Проблемы реализации решений ЕСПЧ — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Проблемы реализации решений ЕСПЧ

2022-11-14 20
Проблемы реализации решений ЕСПЧ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время проблема реализации постановлений Европейского Суда по правам человека на национальном уровне в Российской Федерации является весьма актуальной. Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, а Конвенцию о защите прав человека и основных свобод ратифицировала лишь в марте 1998 г. с некоторыми оговорками [3]. После окончания процедуры ратификации Российской Федерацией Европейской конвенции 1950 г. и нескольких протоколов к ней в конечном итоге все принципы и нормы стали важной частью российского законодательства, регулирующего судопроизводство.

 

Судебная система в Российской Федерации продолжает наблюдать сложившуюся проблему между соотношением международно-правовых документов и национальных законов государства. На сегодняшний день эта проблема имеет важное значение, так как количество обращений граждан в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) до сих пор остается актуальным. Только за последний год была подана 7821 жалоба в ЕСПЧ, а из уже рассмотренных 645 жалоб принято 228 постановления ЕСПЧ против Российской Федерации [2].

 

Закрепленный в ст. 2 Конституции Российской Федерации один из основополагающих принципов признания человека, его жизни, его прав и свобод высшими ценностями для государства имеет существенное содержание. Данный принцип предполагает, что защита прав и свобод человека и гражданина является не только национальной, но и международной обязанностью для государства [4].

 

Трудности в соотношении международного и национального права возникают на практике и заключаются в том, что не всегда удается добиться идеального взаимодействия и согласования. Международное право взаимодействует с национальным правом, но национальное право не всегда может обеспечить полное осуществление норм международного права по причине неготовности.

 

В качестве примера можно выделить «пилотное постановление» Европейского суда по правам человека по делу «Бурдов против России №2» [1, с.79-106]. В данном постановлении ЕСПЧ установил, что в законодательстве Российской Федерации должно быть принято решение проблемы неисполнения постановлений национальных судов, а также необходимо принять меры для обеспечения полного возмещение вреда за нарушения Европейской Конвенции возмещение вреда при длительном неисполнении органами государственной власти решений суда, вынесенных против России или ее государственных органов [6, с.156-160]. По итогам этого решения в Российской Федерации за короткие сроки был разработан и принят Федеральный закон от 30.04.2010 №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» [5, с. 62-68].

 

Важной особенностью Европейского Суда по правам человека является его деятельность, осуществляющая защиту личности от государства. Посредством реализации положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ЕСПЧ позволяет отстаивать права индивида на международном уровне, а не только на внутригосударственном. Благодаря этому появился дополнительный инструмент защиты основных прав и свобод человека, признаваемый на международном уровне.

 

Таким образом, при вынесении решений Европейским Судом по правам человека устанавливаются факты нарушения прав и свобод человека и гражданина в государстве. В постановление ЕСПЧ, а затем рекомендуется государству-ответчику и остальным участникам, ратифицировавшим Европейскую конвенцию 1950 г. устранить выявленные нарушения. Конституционный суд Российской Федерации, применяя вынесенные постановления ЕСПЧ, направляет судебную практику и законодательный процесс, на соответствие современным стандартам защиты прав и основных свобод человека и гражданина.

 

После ратификации Российской Федерацией Европейской конвенции появилась проблема имплементации в национальную правовую систему прецедентного права Совета Европы, по примеру с признанием общепризнанных норм и принципов международного права. Однако, судебная практика в Российской Федерации складывается на отсутствии признания фпрецедента в качестве источника международного права, и пока что не готова к созданию нового механизма.

 

Постановления, а также решения ЕСПЧ имеют двойственный характер. Во – первых, постановления Европейского Суда по правам человека выносятся по итогам определенного спора и тем самым уже является обязательным к исполнению государством-ответчиком. Во – вторых в решении указывается общеобязательная для всех государств-участников Европейской конвенции правовая позиция Европейского Суда по правам человека, происходит толкование положений Конвенции.

 

Проблемой реализации постановлений ЕСПЧ является недостаточное, а в отдельных случаях полное отсутствие практического обращения внутригосударственных судов к международно-правовым позициям Европейского Суда по правам человека. Между тем, Российская Федерация принимает меры по итогам постановлений ЕСПЧ, выплачивает денежную компенсацию гражданам, но не спешит с изменением и совершенствованием правоприменительной практики национальных судов.

 

Следует обратить внимание на то, что в декабре 2015 г. был принят Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Данный федеральный закон включает в себя положения о невозможности исполнения решений и постановлений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании международного договора ратифицированного Российской Федерацией, если они в целом или в части не соответствуют Конституции Российской Федерации. Даже если Конституционный Суд Российской Федерации вынесет постановление или какие-либо действия (акты), направленные на исполнение соответствующего решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, в Российской Федерации такие постановления или действия не могут осуществляться (приниматься).

 

Таким образом, можно сделать вывод что Российская Федерация создает механизмы защиты национального законодательства от прямого влияния норм международного права. В законодательстве Российской Федерации признается верховенство Конституции РФ над ратифицированными международными договорами, судебные прецеденты не являются источниками национального права, следовательно, каждое постановление Европейского Суда по правам человека будет носить рекомендательный характер и проверяться их конституционность. В случае несоответствия Конституции РФ решение или постановление ЕСПЧ не будет исполнено и права граждан не будут защищены в полной мере.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.