Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-11-14 | 30 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Механизм оценки эффективности реализации программы
- ежедневная рефлексия школьников на подведении итогов дня;
- анкетирование и опросы детей по качеству реализуемой педагогической деятельности;
- содержание портфолио участников программы;
- оценка участия в программе в виде уровня квалификации в Паспорте гражданина Океан-града;
- мониторинг эффективности отдельных частей программы и мероприятий программы в целом со стороны экспертной комиссии, педагогического коллектива, оргкомитета;
- отзывы специалистов;
В результате смены составляется перечень предложений по совершенствованию программы
3) Оценочные материалы:
1. Для измерения образовательных результатов используются:
- Анкета удовлетворенности итогами смены;
- результаты Чемпионата профессиональных проб Океанskills;
- рефлексивное эссе;
- данные паспорта гражданина Океан - града.
Контроль и управление реализацией программы.
Система диагностики процесса реализации программы построена следующим образом:
1. Образовательные достижения участников программы в соответствии с целями (результаты относительно критериев и показателей программы):
- выявление ожиданий от смены (индивидуальные беседы при оформлении педагогического дневника);
- наличие социокультурной компетенции, знаний технологии профессионального самоопределения (включенное наблюдение) – в течение оргпериода;
- удовлетворенность ходом реализации программы, включенность в нее (анкета, анализ поведенческой активности старшеклассников, анализы по итогам проведения отрядных и дружинных дел) - середина основного периода);
- выявление приращений в области профессионального самоопределения – итоговый период смены);
|
- удовлетворенность итогами смены (анкета, результаты рефлексии на огоньке, рефлексивное эссе);
- анализ результатов эксперимента;
- результативность программы.
2. Мониторинг реализации этапов программы, в ходе которого будут проанализированы:
- качество условий организации программы;
- полнота реализации программы;
- эффективность используемых интерактивных форм и технологий, модернизация имеющихся и внедрение новых педагогических приемов, трансляция изобретенных или адаптированных образовательных форм в научное пространство и в практику,
- наличие модулей социализации и индивидуализации,
- наличие индивидуальных и коллективных достижений у участников программы;
- оснащенность образовательного процесса (ресурсы – люди, технологии, время, материально-технические, формирование проекта стандарта);
- организация управленческой деятельности;
- методические продукты по итогам смены.
С учетом имеющейся у Центра методологической базы, актуальных тенденций педагогики в сфере дополнительного образования детей, социальной педагогики, дидактики и возрастной психологии, а так же активного участия школьников в интересной разнообразной деятельности, способствуещей достижению комфортного психологического климата, появлению личностных смыслов в построении профессионального будущего, была создана модель педагогического процесса с учетом вариативной и инвариантной части, интерактивных форм работы, логично взаимоувязанных друг с другом, нормативно закрепленная в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Перекресток» -2016».
Описание экспериментальной апробации программы будет рассмотрено в следующем параграфе.
2.2 Опытно- экспериментальная работа по апробации программы.
С 23 июня по 11 июля была проведена программа «Перекресток». Ее участниками стали 434 человека летнего комплекса «Тигренок», «Китенок» и, из 26 субъектов Российской Федерации. В рамках программы проведен эксперимент по внедрению интерактивных форм профессионального самоопределения старшеклассников. В качестве контрольной группы выступили участники программы «Бизнес-экспресс», экспериментальной – участники программы «Перекресток».
|
Организационный период
Церемония открытия программы. Цель: создание праздничного настроя на участие в программе. Предполагает демонстрацию ритуалов и традиций смены, пробуждение чувства сопричастности к социально-педагогической среде ВДЦ «Океан», мотивацию к участию в программе.
Деловая игра «Стране нужны кадры» ее цель: формирование мотивации к личностному самопознанию и профессиональному самоопределению. Игра дает старт смене через ситуации осмысления личностного профессионального будущего, освоение технологии выбора профессии. Способствует формированию мотивации к активному участию в смене и во всех образовательных событиях смены. На протяжении четырех ее этапов в течение дня проходит глубокое погружение в проблему будущего профессионального выбора в следующей логике:
1 этап: выявление имеющихся предпочтений относительно профессионального выбора (область «Хочу», фиксация желаемых профессий). Прохождение дифференциально-диагностического опросника академика Е.А.Климова [19] на выявление типа профессий в соответствии со следующей классификацией: человек – человек, человек – художественный образ, человек – природа, человек – техника, человек – знак. Разработка индивидуального маршрута.
