Фокусирование, или осмысленная постановка задачи — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Фокусирование, или осмысленная постановка задачи

2023-01-02 42
Фокусирование, или осмысленная постановка задачи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вам нужна новая идея? Попробуйте в любом деле, каким бы вы ни занимались, найти фокусную точку – нечто, на чем вы можете сфокусироваться, чтобы затем предпринять мыслительные усилия и найти новую идею. Даже если вы не ищете новые идеи – фокусирование само по себе является полезным упражнением, вырабатывающим привычку творческого подхода к жизни. К тому же это упражнение не требует специального места и времени, вы можете им заниматься, не отрываясь от обычных дел.

Например, вы отвлеклись на телефонный разговор, и ваш обед остыл. Сфокусируйтесь на этом факте, и подумайте, как можно было бы этого избежать. Может быть, изобрести стол с подогревом, или устройство, куда можно поставить тарелку, чтобы она не остывала?

Вы скучаете на вокзале в ожидании своей электрички. Сфокусируйтесь на идее, как можно было бы скрасить пассажирам это ожидание. Может, устраивать мини‑представления театра пантомимы (речь из‑за вокзального шума будет плохо слышна), или показывать немое кино?

Вы склеивали чашку и испачкали часть ее поверхности, да и руки, клеем. Может быть, можно изобрести клей, который не будет пачкать руки, или, по крайней мере, легко смываться? Или вместе с клеем продавать перчатки, либо средство для его удаления?

Как видим, метод фокусирования можно применять к чему угодно и в любой момент. Если вы будете регулярно в этом упражняться, то обязательно найдете чувствительную к идеям точку. Чувствительная к идеям точка – эта та область, где новая идея приносит самый значительный эффект. При определенном опыте вы научитесь распознавать идеи, имеющие большой потенциал. А если уж вы найдете такую идею, то она сама заставит вас действовать.

 

Метод случайного слова

 

Этот метод основан на том, что наш мозг является самоорганизующейся системой, способной устанавливать взаимосвязи между, казалось бы, не связанными вещами.

Какую бы задачу вы ни пытались решить, вы в любой момент можете выбрать новую начальную точку для ее решения, и найти от этой точки совершенно неожиданный путь к цели. Особенно это помогает, если ваша фантазия иссякла, разум отказывается рождать новые идеи, и вы просто не представляете, что вам дальше делать.

Лучше всего сделать так: открывать наугад словарь и выписывать оттуда первые попавшиеся слова (только существительные). Таким образом составить список из шестидесяти слов. Когда вам потребуется найти новую идею, вы можете просто посмотреть на минутную (или секундную) стрелку часов. На какой отметке эта стрелка – такое по счету слово вы выбираете (например, стрелка показывает 21 минуту, значит, вы выбираете 21‑е слово в вашем списке).

Можно сделать и проще – открывая наугад словарь, с закрытыми глазами помещать палец на страницу, затем смотреть, в какое слово вы попали. Правда, вам будут попадаться не только существительные – в таком случае просто ищите ближайшее к вашему пальцу существительное.

Если вам показалось, что найденное слово ничем вам помочь не может (а поначалу вам будет казаться именно так), все равно не спешите отбросить этот метод как алогичный, неподходящий для вас, или неработающий. Он работает, и еще как. Не поддавайтесь и соблазну найти другое слово, более «подходящее». Помните, чем более неподходящим кажется вам слово, тем больше творческих возможностей оно сулит. Тогда как «подходящее» слово позволит слишком легко выявить взаимосвязи, а значит, опять столкнет вас на путь стандартных, шаблонных решений.

Например, вы владелец магазина, и думаете, каким ассортиментом заинтересовать покупателя. Вам попадается слово «качество». Аналогии слишком прямые, а потому неинтересные – ничего кроме идеи продавать качественный товар вам, скорее всего, в голову не придет.

