Учебный вопрос № 4. Профессиограмма и психограмма профессиональной деятельности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Учебный вопрос № 4. Профессиограмма и психограмма профессиональной деятельности

2022-11-14 22
Учебный вопрос № 4. Профессиограмма и психограмма профессиональной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профе́ссиогра́мма (от лат. рrofessio — специальность +gramma — за-пись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

ПРОФЕССИОГРАММА — документ, отражающий условия и содержательную обобщенную характеристику определенной профессии, требования (социальные, психологические и пр.) к специалисту — носителю данной профессии и определение, исходя из этих требований, необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности; ядром профессиограммы является психограмма.

Психограмма — важнейшая часть профессиограммы — характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.

Для составления психограммы используются следующие источники информации: документы (инструкции, положения, хронометражные таблицы, описания), устные и письменные опросы работников, в том числе анкеты, личные наблюдения, лабораторные и естественные эксперименты, данные «пилотажных» (пробных, целевых) исследований, эргономические исследования на рабочих местах (киноциклография, электроокулография, телеметрия физиологических параметров, электроэнцефалография, телехронорефлексометрия) и др.

Структура психологической характеристики профессии (специальности, группы рабочих мест, рабочего места) такова:

• требования к оборудованию, организации и условиям труда;

• социально-психологические параметры трудового коллектива;

• комплекс требований к психике человека (нейропсихическим, психофизиологическим, личностным, интеллектуальным свойствам; к состояниям — эмоционально-волевым установкам, работоспособности, измененным состояниям; к процессам адаптации, обучения, восприятия, ритмам);

• требования к организации психолого-педагогических аспектов труда;

• требования к руководителю — организатору, педагогу, специалисту, личности.

Общая схема составления предварительной профессиограммы такова: перечисляются параметры психических функций, группа экспертов определяет функциональную их сопряженность с требованиями профессиональной деятельности (не требуется — требуется со степенью низкой, средней, высокой), затем отбираются наиболее существенные, по мнению экспертов, качества.

Объектом рассмотрения могут быть такие параметры психических функций:

• высокая абсолютная чувствительность: зрительного анализатора, слухового анализатора, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др. (можно рассмотреть отдельно абсолютную и относительную чувствительность тех или иных анализаторных систем как чувствительность к изменениям интенсивности фактора);

• быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д. Методы выявления этих качеств описаны в работах К.К. Платонова по индустриальной психологии;

• восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;

• наблюдательность;

• показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределенность, помехоустойчивость;

• разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;

• показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;

• способность запоминать, хранить в памяти и воспроизводить правила, инструкции;

• разновидности мышления: наглядно-действенное, абстрактно-логическое, образное, репродуктивное, продуктивное (творческое);

• скорость мыслительных действий;

• способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;

• способность быстро и точно принимать решения;

• инициативность;

• хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;

• показатели психомоторной деятельности: скорость, точность, координация, устойчивость, ритм двигательных актов;

• скорость реакции в простых и сложных ситуациях;

• подвижность пальцев;

• точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;

• быстрота выработки и перестройки двигательных и умственных навыков;

• разборчивость речи;

• отсутствие в напряженной обстановке: напряженности, растерянности, тенденций к возбуждению и нервозности, замешательства, чрезмерной осторожности;

• способность работать при наличии риска или опасности с сохранением или повышением производительности (вид стресса, устойчивость к стрессам);

• уравновешенность;

• бдительность;

• показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность (можно добавить: акцентуация характера, конфликтность, локус контроля, темперамент, психологический тип, психологический профиль по Кэттеллу, коэффициент интеллекта IQ и др.);

• моральные качества, стремление к развитию в работе, к руководству, трудовой или культурно-производственный потенциал, потенциал к руководящей работе;

• положительная мотивация и направленность на профессиональную деятельность;

• профессионально-обусловленные качества (готовность к работе): подготовленность, опыт профессиональной деятельности (психомоторный, интеллектуальный, технический, организаторский), определяемый спецификой профессии, специальности, организацией и содержанием труда.

С целью разработки более точной профессиограммы, например, для совершенствования организации труда и оздоровления работников, полезно разработать профессиографический опросник, содержащий перечень признаков, степень их важности и периодичности применения качеств, предварительно отобранных компетентными экспертами.

