Особенности уголовных наказаний несовершеннолетних — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности уголовных наказаний несовершеннолетних

2022-11-14 37
Особенности уголовных наказаний несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

 


Допустить к защите.
Зав. кафедрой Козаченко И. Я.
"___" ___________ 2014 г.

 

Екатеринбург, 2014 г.
Дипломная работа
студентки 32 группы ФСПО

Стихиной Надежды Александровны

 

 

Научный руководитель:
кандидат юридический наук, доцент
Бахтеева Елена Ивановна

 

 


Содержание

Введение

Глава I. Понятие уголовной ответственности.

§1. Понятие уголовной ответственности.

§2. История уголовной ответственности несовершеннолетних.

 

Глава II. Понятие «несовершеннолетний» в уголовном праве.

§1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.

§2. Понятие «несовершеннолетний».

 

Глава III. Особенности наказаний несовершеннолетних.

§1. Общие положения уголовной ответственности несовершеннолетних

§2. Понятие наказания и обстоятельства, которые учитываются при его назначении.

§3. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

§4. Освобождение несовершеннолетних от наказания.

§5.  Ювенальная юстиция.

Заключение

Список источников и использованной литературы

Введение

Преступность в среде несовершеннолетних – это серьезная проблема, с которой, так или иначе, сталкивается и борется каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершенных преступлений являются несовершеннолетние – по сути, просто дети, жизнь которых только начинается. В условиях роста общей преступности в последние годы в России увеличивается и преступность несовершеннолетних.

Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершается в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе, что отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми.

По статистическим данным за январь – ноябрь2013 года несовершеннолетними было совершено 4,5 тысяч преступлений. В том числе, преступлений совершенных в составе организованной группы либо преступного сообщества (преступной организации), - 0,6 тыс. (увеличение на 7,2%).[1]

Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних привели законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и начал уголовной ответственности и наказания. Законодательством предусмотрены особые условия установления видов наказания для несовершеннолетних, назначения им наказания, освобождения их от уголовной ответственности и наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости.

Уголовно-правовые меры противодействия преступности несовершеннолетних не являются основными. Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, падения жизненного уровня значительной части населения, обострения межнациональных конфликтов, неблагоприятного развития семейных отношений, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры. И, тем не менее, когда преступление совершено, возникает вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетнего.

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, степенью ее важности на современном этапе развития российского общества, поскольку терпимое, гуманное (в соответствии с международными нормами и отечественным законодательством) отношение к несовершеннолетним гражданам, преступившим закон, является одним из показателей наличия в нашей стране истинной демократии.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает особый раздел V «Уголовная ответственность несовершеннолетних», который состоит из главы 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», включающей 10 статей (ст., ст. 87-96 УК РФ).[2]
Оценивая содержание раздела пятого УК РФ об уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, необходимо учитывать, что данный раздел - составной компонент Общей части, который находится в неразрывной связи с другими ее положениями. Эта связь проявляется, прежде всего, в том, что все исходные положения о задачах и принципах уголовного закона, об основаниях уголовной ответственности, о действии уголовного закона во времени и пространстве, о понятии и видах преступлений, о вине, о соучастии, об обстоя­тельствах, исключающих преступность деяния, и некоторые другие в равной степени относятся и к несовершеннолетним, совершившим преступления. Иными словами, почти все положения Общей статьи части УК, которые прямо не решают вопросы ответственности, относятся ко всем лицам, совершившим преступления, независимо от возраста виновного.[3]

В тех случаях, когда возникает конкуренция других норм Общей статьи УК РФ с нормами раздела об уголовной ответственности несовершеннолетних, всегда подлежат применению нормы этого раздела.

Объект исследования: общественные отношения, возникающие в процессе реализации института уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Предмет исследования: уголовно-правовые нормы, устанавливающие особенности уголовных наказаний несовершеннолетних в России.

