ГАУ ДО «Оренбургский областной детско-юношеский — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

ГАУ ДО «Оренбургский областной детско-юношеский

2022-12-20 33
ГАУ ДО «Оренбургский областной детско-юношеский 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГАУ ДО «Оренбургский областной детско-юношеский

 многопрофильный центр»

«Согласовано» методическим советом ГАУ ДО ООДЮМЦ                    Протокол № ___ от __ ____ 20___ г.                                                                        «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГАУ ДО ООДЮМЦ ________________Н.А.Чернев Приказ № ___ от ___ ___ 20___ г.  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа турстско-краеведческоой направленности

 ««История казачества и военного искусства»»

Адресат: 12 - 16 лет

Срок реализации: 4 года

 

Автор – составитель:

Мещеряков Александр Валерьевич,

 педагог дополнительного образования

Высшей категории

Оренбург, 2019 г.

Содержание

I. Комплекс основных характеристик программы 4
1.1. Пояснительная записка 4
1.1.1. Направленность программы 4
1.1.2. Уровень освоения программы 5
1.1.3. Актуальность программы 5
1.1.4. Отличительные особенности программы от существующих 5
1.1.5. Адресат программы 6
1.1.6. Объем и сроки освоения программы 6
1.1.7. Формы организации образовательного процесса 6
1.1.8. Режим занятий 6
1.2. Цель и задачи программы 7
1.3. Содержание программы 8
1.3.1. Учебно-тематический план 1 года обучения 8
1.3.2. Учебно-тематический план 2 года обучения 8
1.3.3. Учебно-тематический план 3года обучения 9
1.3.4. Учебно-тематический план4года обучения 9
1.3.5. Содержание учебного плана первого года обучения 10
1.3.6. Содержание учебного плана второго года обучения 14
1.3.7. Содержание учебного плана третьего года обучения 20
1.3.8. Содержание учебного плана четвёртого года обучения 25
1.4. Планируемые результаты 28
II. Комплекс Организационно-педагогических условий  31
2.1 Календарный учебный график 31
2.1.1. Календарный учебный график первого года обучения 31
2.1.2. Календарный учебный график второго года обучения 37
2.1.3. Календарный учебный график третьего года обучения 46
2.2. Условия реализации пргораммы 51
2.2.1. Кадровое обеспечение 51
2.2.2. Материально-техническое обеспечение 51
2.3. Формы аттестации/контроля 52
2.4. Оценочные и диагностическиематериалы 54
2.5. Методическое обеспечение   67
3. Литература и электронные ресурсы 69
  Приложения 71
  Приложение 1. Метод дебатов 71
  Приложение 2. Список докладов по теме: «Казаки – создатели и хранители Российской земли» – равнение на героев былых времен 75
  Приложение 3. План для учеников по составлению докладов о личности 75
  Приложение 4. Тест по истории казачества России и Оренбурга 76
  Приложение 5. Список казачьих игр и их правила 83
  Приложение 6. Инструкция по охране труда и технике безопасности 85
  Приложение 7. Возрастные особенности обучающихся по программе 89
  Приложение 8. Алгоритм занятия 93

I. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Направленность программы

Программа имеет краеведческую и гражданско-патриотическую направленность.

Содержание программы ориентирована на:

• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

В программу включеноизучение истории Российского и Оренбургского казачества. Так же в программе рассмотрены особенности военного искусства с древнейших времен по настоящее время. На занятиях в объединении обучающиеся знакомятся с практическими навыками казачьей службы.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);

– Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;

– Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (c изменениями на 29/10/2015);

– Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

– Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;

- Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.);

– Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493).

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – базовый. Он предполагает использование и реализацию форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

 

Актуальность программы

Актуальность программы «История казачества и военного искусства» связана с тем, что современное общество все больше обращается к корням и традициям своей Родины. Оренбургское казачье войско исторически находилось на территории Оренбуржья и поэтому организация объединения по данному направлению выглядит весьма органично. К тому же на территории Оренбургской области сформированы классы кадетско-казачьей направленности, в учреж­дениях дополнительного образования детей работают объединения, которые посещают школьники, интересующиеся историей казачьего войска. Решить данный вопрос поможет комплексная общеобразовательная программа «История казачества и военного искусства».

