Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-12-20 | 52 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Место произведения в творчестве писателя
С началом Великой Отечественной войны Лавренёв ушел на фронт добровольцем. Был военным корреспондентом центральных периодических изданий на Балтике, на Севере, на Черноморье. В годы войны были изданы два сборника его рассказов («Балтийцы раскуривают трубки», 1942; «Люди простого сердца», 1943). В один из них вошел рассказ «Разведчик Вихров», 1942г.В 1943 опубликовал героико-романтическую пьесу «Песнь о черноморцах», в 1945 — драму «За тех, кто в море!» (пьеса имела успех, много раз ставилась на театральной сцене). Начиная с середины 1940-х Лавренёв работал преимущественно как драматург (политическая драма «Голос Америки», 1950; пьеса «Лермонтов», 1953). Часто выступал как публицист по проблемам международной политики.
Где и когда происходит действие
Действия разворачиваются в годы Великой Отечественной войны в Крыму.
Особенности сюжета и композиции
На батарею краснофлотцев пришёл тринадцатилетний гость,вкуцом пальто и парусиновых туфлях.Замёрзший,курносый и скуластый мальчик,с удивительно твёрдым твёрдымвзглядом,передал командиру важные сведения о расположении немцев.Николай Вихров две недели собирал сведения о враге,а теперь точно указывал не только численность и подразделения немцев,но и безошибочно показал на карте стратегические объекты,доты,склады боеприпасов и топлива.
Удивлённый капитан попытался отставить Колю в расположении,но тот волновался за маму и проверку немцев.На наблюдательном пункте Коля в дальномер нашёл свою скворечню,акогда стемнело покинул батарею.
На рассвете начался обстрел,капитан не спал всю ночь и только увидев темный квадратик на шесте скворечни,успокоился и начал обстрел.Раз за разом накрывая цели,капитан видел знаки Коли,который показывал недолёт-перелёт,левее или правее.Уничтоживцели,капитан рванул в совхоз,к домику со скворечней под крышей.Он спешил обнять юного героя,совершившего взрослый подвиг.
|
Около дома ему в пояс поклонилась мать Николая,а затем и прибежал сам маленький русский человек, тринадцатилетний герой с большим сердцем, сердцем своего народа.
Композиция:
Экспозиция – описание мальчика
Завязка – прочтение записки
Кульминация – разгром боезапасов фашистов
Развязка – капитан пришел поблагодарить Колю
Герой в системе образов
Маленький герой, тринадцатилетний мальчик Коля Вихров, проявивший отвагу, смелость, мужество, спас односельчан и мать от фашистов, захвативших его деревню. Он почти босиком, «в парусиновых туфлях, протёртых на носках», пришёл к русским солдатам и принёс ценные сведения, которые собирал в течение двух недель, о том, сколько в совхозе «Новый путь» немцев, какого они полка, где у них расположены дзоты и другие укрепления. Краснофлотцы, опалённые порохом люди, удивлялись мужеству подростка: непогода, студёный суховей, степь, железная от мороза, а Коля шёл всю ночь в летних туфлях да ещё докладывал капитану как взрослый спокойно, изо всех сил держался бодро. «Курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика. Его круглый носик побагровел от студёного суховея. Обшелушенные, посиневшие губы неудержимо дрожали, но тёмные грустные глаза строго смотрели в лицо капитана.» В мальчике поражает аккуратное, бережливое отношение к одежде, не смотря на трудность обстановки. «Мальчик сбросил пальтишко, аккуратно свернул его подкладкой наружу и, привстав на цыпочки, повесил поверх капитанского полушубка.» Без пальто Коля выглядел головастым и худым, он долго и крепко недоедал. Но он не набрасывается на бутерброды и сахар, предложенные капитаном, а испытующим, осторожным взглядом выбирает кусочек поменьше и неторопливо кладёт рядом с чашкой. Здесь смелый, отважный Коля, не побоявшийся ночью перейти линию фронта, не смог сдержать слёз, потому что жалеет мать, о которой вспоминает. «Я не за себя разрюмился… Я стойкий. А вот маму вспомнил. Голодно у нас. Мама по ночам у немецкой кухни картофельные ошурки подбирает. Но раз часовой застал и по руке прикладом хватил, до сих пор рука не гнётся.» Выполняя своё дело, мальчик всё время заботливо беспокоится о матери, волнуется за её судьбу: «Немцы никому не позволяют уходить из совхоза. Нагрянут случайно для проверки – меня нет, они на матери выместят.»
