С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю) в соборе совершается богослужение. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю) в соборе совершается богослужение.

2022-10-29 34
С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю) в соборе совершается богослужение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Церковь ризположения: Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы служила домовым храмом митрополитов и патриархов русских. Она была построена псковскими мастерами в 1484-1485 годах.

Название храма связано с праздником, известным в Византии с V века. Согласно преданию праздник был установлен в память перенесения из Палестины в Константинополь чудотворной ризы (одеяния) Богородицы. Храмовая икона (справа от царских врат) изображает торжественное возложение святыни на престол придворного императорского храма.В церкви Ризположения сохранился иконостас 1627 года. Большинство его икон принадлежит кисти придворного изографа Назария Истомина Савина. Иконостас и стенопись образуют единый художественный ансамбль. Сюжетами росписи являются сказания о жизни Богородицы и прославляющий Ее торжественный гимн - Акафист. На столпах церкви изображены святые русские митрополиты и князья.Интерьер дополняют старинные предметы церковного убранства - паникадило и так называемые тощие свечи.В галерее церкви можно увидеть редкую выставку русской деревянной скульптуры XV-XIX веков.

Вопрос № 56. Музеи Сибири: история создания, своеобразие коллекций.

В конце XVIII в. в России возникают первые провинциальные музеи, или так называемые музеи «местного края». Они обладали универсальными собраниями. Формировались музеи двумя путями: на общественных началах или при государственных учреждениях. Ярким примером музеев «местного края» являются музеи Сибири. Большое влияние на их формирование оказали правительственные и академические экспедиции XVIII в., положившие начало изучению Сибири. Эти экспедиции включали картографические, этнографические и лингвистические исследования. В совокупности проведенные экспедиции активизировали местную инициативу, обусловили возникновение первых музейных коллекций на местных общественных началах.

Музейные собрания по археологии, этнографии, истории, нумизматике, бонистике, фалеристике, медалистике, разделам изобразительных искусств и документальных источников до начала 1920-х гг. формировались из частных пожертвований представителей самых разных слоев населения Сибири и европейской части России, коллекций расформированных музеев Сибири и отдельных приобретений университета.

В декабре 1782 г. был создан музей в Иркутске по инициативе губернатора Ф.Н. Клички и общественности города. Его организаторами стали корреспондент Академии наук натуралист А.М. Карамышев и почетный член Академии наук Э.Г. Лаксман. Лаксман во время своих путешествий

по России собрал уникальную минералогическую коллекцию и гербарий, которые составили основу музеев Петербургского горного института и Иркутского музея.

Первые музейные объекты, появившиеся за Уралом: Музей естественных произведений в Иркутске (1782), Музей при Управлении Колывано-Воскресенских заводов «Барнаульский горный музеум» (1823), в соответствии с уровнем развития музейного дела в России в этот период, отражали интерес сибирского общества к коллекционированию и презентации экзотических

предмето в. Важное значение имело то, что в фондах этих музеев концентрировались имеющие региональную специфику археологические, этнографические, минералогические, технологические (связанные с горно-рудной промышленностью) коллекции. Начало формирования музейной сети региона было связано с учреждением Императорского Томского университета (1878) и организацией в нем профильных учебно-научных музеев: археологии и этнографии, ботанического, зоологического, минералогического. Видные российские ученые и коллекционеры, стоявшие у их истоков, изучали отечественный и зарубежный опыт в области музейного дела и апробировали современные им системы учета, хранения и экспонирования коллекций.

В конце XIX в. на территории региона возникают 16 публичных музее в (именовавшихся местными, местного края) комплексного профиля (прообразов краеведческих), в том числе в губерниях: Енисейской, Иркутской, Тобольской, Томской; областях: Забайкальской, Якутской; в Степном крае, горных округах: Алтайском, Нерчинском. Зарождаются художественные музеи, организуется картинная галерея В.П. Сукачева в г. Иркутске (1870-е ). Вначале ХХ в. появляются Хранилище коллекций по этнографии инородце в Тобольского Севера в Обдорске(1906), Сибирский областной научно-художественный музей в Томске (1911), Канский городской музей