Иное дело, если, к примеру, вам попадется слово «крокодил». Здесь уже открывается простор для воображения: изделия из крокодиловой кожи, игрушечные звери, в том числе и крокодилы, товары для охоты, и чучело крокодила в витрине (почему бы и нет?). А может, забавный крокодильчик будет рекламировать ваш товар?

Могут возникнуть и еще менее прямые (а потому более интересные) аналогии: крокодил опасен, он всех отпугивает – это наводит на мысль продавать средства для самозащиты, безопасности, отпугивания злоумышленников. Или: крокодил зубастый – отсюда идея бизнеса на инструментах стоматологии, а также всевозможных средствах для укрепления, очищения, отбеливания зубов.

Чтобы извлечь максимум пользы из метода случайного слова, вам нужно только предпринять мыслительное усилие, чтобы заставить свой мозг работать – нацелить его на поиск взаимосвязи. Используйте знакомые вам навыки стратегического мышления (см. Шаг 1).

Если вы не видите прямых, очевидных взаимосвязей, это еще не значит, что их нет. Ищите непрямые, косвенные взаимосвязи, ищите всевозможные ассоциации. Не обязательно перебирать в уме все свойства, качества предмета или явления, обозначаемого найденным вами случайным словом. Берите первую характеристику, какая придет в голову, и думайте, как применить ее к решаемой вами задаче. Мозг, настроенный на поиск взаимосвязей, непременно их найдет.

 

Следующие примеры из книги Эдварда де Боно «Серьезное творческое мышление» показывают, какую большую пользу можно извлечь из этого, казалось бы, алогичного метода.

Предположим, вы задумываетесь, как усовершенствовать копировальный аппарат. Вам попадается слово «нос». Оно наводит вас на мысль о запахе. Может быть, можно спроектировать ароматический картридж‑приставку, которая будет сигнализировать определенным запахом о перебоях в работе аппарата (к примеру, запах лаванды указывает, что в лотке кончилась бумага, а запах камфары – о том, что надо сменить картридж с чернилами)?

Другой пример: вы думаете, какие новшества ввести в производство сигарет, и вам попадается слово «светофор». Вы вспоминаете его красный сигнал, и думаете: а что если опоясать сигареты красной полоской на некотором расстоянии от основания? Эта полоска будет обозначать зону повышенной опасности – если не докурить до нее, то здоровью курильщика будет нанесен меньший вред.

 

 

Метод создания срезов

 

Создание среза – это написание первых приходящих в голову, во многом случайных фраз‑утверждений, имеющих отношение к интересующей вас области. Эти фразы вовсе не должны охватывать все стороны явления. Они не должны быть и логически взаимосвязаны – напротив, чем меньше связи, тем лучше.

 

Вот, например, как выглядит срез о продаже пива:

… считается мужским напитком.

… легко пить, легко купить.

… трудно показать различие между сортами.

… часто покупается женщинами в продовольственных магазинах.

… новые категории потребителей, новые возможности для покупки.

Из этого среза вытекают следующие идеи: во‑первых, в рекламе пива сопоставлять каждый сорт с определенной пищей – например, сорт такой‑то подходит к жареному цыпленку, а такой‑то к рыбе и устрицам; и во‑вторых, найти новые возможности для привлечения женщин в качестве покупателей этого напитка.

 

Составление среза требует некоторого опыта. Для начала не стремитесь составить много фраз, ограничьтесь, к примеру, пятью. Преодолейте стремление полностью и связно описать интересующее вас явление – а поначалу это стремление обязательно возникнет. Помните, что наибольшую ценность представляют именно случайные и не связанные между собой фразы.

Чтобы получить результат от составления среза, просто перечитывайте написанное вновь и вновь, пока в вашем сознании не забрезжит хотя бы намек на новую идею. Не форсируйте этот процесс, идея должна возникнуть как бы сама собой.

Главный смысл среза в том, что он активизирует ваше сознание и заставляет ваш разум совершать работу по поиску не бросающихся в глаза, но интересных идей.

 

Метод дизайна

 

Этот способ помогает тогда, когда вы имеете лишь общее представление о вашей цели, не можете четко определить конечный результат, а значит, и не представляете, каковы должны быть способы достижения этого результата.