Цель исследования: Цель исследования заключается в том, чтобы на основе действующего законодательства, результатов конкретно-социологического исследования выявить условия уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Задачи исследования:

1) Изучить состояние проблемы, на основе анализа нормативно-правовых источников и специальной литературы.

2)Охарактеризовать особенности уголовных наказаний несовершеннолетних  

3) Раскрыть некоторые психологические аспекты правового урегулирования уголовной ответственности несовершеннолетних в современных условиях.

Методология исследования основана теоретическом анализе нормативно-правовых источников и специальной литературы, изучения научных юридических изданий, а также судебной практики по теме исследования.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Общие положения уголовной ответственности несовершеннолетних.

Противодействуя подростковой преступности, государство использует различные средства: экономические, организационные, воспитательные, юридические, в том числе и уголовно-правовые. Уголовное право занимает в этой системе не главное, но важное место, являясь вынужденной реакцией общества на преступное поведение несовершеннолетних.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних представлены следующими положениями уголовного закона: замена уголовной ответственности и наказания принудительными мерами воспитательного воздействия; виды наказания, которые могут применяться к несовершеннолетним, назначение этих наказаний с учетом специфики каждого из них; освобождение несовершеннолетних от наказания; условно-досрочное освобождение их от отбывания наказания; сроки давности и сроки погашения судимости.

В соответствии со ст. 87 УК РФ[23] несовершеннолетними признаются физические лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Общие вопросы уголовной ответственности, в том числе распространяющиеся на несовершеннолетних, урегулированы другими главами Общей части УК РФ. Так, указание законодателя, сделанное в части 1 ст. 20 УК РФ о шестнадцатилетнем возрасте уголовной ответственности, вовсе не означает, что с этого возраста наступает уголовная ответственность за все преступления, кроме перечисленных в Части второй указанной статьи. В качестве примера можно привести воинские, должностные преступления и т.п. Фактически гл. 14 посвящена регламентации исключений из общих правил уголовной ответственности, предусмотренных Общей частью УК. Так, при признании рецидива не учитываются судимости за преступления совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет; на несовершеннолетних (без исключений) распространяются положения о применении условного осуждения и т.п.

Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает в соответствии с общими положениями УК РФ, но с учетом специфики личности подростка (недостаточная психофизическая, возрастная и социальная зрелость, неумение в связи с этим в полной мере адекватно оценивать свои поступки).

Регламентируя уголовную ответственность несовершеннолетних, законодатель с учетом принципа гуманизма устанавливает круг общественно опасных деяний, наказуемых в уголовном порядке с четырнадцатилетнего возраста. Кодекс содержит нормы о назначении наказания несовершеннолетним, об освобождении их от уголовной ответственности и наказания. В результате при прочих равных условиях несовершеннолетние подлежат менее строгим мерам уголовной ответственности, чем совершеннолетние лица.

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность, определен в гл. 4 УК РФ «Лица, подлежащие уголовной ответственности». Согласно ст. 20 УК РФ выделяются два возрастных предела уголовной ответственности несовершеннолетних: с четырнадцати до шестнадцати лет - за совершение преступлений, перечисленных в ч. 2 указанной статьи; с шестнадцати до восемнадцати лет - за совершение остальных преступлений (за исключением случаев, когда ответственности подлежат только совершеннолетние лица, например, в соответствии со ст. 134, 150, 151, ч. 2 ст. 157 УК РФ).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 1 февраля 2011г. №1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»[24], при отсутствии документальных данных о возрасте несовершеннолетнего лица его возраст устанавливается судебно-медицинской экспертизой. В этом случае днем рождения виновного следует считать последний день того года, который назван экспертизой, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет суду следует исходить из предлагаемого экспертизой минимального возраста такого лица.

При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетних, суды должны выявлять степень умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он сознавать значение своих действий и в какой мере руководить ими. В необходимых случаях должна быть произведена экспертиза специалистами в области детской и юношеской психологии или соответствующие вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психиатра.

Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних проявляется также в особом подходе УК РФ к оценке совершенных подростками преступлений и их личности при определении рецидива преступлений. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 18 УК РФ при признании наличия рецидива преступлений не принимаются во внимание судимости за преступления, совершенные в возрасте до восемнадцати лет. Судебная практика последовательно исходит из этого положения.

Несовершеннолетие виновного во всех случаях признается обстоятельством, смягчающим наказание (п. «б» ч. 1 ст. 61 УК РФ).

К несовершеннолетнему, совершившему преступление, могут быть применены следующие меры уголовно-правового воздействия:

1) принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90, 91 УК РФ) в связи с освобождением виновного от уголовной ответственности;

2) назначено наказание (с учетом положений ст. 88, 89 УК РФ);

3) принудительные меры воспитательного воздействия в связи с освобождением несовершеннолетнего от наказания (ч. 1 ст. 92 УК РФ);

4) помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием в связи с его освобождением от наказания (ч. 2 ст. 92 УК РФ).

Ювенальная юстиция.

 

В 2008 году Верховным судом РФ в правовой оборот введён новый термин «ювенальные технологии», под которым понимается комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и содействующих раскрытию их индивидуального потенциала для свободного развития в обществе и самостоятельного отказа от асоциального поведения. Ювенальные технологии применяются субъектами профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних непосредственно в практической деятельности.

Следует отметить, что еще в 1999 г. в некоторых судах г. Санкт-Петербурга были запущены пилотные проекты по применению ювенальных технологий. В настоящее время ювенальные технологии в сфере правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних применяются в 52 субъектах Российской Федерации: Иркутской, Ленинградской, Брянской, Липецкой, Камчатской, Владимирской, Псковской, Амурской, Омской, Ивановской, Саратовской, Оренбургской, Волгоградской, Московской, Ульяновской областей, Еврейской автономной области, Пермского и Красноярского краев, Республик Хакасия, Чувашия, Карелия, г.г. Санкт-Петербурга и Москвы и др.

Практика внедрения ювенальных технологий в уголовное судопроизводство с участием несовершеннолетних в Ростовской области стала формироваться в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. №7, рекомендовавшим применение норм международного права в судебной практике.

Непосредственно апробирование норм международного права в сфере ювенальной юстиции в Ростовской области началось в январе 2001 года с начала реализации пилотного проекта в соответствии с Соглашением Ростовского областного суда, Управления Судебного департамента в Ростовской области и Программы Развития ООН «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних» /ПРООН/ (2001-2003 г.г.).  

Для реализации проекта ПРООН при Ростовском областном суде был создан Координационный Совет, в состав которого, помимо судей и работников Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области, вошли представители прокуратуры, правоохранительных органов, органов и служб государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, адвокатуры, ученые-юристы, представители общественных организаций.

В декабре 2003 года по ювенальным технологиям работали 14 районных (городских) судов Ростовской области, которые рассматривали пятую часть всех дел, рассматриваемых всеми судами Ростовской области.

Основное содержание проекта ПРООН – экономия уголовной репрессии и оказание судом помощи несовершеннолетнему правонарушителю в реабилитации, введение нового для России института - социального работника при суде, который готовил для суда доклад о личности несовершеннолетнего (Ростовским областным судом для этого была разработана совместно с министерством общего и профессионального образования Ростовской области «Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя», одобренная Координационным Советом); при установлении фактов нарушения прав несовершеннолетнего подсудимого – готовил для судьи предложения о привлечении социальных служб (органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) для проведения с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Такая профилактическая работа с несовершеннолетним стала проводиться после суда на основании частного постановления судьи (ч.4 ст.29 УПК РФ).

В 2001-2003 г.г. в качестве социального работника при суде работали представители разных профессий - юристы, психологи, педагоги. Их отбор осуществлялся на конкурсной основе в соответствии с рекомендациями Программы ООН, все они в рамках проекта работали на основе контракта с ПРООН и финансировались этой программой.