(1912 ). Следует подчеркнуть, что на данном этапе возможность создания и функционирования музеев достигалась в значительной мере путем их интеграции в уже действующие региональные и местные структуры. Так, 5 из них – Нерчинский, Минусинский, Енисейский, Ачинский, Красноярский – возникли при городских самоуправлениях, – Икутский, Омский, Кяхтинский, Читинский – при отделах Русского географического общества, – Тобольский, Якутский – при статистических комитетах. Барнаульский музей возродился при помощи Алтайского подотдела РГО. Деятельность Тюменского музея начиналась в стенах реального училища. Семипалатинский музей последовательно существовал под началом трех организаций: Областного статистического комитета (1883–1893), Общества попечения о начальном образовании, подотдела Западно Сибирского Отдела РГО (с 1902 г.). Положение музеев, созданных при городских самоуправлениях, напрямую зависело от степени заинтересованности властей и общественности города в их создании и развитии. Участие государства заключалось в регистрации музеев, утверждении уставов, выделении единовременных пособий и ежегодных субсидий (100–200 руб.) для поддержания музейного статуса, содействии в сборе средств для постройки зданий, снаряжении экспедиций.

В настоящее время деятельность сибирских музеев идет в русле российской и мировой музейной практики с активным использованием новых технологий, внедрением в современные коммуникационные системы. Можно говорить о формировании и перспективах развития своеобразной информационной музейной сети Сибирского региона: 411 музеев Восточной

и Западной Сибири имеют web-страницу в портале «Музеи России», 42 музея – Интернет-представительства. Наиболее репрезентативным и адаптированным в информационном пространстве является Омский государственный историко-краеведческий музей. Он располагает хорошо структурированным официальным сайтом (информация по всем направлениям деятельности музея, описание коллекций), а также ресурсами «История и культура немцев Сибири», «Русские укрепленные линии и сибирское казачье войско в XVII – начале XX вв». У музейного комплекса «Государственный музей Природы и Человека» (г. Ханты-Мансийск) одна из наиболее проработанных в портале «Музеи России» информационных моделей, содержащая развитую систему гиперссылок. Научным советом по музеям СО РАН совместно с Мультимедиацентром Новосибирского государственного университета формируется портал «Музеи СОРАН», включающий представительства более 30 академических музеев и позволяющий адаптировать к нему ресурсы других музеев.

 

Вопрос № 30. Эрмитаж. История создания основные этапы развития.

 Музей возник благодаря коллекциям императрицы Екатерины II. Он создавался путем крупных закупок произведений искусства. Галерея западноевропейской живописи стала основой

собрания Эрмитажа. В состав музея также вошли коллекция античной скульптуры, собрание резных камней, нумизматическая коллекция, богатое книжное собрание. История Эрмитажа ведет свое начало с 1764 г., когда Екатерина II приобрела коллекцию прусского коммерсанта И.Э. Гоцковского. Специально для ее размещения рядом с Зимним дворцом в 1764 – 1767 гг. по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота было построено новое здание – Малый Эрмитаж, соединенное крытым переходом с основным зданием. В 1771 г. по проекту архитектора Ю.М. Фельтена началось строительствонового большого здания для разраставшегося собрания. Оно получило название Большого Эрмитажа.

Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

 

Вопрос № 29. Художественные музеи. Музеи современного искусства как особый тип художественного музея.

Художественные музеи: музеи изобразительного ис - ва; декоративно-прикладного; народного ис-ва; художественно – промышленные музеи; современного ис - ва.

Делятся на:

- музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); например, Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве;

- музеи декоративно-прикладного искусства; например, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве;

- музеи народного искусства; например, Музей народного искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности в Москве, Музей палехского искусства в г. Палех

Ивановской области; Музей ≪Вятские народные художественные промыслы≫ в г. Киров;

- монографические; например, Музей-усадьба И.Е. Репина ≪Пенаты≫, Музей фресок Дионисия

в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологодской обл.;

- прочие художественные музеи.

Музей современного ис –ва:

Современное ис – во- это актуальное ис –во. Совокупность художественных практик, которые сложились во 2 пол 19 века. Это ис –во, восходящие к модернизму. Или находящиеся в противоречии с этим явлением. Его цель вызвать спор или дискуссию, общественные скандалы. Художники современного ис-ва: Борис Орлов, Пригов, Кошляков, Виноградов, Звездочетов.