2 этап: выявление устойчивости представлений о выбранных профессиях и определение личностных возможностей самореализации в них. Работа в зоне «Могу». Проводится с помощью специалистов (кадровых агентов, психологов, педагогов, студентов старших курсов по специальности). Проведение SWOT-анализа выбранных профессий, построение маршрута мини-профессиональных проб: три профессии – по рекомендации специалистов на основе анализа результатов 1 этапа и собеседования, одна профессия – по собственному выбору.
3 этап: организация прохождения мини - профессиональных проб. Проводится с привлечением профессионалов – представителей пяти типов профессий (по классификации Е.А.Климова) [21, с.330]. Главная идея: оценка специалистом имеющихся профессионально важных качеств и способностей к профессии, а также погружение в профессию, знакомство с ней через практическую деятельность.
|
4 этап: рефлексия. Осмысление нового знания и полученного опыта для профессионального самоопределения. Знакомство с технологией профессионального самоопределения, основная суть которой заключается в совокупности следующих компонентов: 1. Познание себя, личностных интересов, способностей, соотнесение их с желаемой профессией;
В результате участия в игре участник программы последовательно был поставлен в условия узнавания себя и своих профессиональных предпочтений, будущих сфер самореализации, выявлял реалистичность своих намерений в соответствии со своими индивидуальными особенностями, способностями и качествами с помощью специалистов по кадрам (ih-менеджеров) и представителей профессий. Когда бы еще начальник эксплуатационного участка «Океана» мог проверить умеют ли старшеклассники подсоединять смесители и краны, а электрики - протестировать на демонстрационном стенде работу электрической сети! Где еще есть у сегодняшнего школьника возможность пройти экспресс-проверку на наличие профессионально важных качеств у представителей профессий и получить советующую оценку?!
Если в данной игре была задана возможность «прикоснуться» к профессии, то окунуться (погрузиться) в нее позволили профессиональные пробы. Реальные условия, настоящее дело, конкретные требования, действительность во всей ее яви – то, что позволило многим ребятам получить опыт «проживания» профессии и сформировать свою позицию относительно себя в ней. В этом педагогическая ценность данного мероприятия, а о значимом личностном смысле свидетельствуют отрывки рефлексивных эссе участников программы, выделяющих его в контексте профессионального самоопределения.
Отрядные дела, направленные на формирование временного детского коллектива: коллективно-творческие дела, организационный сбор, сбор-планирование, экскурсии.
Дружинные дела, направленные на формирование единого педагогического пространства, предъявление единых педагогических требований, принятие Океанского кодекса нравственности: Урок Дисциплины, Урок Мудрости, Игра по станциям «Культуру в массы!», Вечер Знакомств, Вожатский спектакль.
|
Основной период.
Спецкурс «Профориентир». Цель: содействие осмыслению важности выбора профессии через отрядные дела.
Занятие 1. «Позиции успеха». Цель: Содействие осмыслению качеств, необходимых для достижения будущего профессионального успеха. В ходе занятия в интерактивной форме выстраивается пирамида личностных качеств, необходимых для того, чтобы быть успешным в жизни, социуме, профессии. В процессе групповой работы ребята разрабатывают мероприятия в отряде, тренирующие эти качества.
Занятие 2. На выбор отряду предлагаются две темы:
А) «Профессии современности». Цель: расширение представлений о современных профессиях. В процессе групповой работы идет обсуждение современных профессий, обсуждается их востребованность, причины устаревания, выявляются наиболее востребованные профессии, определяются их характеристики.
Б) «Правильный выбор». Цель: сформировать у детей понимание важности принятия решения о выборе профессии. Проводится в виде дискуссии, итогом которой станет разработка советов будущим выпускникам, как не ошибиться в выборе профессии.
Предполагается возможность выбора темы на основе особенностей отряда (возраста членов отряда, опыта).
Занятие 3. «Экспресс-экспертиза «Твой выбор». Большой задел для того, чтобы заставить завтрашнего выпускника, живущего уже сейчас в условиях общества информационного типа, в шестом технологическом укладе, задуматься, чему учиться, чтобы в своем профессиональном будущем быть успешным, не ожидая помощи от родителей, учителей с устаревшими представлениями о профессиях, - в мероприятии экспресс-экспертиза «Профессии будущего».