Адресат программы

Программа адресована учащимся 12-16 лет, которые в школьном курсе уже получили базовые представления об истории и краеведении. Этот возраст – оптимальный этап в развитии мировоззрения личности.

Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

Первый год обучения - 3 раза в неделюпо 2 часа (216)

Второй год обучения - 3 раза в неделюпо 2часа (216)

Третий год обучения - 3 раза в неделюпо 2 часа (216)

Четвертый год обучения - 2 раза в неделюпо 2 часа (144)

Перерыв между занятиями 10 минут.

Еженедельная нагрузка на одного ребенка 6 часов

1.2. Цель и задачи программы:

Цель программы: Формированиегражданского самосознания детей и подростков через историю и лучшие традиции казачества России и Оренбуржья.

    Задачи программы:

Образовательные:

· Пробудить познавательный интерес к более глубокому изучению военного искусства и истории казачестваот зарождения до настоящего времени.

· Изучить жизнь, быт, традиции, культуру и ратные подвиги казачества.

· Освоить основы казачьего военного дела.

· Сформировать умения и навыки исследовательской, поисковой, краеведческой и литературоведческой деятельности.

Воспитательные:

· Воспитать у детей и подростков чувство патриотизма и гражданственности, чувство долга и ответственности за судьбу своей Родины.

· Сформировать уважительное отношение к военной службе, готовность служения Отечеству.

· Сформировать способность и готовность выражать свою гражданскую позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

· Воспитать уважениек истории казачества, к ратным подвигам предков, бережное отношение к историческим памятникам культуры и искусства.

Развивающие:

· Развитьинтеллектуальные, познавательные, коммуникативные, творческие способности.

· Сформировать навыки здорового образа жизни, ценностного отношения к собственному здоровью.

· Развить волевые качества, чувство товарищества и коллективизма.

· Развить чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства, казачьей доблести и духа.

Содержание программы

1.3.1. Учебный план первого года обучения

Название раздела, темы Всего часов Теория Прак- тика Формы аттестации/ контроля
1 Раздел 1. Основы казачьего военного дела 90 56 34 беседа, смотр, сочинение
2 Раздел 2. На службе Отечеству 44 13 31 беседа, опрос, защита рефератов, смотр
3 Раздел 3. История военного искусства Древнего мира 82 38 44 беседа, опрос, защита рефератов, смотр
    216 107 109  

Итого: 216 часов

1.3.2. Учебный план второго года обучения

Название раздела, темы Всего часов Теория Прак- тика Формы аттестации/ контроля
1 Раздел 1. История развития военного искусства Средневековья. 90 49 41 беседа, опрос, защита рефератов
2 Раздел 2. История военного искусства Нового времени. 45 24 21 беседа, опрос, защита рефератов
3 Раздел 3. Слава Русского оружия в XVIII - XIX вв. 36 19 17 беседа, опрос, сочинение защита рефератов, смотр
4 Раздел 4. Крупнейшие войны ХХ века. 45 16 29 беседа, тестирование, презентация творческих работ, защита рефератов, отчетный концерт
    216 108 108  

Итого: 216 часов

1.3.3. Содержание учебного плана третьего года обучения

Название раздела, темы Всего часов Теория Прак- тика Формы аттестации/ контроля
1 Раздел 1. Зарождение казачества и его становление XV – XVII вв. 81 43 38 беседа, опрос, защита рефератов, смотр
2 Раздел 2.Противостояние казачества и государства XVII – XVIII вв. 36 18 18 беседа, опрос, защита рефератов, смотр
3 Раздел 3. Создание Оренбургского казачьего войска и его история в XVIII – XIX вв. 36 19 17 беседа, анкетирование, презентация творческих работ, защита рефератов
4 Раздел 4. Культура, традиции и обычаи казаков. 45 16 29 опрос, презентация творческих работ, защита рефератов и исследовательских работ, отчетный концерт
    216 108 108  

