Законодательство об ООПТ в России — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Законодательство об ООПТ в России

2022-11-14 29
Законодательство об ООПТ в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституция Российской Федерации;

Земельный кодекс; ФЗ "Об охране окружающей среды";

ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ФЗ "О недрах";

ФЗ "О животном мире";  Водный кодекс;  Лесной кодекс.

ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

Проблемы российского законодательства об ООПТ:

1. Противоречие различных нормативных актов друг другу и нестыковка ресурсных законов с нормами природоохранного законодательства.

2. Отсутствуют механизмы межведомственной координации при решении проблем создания, функционирования и обеспечения режима ООПТ.

3. Запутан в законе вопрос о передаче земель при образовании новых ООПТ.

4. Вновь принимаемые законы не учитывают положений и требований действующих.

5. Резервирование земель для создания новых ООПТ и разумное ограничение на этих участках хозяйственной деятельности.

6. Взаимодействии органов охраны ООПТ с инспекциями государственных органов уполномоченных в сфере ООС.

7. Охранные зоны.

8. Не предусмотрена обязательность проведения процедуры ГЭЭ в случаях, когда предполагается изменение границ, статуса или отмена статуса ООПТ.

9. Закон позволяет формировать новые ООПТ и увеличивать их число, но он не способствует формированию единой сети или системы ООПТ.

10. Закон не позволяет провести параллели между категориями ООПТ, принятыми в России, и международными категориями.

11. В законе ничего нет о статусе ООПТ, имеющих международное значение.

Принципы:

— создание в заповедниках условий, необходимых для сохранения и развития всех видов животных растений;

— поддержание экологического равновесия ландшафтов путем охраны природных экосистем;

— возможность изучать эволюцию природных экосистем;

— решать многие аутэкологические и синэкологические вопросы;

— сеть заповедных объектов должна отображать широтно-меридиональные, а в горных регионах — высотные закономерности распространения экосистем;

— включение в сферу деятельности заповедников социально экономических вопросов, связанных с удовлетворением рекреационных, краеведческих в иных нужд населения.

 

45. Функциональные особенности заповедников. Биосферные заповедники и их значение.

Государственные природные заповедники – участки территории, полностью изъятые из обычного хозяйственного использования с целью сохранения природного комплекса в естественном состоянии. ЗАПРЕЩАЕТСЯ

 - любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике;

- интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

Допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

- сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

- поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

- предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

- осуществление экологического мониторинга;

- выполнение научно-исследовательских задач;

- ведение эколого-просветительской работы;

- осуществление контрольно-надзорных функций.

Заповедники Баргузинский заповедник, усть-ленский заповедник, алтайский заповедник

37 - заповедников имеет международный статус биосферных резерватов,

 16 - под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия,

10 - попадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции

 4 - Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский - имеют дипломы Совета Европы. Примеры: баргузинский заповедник, усть-ленский, алтайский.

Биосферный заповедник — признанная в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» территория с нетронутой либо слегка измененной хозяйственной деятельностью природой. Основное их отличие - наличие на территориях, прилегающих к заповеднику, биосферных полигонов, где ведется ограниченное природопользование. пример – саяно – шушенский, Кедровая падь (китай), печоро – илычский. «Саяно-Шушенский» заповедник, ПЕЧОРО-ИЛЫЧСКИЙ биосферный заповедник, СИХОТЭ АЛИНСКИЙ биосферный заповедник,

 

46. Государственные национальные парки их функциональные особенности.

Природные национальные парки  - Большие территории и акватории которые включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, рекреационную и научную ценность.

Природные национальные парки - большие территории и акватории которые включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, рекреационную и научную ценность. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Задачи: 1.охрана природного и культурного наследия, 2.организация туризма, 3. поиск путей устойчивого развития территории. В Российской Федерации функционирует - 35 парков. Функциональные зоны: заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, рекреационная, обслуживания посетителей, хозяйственного назначения.Сочинский национальный парк учрежден в 1983 г. По территории НП проходит 48 туристических маршрутов всероссийского значения

Функциональные зоны: заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, рекреационная, обслуживания посетителей, хозяйственного назначения.