К окончанию проекта в декабре 2003 г. стала ясна необходимость сохранения института социального работника при суде, поскольку именно социальный работник оказывал неоценимую помощь судье в подготовке доклада о личности несовершеннолетнего подсудимого, ресурсах семьи по его воспитанию и исправлению (эта информация позволяла шире применять такие меры, как принудительные меры воспитательного воздействия - передача несовершеннолетнего под надзор семьи, назначение наказаний, которые отбываются в обществе).

 Кроме этого, именно через социального работника при суде к участию в судопроизводстве стали активно привлекаться социальные службы (органы и учреждения системы профилактики), которым суд поручал проведение с подростком индивидуальной программы реабилитации после суда, а также оказание семье подростка, находящейся в социально опасном положении, предусмотренной законом помощи.

Например, при исследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетнего суд может установить, что подросток проживает в неблагополучной семье, находящейся в социально опасном положении, родители подростка не принимают мер по его содержанию и воспитанию, не контролируют его поведение, жестоко с ним обращаются; может быть также установлено, что подросток вообще утратил родительское попечение - не имеет родителей и лиц, их заменяющих. Либо, наоборот, семья подростка благополучная, совершенное подростком преступление осознается и тяжело переживается как им самим, так и его родителями, которые готовы со своей стороны принять все меры по устранению последствий преступления и могут оказать и оказывают на несовершеннолетнего положительное воздействие. Учет обстоятельств жизни и воспитания несовершеннолетнего для суда крайне важен, поскольку от этого во многом зависит выбор меры реагирования: применение принудительных мер воспитательного воздействия либо назначение наказания, а также его вид и размер, возможность применения ст.73 УК РФ, либо вообще освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или за примирением с потерпевшим.

С самого начала реализации проекта ПРООН в Ростовской области к участию в судопроизводстве по делам несовершеннолетних стали активно привлекаться специалисты - психологи и педагоги Областного психолого-педагогического и медико-социального Центра министерства образования Ростовской области, а также аналогичных центров и служб, расположенных в районах и городах области. Именно эти специалисты показали возможности их участия в судопроизводстве при проведении психологической диагностики несовершеннолетнего до суда, а также в проведении курса психологической коррекции несовершеннолетних после суда силами специалистов указанных центров.

Поскольку имелась возможность оказания несовершеннолетним психологических услуг, суды стали применять такую меру как возложение обязанности на несовершеннолетнего пройти курс психологической коррекции в указанных выше психологических центрах.

Такие обязанности на несовершеннолетнего возлагались как при применении принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со ст.ст.90-92 УК РФ (например, в форме установления особых требований к поведению несовершеннолетнего) либо в качестве одного из обязательств при условном осуждении в соответствии со ст.73 УК РФ.

Важно, чтобы эта деятельность специалистов психологов, педагогов была востребована судами при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних.

Описанные выше ювенальные технологии (возложение обязанности пройти курс социально-педагогической реабилитации, получение заключения психолого-медико-педагогической комиссии органа образования перед возложением на несовершеннолетнего обязанности возвратиться в образовательное учреждение), апробированные в практике работы судов Ростовской области, впоследствии нашли отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 года №2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» (п.25).

Сотрудничество судов со специалистами органов образования, педагогами и школьными психологами показало, что не всегда целесообразно формальное возложение судом на несовершеннолетнего такой обязанности (в соответствии со ст.73 УК или ст.ст.90-92 УК РФ) как обязанности возвратиться в образовательное учреждение, потому что не все дети могут выполнить эту обязанность в силу имеющихся у них сложностей в освоении учебной программы. Именно поэтому суды стали принимать во внимание рекомендации специалистов - психологов и педагогов, о том, что прежде чем возложить на несовершеннолетнего обязанность возвратиться в образовательное учреждение для продолжения обучения, необходимо получить заключение психолого - медико-педагогической комиссии органа управления образованием о том, что несовершеннолетний по своему психофизиологическому состоянию может обучаться. Эта практика работы судов Ростовской области также нашла отражение в названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

Уже в рамках проекта ПРООН начал формироваться механизм взаимодействия судов с органами, исполняющими наказание. По инициативе Ростовского областного суда руководством ГУФСИН по Ростовской области была введена специализация работников уголовно-исполнительных инспекцией по ведению дел несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, которые отбываются в обществе.