Итого: 216 часов

1.3.4. Содержание учебного плана четвертого года обучения

Название раздела, темы Всего часов Теория Прак- тика Формы аттестации/ контроля
1 Раздел 1. История казачества начала ХХ века. 42 19 23 беседа, анкетирование, презентация творческих работ, защита рефератов, смотр
2 Раздел 2. Революция и гражданская война. 36 17 19 беседа, анкетирование, защита рефератов, сдача нормативов
3 Раздел 3. Казачество в годы Советской власти. 22 10 12 опрос, диспут, презентация творческих работ,
4 Раздел 4. Современное казачество. 44 13 31 опрос, презентация творческих работ, защита рефератов и исследовательских работ, отчетный концерт
    144 59 85  

Итого: 144 часа

1.3.5. Содержание учебного плана первого года обучения

Раздел 1.

Раздел 1.

Итоговое занятие

Теория (2 часа) Реконструкция средневековых воинов.

Практика (7 часов) Создание костюмов, оружий, и полевой выход для полномасштабной реконструкции, с созданием снежного замка и тактическими играми.

Итоговое занятие

Практика (6 часов). Масштабные учения, в поле для изучения тактики ведения боя на практике в разные временные отрезки.

Индивидуальная работа

Теория (3 часа) Определение темы. Постановка цели и задач исследовательской работы. Выявление актуальности. Определение глав и пунктов. Объяснение принципов написания исследовательской работы.

Практика (6 часов) Консультации. Поездки для сбора информации.

1.3.7. Содержание учебного плана третьего года обучения

Раздел 1.

Итоговое занятие

Практика (3 часа) Зачет в форме опроса усвоенных знаний

Раздел 2.Противостояние казачества и государства XVII – XVIII вв. (36 ч.)

Тема 17. Антиправительственные выступления казаков.

Теория (3 часа) Причины, особенности антиправительственных восстаний

Тема 18. Восстание Степана Разина

Теория (3 часа) Атаман Стенька Разин. Причины восстания, ход, итоги.

Практика (3 часа) Фольклор и народные сказания о Степане Разина

Тема 19. Мятежный Атаман – Кондратий Булавин

Теория (3 часа) Восстание Булавина. Причины, ход, последствия.

Тема 20. Восстание гетмана Мазепы

Теория (3 часа Причины предательства гетмана Мазепы на Украине )

Практика (3 часа) Просмотра фильма «Молитва за Гетмана Мазепу»

 

Тема 21. Восстание Емельяна Пугачева

Теория (3 часа) Причины и особенности восстания Емельяна Пугачева. Ход, этапы восстания. Осада Оренбурга. Указы Пугачева, его политика. Итог восстания.

Практика (9 часов) Посещение Красной горы

Посещение спектакля в драматическом театре «Капитанская дочка»

Тема 22. Ликвидация Запорожской Сечи.

Теория (2 часа) Причины ликвидации Запорожской Сечи. Манифест Екатерины Великой. Ультиматум генерала Текели. После ликвидации Сечи: Задунайская Сечь, Войско Запорожцев, Черноморское, Азовское и Кубанское казачество

Практика (1 час) Письмо турецкому султану — литературный и художественный памятник Запорожской Сечи. Анализ этих памятников.

Итоговое занятие

Практика (1 час) Беседа на тему «Восстания казаков»

Практика (2часа) Написать сочинение на тему: «Почему казаки постоянно поднимали восстания?»

 

Итоговое занятие.

Практика (3 часа) Зачет в форме опроса усвоенных знаний

Итоговое занятие

Теория (1 час) Объяснение принципов творческой постановки.

Практика (5 часов) Организация творческого выступления по теме «традиции казаков»

Индивидуальная работа

Теория (3 часа) Определение темы. Постановка цели и задач исследовательской работы. Выявление актуальности. Определение глав и пунктов. Объяснение принципов написания исследовательской работы.

Практика (12 часов) Консультации. Поездки для сбора информации.

1.3.8. Содержание учебного плана четвертого года обучения

Итоговое занятие.

Практика (2 часа) Ответы на поставленные вопросы по пройденному материалу. Написание сочинения «Гражданская война. Кто прав?»

