Базовые основы теории изучения личности — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Базовые основы теории изучения личности

2022-11-14 103
Базовые основы теории изучения личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В менеджменте все более активно используются данные о разнообразии человеческого поведения и личностных характеристик, предлагаемые психологией.

Попытки научно различить личностные типы начались еще в античные времена. Так, около 400 до н.э. Гиппократ предложил типологию характеров: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.

Другая типология принадлежит Теофрасту (372-287 до н.э.), описавшему в своём знаменитом труде «Этические характеры» 30 их типов, в котором характер рассматривается, как сумма психических свойств, а его внешнее проявление как выражение этих свойств души в поступках и словах (притворщик; льстец; скучный рассказчик; человек, характеризующийся грубостью и вульгарностью; человек, заискивающий у всех; человек бесцеремонный и неприличный в поступках и речах; болтун; сплетник; человек, нечестно добывающий барыши; скупец; человек, небрежный к другим; бестактный человек, не соизмеряющий своих поступков с обстоятельствами минуты; претенциозный и мелочный человек; глупец; невежливый человек; суеверный; задорный; недоверчивый человек; неопрятный; докучливый, надоедливый человек; человек, придающий значение пустякам; скряга; хвастун; наглец; трус; человек с олигархической спесью и презрением к народу; ребячливый в старые годы; клеветник; человек, проявляющий симпатию и участие к преступникам; человек, нечестный на расплату, плут в торговле).

Психоанализ З. Фрейда. Зигмунд Фрейд показал, что многое в поведении человека управляется отнюдь не сознанием. Базовые положения психоанализа:

1. Каждое психологическое явление имеет под собой определенные причины, поведение является следствием этих причин.

2. Бессознательные процессы играют более значительную роль в мышлении и поведении, чем сознательные. Подлинные мотивацию и желание можно выявить с помощью метода свободных ассоциаций.

Главное в теории Фрейда – структурная организация психической жизни человека. Он выделяет три основные психические инстанции: супер-эго; эго; ид.

Ид – это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Ид, считает Фрейд, «содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции – кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в Ид находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной. Ид служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное Ид, по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, причем со временем сила этого-влияния не уменьшается.

Эго развивается из Ид, но в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Эго защищает Ид, как кора дерево, но при этом питается энергией Ид. Сознательная жизнь протекает преимущественно в Эго. Посредством накапливания опыта (в памяти) Эго избегает опасных раздражителей, адаптируясь к умеренным, и, главное, посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, Эго постепенно обретает контроль над требованиями Ид, решая, будет ли инстинктивная потребность реализована сиюминутно, или ее удовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Таким образом, Ид реагирует на потребности, Эго - на возможности. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством «неудовольствия», уменьшение - релаксацией, чувством «удовольствия». Эго, считает Фрейд, стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия.

Супер-Эго развивается из Эго и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Фрейд указывает на три функции супер-Эго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.

В качестве совести супер-Эго судит, ограничивает, запрещает или разрешает сознательную деятельность. Самонаблюдение возникает из способности супер-Эго (независимо от Ид и Эго) оценивать деятельность, направленную на удовлетворение потребности. Формирование идеалов связано с развитием самого супер-Эго.

Основная цель взаимодействия всех трех систем - Ид, Эго и супер-Эго - поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума неудовольствие.

С позиции Берна: «супер-эго» – «родитель» («надо»), «Эго» – взрослый; «Ид» – «ребенок» («хочу»).

«Эго» подчиняется принципу реальности, ищет возможности удовлетворить желание «Ид» с учетом внешних факторов. «Ид» – источник человеческих желаний: сексуальных, агрессивных, которые руководствуются принципом наслаждения, т.е. стремления к жизни, и принципом немедленного удовлетворения желаний, т.е. стремления к смерти. «Супер-эго» – собственное сознание человека, его моральные принципы, которые определяют приемлемость или неприемлемость того или иного способа поведения.

Методы замены неудовлетворенности либидо:

  • сублимация (это изменение импульсов для их выражения и реализации в социально-приемлемой форме – творчество, спорт, искусство);
  • вытеснение, запретное чувство (страх, гнев), безответная любовь вытесняются из сознания в область бессознательного;
  • перенесение (свои ощущения и чувства переносятся на других);
  • рационализация (смягчение ситуации, замена более приемлемыми объяснениями);
  • замещение (желание, причиняющее человеку тревогу или дискомфорт, подавляется или заменяется на противоположное, «клин клином вышибают»).