Сценарий – совместная работа нескольких специалистов - научного сотрудника, художника, сценариста проектировщика. Задачи сценариста задавать рамки и корректировать курс разработки, удерживать целостность системы на этапе проектирования, реализации. Коллекции пополняются за счет покупок и даров.

Московский музей соврем. ис -  ва: музей был открыт 15 декабря 1999г. При поддержке правительства Москвы и при депортаменте культуры г.Москвы. Директор и оснаватель музея Зураб Церетели. Собрание музея представляет основные этапы развития ис –ва Авангарда. Одна из приоритетных задач музея-  поддержка молодых художников и вовлечение их в актуальный художественный процесс. С этой целью в музее были открыты школа совр. ис –ва и свободные мастерские. Его личная кол –я состоит более чем из 2000 работ известных художников, таких как  : Марк Шагал, Каземир Малевич, Пабло Пикассо, скульптуры Сальвадора дали и др.

 

Вопрос № 59. История музейного дела в Новосибирске и Новосибирской области.

 Певвый музей возник в 20 году – музей западно- сибирского края. В 47 возник его филиал – дом музея кирова. Так возник первый мемориальный музей в НСО. С 60х годов начали постепенно возникать музеи в обл. в районных центрах. Стали возникать ведомственные (на предпрятиях) и школьные музеи. На сегодняшний день в обл. 2 гос. Музея – это худ. и краеведч., 32 муниципальных, все остальные ведомственные. В 64 г фонды из краеведческого передали в художественный музей. В 70 г. Начался музейный бум. Возникли музеи образования, школьные музеи при вузах – НИИЖТ, торговый. Следующий музейный бум начался в 90- е г. Возникли первые частные музеи- музей солнца, музей НВД, трамвайного депо, погребальной культуры (крематорий), музей водопровода, музей в доме актера (в оперном театре). В 2000 г – музеи естественной истории, музей сибирской бересты, музей СССР – эти годы также характерны большим открытиям галерей. Галерея – частный город (галерея «ЧЕ» - пример частного музея, это выставочное торговое место, у них фондов может и не быть).

 

Вопрос № 62. Русская усадьба: особенности музеефикации.

Усадьба – комплекс жилых, хозяйственных, парковых и др. построек, составляющих единое архитектурное целое. Усадьба 18 – первой четв. 19в. Включала в себя комплексный или деревянный домик, оранжерею или парк, хозяйственный двор; в больших усадьбах церковь. В конце 18 нач 19в сложился тип городской усадьбы, состоявший из дома особняка, «служб» (конюшня, каретный сарай и др.), и двора или небольшого сада.

Музеефикация – направление в музейной деятельности. Переход в музейное состояние недвижимых объектов (историко-культурных или природных объектов) для музейного показа. С целью сохранения и выявления их историко – культурной, научной, художественной ценности.

Музеефикация русской усадьбы на примере «Ясной поляны» – Л.Н. Толстого. В 1920 г был разработан план реставрационных работ музея, рассчитанный на три года. Музеефикация охватила 3 комнаты второго этажа и 3 комнаты первого этажа, в остальных комнатах были побелены стены и переложены печи. В общей сложности в 1920 г. Для экспонирования посетителям было открыто 12 комнат. Две комнаты верхнего этажа (кабинет и спальня) практически не нуждались в музеефикации, т.к. экспонировались для широкого показа еще в до музейный период. По мнению Никитиной – освоение других комнат (гостиная, зал, комната с бюстом, комната под сводами) осложнялось тем обстоятельством, что на протяжении долгого времени они были обитаемы членами толстовской семьи. Было решено восстановить девичью комнату, принадлежавшую младшей дочери писателя. Общая площадь дома Л.Н. Толстого составляет 635 кв.м., тогда как музеефикации подвергалось всего лишь 298 кв.м. Особенность музеефикации с моей точки зрения заключается в том, что благодаря музеефикации усадеб они сохранили свой первоначальный облик до наших дней и открыты для посетителя.

 

 

Вопрос № 42. Музеи как организаторы туристической деятельности.

Музей не явл. Организатором туристической деятельности, он может быть объектом туристической деятельности, как некий продукт для туристического агенства. Туризм- это отдельные гос-е или не год-е программы, которые строятся на объектах и могут включать в свою программу и не включать в эти объекты музей.  Музей может являться центром посещения программы тур. Агенства. Тур агенство и музей в некотором роде сотрудничают. В культурный туризм может входить музей. Музей может явл. Объектом туризма, его предлагают агенства туристам. Туризм бывает- культурный, образовательный, экстримальный, медицинский туризм, в культурный туризм как раз входит посещение музея.