Изменился подход к рассмотрению судами ходатайств об отмене условного осуждения несовершеннолетнего. Суд стал внимательно разбираться с причинами неисполнения несовершеннолетним условий условного отбывания наказания за весь период, стал вызывать в судебное заседание не только представителей органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного (уголовно-исполнительной инспекции), но и представителей ПДН ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательных учреждений и т.д. Практика такого неформального рассмотрения указанной категории дел показала, что подростки, зачастую, самостоятельно не могли выполнить такие возложенные на них в соответствии со ст.73 УК РФ обязанности, как возвращение в образовательное учреждения либо трудоустройство, поскольку в школу и на работу их отказывались брать.

Исходя из этого, Ростовским областным судом было рекомендовано судам области одновременно с возложением на несовершеннолетнего обязанностей условного осуждения по приговору суда, направление письма либо частного постановления в адрес, прежде всего, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, об оказании подростку помощи в выполнении судебного решения (помощь в трудоустройстве, продолжении учебы).

Если несовершеннолетний, с участием которого осуществлялась правоприменительная процедура, нуждался в педагогической, медицинской, юридической помощи или в социальной реабилитации, то суды стали поручать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принятие соответствующих мер и просили уведомить суд о предпринятых действиях.

Еще одна новация в работе судов Ростовской области стала складываться при применении части 7 статьи 88 УК РФ, а именно: при постановлении приговора или иного судебного решения суд стал давать указание органу, исполняющему наказание, учесть определенные особенности личности несовершеннолетнего при обращении с ним. Такие же указания суд мог давать специализированному учебно-воспитательному учреждению, в которое помещался несовершеннолетний, освобожденный от наказания в соответствии со ст.92 УК РФ. Формой такого указания суда органу, исполняющему наказание, стало направление одновременно с копией приговора/постановления также и «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя» (направляется в уголовно-исполнительную инспекцию, если наказание отбывается в обществе, либо в воспитательную колонию, если реально назначено наказание в виде лишения свободы). Указанные выше ювенальные технологии также нашли отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 года №2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» (п.п.24,47).

Заключение

 

Подрастающее поколение – это будущее нашего государства. Поэтому подростки с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей должны стать объектом повышенного внимания и заботы. Это обусловлено еще и тем, что в настоящее время отмечается рост преступности несовершеннолетних.По сводным статистическим данным Генеральной Прокуратуры России рост преступности среди несовершеннолетних продолжается и в настоящее время.Преступлениям несовершеннолетних присущи свои индивидуальные особенности, связанные в первую очередь с теми физиологическими и психическими особенностями, которые присущи данной категории населения. Иногда у несовершеннолетних присутствуют мотивы и цели, не присущие взрослой преступности, - это такие, как интерес, желание выделится среди своих сверстником, преступная романтика.

За последние годы создана сеть социальных служб различного профиля, но все-таки они не удовлетворяют полностью запросы общества. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

Говоря о структуре и динамике преступности среди несовершеннолетних, необходимо отметить, что за последние пять лет в значительной мере увеличилось число правонарушений, совершённых несовершеннолетними: если несколько лет назад коэффициент преступности несовершеннолетних составил 6% к общему числу совершённых в стране преступлений, то в настоящее время он составляет 12%.

