Возвратность/ невозвратность представляет собой ещё одно основание для классификации лексико-грамматических разрядов глагола. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Возвратность/ невозвратность представляет собой ещё одно основание для классификации лексико-грамматических разрядов глагола.

2022-10-29 31
Возвратность/ невозвратность представляет собой ещё одно основание для классификации лексико-грамматических разрядов глагола. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возвратные глаголы - это непереходные глаголы, в состав основы которых входит несловоизменительный постфикс -ся: учиться, перезваниваться, наброситься.

 Все остальные глаголы являются невозвратными: учить, звонить, петь.

Большинство возвратных глаголов образовано посредством постфикса -ся отсоответствующих невозвратных глаголов: готовить - готовиться. Так же в образовании возвратных глаголов участвуют и приставки.

 

 

Видом называется морфологическая несловоизменительная категория глагола, выражающаяся в противопоставлении грамматических классов совершенного и несовершенного вида и служащая для обозначения различий в характере проявления процессуального признака.   

Глагольный вид – Одна из наиболее сложных категорий грамматики, изучаемая особой отраслью лингвистической науки – аспектологией (от. Лат. Вид)

Грамматические формальные отличия глаголов совершенного вида от галаголов не совершенного вида от глаголов несовершенного вида бывают парадигматическими и синтагматическими.

Различия морфологической парадигаматики:

1) Глаголы несовершенного вида имеют полную ременную парадигму, у них есть формы прошедшего, настоящего и будущего времени: читал, читаю, буду читать, читавший, читающий; у глаголовсовершенного вида нет форм настоящего времени: прочитал, прочитаю, прочитанный;

2) Форма будущего времени у глаголов несовершенного вида является составной (аналитической), а у глаголов совершенного вида – простой (синтетической)

Синтагматические отличия:

1) Инфинитивы глаголов совершенного вида никогда не сочетаются с лексико-грамматическим разрядом так называемых фазисных глаголов (начать – начинать), указывающих на различные фазы осуществление процессуального признака; напротив, инфинитив любого глагола несовершенного вида без каких бы то ни было ограничений сочетается с фазовыми глаголами

2) В силу особенностей своего значения глаголы совершенного не сочетаются со словами и оборотами ряда семантических групп:

А) Показывающими неограниченную длительность действия или состояния(без конца);

Б) Обозначающими регулярную повторяемость действия (регулярно, периодически);

В) Имеющими модальные и негативно-оценочные значения (бесполезно, бессмысленно)

 

 

4.Словообразование имен прилагательных

Особенности образования имен прилагательных

В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи (существительных, глаголов, наречий, числительных).

Выделяют три основных способа образования прилагательных:

1. Аффиксальный способ. При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью.

Существует три аффиксальных способа образования прилагательных:

Приставочный – способ образования, при котором прилагательные образуются от других прилагательных при помощи префиксов не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер- и др. (неаккуратный, превысокий, разудалый, сверхмощный).

Суффиксальный – способ образования, при котором прилагательные могут образовываться от разных частей речи:

  • Прилагательных с помощью суффиксов -оньк- (-еньк), -енн-, -ущ- (-ющ-), -оват- (-еват-) и др. (светленький (светлый), тепленький (теплый), высоковат (высокий), злющий (злой));
  • Существительных с использованием суффиксов -н-, -ан-, -ин-, -ий, -ов, -ск-, -ист-, -чат-, -лив- (примеры прилагательных, образованных от существительных: утренний (утро), весенний (весна), узорчатый (узор), дедов (дед));
  • Глаголов при помощи суффиксов -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л- (жареный (жарить), рваный (рвать), уклончивый (уклоняться), жалкий (жалеть));
  • Наречий и числительных с применением суффиксов -н-, -енн- (ранний (рано), наружный (наружно), тройной (три)).