 

Вопрос № 19. Определение музея, его социальные функции.

В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре — функцию документирования и функцию образования и воспитания.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.

Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

По мнению ряда исследователей помимо этих двух функций для музея характерна еще и функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными по­требностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функ­ции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотива­ми познавательно-культурного характера. Эта функ­ция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.

Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.

Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более при­влекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств — звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализо­ванных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.

Итак, к новым функциям музея относится функция организации свободного времени и коммуникативная.

Вопрос №16. Музейный предмет: типология и свойства.

МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ - по определению ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 24 апреля 1996 г. "культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление". Музейный предмет — предмет, имеющий установленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав музейного собрания. музейный предмет — т.е. подлинный материальный свидетель историко-культурных процессов, явлений и событий, имеющих социальную значимость.

Свойства музейного предмета: аттрактивность и экспрессивность, музейный предмет, предназначенный для хранения, трансляции исторической памяти и интерпретации исторического опыта как в процессе научно-исследовательской работы, так и в процессе экспонирования, должен выделяться из ряда источников, несущих однородную социально-культурную информацию, своей подлинностью, мемориальностью, оригинальной и совершенной художественной формой, мастерством или, наоборот, нарочитой небрежностью исполнения, уродством. Он должен вызывать у музейной аудитории сочувствие, сострадание, радость, возмущение, восхищение, неприязнь или другие эмоции. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность.

 

Типология музейного предмета:

Типы музейных предметов: к типу вещественные относятся археологические материа­лы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмунди­рование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и на­родного творчества, мемориальные предметы; нумизматичес­кие материалы: монеты, боны, печати.

К типу письменные относятся музейные предметы следую­щих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, мандаты, удостоверения, партбилеты, комсомольские, проф­союзные билеты и т. п.); периодические и непериодические издания, книги, листовки. При этом к основному фонду относятся газеты до 1955 года, издания более позднего времени считаются библиотечным материалом. Вырезки из газет не относятся к основному фонду.

К типу изобразительные относятся произведения декоративно-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., имеющие документальное, мемориальное или художественное значение; фотографический материал: дагерротипы, фотографии.

музейные предметы делятся на 8 групп: Искусство; Предметы материальной культуры / Декоративно-прикладное искусство; Книги; Документы; Медиа-документы; Техника; Биология; Геология.

 

Вопрос № 20. Основные типы музейных коллекций.

Музейная коллекция - определение Коллекция музейная — часть предметов основного фонда, представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному назначению и т.д.).  

Основной фонд музея организуется в фондовые коллекции по систематическому, тематическому, мемориальному, персональному признаку или иному, исторически сложившемуся в конкретном музее, признаку.

Систематическая фондовая коллекция состоит из музейных предметов одного типа, сгруппированных по одному из признаков классификации – материалу, отраслям знаний, регионам, этническим группам и т.п. (коллекция живописи, коллекция фарфора, археологическая коллекция, коллекция тканей и одежды, коллекция редких или старопечатных книг, коллекция сельскохозяйственных орудий, коллекция знамен, коллекция обмундирования и подобные).

Тематическая фондовая коллекция формируется из музейных предметов разных типов, раскрывающих в совокупности определенную тему.

Мемориальная фондовая коллекция образуется из разнотипных музейных предметов, связанных с определенным лицом или историческим событием.

Личная фондовая коллекция состоит из предметов, собранных частным лицом и хранящаяся в музее как единое целое.

.

 

 Вопрос №23. Режим музейного хранения и условия его обеспечения.

Режим музейного хранения

Важнейшие внешние причины разрушения музейных предметов (кроме разрушений, вызванных техническими авариями и стихийными бедствиями):

- резкие колебания и нарушение норм температуры и влажности;

- вредное воздействие света или недостаток его;

- засорение воздуха вредными газами, копотью, пылью;

- биологические вредители;

- небрежное обращение с предметом, ведущее к механическим повреждениям;

- неправильное хранение и использование этих предметов.

Разрушение музейных предметов может быть также следствием неумелой или неосторожной реставрации или несвоевременного ее проведения.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.