 При этом совершается большое количество тяжких преступлений: умышленные убийства, бандитские налёты, разбойные нападения и грабежи. Около 40% всех преступлений совершено несовершеннолетними группами.

К тому же следует учесть проявление новых, неизвестных ранее черт криминогенного характера, характеризующих преступность среди несовершеннолетних:

· более широкое применение холодного и огнестрельного оружия;

· неоправданная жестокость, даже садизм при совершении преступлений против личности;

· рост числа заранее организованных, групповых преступлений

· стремление создать для себя материальные выгоды путём совершения корыстных преступлений.

 Во всём этом содержится потенциальная возможность совершения этими лицами в будущем ещё более опасных преступлений, если их преступное поведение не будет своевременно пресечено.

Противодействуя подростковой преступности, государство использует различные средства: экономические, организационные, воспитательные, юридические, в том числе и уголовно-правовые. Уголовное право занимает в этой системе не главное, но важное место, являясь вынужденной реакцией общества на преступное поведение несовершеннолетних.

Законодательством предусмотрены особые условия установления видов наказания для несовершеннолетних, назначения им наказания, освобождения их от уголовной ответственности и наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости.

Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу Уголовного кодекса РФ обусловлено социально-психологическими особенностями лиц, этой возрастной категории.

В своей работе я пыталась показать, что в отношении несовершеннолетних применяются более мягкие меры наказания по сравнению с взрослыми, а несовершеннолетний возраст в совокупности с другими обстоятельствами.

Вместе с тем криминологическая сторона вопроса влияет и не может не влиять на характер и объём уголовной ответственности несовершеннолетних. Поскольку главными детерминантами преступных проявлений несовершеннолетних являются недостатки воспитания и влияние среды, общество вынуждено определённую долю ответственности брать на себя или возлагать её на малые социальные группы и конкретных лиц, не обеспечивающих должное воспитание или оказавших прямое отрицательное влияние, смягчая уголовную ответственность самих правонарушителей.

Именно в связи с этим появились различия в назначении наказания несовершеннолетним и возникновения порядка освобождения их от уголовной ответственности. При выделении отдела, посвященного уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель руководствовался тем, что несовершеннолетний в силу своего физического, нравственного и духовного развития не может в полной мере отвечать за свои поступки и поэтому виды наказаний в большей степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних представлены следующими положениями уголовного закона: замена уголовной ответственности и наказания принудительными мерами воспитательного воздействия; виды наказания, которые могут применяться к несовершеннолетним, назначение этих наказаний с учетом специфики каждого из них; освобождение несовершеннолетних от наказания; условно-досрочное освобождение их от отбывания наказания; сроки давности и сроки погашения судимости.

В соответствии со ст. 88 УК РФ несовершеннолетним могут быть назначены следующие виды наказаний: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок. Таким образом, им нельзя назначать никакие другие наказания, включая пожизненное лишение свободы и смертную казнь.

Среди мер, применяемых к совершеннолетним в связи с совершением ими преступлений, важное место занимает институт освобождения от уголовной ответственности, в котором реализуется принцип гуманизма и экономии уголовно-правовой репрессии.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преодоление сложившейся ситуации с ростом преступности несовершеннолетних будет зависеть от комплекса мер по предупреждению преступлений несовершеннолетних, а также от того, насколько достаточны будут эти меры (по выделенным материальным ресурсам, по избранным приоритетным направлениям и т.д.); насколько квалифицировано они будут реализованы.

 

Судебная практика:

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1.02.2011 № 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" // Российская газета.- 2000.- № 50.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993. №1. О практике назначения судами РФ наказания в виде лишения свободы. – М., «Юридическая литература», 1994.

Специальная литература:

9. Аминов Д. И. Уголовное право: Общая часть – М., 2012.

10. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М; 1982 с.38.

11. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М, 2008 г.

12. Ефимов И. И. Не сотвори себе кумира – Смоленск, 2007.

13. Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности. М.:Высшее образование, 2011г. С. 9.