Поведенческая психология. Бихевиористы предложили отказаться от таких непроверяемых научными методами понятий как сознание, ассоциация, чувство и рассматривать лишь те человеческие проявления, которые могут быть надежно зарегистрированы и повторены в условиях лабораторного эксперимента.

Теория личностных черт. Американец Г. Олпорт определил "Личностную черту как образующий блок психологической организации, служащий объединению реакций на различные стимулы. Наиболее часто изучаемые черты - экстраверсия - интроверсия, тревожность, ригидность. Основные свойства черты личности: степень выраженности, трансситуативность, потенциальная измеримость.

Олпорт различил отдельные черты, позволяющие сравнивать людей между собой, персональные диспозиции, представляющие собой уникальные для каждого человека сочетания отдельных черт. Ему удалось обозначить 4500 слов, наиболее четко характеризующих поведение.

Последующие успехи в этом направлении принадлежит Р. Кэттеллу, который исходил из представления о многофакторной структуре личности и с помощью факторного анализа выделил 16 факторов общего значения (опросник 16 РF).

Факторы, выделенные в Кэттелом:

А. Аффектотимия (сердечность, доброта) – сизотимия (обособленность, отчужденность).

В. Интеллект. Высокий интеллект, проницательность, высокоморальные, выдержанные суждения – низкий интеллект, конкретное мышление, суждения низкого морального уровня.

С. Сила «Я». Эмоциональная устойчивость, отсутствие невротических симптомов, реалистическая оценка действительности – эмоциональная лабильность, ипохондрия, нереалистическое отношение к жизни.

D. Флегматичность. Возбужденный (нетерпеливый, невротический) – невозмутимый (терпеливый, настойчивый, предъявляющий требования).

Е. Доминантность – конформность. Напористый (независимый, строгий, не признающий условностей) – уступчивый (зависимый, скромный, следующий общепринятым правилам).

F. Беспечный – озабоченный. Склонный к воодушевлению (разговорчивый, энергичный) – сдержанный (молчаливый, ригидный).

G. Сила «Сверх-Я». Высокая совестливость (ответственность, ориентация на общество) – пользующийся удобным случаем (не считается с чувствами других, капризен, эксцентричен, непостоянен).

Н. Прамия (смелость) – тректия (робость). Предприимчивость (общительность, импульсивность, безрассудность, открытость) – застенчивость (уклончивость, сдержанность).

I. Премсия (мягкосердечность, нежность) – харрия (суровость, жестокость). Чувствительность, дружелюбие, мечтательность – твердость, реалистичность.

J. Коастения – зеппия. Индивидуалистическая – групповая ориентация.

К. Совместимость – нетерпимость. Социальная заинтересованность, чувство ответственности перед людьми, самодисциплина. Добросовествность – нещепетильность, грубость.

L. Протенсия – алаксия. Подозрительность (завистливость, раздражительность, требовательность) – доверчивость (уступчивость, соглашение).

М. Аутия – праксерния. Мечтательность – практичность.

N. Хитроумный – наивный. Светский человек – человек без претензий.

О. Испытывающий чувство вины – самонадеянный. Не уверенный в себе (тревожный, испытывающий чувство долга, депрессивный, чувствительный к социальному одобрению) – уверенный в себе (беспечный. Счастливый, не зависящий от общественного мнения).

Р. Беззаботный – заботливый

Q 1. Радикализм (тенденция мыслить аналитически, свободно) - консерватизм (ригидность);

Q 2. Независимость – стремление полагаться на собственные силы в отличие от людей, которые чувствуют себя зависимо.

Q 3. Обращенность на себя – связан с различными аспектами «Я-концепции» и варьируется от самоуверенности до невротичности.

Q 4. Напряженность – расслабленность.

Следующий шаг принадлежит Г. Айзенку. Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, он в своей теории описал, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. В личности ведущими являются такие основные параметры: интроверсия-экстраверсия и стабильность – нейротизм (Личностный опросник Г. Айзенка (Тест-опросник EPI)). Третий параметр, называемый психотизм – сила суперэго. Айзенк также рассматривает в качестве основного параметра в структуре личности. Графическое отображение носит название "Круг Айзенка" (рис. 2.1).