|
Коля не мальчик, а клад для разведки. В его голосе звучит накал упорства, поэтому он стремится к выполнению поставленных перед собой задач. Отвечает обстоятельно, точно, подкрепляет сказанное фактами. «Капитан понял, что перед ним сидит не обыкновенный мальчик, от которого можно узнать только самые общие сведения, а очень зоркий, сознательный и точный разведчик.» К тому же разведчик Вихров прекрасно разбирался в картах. «Папа мой – геодезист. Я сам карты чертить могу.»
Кульминационной сценой в рассказе является прицельный огонь по деревне, разговор со скворечней, который придумал для артиллеристов маленький разведчик. В момент огня Коля должен был сидеть на чердаке дома и подавать сигналы. Конечно, ему было страшно, но долг, чувство ответственности заставили пересилить страх. Он преодолел его ради любви к своей Родине, к людям, к жизни. Разведчик батареи Николай Вихров боевое задание выполнил: «Немцы, ошеломлённые мощью и меткостью огневого удара батареи, потеряв опорные точки, сопротивлялись слабо и отходили.»
Борис Лавренёв показал нам в своём рассказе маленького русского человека, тринадцатилетнего героя-разведчика с большим сердцем, сердцем своего народа, ради которого он находит в себе силы, преодолевает страх, рискует жизнью, совершает подвиг, так как подвиг не может быть бессмысленным.
Приемы создания персонажей
В основе произведения лежит художественный приём – контраст. Контраст «сурового мира взрослых, опалённых порохом людей и хрупкого мира ребёнка войны».
Также использован приём говорящих фамилий. Фамилию Вихров автор даёт Коле не случайно. Она отражает его стойкий характер. Он не побоялся ночью в одиночку прийти на позиции, подсматривать за немцами и точно все записать, хотя за это и расстрелять могли.
|
Лаврентьев использует много эпитетов и деталей в описании внешности Коли, которые помогают охарактеризовать мальчика: «… курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика. Его круглый носик побагровел от студёного степного суховея. Обшелушённые, посинелые губы неудержимо дрожали, но тёмные грустные глаза пристально и почти строго смотрели в лицо капитана.»
С помощью глаголов автор передает переживания, внутреннее состояние героя: «Дрожу, а сам себе говорю: «Сиди! Сиди! Не имеешь права!» Так и досидел, пока боезапас рванул... Тогда сам не помню, как вниз скатился!»
Речевая характеристика имеет также немаловажное значение. Речь Коли меняется в зависимости от ситуации. Данные о размещении боеприпасов фашистов мальчик предоставил капитану как настоящий солдат, отвечал отрывисто, без лишних слов: «Рота мотоциклистов-автоматчиков. Взвод средних танков на свиноферме. По северному краю бахчи стрелковые окопы полного профиля. Танковое вооружение — калибр примерно пятьдесят миллиметров. Два дота у них там. Здорово укрепились, товарищ капитан. Десять дней грузовиками цемент таскали. Сто девять грузовиков ввалили.»
Однако Коля всё же ребёнок, и как только он вспоминает про мать, про их жизнь в савхозе, то речь его меняется: «Я ничего, товарищ капитан... Я не за себя разрюмился... Я стойкий. А вот маму вспомнил...»
Пафос
Произведение проникнуто героическим пафосом. Борис Лавренёв показал нам в своём рассказе маленького русского человека, тринадцатилетнего героя-разведчика с большим сердцем, сердцем своего народа, ради которого он находит в себе силы, преодолевает страх, рискует жизнью, совершает подвиг, так как подвиг не может быть бессмысленным.
