Стихотворная «строка» как ритмическая единица — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Стихотворная «строка» как ритмическая единица

2022-10-29 36
Стихотворная «строка» как ритмическая единица 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основное различие между стихотворной и прозаической речью – в их разной ритмической организации. Вне ритма нет искусства слова, но ритм прозы, подчиненный главным образом синтаксису, изменчив и прихотлив, здесь – «всегда «Юрьев день». В стихотворном же произведении (или в его части) ритм в той или иной мере предсказуем. Речевой поток делится на относительно короткие и соизмеримые отрезки, звуковые ряды (греч. stichos– ряд; лат. prosa, от prorsa – прямая, простая). Слово «стих», помимо своего широкого значения (синонимы: стихотворная речь, стихи), обозначает единицу ритма. И «если внутренняя структура стиха определяется фонетическими особенностями языка, национальной поэтической традицией, то членение речи на подобные друг другу стихи свойственно всем системам стихосложения. Это признак, так сказать, интернациональный». Выразительна графика: каждый стих обычно записывается отдельной строкой; иногда она делится на подстрочия(«лесенка» у В.В.Маяковского). Разбивка текста на стихи-строки открывает перед стихотворцем дополнительные – сравнительно с прозаиком - возможности ритмического выделения, особого интонирования тех или иных слов, словосочетаний.

 Стих представляет собой ритмическое единство; по шутливым словам А.С.Пушкина, сравнившим стихотворную речь с военным строем, а стихотворца – с полководцем, «тут каждый стих глядит себе героем» («Домик в Коломне»).Будучи единицей ритма, стих имеет особые признаки своего завершения: ведь граница между стихами должна быть заметна! В русской поэзии знаками окончания стиха являются межстиховая пауза, ударная константа, клаузула, а также рифма (хотя последняя не обязательна). Рассмотрим вкратце каждый из этих «сигналов» ритмического завершения стиха.

Межстиховая пауза. В печатном (написанном) стихотворном тексте на границу между стихами указывает графика, разбивка речи на строки; при декламации необходимо выдерживать соответствующие паузы. 

 Благодаря ним стихотворная речь звучит в целом значительно медленнее, чем проза, и сложный синтаксис здесь воспринимается легче. Читая, например, стихотворения А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…», «Одним толчком согнать ладью живую…», можно не заметить или заметить далеко не сразу, что в трех четверостишиях – всего одно предложение, а в 17-строчном послании «Графу Л.Н.Толстому» («Как ястребу, который просидел…», 1875) – два предложения, из которых первое, сложноподчиненное, занимает 16 строк.

 Стихотворный строй порождает проблему взаимодействия, того или иного соотношения ритмического и синтаксического членения речи – проблему, которой нет в прозе и которую каждый раз - интуитивно или осознанно –– решает стихотворец. Стих может вмещать в себя предложение целиком (или его относительно самостоятельную часть); в таком случае он оказывается не только ритмической, но и синтаксической, смысловой единицей. Если строка (как ритмическая единица текста) короче предложения (как синтаксической единицы текста), то обозначающая её конец пауза отделяет несколько слов этого предложения от других, и между ритмически обособленными словами устанавливается дополнительная смысловая связь. Слова такой строки теснее связаны между собой, чем со словами следующей строки, даже в том случае, когда та и другая группы слов составляют единое предложение. Такая особенность «поведения» слов в стихе, «единство и теснота стихового ряда» (Ю. Н. Тынянов) сообщает некоторым словам строк (прежде всего словам, находящимся на их концах, т. е. в «сильной», ритмически выделенной позиции) новое семантическое значение. Они либо теряют прежнее значение, либо становятся многозначными. Эта особая смысловая нагрузка концевых слов опознаётся читателями как примета речи образной, а ритмическая выделенность данных слов – как примета речи экспрессивной.

Константа ударная

Межстиховой паузе предшествует ударение на конце стиха, это тоже знак его ритмического завершения. В отличие от других, последнее в стихе ударение не пропускается (точнее, пропускается крайне редко), поэтому оно называется константным, или ударнойконстантой (лат. constans – постоянный, неизменный). Концевое константное ударение прослеживается во всех формах русского стиха. Особенно наглядно проявляется его ритмообразующая роль в силлабо-тонике, т.е. в стопных стихах, где сильные слоги (икты, от лат. ictus – ударение) чередуются со слабыми в строго определенном порядке. Поскольку, однако, в реальном звучании стихов сильные слоги нередко оказываются безударными (пиррихии в двусложных размерах и др.), создается ритмический фон, на котором выделяются ударные константы. Так, в приведенном ниже фрагменте из стихотворения Г.Р.Державина «На рождение в севере порфирородного отрока» во всех четырех строках –-лишь одно постоянное ударение.

Клаузула

Начиная со слога, несущего константное ударение, в стихе фиксируется окончание, или клаузула (лат. clausula – заключение, концовка). В зависимости от того, на какой слог от конца стиха падает константное ударение, различают следующие типы клаузул: мужскую, или односложную («Гляжу, как безумный, на черную шаль...»); женскую, или двусложную («Прощай, свободная стихия!»);дактилическую,или трехсложную («В полном разгаре страда деревенская...»).Определения мужская и женская применительно к клаузулам пришли из старофранцузского языка, где «звучало... немое е и слова, на него оканчивавшиеся, имели ударение на предпоследнем слоге и грамматически принадлежали к женскому роду».Встречаются также, но крайне редко, гипердактилические клаузулы, состоящие из четырех (и более) слогов. За исключением первой строки, клаузулы в этом стихотворении-четверостишии гипердактилические, и в четных строках всего одно ударение – константное.

