На этом этапе практики медитирующие только начинают избавляться от склонности к двойственному восприятию. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

На этом этапе практики медитирующие только начинают избавляться от склонности к двойственному восприятию.

2022-10-29 33
На этом этапе практики медитирующие только начинают избавляться от склонности к двойственному восприятию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сила привычки к ложному воззрению, основанному на двойственности «субъект – объект», очень велика, и для её преодоления требуются значительные усилия. Несмотря на то что практикующие получили первый опыт проникающего видения пустотности, их склонность к предшествовавшему ему воззрению всё ещё остаётся очень сильной.

Поэтому Таши Намгьял завершает свои наставления о медитации на пустотности собственного «я» советами о том, как сохранить реализацию:

Я уже говорил, что начинающему не следует заниматься ничем другим, кроме как поддерживать [прямой] опыт памятования сознавания и сохранять уверенное понимание, которое трудно выразить словами. В текстах «Сутра святой Дхармы» и «Схожесть с Дхармой» сказано: «После того как установишь ум в соответствующее состояние, возникнет опыт переживания, не отягощённый необходимостью выражать его словами».

Тилопа сказал: «Феномены остаются неусложнёнными, опыт восприятия представляет собой памятование сознавания. [И то и другое] происходит спонтанно». [TN, 363]

Упоминание памятования сознавания говорит о том, что перед нами именно наставления о сохранении.

Термин «происходит спонтанно» (glo bur du 'byung; skye – как вариант [JP, f. 65a]) означает, что практикующие не отвлекаются от непрерывного памятования и при этом проникающее видение пустотности сопровождает каждое отдельное ментальное событие, происходящее в потоке их ума, с самого момента его возникновения.

 1.1.2. Пустотность феноменов
 

 1.1.2.1. Аналитическая медитация
 

Наставления Таши Намгьяла о медитации на пустотности феноменов называются «окончательный вывод о реальной сущности мыслей и ментальных образов[541] – того, что было объектом поиска» [TN, 371].

 

Эти наставления состоят из трёх частей:

1) «выяснение, что все проявляющиеся ментальные образы – это сам ум»;

2) «понимание сущности ментальных образов за счёт понимания сущности ума»,

3) «объяснение того, какие представления соответствуют каждой стадии медитации» [TN, 363].[542]

 

Каждое последующее упражнение ведёт ко всё более глубокому сознаванию ясности (gsal ba). Ясность, которая соответствует позиции ментальных событий соотносится с пустотностью, которая соответствует позиции ума. Это продемонстрировано в таблице 25.


 

Таблица 25

Согласованность позиций в медитации на пустотности «я» и пустотности феноменов


 

Начальная стадия аналитической медитации состоит из серии кратких описаний положений доктрины «только проявление» (snang tsam), которая противопоставляется ложному воззрению ('khrul lugs) – вере в реальное существование характеристик (rang mtshan), восприятию феноменов как чего-то реально существующего ('thas par gyur ba), убеждённости в материальности феноменов (dngos po) и восприятию феноменов как чего-то существующего вовне (phyi rol snag ba'i 'dzin pa).

 

Подобное ошибочное восприятие возникает в силу того, что ум вовлекается в искусственную активность (sgrub pa), приводящую к усложнению реального опыта восприятия, и создаёт определённую форму двойственности «субъект – объект».

 

Верное воззрение «только проявление» становится возможным благодаря отрицанию этой привычной склонности ума.

Ситуацию можно проиллюстрировать на примере наставления Таши Намгьяла «полностью отказаться от идеи, что ментальные образы находятся вовне» [TN, 364].

В устной традиции верное воззрение определяют с помощью ряда афоризмов, которые указывают на недвойственную (gnyis med) активность проявления ума. Среди распространённых примеров можно назвать «ум, возникающий как разнообразие» (sems ni sna tshogs rnams su shar) [TN, 363] и «все [феномены] – это эманации ума» (thams cad sems kyi rnam 'phrol) [TN, 365].

 

Таши Намгьял начинает свои наставления с противопоставления верного и ложного воззрений на проявление:

Те, кто остаётся в неведении о таковости ума, ошибочно воспринимают все виды мыслей и объектов восприятия (формы, звуки и так далее), которые [своим чередом] возникают в силу присущих уму свойств. Они ошибочно воспринимают эти объекты как что-то, что реально существует независимо от самого ума.

Однако абсолютная истина заключается в том, что эти [мысли и объекты восприятия] являются самим умом. [TN, 363–364]

 

Таши Намгьял продолжает объяснение, указывая на происхождение подобного ошибочного воззрения:

Каким же образом проявляются эти внешние объекты (форма и так далее)? Это происходит в силу того, что ты не покончил с цеплянием за двойственность «я – другие» и не постиг самим умом то, как он есть, или, другими словами, естественное состояние реализованного ума. Привычка к концептуализации, обусловливающей подобное ложное [воззрение], складывалась [в течение многих жизней] в силу склонности к ошибочному [восприятию]. Именно это ведёт к тому, что объекты предстают как что-то внешнее.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.