Цель «Экспресс - экспертизы «Твой выбор» - содействие осмыслению профессий будущего как пространства жизнедеятельности современных
Спецкурс «Абитуриент». Цель: знакомство с социальной ролью «абитуриент» и способами самореализации в ней.
Проводится специалистами Центра «Абитуриент» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса и Отдел профориентации и организации набора студентов Дальневосточного федерального университета.
Усвоение следующих содержательных конструктов: подготовка к ЕГЭ; подача заявлений на поступление в вузы; подготовка документов; работа приемной комиссии; сроки подачи документов; структура вуза; работа с сайтом вуза; студенческая жизнь; самореализация первокурсника; секреты успешного поступления; часто встречающиеся ошибки несостоявшихся абитуриентов.
Профориентационные встречи «Куда пойти учиться?». Цель: расширение представлений о возможностях получения образования в высших учебных заведениях г. Владивостока. Это ярмарка вузов, презентация разнообразных специальностей, консультации преподавателей, студентов о специфике специальностей. Логическое завершение спецкурса «Абитуриент». Рекомендуется приглашение ведущих организаций и учреждений, таких как Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и т.д.
|
Разговор с деловыми людьми «История успеха». Цель: удовлетворение потребности в общении с успешными людьми как способ выявления ресурсов личностного развития. Выявляются яркие, успешные люди, уже достигшие успеха в разнообразных сферах. Одной из задач мероприятия является презентация приоритетных направлений развития Дальнего Востока, поэтому в числе приглашенных должны быть представители специальностей, востребованных в территориях опережающего развития Дальнего Востока.
Форсайт-сессия «Я профессионал 2020». Цель: освоение технологии управления позитивным будущим как средства самопрогнозирования и самоорганизации. Способствует осмыслению планируемого будущего, собственной профессиональной реализации в нем, а также способов и ресурсов его достижения. Предполагается, что после пройдённых занятий спецкурса «Профориентир» участник программы утверждается либо корректирует векторы профессиональных интересов.
Итоговый период
Чемпионат профессиональных проб Океанskils. Более глубокое погружение в профессию с выходом на формирование профессиональных компетенций произошло в ходе подготовки и проведения Чемпионата профессиональных проб «Океанskills».В рамках экспериментальной программы «Перекресток», проводимой в ВДЦ "Океан" с целью содействия профессиональному самоопределению старшеклассников, особое место отведено инновационной для ВДЦ "Океан" форме - Чемпионату профессиональных проб «ОкеанSkills». В ее разработке учитывался опыт проведения Чемпионатов Worldskills и JuniorSkills. Worldskills– это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом [48]. JuniorSkills - программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников была инициирована в 2014 году Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» в партнерстве с WorldSkills Россия при поддержке Агентства стратегических инициатив, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства образования и науки РФ[30].
Отличительной особенностью «ОкеанSkills» является обучение профессиональным навыкам в формате дополнительного образования в рамках краткосрочного обучения. Принципиально новым является сам подход к выявлению результативности проведенных занятий. Если ранее результаты (продукты) образовательной деятельности детей по итогам смены презентовались на выставке дополнительного образования, то сейчас знания, навыки, компетенции, усвоенные в течение 7 занятий, необходимо было продемонстрировать за отведенное конкурсом время, в ходе выполнения задания, озвученного на последнем занятии.
Таким образом, основной задачей организуемого педагогического процесса являлось формирование у детей профессионально значимых компетенций, умения организовать самостоятельную деятельность в ходе создания продукта, первого социального опыта в профессиональной деятельности. Открытая демонстрация полученных навыков в соревнованиях с такими же участниками смены является значимым фактором для самоутверждения в реализуемой деятельности, а в период обучения осознание этого мотивирует детей к более ответственному отношению к процессу обучения.
Интерактивный Город профессий Океан-град. Цель: презентация профессиональных навыков, освоенных в ходе смены, способностей, профессионально важных качеств участников смены как условие социальной мобильности и социализированности старшеклассников.Интерактивный настоящий город, в котором ребята должны найти возможность профессиональной самореализации (в игровой форме). Реализуются бизнес-проекты (совместные с дружинами «Парус», «Бригантина»), работают мастерские, студии (платно). В условиях, близких к реальным, участники программы должны «найти работу», выгодно презентовать свои умения и навыки, себя - специалиста.
