Пуруша, или космический человек — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Пуруша, или космический человек

2022-11-14 43
Пуруша, или космический человек 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ведической мысли говорится, что Пуруша, или космический человек (персонифицированное время), – личность, представляющая собой микрокосмизированную вселенную – состоит из 16 частей:

1. Пять элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир

2. Пять органов действия: половые органы, органы выделения, двигательный орган (ноги), руки, голосовые связки.

3. Пять органов восприятия: обоняние, вкус, зрение, осязание, звук.

 

Каждый орган действия и восприятия соответствует одному элементу (то есть, например, земле соответствуют половые органы и орган обоняния). Пуруша, или ум, есть шестнадцатый фактор, посредством которого остальные пятнадцать связаны между собой. Всё это является составной частью индуистской философии и космологии, идущей из философии Санкхья.

Таким образом, Пуруша в своей манифестации отражает движение Луны. В первые пять дней после новолуния формируются пять элементов, обладающие инертной, или тамасической природой. В следующие пять дней формируются соответствующие органы действия, имеющие активную, или раджасическую природу. В третьи пять дней формируются соответствующие органы чувств, обладающие чистой, или саттвической природой.

В течение пяти дней после полнолуния отмирают пять органов чувств. Во вторые пять дней – пять органов действия. На третьи пять дней – пять элементов. У обычного человека, конечно, можно говорить лишь о незначительном колебании подобного рода, но они тоже важны.

Овладев этими энергиями в медитации, мы добиваемся энергии блаженства. Будучи подавлены этими энергиями, впустив их в себя через врата своих чувств, мы заканчиваем печалью и истощением. В этом смысле доли Луны дают нам ключ к полноценному духовному развитию. Но знание о них может быть также использовано и в обыденной жизни и для знания о месячных флуктуациях энергии.

 

Титхи

В Ведической астрологии период между двумя полнолуниями, или лунный месяц, разделяется на тридцать лунных дней, называемых «титхи», которыми измеряют калы, или доли Луны. Титхи являются вторыми после накшатр по важности и связаны с ними. Луна на протяжении титхи обычно будет оставаться в одной и той же накшатре – угловая протяжённость и того и другого составляет около 13°.

Период между двумя полнолуниями составляет примерно 29 ½ суток, что чуть меньше календарного месяца в 30 или 31 день. Каждый лунный день, или титхи в среднем чуть короче астрономических суток. Точнее, титхи в среднем длится 23 часа 37 минут, или на 23 минуты короче обычных суток. Таким образом, в обычном году численностью 365 дней – 371 титхи.

Впрочем, титхи не постоянны по протяжённости. Один титхи составляет 12° расстояния от Солнца до Луны (Солнце проходит около 1° в день, а Луна – 13°), то есть зависит от фазы Луны. Скорость движения Луны непостоянна. Она колеблется от 11 до 15 градусов в день. Это значит, что в реальности титхи может оказаться чуть длиннее или короче, чем одни сутки. Следовательно, для вычисления титхи требуется альманах. Титхи дня отсчитывается со своего вступления в силу на восходе Солнца. Когда скорость Луны быстрее, то в один день может уместиться два титхи. Следовательно, в календаре титхи могут перепрыгивать со дня на день (в Паньчанге это называется «кшайя титхи»). Когда скорость Луны меньше, что случается реже, то один титхи может распространяться на два смежных дня (возрастающий, или «вриддха» титхи). Всегда возвращайтесь к титхи предыдущего рассвета, чтобы установить в любое время, какой титхи идёт в искомый день (при занятиях Прашной). При занятиях натальной астрологией вы можете использовать титхи, действующий на момент рождения.

Есть 15 типов титхи, разделённых на две группы в зависимости от роста или убывания Луны, а в сумме 30. Время яркой или растущей Луны называется Шукла Пакша (известная также как Сита Пакша). 15 титхи Шукла Пакши идут с новолуния, с начала первого титхи, до полной Луны, конца пятнадцатого титхи. Тёмная, или убывающая половина лунного месяца называется Кришна Пакша. 15 титхи Кришна Пакши идут от полнолуния, начала первого титхи, до новолуния, конца пятнадцатого титхи.

Это означает, что в Ведической астрологии в действительности существует два дня полной Луны и два дня новой Луны. Пурнима заканчивается, когда Луна становится абсолютно полной. Следовательно, она соответствует лунному дню, оканчивающемуся с полной Луной. Кришна Пратипат начинается с точного момента полнолуния. Таким образом, она соответствует лунному дню, начинающемуся с полнолуния. Подобным образом Амавасья оканчивается, когда Луна в точности сходит на ноль. Следовательно, она соответствует лунному дню, оканчивающемуся моментом новолуния. Шукла Пратипат начинается с точного момента новолуния. Следовательно, она относится к лунному дню, начинающемуся с точного момента новолуния.

