Место произведения в творчестве писателя — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Место произведения в творчестве писателя

2022-12-20 52
Место произведения в творчестве писателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Место произведения в творчестве писателя

С началом Великой Отечественной войны Лавренёв ушел на фронт добровольцем. Был военным корреспондентом центральных периодических изданий на Балтике, на Севере, на Черноморье. В годы войны были изданы два сборника его рассказов («Балтийцы раскуривают трубки», 1942; «Люди простого сердца», 1943). В один из них вошел рассказ «Разведчик Вихров», 1942г.В 1943 опубликовал героико-романтическую пьесу «Песнь о черноморцах», в 1945 — драму «За тех, кто в море!» (пьеса имела успех, много раз ставилась на театральной сцене). Начиная с середины 1940-х Лавренёв работал преимущественно как драматург (политическая драма «Голос Америки», 1950; пьеса «Лермонтов», 1953). Часто выступал как публицист по проблемам международной политики.

Где и когда происходит действие

Действия разворачиваются в годы Великой Отечественной войны в Крыму.

Особенности сюжета и композиции

На батарею краснофлотцев пришёл тринадцатилетний гость,вкуцом пальто и парусиновых туфлях.Замёрзший,курносый и скуластый мальчик,с удивительно твёрдым твёрдымвзглядом,передал командиру важные сведения о расположении немцев.Николай Вихров две недели собирал сведения о враге,а теперь точно указывал не только численность и подразделения немцев,но и безошибочно показал на карте стратегические объекты,доты,склады боеприпасов и топлива.

Удивлённый капитан попытался отставить Колю в расположении,но тот волновался за маму и проверку немцев.На наблюдательном пункте Коля в дальномер нашёл свою скворечню,акогда стемнело покинул батарею.

На рассвете начался обстрел,капитан не спал всю ночь и только увидев темный квадратик на шесте скворечни,успокоился и начал обстрел.Раз за разом накрывая цели,капитан видел знаки Коли,который показывал недолёт-перелёт,левее или правее.Уничтоживцели,капитан рванул в совхоз,к домику со скворечней под крышей.Он спешил обнять юного героя,совершившего взрослый подвиг.

Около дома ему в пояс поклонилась мать Николая,а затем и прибежал сам маленький русский человек, тринадцатилетний герой с большим сердцем, сердцем своего народа.

Композиция:

Экспозиция – описание мальчика

Завязка – прочтение записки

Кульминация – разгром боезапасов фашистов

Развязка – капитан пришел поблагодарить Колю

 

Герой в системе образов

Маленький герой, тринадцатилетний мальчик Коля Вихров, проявивший отвагу, смелость, мужество, спас односельчан и мать от фашистов, захвативших его деревню. Он почти босиком, «в парусиновых туфлях, протёртых на носках», пришёл к русским солдатам и принёс ценные сведения, которые собирал в течение двух недель, о том, сколько в совхозе «Новый путь» немцев, какого они полка, где у них расположены дзоты и другие укрепления. Краснофлотцы, опалённые порохом люди, удивлялись мужеству подростка: непогода, студёный суховей, степь, железная от мороза, а Коля шёл всю ночь в летних туфлях да ещё докладывал капитану как взрослый спокойно, изо всех сил держался бодро. «Курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика. Его круглый носик побагровел от студёного суховея. Обшелушенные, посиневшие губы неудержимо дрожали, но тёмные грустные глаза строго смотрели в лицо капитана.» В мальчике поражает аккуратное, бережливое отношение к одежде, не смотря на трудность обстановки. «Мальчик сбросил пальтишко, аккуратно свернул его подкладкой наружу и, привстав на цыпочки, повесил поверх капитанского полушубка.» Без пальто Коля выглядел головастым и худым, он долго и крепко недоедал. Но он не набрасывается на бутерброды и сахар, предложенные капитаном, а испытующим, осторожным взглядом выбирает кусочек поменьше и неторопливо кладёт рядом с чашкой. Здесь смелый, отважный Коля, не побоявшийся ночью перейти линию фронта, не смог сдержать слёз, потому что жалеет мать, о которой вспоминает. «Я не за себя разрюмился… Я стойкий. А вот маму вспомнил. Голодно у нас. Мама по ночам у немецкой кухни картофельные ошурки подбирает. Но раз часовой застал и по руке прикладом хватил, до сих пор рука не гнётся.» Выполняя своё дело, мальчик всё время заботливо беспокоится о матери, волнуется за её судьбу: «Немцы никому не позволяют уходить из совхоза. Нагрянут случайно для проверки – меня нет, они на матери выместят.»