Отрядные и дружинные дела, направленные на презентацию результатов деятельности временного детского коллектива и личностной и социальной самореализации старшеклассников. Поздравительный радиочас «В кругу океанской семьи», Отрядное дело «Семья – это…», Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья!», Устный журнал «Их познакомил Океан».
Для реализации программы использовались следующие механизмы:
Опытно-экспериментальная работа по апробации программы была проведена успешно. Такой вывод можно сделать по результатам данных диагностики участников смены, позитивных отзывов партнеров, специалистов центра. Программа «Перекресток 2016» была презентована в рамках Форума организаторов детского отдыха в г.Анапе, где вызвала интерес у представителей разных регионов, и желание перенять опыт, вместе с тем программа приняла участие в конкурсе, в результате была удостоена дипломом 1 степени.
2.3. Осмысление результатов.
Диагностическим инструментарием оценки результативности программы «Перекресток» послужили:
- «входная» и «выходная» диагностические анкеты (приложение 1);
- разработанные для каждого участника смены личностные «Портфолио», целью которых была активизация процессов самопонимания и рефлексии, целеполагания и выбора, осознании результатов профессиональных проб и личностных выводов;
- итоговая отрядная анкета, фиксирующая приобретенный ребятами опыт взаимодействия в условиях данной смены, а также предложения ребят;
- рефлексивные эссе, выполненные ребятами (приложение 1);.
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:
1.95% ребят приехали в «Океан», желая реализовать свои цели:
определиться с выбором профессии, раскрыть свои способности, получить в новый опыт, определиться с ВУЗом, попробовать себя в профессии, пройти профессиональную практику, пробы, попробовать себя в роли организатора и лидера не только отряда, но и дружины, хорошо отдохнуть, найти друзей, побороть свои страхи, развиться духовно и физически.
92 %участникам программы удалось достичь своих целей, получить новое знание, попробовать себя в новых формах и видах деятельности:
Содержательная составляющая нового знания, которое получили ребята, была связана с их профессиональным интересом, профессиональным выбором и пробами, которые были предоставлены ребятам в ходе реализации программы: они узнали о своей будущей профессии, о разных профессиях, о необходимых профессионально-личностных качествах, о ВУЗах Дальнего Востока, о новых перспективных технологиях, приобрели дополнительные естественно-научные знания.
Личностное знание, которое приобрели ребята: знание о себе, понимание своих сильных сторон и хороших черт характера, знание своих способностей, мобильность и гибкость, как правильно вести себя в коллективе, какие качества необходимы при работе с людьми, как стать общительным, как это быть вожатым (для ребят был организована педагогическая практика), необходимые знания для достижения своей профессии.
2.73% ребят удалось развить в себе личностные качества, которые они намечали как необходимые для развития в процессе реализации программы.
Личностные приращения ребят, приобретенные за смену, можно разделить на следующие группы:
«Образ Я-индивидуального»: целеустремлённость, уверенность в себе, креативность, уникальность, эрудированность, харизматичность, пунктуальность, лидерские качества, настойчивость, организованность, решительность, трудолюбие, упорство, самостоятельность, ловкость.
«Образ Я-социального»: общительность, дружелюбие, ответственность, умение работать в команде, уважение, внимательность, сдержанность, доброта, милосердие.
Разнообразие личностных приращений, их ценностно-смысловая наполненность и нравственная направленность, проживание качеств в различных социальных ситуациях (в отряде, в команде, во взаимодействии со специалистами, общение с ребятами разных возрастов, регионов и др.) позволили участникам программы увидеть себя целостно и многогранно, почувствовать полноту своих способностей и возможностей, свою природную уникальность.
Механизм оценки эффективности реализации программы
- ежедневная рефлексия школьников на подведении итогов дня;
- анкетирование и опросы детей по качеству реализуемой педагогической деятельности;
- содержание портфолио участников программы;
- оценка участия в программе в виде уровня квалификации в Паспорте гражданина Океан-града;
- мониторинг эффективности отдельных частей программы и мероприятий программы в целом со стороны экспертной комиссии, педагогического коллектива, оргкомитета;
- отзывы специалистов;
В результате смены составляется перечень предложений по совершенствованию программы
3) Оценочные материалы:
1. Для измерения образовательных результатов используются:
- Анкета удовлетворенности итогами смены;
- результаты Чемпионата профессиональных проб Океанskills;
- рефлексивное эссе;
- данные паспорта гражданина Океан - града.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!