Тема 2. Психические феномены и их проявление в сфере права — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 2. Психические феномены и их проявление в сфере права

2022-10-29 44
Тема 2. Психические феномены и их проявление в сфере права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для подготовки к занятию

Феномены психической жизни и их взаимосвязь с правовой деятельностью. Место и значение психических процессов, состояний, свойств и образований в сфере права. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.

Основные закономерности физиологического механизма ощущения. Пороги ощущений и их значение для юридической психологии.

Законы восприятия. Преднамеренные и непреднамеренные восприятия. Апперцепция и ее учет в расследовании обстоятельств, имеющих правовую регламентацию. Психофизиологические факторы, влияющие на формирование свидетельских показаний. «Внутренняя картина» сцены преступления для его субъекта и объекта.

Значение мнемических процессов в сфере права. Возможности опосредованного отражения действительности. Понятие и виды памяти. Психологические особенности процессов запоминания и воспроизведения у различных участников криминального события. Причины, влияющие на продуктивность памяти.

Значение процессов мышления в сфере права: виды, формы, операции. Различные основания для выделения видов мышления. Виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Умственные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Структура мыслительной деятельности.

Внимание. Виды внимания как уровни его развития. Развитие опосредствованного внимания. Воспитание и формирование внимания в профессиональной деятельности.

Воображение и его виды. Механизмы воображения. Роль воображения в решении профессиональных задач.

Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста.

Волевые процессы. Структура волевого действия. Связь между волевой регуляцией поведения и потребностно-мотивационной сферой личности. Характеристика закономерностей осознанно-волевого поведения. Порок воли: феномен, признаки, оценка, последствия.

Эмоциональная сфера психики. Понятие и функции эмоций. Виды эмоциональных процессов: собственно эмоции, аффекты, стрессы, настроения и чувства.

Понятие, свойства и виды психических состояний. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Факторы формирования состояний.

Эмоциональные состояния, значимые для юридической деятельности. Разграничение аффекта, психической напряженности, фрустрации. Соотношение аффекта и сильного душевного волнения. Признаки физиологического аффекта: внезапность возникновения, взрывообразная динамика, кратковременность состояния, интенсивность и напряженность протекания, стереотипная моторная активность, вегетативные сдвиги, частичная амнезия, астенический синдром. Виды физиологического аффекта: «аккумулированный», «одномоментный», комбинированный. Проблема «подготовленного» аффекта.

Оценка судом степени страданий, переживаемых лицом, при решении вопросов, связанных с определением размеров причиненного морального вреда.

 

Темы докладов

1. Общая характеристика познавательных процессов.

2. Характеристика мыслительной деятельности юриста.

3. Особенности теоретического и эмпирического мышления в ходе разрешения правовых споров.

4. Мотивация мыслительной деятельности.

5. Вербализация мыслительных процессов.

6. Классификация информации.

7. Методы проигрывания ролей, отсрочки, «мозговой атаки» в проблемных ситуациях.

8. Роль воображения в деятельности юриста.

9. Способы повышения юристом эффективности и качества внимания.

 

Задание 2.1. Определение ведущего канала восприятия

Инструкция. Отвечайте «да» или «нет» на приведенные ниже вопросы.

1. Мне нравится смотреть на небо.

2. Я периодически что-то напеваю.

3. Я ношу лишь ту одежду, в которой мне удобно, никакая мода не заставит меня надеть одежду, в которой мне не комфортно.

4. Я люблю бани и сауны.

5. Выбирая машину, я обязательно обращаю внимание на ее цвет.

6. Я прекрасно распознаю знакомых людей по их шагам, всегда могу определить, кто вошел в комнату, даже если и не вижу этого.

7. Я умею разговаривать голосами других людей.

8. Я уделяю много внимания своей внешности.

9. Мне нравится массаж.

10. Я люблю рассматривать прохожих.

11. Я испытываю постоянную потребность в движении.

12. Приобретая одежду, я могу, лишь бросив на нее беглый взгляд, понять, подойдет она мне или нет.

13. Если я слышу старую песню, то немедленно вспоминаю прошлое.

14. Я часто совмещаю еду и чтение.

15. Я люблю болтать по телефону.

16. Я быстро полнею.

