Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2022-10-29 | 40 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Норма права – это первичный элемент права, с помощью которого определяется и закрепляется простейшее правило юридически значимого поведения.
При помощи правовой нормы определяется типовой вариант (стандарт, правило) поведения, устанавливаемого от имени государства и обеспечиваемого системой государственных гарантий и санкций.
Основные признаки правовой нормы:
Общезначимость. При помощи норм права регулируются наиболее важные для членов сообщества общественные отношения. Поэтому правила, закрепляемые при помощи норм, объявляются общезначимыми.
Непосредственная связь с государством. Норма права устанавливается от имени государства, обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе мерами принудительного характера).
Типичность (нормативность). Норма права устанавливает типовой стандарт нормального, с точки зрения юридической оценки, поведения в обществе. При этом с помощью норм права устанавливаются как типовые стандарты правомерного (допустимого), так и противоправного (недопустимого) поведения.
Формально-юридическое закрепление. Норма права излагается в соответствующем формально-юридическом источнике права (юридическом обычае, прецеденте, нормативно-правовом акте, нормативно-правовом договоре).
Микросистемность. Являясь первичным элементом системы права, норма, в свою очередь, обладает структурой, объединяющей три взаимосвязанных и взаимообусловленных элемента – гипотезу, диспозицию, санкцию.
Структура правовой нормы – это внутреннее строение правовой нормы, деление её на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой.
Правовая норма состоит из трёх взаимосвязанных элементов: гипотезы; диспозиции; санкции.
|
Логическая структура правовой нормы показывает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции и представляет собой формулу: «если - то - значит». «Если» - это условие действия правила, закрепленного в норме права; «то» - само правило поведения; «значит» - юридические последствия реализации правила.
В основу классификации юридических норм положены различные критерии.
1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного, гражданского, уголовного, трудового, гражданско-процессуального и др. отраслей права.
В свою очередь отраслевые нормы делятся на нормы материального и процессуального права.
- Материальные нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. (нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного права).
- Процессуальные нормы носят организационный характер. Предписания этих норм регламентируют порядок и определяют процедуры в рамках которых происходит реализация норм материального права, разрешение споров о праве, а также определение и осуществление юридической ответственности за правонарушения
2. По методу правового регулирования нормы права делятся на императивные и диспозитивные.
- Императивные нормы – категорические властные предписания, в максимально конкретной форме излагающие правила поведения, при реализации которых не допускается какой бы то ни было свободы правоприменителя.
- Диспозитивные нормы – закрепляют границы допустимого поведения, в рамках которых субъекту может быть предложено выбрать один из нескольких вариантов возможного поведения (альтернативные нормы) либо определить возможную модель поведения самостоятельно (относительно-определенные нормы).
3. По функциональной роли в механизме правового регулирования общественных отношений нормы права подразделяются на классические нормы-правила и специализированные нормы (дефиниции, цели, принципы).
|
Нормы-правила содержат характеристику вариантов возможного, должного и недопустимого поведения. При этом они, в свою очередь, подразделяются на регулятивные и охранительные.
- Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов, направлены на урегулирование правомерного поведения, формулируют положительные предписания в праве.
- Охранительные нормы предусматривают отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, предусматривают применение к нарушителю негативных мер государственного принуждения.
Специализированные нормы определяют основные понятия и принципы правового регулирования; формулируют его цели и задачи; обозначают возможные перспективы развития юридических институтов. К этому виду правовых норм относятся: нормы-начала; нормы-принципы; нормы-цели; нормы-дефиниции.
- Нормы-принципы – закрепляют основные направляющие начала юридической деятельности (например, в Конституции РФ закрепляется норма-принцип, в которой говорится о том, что в основу формирования государственной власти в России положен принцип разделения властей).
- Нормы-цели – определяют и юридически закрепляют перспективные цели политико-правового развития. В частности, своеобразной нормой-целью является преамбула Конституции США, гласящая: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».
- Нормы-дефиниции – содержат определения конкретных юридических понятий. К примеру, ст. 209 УК РФ устанавливает, что «под бандой следует понимать устойчивую вооруженную группу двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации».
Вопрос № 36. Гипотеза юридической нормы: понятие и виды
Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении (не наступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают, прекращаются или изменяются предусмотренные нормой юридические права и обязанности..
|
1. По количественному критерию различаются простые; сложные; альтернативные гипотезы.