Приставочно-суффиксальный – способ, при котором прилагательные могут образовываться от следующих частей речи:

  • Прилагательных – данным способом, как правило, образуются формы прилагательных наивысшей степени сравнения с помощью аффиксов наи- + -ш-, -ейш-, -айш- -ок- (наитончайший (тонкий), наимилеший (милый), наикрасивейший (красивый));
  • Существительных с помощью приставок без-, внутри-, вне-, на-, после-, до-, противо- в сочетании с суффиксами -н-, -енн-, -ск-, -ов- и др. (напольный (пол), внутрисуставный (суставы), противовирусный (вирус), дообеденный (обед), бездомный (дом));
  • Глаголов при помощи префиксов не-, без-, за- и суффиксов -н-, -м-, -анн- и др. (негасимый (гасить), заплаканный (плакать), безотлагательный (отлагать)).

2. Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных

При неаффиксальном способе словообразование прилагательных осуществляется путем сложения либо сращения основ слов (лироэпический (лирический + эпический), звукобуквенный (звуки + буквы), умалишенный (ума + лишенный), мореплаватель (море + плаватель)).

3. Смешанный способ образования прилагательных

Смешанный способ предполагает образование прилагательных путем сложения основ слов с использованием суффиксов (преимущественно -н-) (сердечнососудистый (сердечные сосуды), кривобокий (кривой бок)).

5. Словообразование глаголов

В словообразовании глаголов представлено многообразие способов, которые наряду с рассмотренными способами об­разования имен включают и такие, которые присущи только слово­образованию глаголов.

Суффиксальное образование

1.

От основ существительных образуются:

а) глаголы со значением действия, связанного с тем, что на­звано мотивирующим существительным, - утюж-и-тъ, смол-и-тъ, партизан-и-т ъ;

б) глаголы со значением действия, наделяющего кого-либо (или что-либо) тем, что названо мотивирующим существительным, - асфалът-ирова-тъ, геро-изирова-тъ, пе-лен-а-тъ. седл-а-тъ;

в) глаголы со значением действия, свойственного тому, что названо мотивирующим существительным. - столяр-нича-тъ. су- масброд-нича-тъ, новатор-ствова-тъ, учителъ-ствова-тъ.

2. От основ прилагательных образуются:

а) глаголы со значением действия по признаку, названному мотивирующим прилагательным. - глуп-и-тъ. бод-р-и-тъ, стабил- изирова-тъ, важн-ича-тъ. усерд-ствова-тъ, мудр-ствова-ть;

б) глаголы со значением становления признака - леде-н-е-тъ, рус-е-тъ, добр-е-тъ.

3. От основ глаголов образуются:

а) глаголы со значением многократного действия - хаж-ива- тъ, пе-ва-тъ, езж-ива-тъ;

б) глаголы со значением «заставить совершить действие, на­званное мотивирующим глаголом» - воскреснуть — воскрес-и-ть, нить - по-и-тъ, погаснуть - погас-и-тъ, висеть — веш-а-тъ.

Префиксальное образование

Префиксальный способ словообразования является наиболее продуктивным в глаголе. Семантическое многообразие префик­сальных глаголов обусловлено большим разнообразием приставок и их значением:

а) глаголы со значением «действие, доведенное до результа­та» - до-варитъ, вс-кипетъ, раз-будитъ, вос-препяпгство-ватъ, о- чистить;

б) глаголы со значением начала действия - за-греметъ,по­плыть, воз-гордитъся;

в) глаголы со значением интенсивного действия - вы-делатъ, ис-сушитъ, от-гладитъ, на-безобразничатъ, про-жа-ритъ, рас­кормить;

г) глаголы со значением действия определенного направления - у-лететь, раз-бросатъ, вы-катитъ;

д) глаголы со значением действия, охватывающего много объектов, - ис-кусатъ, пере-пробоватъ, о-бегатъ. об-ле-татъ и др.

Префиксально-суффиксальное образование

Префиксально-суффиксальным способом глаголы образуются в основном от основ имен существительных и прилагательных. Эти глаголы включают суффиксы -ц-, -е- и характеризуются семантиче­ским разнообразием в зависимости от значений приставок:

а) от основ существительных - глаголы со значением «наде­лить предметом, названным мотивирующим существительным, или лишить этого предмета» - за-хлам-и-ть, о-звуч-и-ть, пере-сол-и-ть.

