Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-11-14 | 37 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Предпосылки репризности многочисленны. Одни из них, например традиции арии da capo, связаны с закономерностями музыкальных жанров, другие — например, симметрия волны развития — относятся не только к сфере искусства. Для выявления специфики репризности в музыке важен анализ и тех и других.
Общие жизненные предпосылки репризности во многом одинаковы с предпосылками повторности в целом в разных ее вариантах.
Пожалуй, самой общей основой для возникновения повторности в любых временных процессах являются естественные принципы материального мира — принципы сохранения, проявляющиеся в большем или меньшем пространстве предметов, процессов и, следовательно, в повторяемости их сочетаний, в повторяемости ситуаций, в постоянстве действия законов природы [41].
Из множества форм проявления принципов сохранения особенно большую роль играют во временных процессах ритмические формы, в которых благодаря устойчивости, структурной жесткости объекта и возникающим в результате этого ограничениям свободы изменений рождается простейшая повторность — периодическое колебательное движение. Упругость, жесткость струн, на основе которой возникает колебательный процесс, воспринимаемый как звук, и жесткость требования триединства в сфере драматургии (единство времени, места и действия), приводящая к ограниченному числу персонажей, коллизий, линий развития и, следовательно, к частому их периодическому возобновлению и исчезновению, к приходу и уходу действующих лиц за кулисы, к сложному ритму спектакля, — при всей отдаленности друг от друга сходны как формы проявления естественного принципа сохранения. Сходство ритмических процессов из области физической и из сферы драматургии здесь заключается в том, что источником циклического ритма оказывается жесткость системы, ограниченность свободы ее
|
трансформаций.
251
В общем выделяются два типа цикличных процессов. Один из них — плавное движение волнообразного типа, другой — резкое переключение на основе контрастного сопоставления элементов процесса. Иллюстрацией первого может быть движение мелодии, связанное с ограничениями диапазона инструмента или голоса и подчиненное в силу этого законам волны, а также принципу скачка и плавного заполнения. Даже при скачках в восприятии все же сохраняется ощущение единства голоса и перехода голоса с одной позиции на другую. Именно переход, а не переключение характеризует первый тип движения в циклических процессах.
Второй тип циклических процессов можно иллюстрировать рядом примеров резкого переключения, встречающихся в самых разных сторонах музыкального развития. Переключения возникают уже не на основе изменения одного элемента (голос, уровень громкости и т. п.), а на основе сопоставления ряда отграниченных друг от друга элементов той или иной системы. Так, в многоголосии часто реализуется возможность переакцентировки голосов и перехода ведущей мелодической функции от одного элемента ткани к другому. Иногда такого рода переключения связываются с ритмом формы. Например, в маршах для духового оркестра трио нередко основано на проведении мелодии в низком регистре. Характерным для этого жанра является и специфическое «соло басов». В фактуре концертов противопоставляемыми элементами являются тутти и соло. Циклический процесс здесь приобретает форму диалога-соревнования между солистом и оркестром или между группой солирующих инструментов и ансамблем в целом.
На этой же основе возникают и многочисленные другие явления композиционного ритма — регулярные смены типов фактуры, тональностей, образных и жанровых сфер. Связь композиционных ритмов с общими принципами сохранения выявляется довольно легко, если удается найти саму систему ограничений.
|
Эти системы исторически служили самой общей причиной возникновения принципа репризности, его становления и развития в разных музыкальных жанрах и формах. Особую роль здесь играли системы с двумя элементами. Таких систем, как известно, в классической музыке сложилось довольно много. Здесь мы приведем наиболее важные системы и тем самым перейдем от характеристики общих жизненных предпосылок репризности, связанных с принципами сохранения, волнообразности и цикличности, к предпосылкам собственно музыкально-историческим и в широком смысле художественным.
Среди систем парного типа, включающих два противопоставляемых элемента, выделяются: устойчивость — неустойчивость (ладотональная), одноголосие — многоголосие, мажор — минор, мелодия в верхнем или в нижнем голосе, экспозиционное — неэкспозиционное изложение, полифонический — гомофон-
252
ный склад, диатоника — хроматика, соло — тутти, четные — нечетные метры, доминанта — субдоминанта.