14.  Зиядова Д.З, М. А. Астемирова. Проблемы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних// Следователь.- 2010.- N 7. - С. 11-14.

15. Коммисаров В.С. Российское уголовное право. Общая часть, СПб. 2012.

16. Козченко И.Я, З.А. Незнамова.. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов / Под ред. И.Я. Козченко и З.А. Незнамовой. М.,2008.

17.  Кругликов Л.Л. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / – М.: Волтерс Клувер, 2012. – 1080 с.

18. Калита М.М. Преступность и уголовная ответственность несовершеннолетних // Экономика и право.- 2005.- N 2. - С. 61-77.

19. Масалитина И.В. Особенности уголовной ответственности и иных мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних. Кемерово, 2008.

20. Наумов А. В. Российское уголовное право: Общая часть. – М., 2012. С. 247.

21. Павлов В. Г. Субъект преступления. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. — 318 с.

22. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Лекции. Общая часть. Т. 2 – М., 1996.

23. Шапинова С. А. Подросток: Общество и закон – Алма-Ата, 2009.

Интернет-ресурсы:

24. http://www.gks.ru/ Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

25. http://66.mvd.ru/ Официальный сайт ГУ МВД России по Свердловской области.

26. http://uloblsud.ruОфициальный сайт Ульяновского областного суда.

27.  http://stavsud.ru Официальный сайт Ставропольского краевого суда.

 


[1]http://www.gks.ru/ Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

[2]Уголовный кодекс Российской Федерацииот 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 27.04.2013) // СЗ РФ.- 1996.- N 25.- Ст. 2954. (далее Уголовный кодекс Российской Федерации.)

 

[3] Аминов Д. И. Уголовное право: Общая часть – М., 2012.

 

[4] В ред. Федеральных законов от 07.07.2003 № 111-ФЗ, от 08.12.2003 № 162-ФЗ. Информационно-справочная система Консультант-Плюс.

[5] Часть четвертая введена Федеральным законом от 07.07.2003 № 111-ФЗ. Информационно-справочная система Консультант-Плюс.

 

[6] Наумов А. В. Российское уголовное право: Общая часть. – М., 2012. С. 247.

 

[7]Ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.

[8]Ст. 44 Уголовного кодекса Российской Федерации.

[9]. В.С. Коммисаров.Российское уголовное право. Общая часть, СПб. 2012.

[10] Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г. О комиссиях для несовершеннолетних. Сборник Указов РСФСР, - 1918. №16.

[11] Декрет СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях. Сборник Указов РСФСР, - 1920.

[12] Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Лекции. Общая часть. Т. 2 – М., 1996.

[13] Ефимов И. И. Не сотвори себе кумира – Смоленск, 2007.

[14] Шапинова С. А. Подросток: Общество и закон – Алма-Ата, 2009.

[15]И.Я. Козченко, З.А. Незнамова.. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов / Под ред. И.Я. Козченко и З.А. Незнамовой. М.,2008.

[16] ГУ МВД России по Свердловской области (Официальный сайт.)

[17]Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М; 1982 с.38.

[18] Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М, 2008 г.

[19] Блог Натальи Кузнецовой «Преступность несовершеннолетних и молодежи».

[20]Павлов В. Г. Субъект преступления. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. — 318 с.

 

[21]Масалитина И.В. Особенности уголовной ответственности и иных мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних. Кемерово, 2008.

[22] Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности. М.:Высшее образование, 2011г. С. 9.

 

[23]Уголовный кодекс Российской Федерации.

[24]Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 года № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

 

[25]Д. З. Зиядова, М. А. Астемирова. Проблемы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

// Следователь.- 2010.- N 7. - С. 11-14.

[26]http://uloblsud.ruОфициальный сайт Ульяновского областного суда «Практическое пособие по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних».

[27]Федеральный закон РФ от 27.12.2009 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы».

[28]Комментарий к Уголовному кодексу Российской Фе<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.