Нормативно-правовое регулирование экономической безопасности в РФ. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Нормативно-правовое регулирование экономической безопасности в РФ.

2022-11-14 95
Нормативно-правовое регулирование экономической безопасности в РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иерархия правовых актов, регулирующих экономическую безопасность представлена следующими документами:

1. Международные правовые акты.

2. Конституция РФ.

3. Федеральное законодательство.

4. Официальные документы, косвенно регулирующие отношения в области экономической безопасности.

5. Конституции (уставы) и законодательство субъектов Российской Федерации.

6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, которые, в соответствии с Конституцией РФ.

7. Судебные решения.

Рассмотрим иерархию более подробно.

1.                Международные нормативные акты. В нашей стране общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Думается, верное по смыслу, это конституционное положение является недостаточно операциональным. Во-первых, определенная часть норм, содержащихся в международных правовых актах, изложена в формулировках, которые не имеют характер прямого действия, но носят рекомендательный характер или являются рамочной конструкцией. Скажем, даже такой фундаментальный документ, как Всеобщая декларация прав человека, провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН не как действующая норма, а «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». Во-вторых, требует объяснения, каким образом Российская Федерация может стать участником соглашения, противоречащего ее законам. Видимо, ратификации такого соглашения должно предшествовать или сопровождать изменение национального законодательства. В-третьих, сами международные нормы не являются вечными. Они уточняются и изменяются в соответствии с мировой экономической и политической динамикой, но не всегда эти изменения происходят оперативно.

Однако эти замечания ни в коей мере не отрицают значения международного права, которое устанавливает общие принципы и стандарты в области прав и свобод человека; обязанности государств и других субъектов мировой политики по поддержанию мира и международной (региональной, коллективной) безопасности; порядок их взаимодействия в интересах обеспечения экономической, энергетический, продовольственной и других видов безопасности, противодействии различного рода деструктивным явлениям и силам, имеющим глобальный характер (международная преступность, наркобизнес, терроризм).

2.                Конституция Российской Федерации — основной закон государства. Конституция обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории страны. Она составляет источник всего права в государстве; на ее основе происходит становление различных отраслей права. Объем конституционного регулирования в различных странах и в разное время не одинаков. Кроме того, никакая конституция не является ни единственным и всеобъемлющим правовым документом, ни священным текстом, содержащим неизменные установления на все случаи жизни и все времена. Именно поэтому конституционные положения не исчерпывают политико-правовые нормы, определяющие и характеризующие экономическую политику государства. Они конкретизируются, дополняются, развиваются в федеральных законах, разрабатываемых на основе и в соответствии с ней.

 

3.                Федеральное законодательство и другие правовые акты, включая решения Президента и Правительства РФ. Они носят императивный, общеобязательный характер и определяют правила должного экономического поведения людей, состав и функции органов, сил и средств обеспечения экономической безопасности личности, общества и государства, порядок и правила их деятельности и взаимодействия.

Официальные документы, которые не являются нормативно-правовыми актами и не содержат прямых предписаний непосредственного действия, но играют большую роль в регулировании отношений в области экономической безопасности. Принципиальные положения, касающиеся этого, сформулированы в Стратегии национальной безопасности, Концепции внешней политики, Военной доктрине, Морской доктрине, Доктрине информационной безопасности, Основах пограничной политики, а также в Положениях о федеральных министерствах, службах и агентствах. Содержащиеся в них установки уточняются и дополняются с учетом изменений международной и внутренней обстановки, характера и содержания вызовов и угроз, а также конкретизируются в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах и иных документах по вопросам обеспечения безопасности Российской Федерации. К числу такого рода актов относится и Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г., в которой определены пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, ведомственные стратегии, программы, планы, инструкции, стандарты и требования, методические рекомендации. Они регламентируют содержание и порядок обеспечения безопасности в соответствующих сферах и направлениях деятельности. Скажем, в положениях о федеральных министерствах, службах и агентствах оговариваются их функции по обеспечению собственной безопасности и роль (направления деятельности) в реализации общей политики государства в области безопасности.

5.                Конституции (уставы) и законодательство субъектов Российской Федерации. Они конкретизируют и дополняют федеральное законодательство применительно к региональным условиям и особенностям.

6.                Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, которые, в соответствии с Конституцией РФ, не входят в систему органов государственной власти, но в пределах своих полномочий самостоятельны. К компетенции органов местного самоуправления относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Их нормативные акты обязательны для исполнения на соответствующей территории. Востребованность их разработки видна из того, что во многих муниципалитетах введены специальные структуры (типа совета безопасности) и штатные должности, в том числе заместителя руководителя муниципального образования по безопасности.

7.                Судебные решения. Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам об экономических преступлениях, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.