При заполнении профессиографического опросника следует отметить порядковый номер важного для данной профессии качества, а степень важности обозначить в соответствующей графе числовым и буквенным кодом по следующей системе:

• важность качества:

1 — совершенно необходимо,

2 — весьма желательно,

3 — желательно,

4 — почти безразлично;

• качество требуется:

ПС — постоянно,

ПР — периодически,

ИН — иногда.

Профессиограмма «Спасатель» (оказывает людям помощь в чрезвычайных ситуациях).

Когда люди попадают в беду и становятся жертвами транспортных аварий, неосторожного обращения с бытовыми приборами, наводнений, землетрясений, лесных пожаров, террористических актов, когда за захлопнувшимися дверьми остаются маленькие дети или пожилые люди, не выключенные электроприборы, вода, газ, и во многих подобных случаях — именно спасатели приходят на помощь.

В среде профессионалов спасения существуют различные специализации. Представители одних подразделений являются превосходными альпинистами и работают в горах или на высотных зданиях, другие прекрасно подготовлены для эвакуации работников шахт и рудников, оказавшихся в подземной западне. Бойцы третьих отрядов отлично ориентируются в подземных пещерах, чтобы в случае необходимости помочь попавшим в беду спелеологам. Работают и водные спасатели, и пожарные, и спасательно-поисковые отряды...

Нельзя не сказать и о сотрудниках-универсалах, каждый из которых имеет более десяти различных профессий: водителя, парашютиста, фельдшера, газосварщика, аквалангиста, пожарного и т. д. Ведь сотрудники данной службы постоянно сталкиваются с ситуациями, когда нельзя ждать прибытия узкого специалиста, необходимо срочно оказать помощь, чтобы спасти чью-то жизнь. Элитой отечественных спасателей является Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС РФ (Центроспас), бойцы которого по тревоге вылетают в места всех крупнейших мировых катастроф.

Дежурный экипаж спасателей всегда находится в состоянии полной боевой готовности и по тревоге может собраться и выехать в течении нескольких минут. Выезжают к месту происшествия обычно на специально оборудованной машине, оснащенной всем необходимым для проведения спасательной операции в экстремальных условиях. Свободное от вызовов время спасатели проводят в тренировках, в спортзале, испытывают и ремонтируют оборудование. Их работа, как правило, организована посменно — они дежурят сутки (а иногда и дольше), после чего получают несколько дней отдыха.

Но даже в периоды между дежурствами они должны быть постоянно доступны по мобильному телефону и, за исключением периода отпуска, не имеют права уезжать в такие места, откуда невозможно быстро вернуться. Ведь, когда происходит крупная чрезвычайная ситуация, для ее ликвидации вызывают и тех спасателей, которые в данный момент не дежурят. Спасатель, непосредственно занимающийся оказанием помощи — профессия мужская; женщины могут найти себя в этой сфере на должностях, связанных со сбором информации и/или управлением.

Итак, спасатель — это специалист, служащий в подразделении или формировании, входящем в силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполняющих обязанности по проведению аварийно-спасательных работ, имеющий соответствующую подготовку для этого и квалификацию, подтвержденные в аттестационном порядке.

Деятельность специалистов и их права регламентированы Федеральным Законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ).

Специфический характер деятельности спасателя МЧС России Специфический характер деятельности спасателя обусловлен высокой вероятностью влияния на специалистов ряда неблагоприятных факторов высокой интенсивности:

- психическое напряжение в состоянии готовности;

- критические температуры окружающей среды;

- вибрация;

- шумовой фон;

- световой фон;

- внезапные световые и звуковые сигналы;

- работа в средствах индивидуальной защиты;

- работа в специальной одежде;

- повышенная физическая нагрузка;

- неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;

- информационная неопределенность;

- дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;

- ответственность за результаты деятельности, напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;

- эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;

- опасность для жизни.

Требования к общеобразовательной подготовке — не ниже высшего образования.

Требования к специальной подготовке.

Первоначальное (базовое) обучение проходят все спасатели МЧС России в установленные сроки. Закончив обучение, спасатели сдают экзамены и зачеты. При успешном завершении занятий им присваивается статус спасателя, выдаются книжка и жетон спасателя.

Первоначальное обучение спасателей включает в себя обязательное изучение материалов учебных программ:

- Базовая программа психологической подготовки спасателей на территории РФ.

- Программа подготовки спасателей РФ по оказанию первой медицинской помощи пострадавших при чрезвычайных ситуациях.

- Программа первоначальной противопожарной подготовки аварийно-спасательных формирований РФ.