С другой стороны, в Западной астрологии день полнолуния означает день, когда Луна становится полной и, следовательно, сам момент полнолуния отмечает середину этого дня. То же относится и к дню новолуния.

Ниже приводятся названия титхи. Впрочем, обычно титхи просто обозначают цифрой.

 

Названия титхи Лунный день Номера титхи
Пратипат 1-й 1&16
Двитийя 2-й 2&17
Тритийя 3-й 3&18
Чатуртхи 4-й 4&19
Паньчами 5-й 5&20
Шаштхи 6-й 6&21
Саптами 7-й 7&22
Аштами 8-й 8&23
Навами 9-й 9&24
Дашами 10-й 10&25
Экадаши 11-й 11&26
Двадаши 12-й 12&27
Трайодаши 13-й 13&28
Чатурдаши 14-й 14&29
Пурнима/Амавасья 15-й 15&30

 

Переходные титхи

Точный момент новой и полной Луны происходит между пятнадцатым и первым титхи. Точный момент половины Луны происходит в середине восьмого титхи. Эти точки новой, полной и половинной Луны по природе являются переходными. У них некоторая тенденция к нестабильности и они больше годятся для консервации энергии, то есть для занятия духовными практиками, чем для внешней деятельности. Особенно нестабилен восьмой титхи, или половина Луны. Его избегают при планировании начала важных дел.

В такие переходные периоды как заря и сумерки флуктуации энергии делают атмосферу неблагоприятной для начала какой-либо внешней деятельности, но благоприятной для совершения внутренней трансформации и стремления к более высокому уровню осознания. Обычный горизонтальный поток энергии становится вертикальным, тем самым больше способствуя восхождению, чем внешней диссипации энергии.

Во время переходных титхи прана, или жизненная энергия больше податлива к тому, чтобы направиться в сушумну (центральный пранический канал) и, следовательно, эти дни более пригодны для медитации. Наша энергия становится внутренней и интровертной, консолидированной и мощной.

 

Чётные и нечётные титхи

 Большинство чётных лунных дней – 2-й, 4-й, 6-й, 8-й и 14-й – в целом неблагоприятны, за исключением 10-го, который превосходен. Другие утверждают, что 12-й и 6-й тоже хороши.

С другой стороны, нечётные дни в целом благоприятны, за исключением дня новой Луны (15-й тёмной половины), 1-й после новой Луны (в который Луна продолжает оставаться невидимой) и 9-й титхи.

 

Пять групп титхи

Титхи обычно подразделяются на пять групп по три.

 

1. 1-й, 6-й и 11-й. Земля Радостный, или «нанда». В целом благоприятны для любых дел, особенно для их начала.
2. 2-й, 7-й и 12-й. Вода Благоприятный, или «бхадра». В целом благоприятен.
3. 3-й, 8-й и 13-й. Огонь «Джайя», или победный. Слегка благоприятный. Требует от нас больше усилий ради достижения нужного результата, но эти усилия может вознаградить очень щедро.
4. 4-й, 9-й и 14-й. Воздух «Рикта», или «отказаться». В целом неблагоприятен, не стоит брать его за начало важных дел.
5. 5-й, 10-й и 15-й. Эфир «Пурна», или полный. В целом, очень благоприятный (за исключением новолуния). Происходит максимальное развитие.

 

Ведические провидцы представляли себе лунную энергию как разливающуюся несколькими волнами. То есть, каждая половина лунного месяца делится на три части, в каждой из которых имеется свой гребень волны лунной энергии. Титхи непосредственно перед таким гребнем нестабилен и, следовательно, неблагоприятен для большинства дел.

Первый из пятеричной последовательности титхи соответствует элементу земли, второй – воды, третий – огня, четвёртый – воздуха и пятый – эфира. Титхи с преобладанием воздуха рассматриваются как нестабильные.

 

Пригодность титхи в целом для внутренней и внешней деятельности

Группа титхи Шукла Пакша (яркая половина)

Умственный потенциал

Кришна Пакша (тёмная половина)
1-5 Начало новых дел, закладка основ, запуск проектов Низкий Высокий Исправление, реорганизация, реформирование, усвоение достигнутого
6-10 Развитие и поддержка. Действия и достижения

Средний

Закрепление на достигнутых позициях, сжатие
11-15 Развитие знаний, творческая и духовная деятельность Высокий Низкий Доведение дел до завершения, уход от дел, оценка сделанного

 

Титхи, ум и прана

Умственная сила достигает пика во время полной Луны и, следовательно, это лучшее время для духовной реализации, осознания чистого бытия, переживания радости и блаженства. Это время также наиболее благоприятно для общения и взаимоотношений. Наряду с этим, в данное время мы склонны к избытку эмоций или самопотаканию, если мы ещё не контролируем свой разум.