Коля не мальчик, а клад для разведки. В его голосе звучит накал упорства, поэтому он стремится к выполнению поставленных перед собой задач. Отвечает обстоятельно, точно, подкрепляет сказанное фактами. «Капитан понял, что перед ним сидит не обыкновенный мальчик, от которого можно узнать только самые общие сведения, а очень зоркий, сознательный и точный разведчик.» К тому же разведчик Вихров прекрасно разбирался в картах. «Папа мой – геодезист. Я сам карты чертить могу.»

Кульминационной сценой в рассказе является прицельный огонь по деревне, разговор со скворечней, который придумал для артиллеристов маленький разведчик. В момент огня Коля должен был сидеть на чердаке дома и подавать сигналы. Конечно, ему было страшно, но долг, чувство ответственности заставили пересилить страх. Он преодолел его ради любви к своей Родине, к людям, к жизни. Разведчик батареи Николай Вихров боевое задание выполнил: «Немцы, ошеломлённые мощью и меткостью огневого удара батареи, потеряв опорные точки, сопротивлялись слабо и отходили.»

Борис Лавренёв показал нам в своём рассказе маленького русского человека, тринадцатилетнего героя-разведчика с большим сердцем, сердцем своего народа, ради которого он находит в себе силы, преодолевает страх, рискует жизнью, совершает подвиг, так как подвиг не может быть бессмысленным.

Приемы создания персонажей

В основе произведения лежит художественный приём – контраст. Контраст «сурового мира взрослых, опалённых порохом людей и хрупкого мира ребёнка войны».

Также использован приём говорящих фамилий. Фамилию Вихров автор даёт Коле не случайно. Она отражает его стойкий характер. Он не побоялся ночью в одиночку прийти на позиции, подсматривать за немцами и точно все записать, хотя за это и расстрелять могли.

Лаврентьев использует много эпитетов и деталей в описании внешности Коли, которые помогают охарактеризовать мальчика: «… курносый, скуластый, в куцем пальтишке с рыжим воротником из шерстяного бобрика. Его круглый носик побагровел от студёного степного суховея. Обшелушённые, посинелые губы неудержимо дрожали, но тёмные грустные глаза пристально и почти строго смотрели в лицо капитана.»

С помощью глаголов автор передает переживания, внутреннее состояние героя: «Дрожу, а сам себе говорю: «Сиди! Сиди! Не имеешь права!» Так и досидел, пока боезапас рванул... Тогда сам не помню, как вниз скатился!»

Речевая характеристика имеет также немаловажное значение. Речь Коли меняется в зависимости от ситуации. Данные о размещении боеприпасов фашистов мальчик предоставил капитану как настоящий солдат, отвечал отрывисто, без лишних слов: «Рота мотоциклистов-автоматчиков. Взвод средних танков на свиноферме. По северному краю бахчи стрелковые окопы полного профиля. Танковое вооружение — калибр примерно пятьдесят миллиметров. Два дота у них там. Здорово укрепились, товарищ капитан. Десять дней грузовиками цемент таскали. Сто девять грузовиков ввалили.»

Однако Коля всё же ребёнок, и как только он вспоминает про мать, про их жизнь в савхозе, то речь его меняется: «Я ничего, товарищ капитан... Я не за себя разрюмился... Я стойкий. А вот маму вспомнил...»

Пафос

Произведение проникнуто героическим пафосом. Борис Лавренёв показал нам в своём рассказе маленького русского человека, тринадцатилетнего героя-разведчика с большим сердцем, сердцем своего народа, ради которого он находит в себе силы, преодолевает страх, рискует жизнью, совершает подвиг, так как подвиг не может быть бессмысленным.

Педагогическое значение

Б.Лаврентьев учит детей ценить то, что у них есть. Показывая ребёнка на войне, автор описывает жизнь, рисует одежду и внешность тринадцатилетнего мальчика в период Великой Отечественной войны. Всё говорит о том, что детям на войне не место. Автор также показывает героизм, мужество и стойкость героя. Коля Вихров – пример для подражения.

