Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-10-29 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
обусловленные объективно необходимыми его целями и задачами, выражающие его цивилизационную сущность и социальное назначение.
Функции государства нуждаются в исследовании при помощи самых разных (и не только юридических, но и экономических, и философских, и социологических) классификационных методов.
Как известно, в работах 60—70-х гг. прошлого века большинство ученых классифицировали функции государства на внешние и внутренние..
Деление функций государства на внутренние и внешние приобретает определенную условность.
В условиях мировой интеграции стран и глобализации деятельность современного государства приобретает больший международный характер, а деятельность внутри страны в значительной степени зависит от внешнеполитической обстановки и экономической конъюнктуры в условиях рыночных отношений. Конечно, неправильным было бы утверждать о полном смешении внутренних и внешних функций. Ведь большинство функций реализуется либо внутри страны, либо за ее пределами, поэтому этот классификационный критерий в современных условиях применять нужно, но с соответствующей оговоркой.
В настоящее время почти у всех государств появляются такие общие дела, от успешного или неудачного решения которых может зависеть судьба самого государства (например, борьба против ядерной катастрофы, борьба против природных катаклизмов, здоровье наций). Таким образом, в современных государствах общесоциальные функции тесно связаны и не всегда противопоставлены друг другу.
Функции государства можно классифицировать по единому общеглобальному критерию, независимо от его общесоциальной, классовой природы, на следующие комплексные функции, которые должно осуществлять любое современное государство в условиях глобализации:
|
• борьба за выживание человечества на Земле — выработка межгосударственных мер по уничтожению накопившегося ядерного оружия, совместная борьба с глобальным потеплением в мире, борьба со СПИДом, раком, голодом, терроризмом и др.;
• экономическая функция — обеспечение нормального функционирования и развития экономики страны в условиях глобализации, в том числе посредством развития существующих форм собственности, прежде всего частной, организация выгодных внешнеэкономических связей;
• политическая — развитие всех институтов демократии, укрепление социального и национального согласия, стремление к международной политической интеграции и т.п.;
• социальная — осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, борьба с безработицей, бедностью, обеспечению необходимых условия труда и т.д.;
• идеологическая — поддержка цивилитарной идеологии, организация современного образования, поддержание науки, культуры, духовности и др.;
• экологическая охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, восстановление нарушенной природы и др. Поддержание благоприятных условий существования граждан на собственной территории — не второстепенная, а главная функция государства;
• охранительная — охрана прав, свобод и интересов личности, охрана общественного порядка, борьба с правонарушениями.
Государственная власть станет такой властью, субъекты которой по отношению к собственному государству, всем его гражданам и подсистемам будут выполнять следующие функции:
• аккумулировать, согласовывать, интегрировать, представлять, выражать и защищать личностные, социально-групповые, этнические, общегосударственные (общенациональные), общечеловеческие интересы граждан или подданных в экономической, социальной, политической и культурной сферах как внутри, так и вовне государства, обеспечивать создание необходимых условий для их реализации;
|
• регулятивные, или организационно-управленческие, — функции организации, упорядочивания, координации, согласования (регулирование общих дел, общей деятельности и отношений всех членов государства во всех его подсистемах, включая в себя организации, органы и учреждения государственной власти);
• мобилизационные — функции мобилизации необходимых ресурсов как внутри, так и вовне государства, в частности функцию сбора налогов, формирования и использования общего бюджета, финансов, других материальных, людских, информационных ресурсов, функцию изготовления денежных знаков;
• обеспечение объединения, интеграции всех граждан государства, его целостности, суверенности, автономности, самостоятельности, независимости, отделения от других территориальных и иных общностей, объединений, организаций и стабильности, устойчивости, сохранения;
• устойчивое развитие, необратимое, закономерное, направленное изменение государства, всех его граждан и подсистем.
Одна из главных функций современного государства состоит в том, чтобы развязывать возникающие экономические узлы противоречий и конфликтов, как можно безболезненнее разрешать их.
Речь идет, в частности, об обеспечении баланса интересов между работодателями и наемными работниками (капиталом и трудом), малым и крупным бизнесом, промышленным и сельскохозяйственным производством и т.д.
Как в экономической сфере, так и в гражданском обществе, государство должно выполнять две основополагающие функции.
Это, во-первых, функция обеспечения баланса интересов субъектов экономической и социальной деятельности (например, производителей и потребителей, городского и сельского населения, работодателей и работников) посредством бюджетной, налоговой, региональной и т.п. политики;
во-вторых, функция обеспечения общих условий эффективного функционирования и развития каждой из вышеперечисленных сфер и составляющих их элементов.
Главная функция современного государства состоит в обеспечении общих условий функционирования и развития основных сфер жизнедеятельности общества, в том числе в создании и поддерживании инфраструктуры, на которой базируются вся деятельность экономической системы. К инфраструктурным составляющим следует отнести те сферы деятельности, без которых невозможно эффективное производство товаров и услуг.
|
Как известно, производственно-хозяйственную инфраструктуру образуют предприятия транспорта и связи, энергетическое хозяйство, пути сообщения, фундаментальное естествознание и отчасти обществоведческая наука. Исторически все эти должны быть под особым вниманием государства.
Более того, во многих странах само государство является крупнейшим собственником и коллективным предпринимателем. Так, в Канаде исторически ситуация сложилась так, что большая часть земельных площадей и лесных массивов находится в собственности государства. Оно контролирует 70% железных дорог, на государственные электростанции приходится 70% вырабатываемой с стране электроэнергии, под контролем государства находятся телеграф, телефон, водо- и газоснабжение, атомная энергетика, частично добыча угля и черная металлургия.