Заповедная зона:

Республика Северная Осетия Национальный парк «Алханай» Национальный парк «Анюйский» Национальный парк «Башкирия» Национальный парк «Берингия» Национальный парк «Бузулукский бор» Национальный парк «Валдайский» Национальный парк «Водлозерский» Забайкальский национальный парк Национальный парк «Зов тигра» Национальный парк «Зюраткуль» Национальный парк «Калевальский» Кенозерский национальный парк Национальный парк «Куршская коса» Национальный парк «Лосиный остров» Национальный парк «Марий Чодра» Национальный парк «Мещёра» Национальный парк «Мещёрский» Национальный парк «Нечкинский» Национальный парк «Нижняя Кама» Национальный парк «Онежское Поморье» Национальный парк «Орловское полесье» Национальный парк «Паанаярви» Национальный парк «Плещеево озеро» Прибайкальский национальный парк Национальный парк «Припышминские боры» Национальный парк «Приэльбрусье» Национальный парк «Русская Арктика» Национальный парк «Русский Север» Национальный парк «Самарская Лука» Национальный парк «Себежский» Национальный парк «Смоленское Поозерье»

 

47. Государственные природные заказники, памятники природы их функциональные особенности.

Государственные природные заказники - территории, созданные на определенный срок для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В заказниках сохраняют и восстанавливают популяции одного или нескольких видов животных или растений.

     В России насчитывается около 1600 заказников, площадью 60 млн. га.

Из 67 заказников федерального значения

- 56 Министерства сельского хозяйства России,

- 11 Министерства природных ресурсов России.

Государственные природные заказники могут иметь различный про­филь, в соответствии с которым выделяются следующие виды заказников:

- комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и вос­становления природных комплексов (ландшафтов);

- биологические (зоологические и ботанические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и жи­вотных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

- палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;

- гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназна­ченные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и эколо­гических систем;

- геологические, предназначенные для сохранения объектов и комплек­сов неживой природы.

    Правовой режим государственных природных заказников характеризует­ся тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ог­раничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказни­ка или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.

 Государственные природные заказники омской области

В заказниках сохраняют и восстанавливают популяции одного или нескольких видов животных или растений.БАИРОВСКИЙ федеральный заказник (Тюкалинский район) создан 17 января 1959г. Основные объекты охраны: лось, косуля, кабан, лисица, боровая, водоплавающая и болотная дичь.СТЕПНОЙ федеральный заказник (Оконешниковский район) Создан 1971 г. Цель - сохранение одних из крупнейших в Западной Сибири мест линьки водоплавающей дичи.Охраняемые виды: серый гусь, белолобый гусь, серый журавль, различные породы уток, куликов, косуля, лисица, зайцы, белая и серая куропатки, тетерев

    Памятники природы - уникальные, невоспроизводимые природные объекты, имеющие научную, экологическую, эстетическую и культурную ценность. Запрещена любая деятельность, нарушающая их сохранность.

    Памятниками природы могут быть объявлены:

• участки живописных местностей;

• эталонные участки нетронутой природы;

• участки с преобладанием культурного ландшафта;

• места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;

• лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам, а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

• природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

• уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты;

• геологические обнажения, имеющие особую научную ценность;

• геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

• местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

• участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

• природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;

• береговые объекты;

• отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).

В Омской области имеются 100 памятников
природы:

Ботанические – 69  Ачаирское тополево-ивовое естественное насаждение Петропавловский сосновый бор Бакшеевские липняки

Гидрологические – 14 Геологические – 5 Исторические – 9 Зоологические – 2 Комплексные – 2 Дендрологический парк               Подгородного лесничества Сад имени Комиссарова

• Костромская область: "Кологривский лес", "Сусанинское болото", "Парк усадьбы "Щелыково" у дома-музея А.Н.Островского;

• Магаданская область: "Остров Талан";

• Московская область: "Озеро Киево и его котловина";

• Мурманская область: "Астрофиллиты горы Эвеслочорр", "Залежь "Юбилейная", "Эпидозиты мыса "Верхний наволок", "Озеро Могильное";

• Нижегородская область: "Озеро Светлояр";

• Новгородская область: "Роща академика Железнова";

 

48. Природные парки и курортные и лечебно-оздоровительные зоны их функциональные особенности

     Природные парки - территории, отличающиеся особой экологической и эстетической ценностью, с мягким охранным режимом и используемые в рекреационных и просветительских целях.