17. Чтению я предпочитаю аудиокниги.

18. После физической нагрузки или стресса я еще долго чувствую скованность и напряжение.

19. Люблю делать фотографии.

20. Я надолго запоминаю слова людей.

21. Мне нравится приобретать букеты, даже если я не собираюсь их кому-то дарить.

22. Я люблю принимать горячую ванну.

23. Я тщательно планирую свой день, записываю в еженедельник все, что надо успеть сделать.

24. Я часто разговариваю сам с собой, когда один.

25. Мне сложно прийти в себя после того, как я провел много времени в поезде или самолете.

26. Я могу узнать многое о человеке только по его голосу.

27. Я формирую мнение о человеке по тому, как он одет.

28. Утром я долго потягиваюсь, иначе просто не могу подняться.

29. Если кровать неудобная, я не могу уснуть.

30. Мне очень сложно найти себе по-настоящему удобную обувь.

31. Я люблю смотреть кино и телевизор, посещать театр.

32. У меня прекрасная память на лица.

33. Я люблю шум дождя.

34. Я умею и люблю слушать людей.

35. Мне нравиться много двигаться, танцевать, заниматься фитнесом.

36. Я не могу спать под тиканье часов.

37. Я не могу жить без своей аудиоаппаратуры.

38. При звуках музыки ноги сами идут в пляс.

39. Я люблю осматривать различные достопримечательности, часто бываю на экскурсиях.

40. Терпеть не могу беспорядка.

41. Не могу носить одежду из ненатуральных тканей.

42. Мне очень важно освещение в доме.

43. Я часто бываю на концертах.

44. Рукопожатие позволяет мне многое узнать о человеке.

45. Я часто бываю в музеях и на выставках.

46. Я люблю вести дискуссии.

47. Мне кажется, что прикосновения нередко более информативны, чем слова.

48. Я не могу работать или читать, когда кругом шумят.

 

Обработка:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы:     1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит зрительный канал.

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48. Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит слуховой канал.

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «да» на следующие вопросы: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47. Если на эти вопросы вы ответили «да» 8 и более раз, значит, у вас хорошо развит канал ощущений.

Если у вас наблюдается приблизительно равное число положительных ответов по всем трем группам, то вас можно поздравить – вы очень гармонично развитый человек. А вот если в какой-либо группе вам не удалось набрать восемь ответов «да», то это указывает на недоразвитие данного канала восприятия.

Каналы восприятия Зрительный канал Слуховой  канал Канал ощущений
Полученные  результаты      

Задание 2.2. Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состоянии. Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

Описание состояний

I

1) Не чувствую в себе уверенности.

2) Часто из-за пустяков краснею.

3) Мой сон беспокоен.

4) Легко впадаю в уныние.

5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

6) Меня пугают трудности.

7) Люблю копаться в своих недостатках.

8) Меня легко убедить.

9) Я мнительный.

10) Я с трудом переношу время ожидания.

II

11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.

12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

16) Я нередко чувствую себя беззащитным.

17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18) Я чувствую растерянность перед трудностями.

19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III

21) Оставляю за собой последнее слово.

22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

23) Меня легко рассердить.

24) Люблю делать замечания другим.

25) Хочу быть авторитетом для других.

26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

30) Я мстителен.

IV

31) Мне трудно менять привычки.

32) Нелегко переключать внимание.

33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.

34) Меня трудно переубедить.

35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

36) Нелегко сближаюсь с людьми.

37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

38) Нередко я проявляю упрямство.

39) Неохотно иду на риск.

40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

 

Обработка результатов.

1) Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

I 1...10 вопрос - тревожность;

II 11... 20 вопрос - фрустрация;

III 21...29 вопрос - агрессивность;

IV 31...40 вопрос - ригидность.

Оценка и интерпретация баллов.

I. Тревожность: 0...7 - не тревожны; 8...14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15...20 баллов - очень тревожный.

П. Фрустрация: 0...7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8...14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15...20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность: 0...7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 8... 14 баллов – средний уровень агрессивности; 15...20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность: 0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемого», 8...14 баллов - средний уровень; 15...20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.

 

Показатели Тревожность Фрустрация Агрессивность Ригидность
Полученные  результаты        


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.