- Простая - в гипотезе указано единственное условие, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы. К примеру, ст. 37 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» 1996 г. гласит, что «Признание выпуска эмиссионных бумаг несостоявшимся является основанием для прекращения договора на рекламу этих ценных бумаг». В данном примере законодатель называет единственное условие (факт признания выпуска эмиссионных бумаг несостоявшимся), с которым связывается реализация правового предписания (прекращение договора на рекламу этих ценных бумаг).
- Сложная - гипотеза связывает реализацию правового предписания с наличием нескольких взаимосвязанных условий (ст.126 ГПК РФ определяет перечень условий, которым должно соответствовать исковое заявление. К числу таких условий, в частности относятся: письменная форма; обязательное отражение в исковом заявлении ряда моментов (реквизитов) – наименование суда, наименование истца, наименование ответчика, доказательства подтверждающие позицию истца и т.п.; подпись истца. В данном примере, для того, чтобы иск был принят судом к рассмотрению, он должен соответствовать всем перечисленным условиям).
- Альтернативная – в гипотезе содержится перечень нескольких условий, каждого из которых достаточно для реализации правового предписания (ст. 129 ГПК РФ гласит «Судья единолично разрешает вопрос о принятии заявления по гражданскому делу. Судья отказывает в принятии заявления: 1) если заявление не подлежит рассмотрению в судах; …7) если дело неподсудно данному суду; 8) если заявление подано недееспособным лицом и др.». В данном примере каждого из перечисленных условий достаточно для отказа судьи в принятии заявления).
2. По наличию (отсутствию) закрепляемых юридических фактов (фактических составов) гипотезы делятся на: положительные; отрицательные.
- Положительная – связывает реализацию правового предписания с наличием определенных условий (так, ст. 15 Кодекса о браке и семье РФ содержит перечень условий, необходимых для заключения брака).
|
- Отрицательная – предполагает, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий (ст. 157 ГПК РФ гласит: «в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле… разбирательство дела откладывается». В данном примере условием отложения разбирательства по делу является неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле).
Вопрос № 37. Диспозиция юридической нормы: понятие и виды
Диспозиция – часть нормы права, непосредственно раскрывающая содержание правила поведения, формулирующая права и обязанности субъектов в процессе урегулированных данной нормой правоотношений.
1. В зависимости от способа выражения диспозиции бывают простыми, описательными, ссылочными, бланкетными.
- Простая – диспозиция называет вариант поведения - дозволение либо запрет, но не раскрывает его подробно, в силу простоты самого правила.
- Описательная – диспозиция включает в себя не только наименование варианта поведения (например, в уголовном праве - кража), но и перечень его основных признаков (тайное хищение чужого имущества).
- Ссылочная – диспозиция не содержит полного описания правила поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой статье данного закона, в которой даётся описание соответствующего вида деяния.
- Бланкетная – диспозиция указывает на факт наличия правила поведения, однако не раскрывает его содержания и не содержит данных о документе, в котором данное правило изложено. Предполагается, что правоприменитель должен обладать необходимой информацией в силу собственной профессиональной компетенции.
2. В зависимости от характера властного предписания диспозиции делятся на управомочивающие, предписывающие, запрещающие.
- Управомочивающие диспозиции закрепляют вариант возможного поведения, реализация которого осуществляется по воле самого субъекта.
- Обязывающие диспозиции закрепляют вариант должного поведения, следовать которому субъект обязан не зависимо от собственного отношения к правовому предписанию
- Запрещающими называются диспозиции, в которых закрепляются варианты недопустимого поведения. Основной задачей запретов является предостережение субъектов от совершения правонарушений.
Вопрос № 38. Санкция юридической нормы: понятие и виды
Санкция – часть правовой нормы, определяющая какие юридические последствия наступят в отношении субъекта, реализовавшего вариант поведения, предусмотренного диспозицией данной нормы. Как правило, под санкцией понимаются меры негативного характера, применяемые от имени государства в отношении правонарушителей, вместе с тем следует выделять и позитивные санкции, предусматривающие наступление благоприятных последствий за общественно полезные деяния (вознаграждение за трудовую деятельность, поощрение за разумную инициативу и т.п.).
|
1. По степени определённости (т.е. по объёму и размерам неблагоприятных для нарушителя последствий) санкции делятся на абсолютно определённые, относительно определённые, альтернативные, кумулятивные.
- Абсолютно определённые – санкции, в которых в четкой конкретной форме закрепляется вид и размер наказания, применяемого к правонарушителю.