Уже названных систем достаточно, чтобы убедиться в том, что колебательный процесс, возникающий в рамках какой-либо из них при переходе от одной части к другой, дает чрезвычайно много оснований для формирования репризности.
Так, чередование устойчивости и неустойчивости в сфере тональной привело исторически к принципу тональной репризы, причем значительно ранее, чем возникла реприза тематическая. У тональной репризы в крупных одночастных формах было, разумеется, и много других предпосылок. Среди них композиционное требование замкнутости формы. Однако оно могло реализоваться и другими средствами. Можно назвать также собственно техническую причину репризности — наличие у многих старинных инструментов главного звукоряда и строя, отклонение от которых связывалось с определенными трудностями, что способствовало и преобладанию основной тональности при игре на таких инструментах, и постоянным возвратам к ней.
Среди наиболее древних парных систем наряду с системой ладотональной следует назвать систему «тутти — соло», которая проявляет себя уже в структуре песенных жанров (запев — припев). Она способствовала возникновению рондообразности в старинном концерте. В формах сравнительно простых эта система могла привести к возникновению тематической репризности даже при отсутствии развернутых тональных противопоставлений и подчинений.
|
Принцип рондообразности, таким образом, является исторически едва ли не самым главным для формирования репризных повторений тематического материала. Связь его с системой «тутти — соло» отмечает в своей работе о концертной форме у И. С. Баха Ю. Н. Холопов [66, с. 134]. Система «тутти — соло» четко проявляется также в кончерто гроссо А. Вивальди, А. Страделлы, А. Корелли и у других итальянских и немецких композиторов.
В широком смысле слова этот принцип может быть назван принципом рондообразного построения, хотя нельзя не согласиться с Ю. Н. Холоповым, разграничивающим чередование, темы и эпизода в концерте и собственно рондальную последовательность рефренов и эпизодов, для которой не характерно проведение главной темы в других тональностях, в измененном и сокращенном виде.
Почему же рондообразность, проявляющаяся в цикличности «тутти — соло», почти всегда обнаруживала себя и в тематической организации в сопоставлении постоянной темы с изменяющимися эпизодами? Связь тематической рондообразности с чередованием элементов системы «тутти — соло» во многом объясняется различной природой элементов. Тутти — форма коллективного музыкального исполнения — в меньшей степени тяготеет к свободному и постоянному развитию музыкального
253
материала. Солист же, не стесняемый необходимостью согласования с другими, что особенно ярко проявляется при запевно-припевной структуре, легко варьирует, меняет вместе с развивающимся текстом и мелодию напева.
Итак, естественная логика развития, опирающаяся на использование парных систем противопоставления элементов и требующая обновления при переходе от одного этапа к другому, приводит обычно к тому, что соседние разделы формы в том или ином отношении противопоставляются друг другу, а разделы не смежные (через один), наоборот, оказываются сходными: здесь отрицание отрицания есть определенный возврат на новом уровне к исходной фазе развития. Частным и специфическим выражением этого принципа и оказывается репризность в трехчастных и рондообразных музыкальных формах.
|
Среди других собственно художественных предпосылок принципа репризности можно указать на жанровые. Собственно говоря, запевно-припевная структура, рондообразная структура, чередование тутти — соло в концертных жанрах по существу представляют проявление общего закона цикличности в разных жанрах. Однако к перечисленным жанровым сферам могут быть добавлены и другие, в которых принцип репризного повторения связывается не только с двухфазным ритмом формы, но и с необходимостью следовать художественным задачам сценического действия (возврат ситуации в композиции спектакля), задачам углубления психологической выразительности, требованиям согласовать музыкальный материал с повторяющимся текстом вокального произведения и рядом других требований.
Интересно в данном отношении высказывание Ч. Бёрни, характеризующего психологическую основу репризы в ариях da capo: «В арии чувство запечатлевается повторениями; и самая страстная музыка, возможно, та, где прекрасный пассаж повторяется и первая тема умело возвращается, пока слух еще полон ее звуками и она еще свежа в памяти» [10, с. 37].
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!