Так часто бывает, когда мы хотим придумать то, чего еще нет и никогда раньше не было – новое кулинарное изделие, новый головной убор, новый архитектурный шедевр, новый способ привлечения покупателей или новый рекламный ход.

Дизайн – это способ соединить разрозненные части чего‑либо. Так архитектор создает проект здания из отдельных компонентов, так модельер объединяет вместе разные детали туалета. Самое интересное в этом процессе – то, что в результате может появиться нечто совершенно неожиданное.

На первом этапе применения метода дизайна надо составить перечень требований к тому результату, который вы хотите получить. Таким образом вы начнете прояснять для себя очертания вашей цели и намечать способы ее достижения.

 

Вот, например, как может выглядеть перечень требований для создания инвалидного кресла (пример из книги Эдварда де Боно «Научите себя думать»):

• бесшумность;

• безвредность для окружающей среды;

• легкость заправки;

• легкость в управлении;

• возможность въезда и выезда из транспорта;

• большая мощность;

• небольшие габариты.

При ближайшем рассмотрении мы видим, что каждое из этих требований легко удовлетворить в отдельности, но метод дизайна в том и состоит, чтобы объединить их все вместе в одном изделии. А это уже более сложная и творческая задача.

Чтобы ее решить, надо перейти ко второму этапу – из составленного вами списка требований выбрать приоритеты, не больше чем один‑два. К примеру, вы решили сделать приоритетом легкость в управлении. Теперь уже можно решать, каким образом этого достичь. Может быть, вы придете к мысли, что проще всего этого достичь, используя электрический мотор. Тогда будут удовлетворены и другие требования – бесшумность, большая мощность, безвредность для окружающей среды.

На третьем этапе думайте, как удовлетворить остальные требования. Можно также пересматривать список требований, чтобы они лучше сочетались друг с другом.

Таким образом вы намечаете конкретные шаги к достижению вашей цели – и самое интересное, что цель в итоге может видоизмениться. Потому что по ходу дела вы преобразуете конечный результат так, чтобы он отвечал требованиям вашего проекта.

Методом дизайна можно искать способы решения любых задач – не только в бизнесе или производстве, но и, к примеру, для планирования отпуска. Вы так же составляете список требований, куда могут входить, например, такие пункты:

• подходящий климат;

• границы стоимости;

• польза для здоровья;

• доступность развлечений;

• экскурсии и другие познавательные мероприятия;

• хорошая компания;

• и т. д.

 

Дальше вы выбираете приоритетные для вас требования, ищете возможность в первую очередь удовлетворить их (решаете, где, как, кем они могут быть удовлетворены), затем находите возможность удовлетворить также другие требования, либо меняете их перечень – и из общего неконкретного представления идея отпуска начинает вырисовываться все более явственно и обретать все более четкие очертания.

 

«Чаще всего под словом “дизайн” понимают дизайн графический или визуальный. Иногда его используют для обозначения чисто внешнего лоска. Однако нам давно пора расширить значение этого слова, распространив его на любые ситуации, где соединение нескольких элементов должно привести к определенному эффекту. Всякий раз, когда стандартные действия оказываются неэффективными, мы нуждаемся в дизайне. Дизайн – основа действия».

Эдвард де Боно. Серьезное творческое мышление

 

 

Практика

 

 

Упражнение 1

 

Каждый день возьмите за правило читать какую‑нибудь статью из любой газеты или журнала, не имеющую прямого отношения к вашей деятельности. Выбирайте эту статью случайным образом – читайте то, к чему само собой привлеклось ваше внимание, что первым попалось на глаза, не анализируя и не строя заранее предположений о теме и содержании статьи. Ваша задача: найти в случайной статье фокусную точку – то, на чем можно сфокусироваться и прийти к какой‑либо идее.

Обязательно запишите ход ваших мыслей и то, к каким идеям вы пришли.