- Относительно определённые – санкции, устанавливающие минимальную и максимальную (или только максимальную) границы возможного наказания. Конкретизация меры наказания при этом зависит от судебного (административного) усмотрения правоприменителя.
- Альтернативные – санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно - наиболее целесообразное для рассматриваемого случая.
- Кумулятивные – санкции, предполагающие объединение нескольких видов наказаний (основного и дополнительного).
2. По отраслевому критерию различаются санкции, закрепленные в уголовно-правовых, административно-правовых нормах, нормах трудового права и т.д.
- Уголовно-правовые санкции представляют собой меру государственного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим уголовно-наказуемые деяния -- преступления.
- Административно-правовые санкции могут применяться административными органами и судом к лицам, виновным в совершении административных проступков.
- Дисциплинарные санкции применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение требований внутренней дисциплины.
3. По содержательному характеру последствий выделяются карательные (штрафные), предупредительные, поощрительные.
- Карательные (штрафные) санкции (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.) – активная принудительная мера, направленная на наказание правонарушителя.
- Предупредительные санкции (предупреждение, привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственной власти или административного акта, принудительное лечение и др.) – направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.
- Поощрительные санкции - подразумевают наступления благоприятных последствий, для лиц совершивших общественно полезные деяния. Данный вид санкции направлен на стимулирование социально-активного правомерного поведения.
Вопрос № 39. Система права: понятие, признаки и элементы
Система права – это обусловленное объективными факторами внутреннее строение права, характеризующееся согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием правовых норм, объединённых по соответствующим основаниям в обособленные группы (правовые общности).
Система права является абстрактной категорией, поэтому исследование «правоустройства» носит, в достаточной степени, условный характер. Кроме того, следует помнить, что на понимание системы права оказывают существенное влияние тип правопонимания, а также специфика правовой системы. В данной лекции мы будем рассматривать систему права с точки зрения юридического позитивизма. При этом структурирование права будет осуществляться в соответствии с отраслевым критерием. Данный подход получил наибольшее распространение в странах романо-германской правовой семьи (в т.ч. и в России).
Система как философское понятие - это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.
Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни.
Право как система характеризуется следующими признаками: Во-первых, право - это органически целое правовое явление, а I не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право, с одной стороны, отражает в специфической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится I тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.
Для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.
Во-вторых, система права - это многообразное правовое явление, включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы. Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Такое деление объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые отражает и регулирует система права.
Норма права регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы права, а из различных сочетаний правовых норм складываются другие ее элементы: институты права, подотрасли и отрасли права, - которые регулируют более сложные по структуре группы общественных отношений.
Таким образом, система права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.
Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организации общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.
Тем не менее в жизни цивилизованного общества имеется определенная градация между общественным и частным интересом, которая находит объективное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду или члену государственной организации. В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае - о праве публичном (праве участвовать в выборах). В обоих случаях лицо обладает правом как член известного общественного целого. Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а не по праву какого-нибудь общественного целого. Понятно, что не существует вообще прав, которые принадлежали бы лицу как изолированному индивиду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отношению к другим лицам, по отношению к государству.
Мировая юридическая наука считает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными структурами общества. Вся кое право, будь оно частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимости от того, каково отношение субъекта права к общим государственным интересам, право будет частным или публичным. Те права, где индивидуальное лицо является независимом, самостоятельным субъектом права, - это права частные. Если же субъект выступает как часть социального целого, ему подчиненная, - это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются.
Интересны в этом отношении суждения Г. Ф. Шершеневича. Он считал, что обеспечение интересов отдельных лиц при помощи права достигается двояким путем. С одной стороны, государство очерчивает круг свободного проявления личности и осуществления ее интересов, охраняя от посторонних вторжений. С другой стороны, государство определяет устройство и порядок деятельности своих органов, имеющих целью принудительное выражение интересов отдельных лиц. В первом случае нормы права удовлетворяют частным интересам непосредственно, во втором - косвенно. В этом плане для частника главным является не только признанное законом право собственности, но и то, как правоохранительные органы, государство в целом охраняют его собственность. По мнению Шершеневича, интересу правильной общественной организации следует противопоставлять не институт права собственности, а права собственников.
Традиционно к частному праву относят те отрасли, которые при званы обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое, патентное право и другие). К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права. В качестве основных структурных элементов права в отечественной юридической науке традиционно выделяют отрасли права, подотрасли права, институты права и правовые нормы права.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!