Педагогическое значение
Б.Лаврентьев учит детей ценить то, что у них есть. Показывая ребёнка на войне, автор описывает жизнь, рисует одежду и внешность тринадцатилетнего мальчика в период Великой Отечественной войны. Всё говорит о том, что детям на войне не место. Автор также показывает героизм, мужество и стойкость героя. Коля Вихров – пример для подражения.
|
Л.Пантелеев "На ялике"
Герой в системе образов
«Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. Лицо у него было худенькое, серьезное, строгое, темное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки с якорем на околыше падали на запотевший лоб такие же белобрысые, соломенные, давно не стриженные волосы.»
Мотенька, Матвей Капитоныч, адмирал Нахимов – так называли персонажа рассказа Пантелеева «На ялике»
Отца Моти, перевозчика через Неву, убило осколком снаряда. Двенадцатилетний сын занял место отца. Теперь он бесстрашно под дождем осколков снарядов перевозит пассажиров на лодке через реку. Его точность в работе, как и бесстрашие, проявляются как закономерная норма поведения. А сам Матвей не по-детски, но вполне оправданно характером, с нескрываемой иронией реагирует на вопрос: «Неужели ты не боишься?» Матвеем Константиновичем величают его взрослые пассажиры, знающие, что он «и днем и ночью, и в дождь и в бурю», и «под осколками снарядов — всегда на посту: «... Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные весла? Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой еще, небось, не высохла кровь его отца? Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к веслам, и к черной невской воде. Даже отдаленный орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался. Вы подумайте только — он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий!..» — рассуждает рассказчик, профессиональный военный.
Двенадцатилетний Матвей Константинович не позволяет усомниться, что он не знаком с чувством жертвенности. «Воды бояться — в море не бывать», — отвечает он своему собеседнику на повторный вопрос: как же это может быть не страшно работать, если каждую минуту убить могут. «Ну что же! Конечно, могут. Всякое бывает. Могут и убить. Тогда что ж... Тогда, значит, придется Маньке за весла садиться.
— Какой Маньке?
— Ну какой? Сестренке. Она, вы не думайте, она хоть и маленькая, а силы-то у нее побольше, чем у другого пацана...» Маньке еще не было и десяти лет, хотя и она так же уверенно, ловко, привычно работала тяжелыми веслами. Суть, конечно, не в физической нагрузке. В силе духа! В силе внутренней абсолютной преданности делу, чести, памяти отца своего. В силе нравственной преемственности. В естественности и закономерности диктата сердца, который, одновременно, — диктат жизни в ее бессмертии.
|
Матвей, заменивший погибшего отца на переправе, каждодневно осознанно совершает взятый на себя долг сына своих родителей и матери-Родины. Такова норма бытия. Таков зов души.
Пафос
Пантелеев показывает тяжелый труд детей, оставшихся без отца. Они уже говорят и ощущают себя во многом взрослыми. Мы наблюдаем сентиментальный пафос. Рассказчик удивляется стойкости мальчика, отсутствию страха.
Педагогическое значение
Главная мысль рассказа Пантелеева «На ялике» заключается в том, что чувство долга и ответственности присуще не только взрослым, но и детям. Мальчик Мотя понимал, что такое ответственность, и когда погиб его отец, занимавшийся перевозом людей через Неву, Мотя продолжил его дело.
Рассказ Пантелеева «На ялике» учит быть ответственным, грамотно выполнять взятые на себя обязательства и никогда не паниковать.
Место произведения в творчестве писателя
С началом Великой Отечественной войны Лавренёв ушел на фронт добровольцем. Был военным корреспондентом центральных периодических изданий на Балтике, на Севере, на Черноморье. В годы войны были изданы два сборника его рассказов («Балтийцы раскуривают трубки», 1942; «Люди простого сердца», 1943). В один из них вошел рассказ «Разведчик Вихров», 1942г.В 1943 опубликовал героико-романтическую пьесу «Песнь о черноморцах», в 1945 — драму «За тех, кто в море!» (пьеса имела успех, много раз ставилась на театральной сцене). Начиная с середины 1940-х Лавренёв работал преимущественно как драматург (политическая драма «Голос Америки», 1950; пьеса «Лермонтов», 1953). Часто выступал как публицист по проблемам международной политики.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!