 

 

Рис. 2.1 - "Круг Айзенка"

Модель личностных черт «Большая пятерка». Поскольку личность – это важный определяющий фактор человеческих мыслей, чувств и поведения, было бы нелишним различать типы личности. Исследователи потратили немало времени и сил в попытках определить эти типы. Один из наиболее важных способов изучения личности, найденный учеными, – это описание его черт. Черта – это особая составляющая личности, которая описывает определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения, например, склонности к застенчивости или общительности, недоверчивости или доверчивости, обязательности или беспечности. Таким образом, говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека.

В иерархической модели личности "Большая пятерка" сверху можно расположить пять основных черт: экстраверсия, невротизм, уживчивость, добросовестность и открытость опыту. Черты "Большой пятерки" и специальные черты, расположенные в иерархии ниже, универсальны. Их можно использовать для описания личности человека независимо от его возраста, пола, расы, этнической принадлежности, религии, социально-экономического уровня или страны проживания.

Экстраверсия. Экстраверты – люди с высоким показателем экстраверсии, обычно они общительны, мягки и дружелюбны. Интроверты – люди с низким показателем экстраверсии, они испытывают меньше положительных эмоций и хуже взаимодействуют с другими людьми.

Нейротизм. В отличие от экстраверсии, невротизм, или отрицательный эмоциональный настрой, говорит о том, что человек склонен к негативным эмоциям, депрессии, и в целом воспринимает самих себя и окружающих негативно.

Уживчивость. Это черта личности, которая ставит человека между теми, кто хорошо ладит с другими людьми и теми, кто ладит с людьми плохо.

Добросовестность – это то, насколько человек осторожен, скрупулезен и упорен. Люди с высокой степенью добросовестности организованны и очень дисциплинированны.

Открытость опыту показывает, насколько человек оригинален, открыт для большого разнообразия стимулов, насколько широк круг его интересов и насколько он готов к риску, в противоположность узкому кругозору и боязни риска.

Гуманистическая психология. 1962-м году группа психологов организовала Ассоциацию гуманистической психологии. Ее возглавили К. Роджерс и А. Маслоу. Личностный рост и самоактуализация, а не эго-контроль и приспособление к среде должны стать критериями психического здоровья. Основная ценность – достоинство человека. В своей основе человек хорош. Цель психологии понять человека, а не контролировать его или предсказывать его поведение.

Психологические типы по Майерс-Бриггс. Один из классиков психологии К. Юнг ввел в практику представление об интровертах и экстравертах. Первые не особенно стремятся к социальным контактам и больше заняты своим внутренним миров, вторые погружены в мир социальных коммуникаций.

Таким образом, существуют разные подходы к рассмотрению личности. Тип и конституция индивида (строение тела, темперамент), генетически обусловленные параметры составляют основу конституционального подхода.

Характеристики личности, формализованные в виде групп (факторов) и фигурирующие как шкалы тестирования, составляют основу факторного подхода.

Выявление и выделение отдельных блоков, составных частей личности составляют основу блочного подхода.

Кроме того, особенности личности можно подразделить на психофизиологические характеристики и личностные. Психофизиологические характеристики охватывают данные о типе нервной системе. Личностные характеристики охватывают данные о: ценностях, мотивах, целях.

Психология личности включает: направленность личности, тип личности, характер, высшие психические, функции, темперамент, интеллект, мотивация.

Вейлл П. характеризуя систему любого объекта, объединяющего людей, выделяет пять категорий ценностей: экономическую, технологическую, общественную, трансцендентальную, социально-политическую.

Структура личности включает с точки зрения формального подхода 4 параметра: темперамент, стиль человека, способности, характер.

Психофизиологические характеристики охватывают данные о типе нервной системе.

Типы темперамента классифицируются, как: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Сотрудники, обладающие наибольшей выдержкой и терпением - это флегматики.

Личностные характеристики охватывают данные о: ценностях, мотивах, целях.

Известны два типа характера: экстраверт, интроверт.

Внутренняя структура личности включает подструктуры: опыт, навыки, умения, воля и память, система потребностей и интересов, мировоззрений; наследственные качества, характер, психические свойства личности, психологические средства ее реализации; психические свойства личности, темперамент, способности, сложившаяся в сознании, психологическая среда; характер и эмоции, память и воображение, система потребностей и интересов, мировоззрение.

Рассмотрим процесс развития личности, так как он определяет поведение личности в организации в том числе.

Детерминанты развития личности: биологические, социальные, культурные, ситуационные.