     Зоны с различными режимами: природоохранные, рекреационные, охраны историко-культурных комплексов, агрохозяйственные и иные.

      Решение о создании природного парка принимают субъекты РФ.

      На природные парки возлагаются следующие задачи: сохранение природной среды, природных ландшафтов; создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов; разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Лечебно-оздоровительная местность – это территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха.

Курорт – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях ООПТ.

Курортный регион – территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим кругом санитарной охраны. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны – с установленным режимом защищающий и сохраняющий лечебный ресурс

1 зона – запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ связанных с использованием и исследованием лечебных природных ресурсов.

2 зона – запрещено размещение объектов и сооружений не связанных с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также работы загрязняющие ОС.

3 зона – ограничения на размещение промышленных и с/х организаций и сооружений.

 

49. Обеспечение экологической безопасности в условиях крупных аварий.

Под экологической безопасностью понимают комплекс организационно-технических мер, направленных на защиту окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Обеспечение экологической безопасности предприятия требует комплексного подхода. На начальном этапе необходимо определить производственные факторы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Оценка текущей ситуации осуществляется в рамках экологического аудита, в ходе которого проводится проверка деятельности предприятия нормативным требованиям, касающимся охраны окружающей среды и сохранения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Экологический контроль подразумевает модернизацию защитного комплекса, обеспечивающего снижение объема вредных выбросов и разработку мероприятий, направленных на минимизацию вероятности возникновения нештатных ситуаций.

Экологическая безопасность (ЭБ) -- совокупность природных, социальных и других условий, обеспечивающих безопасную жизнь и деятельность проживающего (либо действующего) на данной территории населения и обеспечение устойчивого состояния биоценоза естественной экосистемы.

Основными задачами в области предотвращения и снижения экологических последствий чрезвычайных ситуаций являются выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для этого необходимы

- Своевременное прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
- Разработка и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
- Обеспечение приоритетного учета интересов населения и качества природной среды при создании новых производств;
- Обучение всех групп населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями;
- Разработка и совершенствование универсальных средств защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями.
К настоящему времени накоплен значительный опыт разработки региональных и муниципальных программ устойчивого развития территорий, который требует своего обобщения. Особое внимание по нашему мнению при этом необходимо уделять механизму выбора и обоснования приоритетных направлений обеспечения безопасности, в том числе экологической, для успешного решения проблемы обеспечения безопасной жизни населения программными методами при переходе города к устойчивому развитию.
Основными экологическими приоритетами в здравоохранении, являются улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов. Для этого необходимы:
- Оценка и снижение хронических экологических рисков здоровью населения;
- Обеспечение качества питьевой воды и атмосферного воздуха в соответствии с принятыми российским законодательством нормами;
- Обеспечение населения безопасными и полноценными продуктами питания, в том числе осуществление контроля за поступлением на территорию новосибирска генетически измененных продуктов питания и компонентов для их производства;
- Обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и других предметов домашнего обихода;
- Проведение экологической реконструкции городских земель, окраинных и рекреационных зон промышленных узлов и сельских поселений в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
- Оказание адресной помощи группам населения, проживающим в зонах экологического бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным экологическим воздействиям (дети, беременные женщины и кормящие матери);
- Обеспечение доступных лекарств для широких слоев населения;
- Приоритетное оказание лечебной помощи и (или) компенсация за утраченное здоровье лицам, пострадавшим от химического, радиационного и других видов воздействия, связанного с экологически опасной деятельностью, и их потомкам.