Л.Пантелеев "На ялике"

Герой в системе образов

«Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. Лицо у него было худенькое, серьезное, строгое, темное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки с якорем на околыше падали на запотевший лоб такие же белобрысые, соломенные, давно не стриженные волосы.»

Мотенька, Матвей Капитоныч, адмирал Нахимов – так называли персонажа рассказа Пантелеева «На ялике»

Отца Моти, перевозчика через Неву, убило осколком снаряда. Двенадцатилетний сын занял место отца. Теперь он бес­страшно под дождем осколков снарядов перевозит пассажи­ров на лодке через реку. Его точность в работе, как и бес­страшие, проявляются как закономерная норма поведения. А сам Матвей не по-детски, но вполне оправданно характером, с нескрываемой иронией реагирует на вопрос: «Неужели ты не боишься?» Матвеем Константиновичем величают его взрос­лые пассажиры, знающие, что он «и днем и ночью, и в дождь и в бурю», и «под осколками снарядов — всегда на посту: «... Как может этот маленький человек держать в руках эти страш­ные весла? Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой еще, небось, не высохла кровь его отца? Ведь, каза­лось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертель­ным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к веслам, и к черной невской воде. Даже отдаленный орудий­ный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тос­кой его маленькое сердце. А ведь он улыбался. Вы подумайте только — он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий!..» — рассуждает рассказчик, профес­сиональный военный.

Двенадцатилетний Матвей Константинович не позволяет усомниться, что он не знаком с чувством жертвенности. «Воды бояться — в море не бывать», — отвечает он своему собесед­нику на повторный вопрос: как же это может быть не страш­но работать, если каждую минуту убить могут. «Ну что же! Конечно, могут. Всякое бывает. Могут и убить. Тогда что ж... Тогда, значит, придется Маньке за весла садиться.

— Какой Маньке?

— Ну какой? Сестренке. Она, вы не думайте, она хоть и маленькая, а силы-то у нее побольше, чем у другого паца­на...» Маньке еще не было и десяти лет, хотя и она так же уверенно, ловко, привычно работала тяжелыми веслами. Суть, конечно, не в физической нагрузке. В силе духа! В силе внут­ренней абсолютной преданности делу, чести, памяти отца своего. В силе нравственной преемственности. В естествен­ности и закономерности диктата сердца, который, одновре­менно, — диктат жизни в ее бессмертии.

Матвей, заменивший погибшего отца на переправе, каж­додневно осознанно совершает взятый на себя долг сына своих родителей и матери-Родины. Такова норма бытия. Таков зов души.

Пафос

Пантелеев показывает тяжелый труд детей, оставшихся без отца. Они уже говорят и ощущают себя во многом взрослыми. Мы наблюдаем сентиментальный пафос. Рассказчик удивляется стойкости мальчика, отсутствию страха.

Педагогическое значение

Главная мысль рассказа Пантелеева «На ялике» заключается в том, что чувство долга и ответственности присуще не только взрослым, но и детям. Мальчик Мотя понимал, что такое ответственность, и когда погиб его отец, занимавшийся перевозом людей через Неву, Мотя продолжил его дело.

Рассказ Пантелеева «На ялике» учит быть ответственным, грамотно выполнять взятые на себя обязательства и никогда не паниковать.

 

Место произведения в творчестве писателя

С началом Великой Отечественной войны Лавренёв ушел на фронт добровольцем. Был военным корреспондентом центральных периодических изданий на Балтике, на Севере, на Черноморье. В годы войны были изданы два сборника его рассказов («Балтийцы раскуривают трубки», 1942; «Люди простого сердца», 1943). В один из них вошел рассказ «Разведчик Вихров», 1942г.В 1943 опубликовал героико-романтическую пьесу «Песнь о черноморцах», в 1945 — драму «За тех, кто в море!» (пьеса имела успех, много раз ставилась на театральной сцене). Начиная с середины 1940-х Лавренёв работал преимущественно как драматург (политическая драма «Голос Америки», 1950; пьеса «Лермонтов», 1953). Часто выступал как публицист по проблемам международной политики.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.