Одно из центральных мест в деятельности современного государства занимает функция экономической стабилизации. Самая новая, в некоторых отношениях самая важная функция любого государства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, т.е. помогать экономике обеспечить полную занятость ресурсов и стабильный уровень цен. Этой функции придается большое значение в экономической литературе стран Запада как ее сторонниками, так и противниками. Так, в США Закон о занятости 1946 г. возложил на федеральное Правительство правовую ответственность за обеспечение максимальной занятости, максимального уровня производства и максимальной покупательной способности (т.е. сохранение темпов инфляции на низком уровне).
Рыночная экономика никогда не существовала и не может существовать в чистом виде, вне общества и отдельно от государства. Рыночная экономика не может нормально функционировать без активных действий со стороны государства.
33. Историческая эволюция функций государства на различных этапах его развития.
В функциях госуд-ва в процессе его исторического развития происходят изменения:
|
1) одни из них отпадают,
2) другие углубляются и видоизменяют свое содержание,
3) третьи возникают вновь.
Но во всех случаях они обуславливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурами общества, сущностью государства и его социальным назначением
Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным.
В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями.
Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие.
В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
Функции государства подвергаются не только влиянию как собственно государственных изменений, так и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой живет и действует государство.
Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функций государства, которое включает развитие и изменение функций под воздействием
1. содержательныххарактеристик государства,
2. а также развивающейся внешней среды.
Говоря о первом процессе, следует отметить, что появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства.
Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшиенаправления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных.
Основные функции наиболее "чутки " к сущностным изменениям государства.
Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.
|
Уже ранние города-государства берут на себя общезначимые социальные функции и, прежде всего, функцию обеспечения производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамика и т.п.), тем самым демонстрируют социальную ценность государственной организации общества. Именно эта организация в значительной мере спасает человечество как биологический вид от вымирания, переводит человечество в социальную фазу развития, эволюции, создает цивилизацию.
Важно подчеркнуть, что в течении всей истории именно общесоциальные функции (обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и др.) характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства.
Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду, разрушению и даже исчезновению.
Наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства являются классовые функции государства (направления деятельности государства, которые внаиболее полной степени выражают классовые интересы, волю того класса, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть).
К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом карательных органов государства - армии, полиции) своих классовых противников.
Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внеэкономическим принуждением:
присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество,
классовые противники устраняются от участия в политической, духовной жизни общества,
используется судебное и в основном внесудебное преследование,
осуществляется их переселение в регионы с весьма тяжелыми условиями жизни, а иногда и классовые противники физически устраняются.
Классовые функции могут осуществляться также и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности:
с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов,
с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и т.п.
Еще к классовым функциям относятся
депортация, лишение средств производства, физическое уничтожение, социальная дифференциация общества (общество бывает открытым, закрытым, мобильным, жёстким).
На марксистско-ленинском этапе классовые функции объявлялись наиболее значительными, основными, выражающими классовую сущность государства.
При этом делались попытки теоретически обосновать, что эти классовые функции являлись общесоциальными, выгодными всему обществу. Использовалась схема: классовые функции социалистического государства выражают интересы большинства народа, трудящихся и, стало быть, являются общесоциальными.
Наряду с классовым содержанием функций государства большое значение в жизнедеятельности государственно-организованного общества всегда имело и национальное содержание функций (государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государство; задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер; отношения с диаспорой, которая формируется из соотечественников за рубежом и др.).
Эта очень важная характеристика государства. Она связана с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса.
Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме.
Переходя к обсуждению второго процесса эволюций функций государства, а именно к развитию и изменению функций под воздействием развивающейся внешней среды, следует сразу сказать, что на функции государства оказывает определяющее влияние научно-техническое,интеллектуальное развитие всей цивилизации.
Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений XX века. Но это воздействие двоякое. Потому что, с одной стороны государство поддерживает науку, использует ее результаты. А с другой - видна опасность от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений, например разработка ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п.
Важной деятельностью государства является ограничение вредных последствий научно-технического прогресса в этих областях, без контролирующего и регламентирующего государственного вмешательства в данную область не обойтись.
Определяющее влияние на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Современное индустриальное производство оказывает значительное воздействие на природу в глобальных масштабах.
В данном случае выход только один - каждое современное государство должно взять на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также оно должно взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, а то в самое ближайшее время неминуем глобальный кризис.
Государственная деятельность в этом направлении - безусловное требование современности. Эволюция функций в этой области приобретает иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами.
Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения - еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций.
Путь от конфронтации к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходит большинство государств современного мира во внешнеэкономической деятельности.
К новой эволюции функций государств подталкивают и развивающаяся информатизация общества, формирование общепланетного информационного пространства.
Но, безусловно, самое мощное влияние на эволюцию функций государств оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических, биологических и иных технологий.
Разоружение - это проблема глобального характера, от решения которой зависят судьбы всех народов нашей планеты, сегодняшнего и будущих поколений.
Эволюция функций затрагивает в той или иной степени все без исключения современные государства. Вместе с тем происходит эволюция функций, затрагивающая отдельные государства, особенно в экономической области, в частности тогда, когда конкретные общества развиваются в направлении рыночной экономики, переходят от тоталитарных режимов - к либерально-демократическим.
34. Характеристика основных функций современного Российского государства.
35. Формы и методы осуществления функций государства.
Механизм государства
36. Понятие механизма государства.
37. Соотношение механизма государства с государственным аппаратом и политической системой.
В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.
Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства (В.В. Лазарев, С.В. Липень).
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
38..
органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются на:
а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов (РФ);
б) органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодатель-вой и исполнительной власти субъектов РФ).
Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму – вторичными, производными от первых.
39. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!