Стадии развития личности – это социализация, т.е. усвоение социального опыта. Данный процесс хорошо описан в модели Криса Арджириса «От незрелости к зрелости». Он предложил модель работающего человека, которая сочетает в себе как стадии развития личности, так и ее черты (латентные характеристики личности, которые могут не совпадать с наблюдаемым поведением). Согласно Арджирису, человеческая личность в любом возрасте развивается (сознательно и бессознательно) не столько от стадии к стадии, сколько в разной степени и по разным аспектам преобразуется на пути от незрелого до зрелого состояния, характеризующегося соотносительностью и субъективной значимостью набора из семи основных параметров для самой личности (табл. 2.1)

Таблица 2.1 - Модель «от незрелости к зрелости» К. Арджириса

Характеристики «незрелого возраста» Характеристики «зрелого возраста»
Пассивность Активность
Зависимость Независимость
Ограниченное поведение Разнообразное поведение
Неглубокие интересы Глубокие интересы
Краткосрочные перспективы Долгосрочные перспективы
Подчиненное положение Руководящее положение
Плохое самосознание Хорошее самосознание

 

В западной психологии рассмотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших подходов к анализу развития в период взрослости. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризисов в период взрослости могут заметно варьироваться в зависимости от личных обстоятельств жизни. Движущей силой развития признается внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение такой ряд внешних факторов, действующих по принципу «спускового крючка». Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения достояния здоровья внезапная болезнь, длительное и тяжелое заболевание, гормональные сдвиги), экономические и политические события, смену условий, требований, социальных ожиданий и т. д. Под давлением общественных катаклизмов возможно возникновение двойного кризиса (наложения социального кризиса на возрастной), что обостряет его протекание и настраивает на более глубокое осмысление всей жизни.

Модель кризиса включает заведомо негативный компонент: слабость в противостоянии изменившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болезненное переживание неудовлетворенности. Некоторые считают более подходящей недель перехода, когда предстоящие перемены (статуса и пр.) планируются и личность способна справиться с трудностями.

Широкую известность приобрел подход Д. Левинсона к анализу процесса жизни взрослых людей. Левинсон исследовал группу из 40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с каждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнаружить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрослости, выделить триоды, когда человеку необходимо решить определенные задачи и создать новые структуры жизни.

В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни, реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все задачи и не переходит на следующий начиная все сначала. Для большинства мужчин центральное место занимают отношения на работе и в семье.

Левинсон выделил переходы: 1) к ранней взрослости – 17-22 года; 2) переход 30-летия – 28-33 года; 3) к средней взрослости – 40-45 лет; 4) переход 50-летия – 50-55 лет; 5) переход к поздней взрослости – 60-65 лет.

Переходные периоды, по Левинсону, являются ми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке.

Американская исследовательница Г. Шихи во много подтвердила данные Левинсона. Так, первый кризис (20-22 года) – переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней». Основные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных планов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности; окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.

Около 30 лет – переход к средней взрослости, «золотому возрасту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет – это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кризис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной де­ятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов – супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса.

Период после 30 лет – «корни и расширение» – связан с решением материальных и жилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего Я, которые ранее игнорировались.

Кризис середины жизни, кризис 40-летия, получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казало важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным.

По крайней мере, один из моментов кризиса связан с проблемой убывающих физических сил, привлекательности. Открытие убывающих жизненных сил – жестокий удар посамооценке и Я-концепции.

Период от 30 до 40 лет «десятилетие роковой черты». Это возраст подведения предварительных итогов, когда сравниваются мечты и представления о будущем, созданные в юности и то, чего удалось достичь реально. Подобные кризисные противоречия обычно осознаются самим человеком как данное расхождение, угнетающее несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого. Особенно остро переживают кризис люди творческих профессий.

Кроме того, изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Кризис 40-летия осмысливается как время опасностей и больших возможностей. Осознание утраты молодости, угасаниия физических сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокойством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста.

Г. Шихи выделила несколько моделей (стилей) проживания жизни и мужчинами, и женщинами: «неустойчивые», «замкнутые», «вундеркинды», «воспитатели», «скрытые дети», «интеграторы» и др.

Кроме того, Шихи показала специфику возрастных кризисов женщин в отличие от мужчин. Этапы жизненного пути у женщин в гораздо большей степени связаны со стадиями и событиями семейного цикла: заключение брака; появление детей; взросление и обособление детей; «пустое гнездо» (выросшие дети оставили родительскую семью).


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.