Итоговое занятие

Практика (2 часа) Решение вопросов викторины

Индивидуальная работа

Теория (8 часов) Определение темы. Постановка цели и задач исследовательской работы. Выявление актуальности. Определение глав и пунктов. Объяснение принципов написания исследовательской работы.

Практика (18 часов) Консультации. Поездки для сбора информации.

Планируемые результаты освоения программы

 

При освоении программы отслеживаются три вида результатов: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития обучающихся.

Планируемые результаты первого года обучения:

Личностный результат:

· проявлять интерес к службе российского казачества;

· проявлять желание службы Отечеству;

· ответственно относится к порученному делу.

Метапредметный результат:

· прогнозировать конечный результат;

· способность оценить результаты своего труда;

· самостоятельно ставить перед собой цели и задачи;

· уметь анализировать объект по признакам;

· сотрудничает со всеми обучающимися в коллективе.

Предметный результат:

Обучающиеся должны знать:

· теоретические основы казачьего военного дела.

· понятие службы Отечеству.

· историю развития военного искусства Древнего мира.

Обучающиеся должны уметь:

· использовать приобретенные теоретические знания на практике.

· работать с вещественными и письменными источниками, картами, научной литературой.

Планируемые результаты второго года обучения:

Личностный результат:

· проявлять ценностное отношение к военному делу;

· выполнять приказы данные командиром;

Метапредметный результат:

· прогнозировать конечный результат;

· способность оценить результаты своего труда, труда других людей; 

· самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, определяет пути решения;

· уметь анализировать объект по признакам;

· сотрудничать со всеми обучающимися в коллективе.

Предметный результат:

Обучающиеся должны знать:

· особенности военного искусства Средних веков;

· черты военного искусства Нового времени;

· боевую тактику и основные сражения, в которых приняли участие казаки.

Обучающиеся должны уметь:

· владеть умениями ориентироваться на местности;

· выполнять строевые приемы;

· определять историческую достоверность в показанных материалах;

· работать с вещественными и письменными источниками, картами, научной литературой;

· заниматься исследовательской деятельностью.

Планируемые результаты третьего года обучения:

Личностный результат:

· проявлять ценностное отношение к истории казачества;

· брать на себя инициативу;

Метапредметный результат:

· прогнозировать конечный результат;

· способность оценить результаты своего труда, труда других людей; 

· самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, определяет пути решения,и идти к намеченной цели;

· уметь анализировать объект по признакам;

· взаимодействовать с обучающимися объединения на принципах казачьего братства.

Предметный результат:

Обучающиеся должны знать:

· причины зарождения казачества;

· историю развития казачества и роль казачества для государства;

· историю появления казачества на Урале и в Оренбуржье;

· традиции казаков и их культуру;

· героев своего Отечества, которые совершили подвиг на полях сражений и в мирное время.

Обучающиеся должны уметь:

· использовать приобретенные теоретические знания на практике;

· работать с вещественными и письменными источниками, картами, научной литературой;

· заниматься исследовательской деятельностью;

· вести беседы, выступать на конференциях;

Планируемые результаты четвертого года обучения:

Личностный результат:

· активная гражданская и жизненная позиция

· патриотичное отношение к Родине;

· ответственность за свои поступки;

· взаимовыручка и взаимоподдержка;

Метапредметный результат:

· прогнозировать конечный результат;

· способность оценить результаты своего труда, труда других людей; 

· самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, определяет пути решения,и идти к намеченной цели;

· уметь анализировать объект по признакам;

· взаимодействовать с обучающимися объединения на принципах казачьего братства.

Предметный результат:

Обучающиеся должны знать:

· историю казачества ХХ -XXI вв.;

· особенности революционных событий и гражданской войны;

· историю казачества во время правления Советской власти;

· особенности восстановления казачества на современном этапе;

· героев своего Отечества, которые совершили подвиг на полях сражений и в мирное время.

Обучающиеся должны уметь:

· использовать приобретенные теоретические знания на практике;

· работать с вещественными и письменными источниками, картами, научной литературой;

· разрабатывать исследовательские проекты, доклады;

· вести беседы, выступать на конференциях.

 

Формы аттестации/контроля

Реализация программы предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:

Входная аттестация проходит в форме беседы.