 

50. Экономические механизмы охраны ос, в рф

Согласно Закону РФ об охране ОС (2002 г.) основными задачами экономического механизма являются:

1) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

2) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

3) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ; размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

4) предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по охране ОС;

5) возмещение вреда, причиненного ОС и здоровью человека.

Главная особенность нового экономического механизма – сделать охрану ОС составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, предприниматель был заинтересован в охране ОС не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.

Платность природных ресурсов – важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологические фонды и экологическое страхование.

Наиболее важными направлениями реализации экономических механизмов рационального природопользования являются:

1. Оценка стоимости ресурсов.

Стоимость исчерпаемых источников энергии, сырья для промышленности и биоресурсов определяется затратами на их добывание, транспортировку, переработку в конечный продукт и ценой этого продукта. Все, что проще добыть и ближе расположено к месту потребления, стоит дешевле. На рыночную цену ресурса, кроме того, влияет и его исчерпаемость: чем ресурса меньше, тем он дороже. Как ресурс рассматривается и самоочистительная способность, а также рекреационная емкость экосистем. При этом для определения стоимости ресурса оцениваются затраты на восстановление экосистем.

2. Плата за использование природных ресурсов.

Закон РФ об охране ОС предусматривает плату не только за загрязнение ОС, но и за использование природных ресурсов. Плата за природные ресурсы (земля, вода, лес и др.) взимается: а) в пределах установленных лимитов; б) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; в) на их воспроизводство и охрану.

Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Поступающие платежи перечисляют в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов. Платность природных ресурсов, несомненно, повышает материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.

3. Плата за загрязнение ОС.

Законом РФ об охране ОС предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов. В первом случае платежи производятся за счет себестоимости продукции предприятия, во втором – за счет прибыли, которая получена предприятием–загрязнителем. В случае убыточности предприятия–загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Территориальные органы МПР России и органы санэпиднадзора вправе приостановить (или прекратить) деятельность таких предприятий, для которых размер платежей превышает прибыль, оставляемую в их распоряжении.

Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие–загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов, что позволяет сделать охрану ОС экономически выгодным делом.

4. Экологические фонды.

Для реализации различных природоохранных задач: восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительского направления и т.д. создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды функционируют за счет отчислений с предприятий в виде плат за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и др. источников. Нормативы отчислений в экологические фонды закреплены в законе РФ. Большая часть средств экологических фондов идет на реализацию природоохранных мероприятий.

Экологические фонды способствуют также развитию таких прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности:

1) как вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;

2) выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

В настоящее время функции экологических фондов и процедура их финансирования пересматриваются.

5. Экологическое страхование.

Правовой основой экострахования (ЭС) являются законы РФ «О страховании» и «Об охране окружающей среды». По закону РФ об охране окружающей среды не только предприятия, но и граждане имеют право страхового возмещения (при добровольном и обязательном страховании) в случае техногенных катастроф, аварий и стихийного бедствия.

Экономическая сущность состоит в аккумуляции денежных средств в фондах страховых организаций и в перераспределе­нии их между третьими лицами для компенсации причиненных им убыт­ков при наступлении страховых случаев.

6. Определение стоимости экологического ущерба.

Под экологическим ущербом понимается вся совокупность изменений окружающей среды при использовании ресурсов, включая затраты на ее восстановление. Могут учитываться также затраты на расход воды для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества. Все это подталкивает предприятия к разработке технологий, наносящих минимальный вред окружающей среде.

7. Разработка системы экологически ориентированных государственных инвестиций.

Государство инвестирует выполнение различных экологических программ. Например, правительство ФРГ взяло на себя 50 % расходов на модернизацию оборудования предприятий, расположенных в бассейне реки Рейн.

8. Комплексная экономическая оценка природоохранных мероприятий.

Позволяет учитывать экологический ущерб от ныне работающих предприятий (включая отдаленные последствия) и прогнозировать его действия для вновь сооружаемых объектов.

Задачи комплексной оценки выполняются государственной экологической экспертизой, а также при экологическом мониторинге.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.