

Методы проведения занятий.

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические.

Почти каждое занятие по темам включает практическую и теоретическую части. Последняя занимает большую часть занятия, где ребята выполняют графические работы, зарисовывают рисунки, выполняют саму работу.

Кульминацией работы подростков являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

Формы занятий.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.