Закон, его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов. Право и закон. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Закон, его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов. Право и закон.

2022-10-29 36
Закон, его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов. Право и закон. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.

Законы – это акты, обладающие высшей юридической силой. Все иные правовые акты основаны на законах и не могут им противоречить; по своей юридической силе они занимают подчиненное по отношению к законам положение в системе источников права. Они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами. Законы никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.

При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция

2) Федеральные конституционные законы

3) Федеральные законы

4) Законы субъектов федерации.

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

- Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

- Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

- кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

- текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на:

постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);

временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ "О федеральном бюджете РФ на 1999 год".);

чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).

По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на:

- федеральные

- субъектов федерации.

По кругу лиц законы можно подразделить на:

- общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);

- специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).

По сфере действия законы можно подразделить на:

- общие - действующие на территории всей России (например, все кодексы РФ);

- местные - действующие на определенной части территории России (например, законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним).

Право – система общеобязательных формально-определённых, гарантированных государством и реализуемых определённым порядком норм, отражающих уровень свободы общества и выступающих регулятором общественных отношений.

Два подхода:

1. Узконормативный подход – право = система юридических норм; право = закон; вне закона права нет и быть не может.

2. Широкий подход – право включает не только нормы, но и правовые отношения + правовое сознание. Содержание создаётся обществом, и лишь придание этому содержанию норм-й формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется государством.

«Право создаётся общ-ом, а закон — государством». Единство правового содержания и правовой формы. Правовое содержание, не возведённое в закон, не имеет гарантий реализации, => не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправильным, если содержанием его становится произвол гос. власти (тоталитарное государство).


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.