Основной формой поддержания и повышения профессионального уровня спасателей МЧС России является непрерывное обучение без отрыва от производственной деятельности. Обучение осуществляется на основе учебной программы «Базовая программа психологической подготовки спасателей на территории РФ». Цели этой программы состоят в совершенствовании профессиональных навыков и умений, поддержании, повышении физического и профессионального уровня спасателей.

Объем знаний и умений, необходимый для выполнения обязанностей на среднем уровне.

Знать:

- порядок действий и правила техники безопасности при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, катастрофах на транспорте;

- порядок применения спецоборудования, средств защиты при выполнении спасательных работ;

- порядок и правила ведения радиосвязи;

- способ и порядок вызова дополнительной помощи (кинологов, врачей, других специалистов поисково-спасательной службы).

Уметь:

- проводить разведку в зоне чрезвычайной ситуации;

- производить поиск и спасение людей при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, катастрофах на транспорте;

- проводить газоспасательные, аварийные подводно-технические (водолазные) работы;

- производить десантирование в зоны ЧС (в том числе грузов);

- пользоваться спецоборудованием, средствами индивидуальной защиты, средствами связи;

- оказывать первую медицинскую помощь.

Требования к профессиональным знаниям и умениям спасателя зависят от его класса, специализации и определяются в соответствии с Положением «Об аттестации поисково-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Российской Федерации» (Утверждено Положением ГКЧС России от 27 сентября 1997 г. № 4, раздел 3).

Боевое дежурство включает в себя следующие действия и операции:

- прием смены (осмотр автомашины со спецоборудованием на предмет комплектации, функционирования, наличия достаточного количества топлива в агрегатах, расходных материалов, проверка спецобмундирования). Продолжительность осмотра 1,5-2 ч., подписывается лист принятия дежурства;

- занятия и сдача зачетов по дисциплинам, входящим в план профессиональной подготовки спасателей. Продолжительность 2-4 ч.

В случаях поступления сигнала о чрезвычайных происшествиях в зоне реагирования отряда старший смены получает информацию от оперативного дежурного. При необходимости производится доукомплектование оборудования в оперативной машине. Выезд осуществляет группа в количестве 5-6 человек: водитель, врач смены, 3-4 спасателя;

- проведение спасательных работ;

- передача смены.

Режим несения боевых дежурств:

- продолжительность оперативного дежурства — 2 суток. В случае производственной необходимости отдельные специалисты могут быть оставлены для усиления заступающей дежурной смены;

- длительность отдыха после дежурства — 6 суток;

- в резервном режиме — 2 суток. Специалисты находятся в системе оповещения, в случае выезда дежурной смены спасателей на ЧС, вызываются на базу и заступают на внеочередное боевое дежурство. При необходимости часть спасателей резервной смены может быть привлечена для выезда с дежурной сменой на место ЧС.

Санитарно-гигиенические условия:

- проживание в бытовом помещении, микроклимат бытового помещения;

- работа на открытом воздухе в естественных природных условиях;

- работа в необычных условиях (микроклимат производственных предприятий различного профиля деятельности);

- в водной среде, микроклимат акваторий средней полосы России; микроклимат водной среды гидротехничесих объектов.

Спасательные работы на крупных ЧС могут осуществляться как в пределах России, так и за рубеж, и включают в себя следующие действия и операции — предполетную подготовку, уточнение информации относительно особенностей ЧС; составление списка необходимого оборудования и вылетающих специалистов; погрузка самолета. Продолжительность предполетной подготовки от 45 мин. до 3 ч. в зависимости от объявленной готовности.

- транспортировка к месту ЧС;

- разгрузка самолета и прибытие к месту ЧС;

- постановка задач;

- деление прибывших спасателей на рабочие группы;

- разведка на выделенном для работы объекте;

- проведение спасательных работ с использованием спецоборудования;

- ведение радиосвязи.

Продолжительность проведения спасательных операций 5-7 дней.

- погрузка самолета;

- транспортировка на аэродром МЧС России г. Жуковский;

- разгрузка самолета.

Режим деятельности во время ликвидации ЧС.

- при большой вероятности обнаружения живых людей на разрабатываемом объекте в течение 1-2 суток работают все прибывшие спасатели;

- в дальнейшем работы ведутся круглосуточно посменно в следующем режиме: 4-6 часов работы, 4-6 часов отдыха.