 Варьирование клаузул, их разные конфигурации способствуют ритмическому разнообразию стихов.Так,уН.А.Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» четыре дактилических клаузулы сменяются мужской. Короткая последняя строка с мужской клаузулой подчеркивает конец фразы. В силлабо-тонических стихах различие клаузул не влияет на число стоп (стопность).Число стоп определяется по порядковому номеру слога (от начала стиха), на который падает константное ударение; в некрасовских стихах это 6-й слог и, следовательно, здесь три стопы. Длина же строк меняется в зависимости от типа клаузул: 8 слогов - строки с дактилической (наращенной) клаузулой, 6 слогов – строки с мужской клаузулой (полномерной). Усеченное окончание невозможно в ямбических и анапестический («восходящих») размерах; оно может сопутствовать стихам, написанным хореем, дактилем, амфибрахием. Это 4-стопный дактиль (константное ударение падает на 10-й слог) с чередованием мужских, т.е. усеченных на два слога, клаузул (1-я и 4-я строки) и женских,усеченных на один слог (2-я и 3-я строки).

Не влияя на стопность, конфигурации клаузул и в строфическом и в астрофическом стихах, естественно, участвуют в формировании ритма в целом; ведь в стихотворной речи, по словам Пушкина из уже цитированной поэмы, «каждый слог замечен и в чести». Последовательность клаузул указывается в полных определениях стихотворных размеров: астрофический белый 3-стопный ямб с чередованием дактилических и мужских клаузул: ддддм(«Кому на Руси жить хорошо); 4-стопный дактиль, строфа - четверостишие с кольцевой рифмовкой: аББа («Свеж и душист мой роскошный венок…»). Строчной буквой принято обозначать мужскую клаузулу (и рифму), заглавной – женскую.

 В русских силлабических стихах XVII – начала XVIII вв. клаузулы по преимуществу были женские (одна из причин этого – сильное воздействие польской версификации, отразившей особенности национального языка, где ударение постоянное и приходится на предпоследний слог в слове). Созвучие женских клаузул приводило к смежной, или парной рифмовке.

Рифма

Звуковой повтор в двух и более стихах, имеющий ритмическое значение (от греч. rhythmos – соразмерность), может сближать не только окончания стихов, но и другие их части, например окончания полустиший (такая рифма называется внутренней). Знаком ритмического завершения стиха служит концевая рифма (в старину ее называли «краесогласием»). Как пишет А.А.Ахматова. Рифма не является непременным признаком, атрибутом стиха. В русской поэзии много белых стихов (у Пушкина – «Вновь я посетил…», «Маленькие трагедии», «Борис Годунов»), их следует отличать от безрифменных, сочинявшихся во времена, когда рифмы как предсказуемого звукового повтора еще не было (таков музыкально-речевойнародный стих: былинный, песенный, не было рифмы в античном стихе). Несмотря на свою факультативность, рифма – столь выразительный фонетический прием организации стихотворной речи, что именно она чаще всего выступает метонимическим обозначением поэзии. В стихотворении Пушкина «Прозаик и поэт» поэзия предстает как власть стихотворца над звуками, проявляющаяся в легкости подбора рифм (подтверждение тому – ассонанс гласного «у» в шести последних строках).

Колон

ритмическая единица речи

ритмическая единица прозаической речи: группы из 2—4 слов, интонационно и синтаксически единые, разделяемые легкими паузами

Мотив

Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая обычно из 2—3 звуков, объединенных одним логическим акцентом (в музыке); мелодия, напев

Размер

число ритмических единиц в танце

расположение ритмических единиц в музыкальном такте

Стих

единица ритмически организованной художественной речи

Стихосложение

система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи

Стопа

ритмическаяединицадлиныстиха

Строфа

повторяющаяся ритмическая единица в стихотворном произведении

Такт

ритмическая единица (муз.)

ЕДИНИЦА РИТМИЧЕСКАЯ - в стихотворной речи закономерно повторяющиеся соизмеримые речевые отрезки. В русском стихе, где ритм организуется упорядоченностью расположения ударений, эта соизмеримость определяется системой распределения ударных и безударных слогов. В основном ритмической единицей стиха является стихотворная строка - речевой отрезок,.относительно самостоятельный в смысловом и интонационном отношении (об этом свидетельствует заканчивающая его постоянная - константная - пауза) и соизмеримый с соседними благодаря общности системы распределения ударных слогов. Распространенная теория, согласно к-рой за ритмическую единицу принимается стопа, не учитывает, что: 1) стопы встречаются лишь в силлабо-тоническом стихе, да и здесь строгость чередования ударных и безударных слогов практически не выдерживается; 2) стопы не расчленяются в произношении и потому ие создают ритмического движения.

КО́ЛОН(греч. kolon), ритмическая единица прозаической речи: группы из 2-4 слов, интонационно и синтаксически единые, разделяемые легкими паузами: «Чуден Днепр при тихой погоде,/ когда вольно и плавно...»


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.