Текущая – проходит после изучения каждого раздела программы;предусматривает различные диагностические процедуры по усвоению программного материала и личностного развития учащихся: (тестирование, проверочное занятие, викторина, анализ творческих работ, наблюдение за коллективной работой по выполнению и защите проектов, наблюдение за динамикой становления личностных качеств учащихся).

Итоговая аттестацияв конце годапроходит в форме тестирования, викторины, творческого отчетного концерта.

 

Входная диагностика

Сентябрь Определение уровня личностного развития, уровня развития творческих способностей Опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение.

Промежуточная диагностика

В течение года Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности к восприятию нового материала. Выявление обучающихся, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, оценка проекта, квест.

Итоговая диагностика

Май Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей Определение результатов обучения. Мотивирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Тестирование, анкетирование,защита проектов, конференция, конкурс портфолио.

 

Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используются:

- портфолио;

- фотоматериалы;

- материалы анкетирования и тестирования.

- карты мониторинга индивидуального развития обучающегося.

Портфолио является наиболее наглядной формой отслеживания и фиксации результатов. Портфолио включает общие сведения об учащемся, реферативное описание результативности работы в творческом объединении, грамоты, дипломы, сертификаты о победах и участии в различных мероприятиях (конкурсах, выставках, соревнованиях), продукты деятельности (распечатку презентаций проектов и сами проекты), информацию, подтверждающую участие обучающегося в конкурсах и конференциях.

Защита портфолио является формой итоговой аттестации.

Другими формами предъявления результатов деятельности обучающихся объединения служат:

- Итоговое занятие по окончании каждого года обучения, которое проходит в форме «Творческого вечера»;

- Участие обучающихся объединения в конкурсах, олимпиадах и конференциях областного и всероссийского уровня (Приложение ).

- Отзывы родителей на форуме сайта ГАУДО ООДЮМЦ.

- Публикации о результатах деятельности объединения в СМИ.

- Аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики.

Оценочные материалы

2.4.1. Диагностическая карта мониторинга результатов обученияпо дополнительной общеобразовательной программе

 

________________________________________________за 20__ – 20__ уч.год.

(наименование объединения, группа, год обучения)

Педагог_______________________________________________________________________________

№п/п

ФИ учащегося

Теоретическая подготовка.

Практическая подготовка

Творческие

навыки.

Теоретические знания

Владение специальной терминологией

Практические умения и навыки.

Владение специальным оборудованием.

нг сг кг нг сг кг нг

сг

кг

нг

сг кг нг сг кг
1.                  

 

 

 

       
2.                  

 

 

 

       
3.                  

 

 

 

       
4.                  

 

 

 

       
5.                  

 

 

 

       
6.                  

 

 

 

       
7.                  

 

 

 

       
8.                  

 

 

 

       
9.                  

 

 

 

       
10.                  

 

 

 

       
11.                  

 

 

 

       
12.                  

 

 

 

       
13.                  

 

 

 

       
14.                  

 

 

 

       
15.                  

 

 

 

       
16.                  

 

 

 

       
17.                  

 

 

 

       
18.                  

 

 

 

       
Итого: Низкий - 1                

 

 

 

       
  Средний - 2                

 

 

 

       
  Высокий - 3                

 

 

 

       
                                     

 

 

 

2.4.2. Диагностическая карта мониторинга личностного развития учащегося в творческом объединении

 

_________________________________________________________ на 20__ - 20__ уч.год

(наименование объединения, группа, год обучения)

 

№ п/п

ФИ учащегося.

Активность, организаторские способности.

Коммуникативные навыки.

Ответственность, самостоятельность,

дисциплинированность

Нравственность,

гуманность.

Креативность, склонность к исследовательско-

проектировочной работе.

нг сг кг нг сг кг нг сг кг нг сг кг нг сг кг
1.                                
2.                                
3.                                
4.                                
5.                                
6.                                
7.                                
8.                                
9.                                
10.                                
11.                                
12.                                
13.                                
14.                                
15.                                
16.                                
17.                           ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228268']=__lxGc__['s']['_228268']||{'b':{}})['b']['_697691']={'i':__lxGc__.b++};
Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.