Также вы можете использовать любые попадающиеся вам на глаза тексты для работы по методу случайного слова.

Можно сделать и так: прочитать любую статью на любую тему и начать поиск взаимосвязей – как вы можете использовать извлеченную из статьи информацию для решения интересующей вас задачи.

 

Упражнение 2

 

Составьте список как минимум из десяти ваших идей, или просто желаний, которые вы хотели бы осуществить, но у вас пока нет даже самого смутного представления о том, как можно это сделать. Не торопитесь, потратьте на составление этого списка, если надо, не один день. Например, вы бы хотели:

• найти новую работу (пока не знаете, какую и где ее искать);

• начать свой бизнес (не знаете, какой именно, и с чего начать);

• построить дом;

• поставить спектакль, который привлечет зрителей;

• написать книгу;

• выгодно вложить деньги;

• совершить интересное путешествие;

• и т. д.

 

Примеры должны быть именно вашими – пишите то, чего вам действительно хотелось бы.

Затем выберите одну идею, которая кажется вам приоритетной. Остальные расставьте в порядке убывания значимости.

Для первой и главной идеи выполните метод создания среза. Запишите, на какие мысли это вас навело.

Затем выполните метод дизайна. Запишите ваш ход мысли и то, какие очертания приобретает ваша идея и способы ее достижения.

Если вам все еще не хватает идей, выполните методы фокусирования и случайного слова.

После этого попробуйте составить более или менее конкретный план достижения вашей цели.

Не исключено, что на этом этапе вам будет уже ясно, как ее достичь. В таком случае можете начинать действовать.

После проведите аналогичную работу по остальным девяти (если у вас их больше – то больше) целям, даже если по разным причинам передумали достигать их в реальности – но в любом случае такая работа необходима вам для тренировки способности к творческому мышлению.

 

Упражнение 3

 

Хороший способ натренироваться в творческом мышлении и научиться методу дизайна – играть в игру наподобие кубиков, мозаики, или складывания паззла. С той только разницей, что у мозаики или паззла есть, как правило, лишь один верный вариант складывания, и в результате может получиться лишь одна картинка – или не получиться никакой. В нашем же случае возможно множество вариантов комбинации одних и тех же элементов – каждый раз с разным результатом.

Предположим, у вас есть какая‑то пока еще не очень четко оформленная идея. К примеру, вы хотите разработать новую модификацию письменного стола, чтобы он был удобным, простым и при этом многофункциональным. Напишите список ваших требований – каковы должны быть параметры этого стола. Его размеры, вес, наличие ящиков, полок, для какого рода работы он должен подходить (для работы с бумагами; на компьютере; или для того и другого, и т. д.), как вписываться в те или иные интерьеры. Затем исходя из этих требований составьте список возможных вариантов деталей, размеров, материалов, и т. д. Например: материал – дерево, пластик, металл; форма – овальная, прямоугольная, Г‑образная; поверхность – натуральная, полированная, окрашенная; цвет – натуральной древесины, белый, черный; месторасположение – у стены, в углу, по центру помещения, и т. д. Чем больше разных параметров и их разновидностей у вас получится – тем лучше.

Затем напишите каждый из вариантов на отдельной карточке, и разложите в столбцы надписями вниз (отдельный параметр – отдельный столбец, то есть один столбец – «Материалы», и в нем карточки: «Дерево», «Металл», и т. д., другой столбец – «Форма», и в нем карточки – «Овальная», «Прямоугольная», и т. д. по каждому параметру). Дальше случайным образом вынимайте по одной карточке из каждого столбца и смотрите, какая комбинация возникает в результате. Чем больше параметров и их значений – тем больше пользы вы извлечете из такой игры, где разные значения сходятся случайным образом. Вы неожиданно для себя узнаете, как много возможностей таит в себе такая, казалось бы, простая вещь, как дизайн письменного стола.

Точно такой же метод вы можете применить к множеству других идей и разработок – от новой прически или костюма до нового метода обслуживания покупателей или новой модели сотового телефона.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.