Умственная сила достигает минимума во время новолуния. Таким образом, это наилучшее время для отрицания мышления или слияния с пустотой (чистое «Я»). Однако, это также время, когда мы можем почувствовать пустоту, одиночество, уязвимость или тревогу, если мы не достаточно владеем собственным разумом.

Вместе с умственным потенциалом колебания испытывает прана, или жизненная энергия. Она тоже достигает минимума в новолуние, а максимума – в полнолуние. Вот почему время растущей Луны, а особенно полнолуние, обладает столь сильной целительной энергией. Убывающая же Луна несёт снижение энергии. Во время новолуния наша жизненная сила находится в своей низшей, самой уязвимой точке.

Прана движется от своей нижней точки в основании позвоночника в момент новолуния к макушке головы в полнолуние. Она восходит по спине по правому каналу (Пингала нади) во время возрастания Луны и вниз по спине по левому каналу (Ида нади) во время её убывания.

 

Неблагоприятные титхи

Четвёртый, девятый и четырнадцатый дни, день новолуния и день после новолуния (первый) в целом неблагоприятны. Многие астрологи для важных дел ещё отвергают шестой, особенно восьмой, и двенадцатый день.

Титхи, начиная с двенадцатого (двадаши) тёмной половины, как правило, отвергаются при планировании важных дел, так как они обычно считаются неблагоприятными.

 

Особые значения титхи

У каждого титхи есть особые значения. Эти значения одни и те же – независимо от того, светлая или тёмная половина месяца. Однако основное правило гласит, что светлая половина благоприятнее тёмной. Единственное исключение составляет первый титхи – в этом случае тёмная половина (шестнадцатый день) окажется предпочтительнее, так как в первый титхи светлой половины Луна всё ещё остаётся сожжённой.

Таким образом, положительные значения титхи с большей вероятностью проявят себя в светлую половину, а отрицательные – в тёмную. Это касается, в первую очередь, мирской деятельности, когда стремятся получить какие-то ощутимые результаты, так как яркой половине лунного месяца свойственна экспансия энергии. Для внутренних деяний, в частности, связанных с санньясой или очищением, тёмная половина может оказаться более подходящей.

Хорошие титхи подходят для начала важных дел, принятия важного решения, внесения в свою жизнь нового содержания или просто покупки новой вещи. Они, как правило, лучше для ритуалов и медитаций, направленных на положительные перемены. Ритуалы или медитации, имеющие целью устранение негатива, можно проводить и в плохие титхи.

 

Значения титхи

 

Пратхама 1 & 16

Шукла Пратипат – 1

День после новолуния. В целом неблагоприятен для любых важных дел, так как это день после новой Луны. Но, всё же, он подходит для медитации, учёбы, ритуалов и, кроме всего прочего, выработки стратегии и определения новых направлений деятельности.

Кришна Пратипат – 16

День после полнолуния. Хорош для начала новых предприятий, учёбы, установки новой мебели, надевания драгоценностей, совершения религиозных церемоний и медитаций, свадьбы, домашних или сельскохозяйственных обрядов. Неблагоприятен для путешествий.

 

Двитийя – 2 & 17

Слегка благоприятен. Подходит для путешествий, надевания драгоценностей, свадьбы, домашних или сельскохозяйственных обрядов, установки новой мебели, покупки новых вещей, для доходов, начала новых дел, постановки новых задач, начала обучения новым предметам, для лечения.

 

Тритийя – 3 & 18

В целом благоприятен. Подходит для путешествий, конструирования, лечения, учёбы, совершения религиозных церемоний, дарения и свадьбы (в яркой половине).

 

Чатуртхи – 4 & 19

В целом неблагоприятен. Подходит для избавления от ненужных или избыточных вещей, уборки дома (или очищения умственного багажа), внутреннего очищения и отречения, для вынесения приговоров. Ещё благоприятен для приготовления лекарств, но не для прописывания курса лечения.

Неблагоприятен для запуска проектов и для любых добрых дел: путешествий, посвящения, религиозных церемоний или надевания драгоценных камней. Несёт препятствия, отсрочки и крушения. Благоприятен, впрочем, для умилостивления Бога Ганеши, помогающего преодолевать препятствия.

 

Паньчами – 5 & 20

Очень благоприятный день для любых добрых дел: путешествий, обретения благосостояния, дарения, совершения религиозных церемоний и изъявления преданности, надевания драгоценностей, медитаций, учёбы, обретения оккультных знаний, поста, целительства и лечения, путешествий, свадьбы и прочих таинств. Хорош для почитания Шивы и Богини (в яркой половине), поскольку они носят лунный серп на голове. Ещё хорош для обучения и поклонения Сарасвати.

