Истрия павловопосадского промысла и традиционные мотивы. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Истрия павловопосадского промысла и традиционные мотивы.

2022-11-14 29
Истрия павловопосадского промысла и традиционные мотивы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    «Шаль» - слово персидское, так называли привозимые из Кашмира шали, вытканные из козьего подшерстка, а слово платок - исконно русское - «плат» (кусок ткани). Но оба слова прижились, обозначая одно и то же. Вот вам и ключ к одной из тайн шали из подмосковного городка Павловский Посад.

    Когда же и кем была придумана павловопосадская шаль? История эта непростая, много в ней событий забытых, которые в архивах специалисты собирают, много и того, что в старинных модных журналах можно увидеть или, перелистывая красивую книгу с орнаментами восточных ковров и тканей. Но это как далекая музыка, когда звук едва-едва доносится. Само собой сложилось, что павловопосадские шали ни на какие другие не похожие, они - художественный образ России.

    Так не всегда было. Лет 150-200 назад, когда мода на такие шали была очень большая, работало множество фабрик, подобных павловопосадской, даже в Австро-Венгрии было схожее производство. Но ни в какое сравнение ни по качеству, ни по количеству, ни по разнообразию узоров с Павловопосадской мануфактурой они не шли. Фабрика эта была самой крупной в нашей стране. Менялись способы нанесения орнамента, краски из растительных по ходу развития науки исчезали, их заменяли химическими.

    В середине XIX века впервые стали выпускать шали из шерсти. Сначала из привозной, а потом перешли на отечественное сырье и к началу XX века использовали тонкорунную очень качественную шерсть. Шали получались легкие и шелковистые, с нежным блеском. У каждого явления, как и у человека, своя судьба. Так получилось, что после 1917 года почти все платочные производства ушли в небытие. Только павловопосадская шаль жива-живехонька! Очевидной стала не только ее русскость, но и удивительная роль в культуре. В конечном счете, она одна вышла из всех передряг, войн, отрицаний прошлого, пренебрежения к цветочному и мажорному орнаменту, упреков в излишней «восточности» и несоответствию современной моде.

    Моментом основания производства павловопосадских шалей считается 1795 год, а в конце 1850-х годов начинается создание шалей в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде, на предприятии, принадлежавшем купцам Якову Ивановичу Лабзину и Василию Ивановичу Грязнову.

    В 1870-1880-е годы в декоре Павловских шалей наряду с восточным или турецким узором широко применяли «цветочную» орнаментику, а также мотивы орнамента и стиля предыдущих эпох: узоры, стилистически напоминающие ветви деревьев, разнообразные завитки, ленты всех фасонов в сложнейших комбинациях и разворотах.

    Постепенно при набойке шалей начинают использоваться яркие и дешевые анилиновые красители, позволяющие воспроизводить насыщенные по цвету платочные композиции. Идут процессы демократизации и увеличения доступности Павловского платка для широких слоев населения. Шали и павловопосадские платки находят широчайшее применение за пределами дворянских и купеческих социумов в мещанской и крестьянской среде.

    Конец 19 - начало 20 века возможно определить как время завершения формирования стилистики платка Павловского производства. Особенной известностью в этот период пользовались Павловские шали двух разных видов.

    Первая разновидность шалей изготавливалась из тончайшей почти прозрачной шерсти, использовались шелковые просновки или в более бюджетных вариантах обходились без них. Узоры такой шали набивались на кремовых или разноцветных грунтах, наиболее распространенными цветами были красный и черный. Узоры содержали объемные изображения листьев и цветов, букетов, различных гирлянд, зачастую расположенных по краю платка или шали. Вторая разновидность Павловских шалей, сложившаяся в тот временной период, изготавливалась из очень плотных шерстяных тканей. Отличительной чертой этого стиля служит характер набоек, колорит и цветовые решения, основанные на сочетаниях небольшого количества ярких и сочных красок, главенством красного и бардового цвета и колоритный, броский рисунок. Цветы и букетные композиции на таких шалях и платках, как правило, обрамлены в разнообразной формы орнамент из вытянутых элементов декора и дополнительно расположенными в композиции платка или шали орнаментами из геометрических элементов или полос, дополненных цветочными композициями и гирляндами. Визуально акцент переносится на угловые области шали и платка, узоры заполняют практически всю площадь шали, свободной остается только небольшой участок в центре. Ярчайшим примером такого типа шалей и платков является небезызвестная шаль 1910-го года носящая имя "Подкова".

    Традиционные платки - неотъемлемый элемент русского народного стиля, вернувшего свою популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Сегодня модные образы с павловопосадскими платками - это оригинально, ярко, удобно и ничуточку не старомодно. Павловопосадский платок представляет собой истинное произведение искусства благодаря сложному рисунку набивки, копировать который практически невозможно. Изготавливается только из натуральных материалов: шелка, тонкой шерсти и хлопка. Это незаменимый и дорогой аксессуар для любой модницы в любое время года. Первоначально русские народные платки носили на голове, спускать их на плечи женщины начали лишь в XIX веке. И совсем неудивительно, что павловопосадский платок относительно быстро стали называть русским национальным наследием. У настоящего павловопосадского платка имеется квадратная форма с симметричной композицией, которая включает в себя кайму и средник, а основным декором считается цветочный орнамент.

    Узоры платков и шалей не простые, а со смыслом! В них зашифрована информация. Цветы и другие элементы орнамента являются обереговыми символами. Традиционным и узнаваемым символом павловопосадского платка является роскошная роза, переливающаяся всеми цветами радуги. (Число тонов на платке может быть от 10 до 30!). Также можно увидеть лилию, полевые цветы. Реже встречаются изображения птиц. Любой цветок — прежде всего, красота, жизнь, нежность, женственность. Но каждый имеет своё значение. Пышная роза олицетворяет здоровье и богатство. Лилия — чистоту и святость. Ромашка – простоту, скромность, долголетие и здоровье. Бутоны цветов — дети, юность, перспектива на расцвет и развитие. Листья и стебли – поддержка и защита. Птица – это душа, мечта, счастье, верность, связь с небом. Волнистые линии в промыслах многих народов символизируют воду. (Вода – это чистота, энергия Любви, благополучие, богатый урожай.) Примечательно, что русские художники заимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос (Индия), и античные вазы (Греция), и восточные орнаменты («турецкий» огурец или пейсли — декоративный орнамент каплевидной формы), которые пришли в Россию из Азии. Но наши мастера всегда были верны своим традициям. Даже на платках с восточными мотивами самые внимательные увидят крест!


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.