при-земл-и-тъ, обез-жир-и-тъ, обес-точ-и-ть;

б) от основ прилагательных - глаголы со значением «наде­лить признаком, названным мотивирующим прилагательным» - про-ред-и-тъ, об-легч-и-тъ, ис-тонч-и-тъ, под-нов-и-тъ, рас-слаб-и- ть, у-глуб-и-ть или «приобрести признак, названный мотивирую­щим прилагательным» - по-серъезн-е-тъ, за-деревен-е-тъ;

в) от основ глаголов - глаголы со значением «действие не­большой интенсивности» - вз-дрем-ну-тъ, по-кашл-и-ва-тъ, при-
храм-ыеа-тъ, или, напротив, со значением «интенсивно совершае­мое действие» - вы-танцов-ыва-тъ, на-зван-ива-тъ, от-пляс-ыва- ть, или со значением «сопровождающее действие» - под-пе-ва-ть, при-свист-ыва-тъ.

Наблюдаются еще четыре способа глагольного словооб­разования:

• постфиксальный - мыть - мытъ-ся, белеть - белетъ-ся, интересовать - интересоваться;

• суффиксально-постфиксальный - пе-тух - петуш-и-тъ-ся, ветвь - ветв-и-тъ-ся, скупой - скуп-и-тъ-ся, упрямый - упрям-и-тъ- ся;

• префиксально-постфиксальный - слу-шатъ - в-слушатъ-ся, говорить - вы-говоритъ-ся. жить - при-житъ-ся, мечтать - за- мечтатъ-ся;

• префиксально-суффиксально-постфиксальный - земля при-земл-и-тъ-ся, простой - о-прост-и-тъ-ся, банкрот о-банкрот-и-тъ-ся.

Словообразование наречий

В словообразовании наречий наиболее продуктивным спосо­бом является суффиксальный. Практически основа любого качест­венного прилагательного может стать базой для образования наре­чия с суффиксом -о- или -е-: быстрый - быстр-о, пестрый - пестр-о, искренний - искренн-е, певучий - певуч-е. Прилагательные с суффиксом -ск- легко образуют наречия с помощью суффикса -ц-; дружеский - дружеск-и, творческий - творческ-и.

Наречия, этимологически представляющие лексикализацию падежных форм имен существительных, различают в современном русском языке словообразовательные суффиксы, омонимичные па­дежным флексиям: шаг — шаг-ом, лето — лет-ом, весна — весн-ой, время — времен-ами.

Продуктивен также префиксально-суффиксальный способ об­разования наречий от существительных и прилагательных: детский - по-детск-и, городской - по-городск-ому, белый - до-бел-а, сухой - на-сух-0, верх - в-верх-0, бок - в-бок-0.

 

6. Словообразование наречий

Разряды наречий по образованию

Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.


Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.

 

Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением

(наземь, набок, дома);


наречия, образованные от имен числительных, - со значением числа

(дважды, вдвое, вдвоем);


наречия, образованные от имен прилагательных, - со значением качества

(тепло, красиво, ласково, угрюмо);


наречия, образованные от глаголов, - со значением действия

(лежа, нехотя, шутя, немедля).


Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают.


Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость

Пример:

здесь, там, так, тогда

Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена

Пример:

дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку,

а также от старых форм ныне существующих имён

Пример:

поделом, справа, слева.

Другие наречия более поздние по своему образованию

Пример:

на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз.

Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий:


1) наречия, соотносительные с местоимениями;


2) наречия, соотносительные с именами существительными;


3) наречия, соотносительные с именами прилагательными;


4) наречия, соотносительные с именами числительными;


5) наречия, соотносительные с глаголами.


По школьной программе, все способы образования наречий принято относить к словопроизводству:


— приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую; сухой → досуха;
— суффиксальный способ: веселый → весело; когда → когда-нибудь;
— приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра;
— сложение основ: мимо ходить → мимоходом
(сложение, осложненн. суффиксацией)


В школьном учебнике Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. рассматривают словообразование наречий путем перехода из одной части речи в другую:
говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно.
По ВУЗу, это морфолого-синтаксический способ.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.