Не подходит для недобрых деяний или деяний, где требуется насилие – таких, как вынесение приговора.

 

Шаштхи – 6 & 21

В целом благоприятен. Плох для путешествий, но всесторонне хорош для надевания драгоценностей, поста, конструирования, домашних или сельскохозяйственных обрядов, учёбы, приготовления лекарств (но не для прописывания курса лечения). Подходит для жёстких действий или самозащиты от нежелательных воздействий.

 

Саптами – 7 & 22

В целом благоприятен. Хорош для путешествий, использования, эксплуатации или покупки средств передвижения, физической активности и упражнений, лечения, совершения религиозных церемоний и для свадьбы. Неплохой, но не оптимальный для надевания драгоценностей или новых одежд. Впрочем, в этот день есть тенденция к опрометчивости, чего следует остерегаться.

 

Аштами – 8 & 23

В целом неблагоприятен. Подходит для изучения чего-либо, учёбы, физической активности, спорта, занятий искусством, конструирования. Наилучший для медитации и ритуалов, а также хорош целительства и омоложения.

Плох для большинства важных проектов и решений, инициаций, путешествий, полового общения. Но хорош для поклонения Богине.

 

Навами – 9 & 24

В целом неблагоприятен. Подходит для состязаний (спорт, дебаты), упражнений и физической активности, для приготовления лекарств (но не для прописывания курса лечения). В этот день есть опасность избыточного расходования сил.

Плох для большинства важных акций – таких, как установка божеств или алтарей, надевания драгоценностей, путешествий, полового общения. Однако, в яркой половине, это один из лучших дней для медитаций, пения и ритуалов.

 

Дашами – 10 & 25

Очень благоприятен. Хорош для путешествий, надевания драгоценностей или новых одежд, свадьбы (в яркую половину), церемоний и вечеринок, дохода, движимого и недвижимого имущества, обучения, любых целительных действий (превосходен для масляного массажа) и для посещения влиятельных людей.

Яркий титхи (десятый) – возможно, наилучший из всех титхи вообще – подходит для любых перспективных дел. В этой точке космическая мужская энергия (Шива) достигает пика. В тёмный титхи (двадцать пятый) наивысшей силы достигает женская энергия вселенной (Шакти), поэтому он подходит для поклонения Божественной Матери.

 

Экадаши – 11 & 26

В целом благоприятен. Подходит для путешествий, обучения, совершения религиозных ритуалов и медитации, социальных и карьерных достижений, свадьбы, надевания драгоценностей (в яркую половину), упражнений, учёбы и дел образования. Хорош для поклонения Богу Вишну, особенно в сочетании с постом, мантрой и медитацией.

 

Двадаши – 12 & 27

В целом благоприятен. Подходит для свадьбы (в яркой половине), религиозных церемоний, изъявления преданности, благотворительности и отречения.

 

Трайодаши – 13 & 28

В целом благоприятен. Подходит для лечения, религиозных церемоний, медитации и путешествий. Слегка благоприятен для свадьбы и надевания драгоценностей (только в яркую половину).

 

Чатурдаши – 14 & 29

В целом неблагоприятен. Подходит для изучения религиозных предметов, превосходен для ритуалов, пения и медитации (особенно в яркую половину), в частности таких, при которых ищут защиты и прибежища. Хорош для приготовления лекарств (но не для прописывания курса лечения) и для поста (в тёмную половину).

Неблагоприятен для большинства дел, включая надевание драгоценностей, для путешествий и полового общения. Привносит непонимание и отрицательные эмоции. Хороший день для сбережения сил. Хорош для поклонения Господу Шиве.

 

Пурнима – (полнолуние) 15

Благоприятен для любых добрых дел: постройка домов, надевание драгоценностей, карьерные свершения. Однако, ещё лучше для религиозных ритуалов, поста, созерцания и медитации. Превосходен для поклонения Богине и Божественной Матери, являющейся правящим божеством Луны.

В целом, это день, когда мы пожинаем плоды наших деяний за весь месяц, доводим дела до завершения. Но он не подходит для начала новых дел. Неблагоприятен для путешествий.

 

Амавасья – (новолуние) 30

Подходит для религиозных ритуалов и медитации, учёбы и аскетических практик, для приношений покойникам, для дарений. Плох для здоровья, но может быть важным временем для сообщения целительной энергии больным – особенно хроническим и павшим духом.

Неблагоприятен для большинства дел, включая надевание драгоценностей, путешествия и половое общение. В целом, хороший день, чтобы оставаться интровертным и пребывать в недеянии.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.