Санитарно-гигиенические условия:

- проживание в модуле (мобильный лагерь); закрытое помещение с микроклиматом бытового помещения;

- работа на открытом воздухе на месте ЧС вне зависимости от природных условий в любое время года;

- закрытые помещения с резким изменением микроклимата;

- в водной среде.

Социально-психологические факторы деятельности

Характеристика расчета подразделения

- дежурство осуществляет смена в количестве 14-19 человек во главе со старшим смены спасателем;

- выезд на ЧП осуществляют 3-4 спасателя со старшим выезда;

- на ЧС работа ведется в составе рабочих групп по 3 человека: 2 исполнителя и 1 старший группы.

В ходе выполнения профессиональных задач старшие выезда или группы самостоятельно принимают решения в пределах должностных обязанностей, изложенных в инструкции, правил техники безопасности, а также инструктажа руководителя спасательных работ в ситуации ЧС.

В нестандартных ситуациях исполнитель обладает полной самостоятельностью в рамках правил техники безопасности.

Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей:

- специалист непосредственно связан с прямым начальником, другими специалистами своей смены, руководителями других отделов поисково-спасательной службы (инженерного, водолазного, парашютного);

- высокая значимость успешного выполнения функциональных обязанностей для самого специалиста, поисково-спасательной службы, отряда в целом;

- высокая значимость результатов деятельности каждого специалиста для итогов работы структурного подразделения в целом;

- высокая значимость авторитета руководителя;

- возможность повышения результативности труда через повышение социальной значимости деятельности, целенаправленную работу по сплочению коллектива, увеличения количества мероприятий, обеспечивающих поддержание профессиональной пригодности специалиста, повышение психологической аутокомпетентности, систему медико-психологической реабилитации, оргкон-сультирование руководства отряда по вопросам организации трудового процесса.

Выводы по четвертому вопросу:

Значительное влияние степени обусловленности качества работы мировоззренческой позицией, морально-психологическим настроем. Основными мотивами выбора профессии спасателя являются альтруистическая направленность личности; желание продолжать работать приблизительно с тем же содержанием труда, что и до устройства в отряд; график работы, предусматривающий наличие свободного времени; реализация интереса к экстремальным видам спорта. В качестве средств мотивационного стимулирования деятельности спасателя могут выступить: демонстрация заботы со стороны руководства отряда и государства, повышение социальной значимости профессии (в т. ч., через СМИ); денежные премии; предоставление отрядом дополнительных льгот сотруднику, не предусмотренных законодательством (задействование специалистов во внебюджетных формах работы, разовое выделение в пользование спецоборудования). Средствами отрицательного стимулирования могут быть угроза увольнением, понижением в классе; отстранение от выездов на места ЧП и ЧС; перевод в другое подразделение отряда; все другие пункты положительного стимулирования, но с обратным знаком. Уровень доходов спасателей в нашей стране не очень высок, обычно несколько уступает средней зарплате в промышленности (впрочем, на эту работу чаще идут не потому, что рассчитывают много заработать с ее помощью, а исходя из собственных интересов и убеждений). Основными мотивами выбора профессии спасателя являются альтруистическая направленность личности.

Заключение

Нормальное состояние является важнейшей частью всей психической регуляции, играет существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Однако теория психических состояний далека от завершенности, очень многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены. По мнению доктора психологических наук Л. В. Куликова, «остаются мало исследованными потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние.

Анализу влияния эмоционального напряжения на организм посвящены исследования авторов — специалистов в области социологии, психологии и физиологии. Прежде всего, в таких ситуациях нужно учитывать возможность нормальной положительной адаптации к фрустрациям. «Фрустрация — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели». Человек, которому часто приходится находиться в чрезвычайных ситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. Возможно обучение разным способам элиминации страха. Значительна и роль положительного опыта, чувство удовлетворения в связи с выполняемой задачей. Все это приводит к росту доверия к себе, что способствует лучшей адаптации к экстремальным ситуациям, которые могут возникнуть в результате ЧС.

В заключении также можно сделать вывод о том, как следует поступить, чтобы избежать подавленного состояния людей в условиях чрезвычайной ситуации.

Во-первых, надо учитывать, что человек, перенесший тяжелую психическую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой- либо физической работе и не одного, а в составе группы.

Во-вторых, чтобы ослабить негативное воздействие на человека, нужны постоянная подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств.

В-третьих, особое значение приобретает подготовка коллективов — всех тружеников предприятий, организаций и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитии выносливости, самообладания, неуклонному стремлений к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия.

Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей — один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.

Методическая разработка


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.