Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-10-29 | 59 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Системное строение дефекта. Л.С.Выготский выделил в аномальном развитии две группы симптомов: первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и вторичные (третичные и т.д.) нарушения, возникающие опосредованно, в процессе социального развития аномального ребенка. Вторичный дефект, по мнению Л.С.Выготского, является основным объектом психологического изучения и коррекции при аномальном развитии.
Л.С.Выготский выделил следующие факторы, определяющие развитие проблемн6ого ребенка. 1 фактор – время возникновения первичного дефекта. Тот дефект, который возник в раннем детстве, когда не сформировалась вся система функций, обусловливает наибольшую тяжесть вторичных отклонений. 2 фактор – степень выраженности первичного дефекта. Различаются два основных вида дефекта. Первый из них – частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Второй – общий, связанный с нарушением регуляторных систем. Глубина поражения или степень выраженности первичного дефекта определяет разные условия аномального развития. Чем глубже первичный дефект, тем больше страдают другие функции.
Системно-структурный анализ дефекта при аномальном развитии ребенка, предложенный Л.С.Выготским, позволяет оценить все многообразие аномального развития, выделить его определяющие и побочные факторы и на основе этого построить научно обоснованную психокоррекционную программу.
В зависимости от характера нарушений одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь частично корригироваться, а некоторые – только компенсироваться.
Коррекция (лат. correctio - исправление) - система специальных психолого–педагогических и медицинских мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития.
|
Коррекционная направленность характерна для всей учебно-воспитательной работы, проводимой с проблемными детьми, которая организуется с учетом нарушений и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Чем раньше начата коррекционно-воспитательная работа с детьми, тем успешнее преодолевается дефект.
Компенсация - (лат. compensaio - возмещение, уравновешивание) - это сложный многообразный, многоуровневый процесс приспособляемости организма, включающий возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций.
Выделяют два типа компенсации функций. Первый – это внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия). Второй – это межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов и других структур за счет выполнения ранее неосвоенных им функций. Так, компенсация функций зрительного анализатора у ребенка, родившегося слепым, возможна преимущественно через развитие осязания, т. е. с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализаторов.
Особое место в трактовке проблемы компенсации занимает теория сверхкомпенсации австрийского психолога и психиатра А. Адлера. С точки зрения А.Адлера человек – самое биологически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение неполноценности, которое усиливается при наличии у ребенка, какого-либо физического или сенсорного дефекта. Самоощущение неполноценности является для человека постоянным стимулом к развитию его психики, т.е. дефект, неприспособленность – не только минус, но и плюс, источник силы, стимул к сверхкомпенсации.
|
В то же время сверхкомпенсация есть только крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса компенсации, это один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс – неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической позиции. Высшая форма компенсации означает всестороннее развитие личности ребенка.
В связи с тем, что дети с проблемами в развитии весьма подвержены неблагоприятным влияниям и состояниям, компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Возникает так называемая декомпенсация.
4. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям с нарушениями в развитии в России и за рубежом.
Россия.
Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время входит в круг особо важных. Приходиться констатировать неутешительные данные:
Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого- медико - педагогического консультирования детей дошкольного возраста в Институте коррекционной педагогики РАО. Они убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна:
1. предупредить появление вторичных отклонений, в развитии.
2.обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала
3.для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития, что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального образования.
|
В последнее десятилетие в системе образования сложились условия для обеспечения психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям с особыми потребностями и их семьям.
В России действуют:
В специальных и оздоровительных учреждениях и специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ психолого – педагогическую и медико – социальную абилитацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют:
свыше 83тыс.педагогов – психологов,4 тыс. медицинских работников,свыше 2 тыс. врачей различных специальностей.
Эффективность разработанных отечественными и зарубежными учеными приемов коррекционно – педагогической работы возможна лишь при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры дефекта, характера ведущего нарушения, особенностей вторичной патологии.
Сегодня помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья находится в ведении трех министерств: Министерство образования РФ, Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социального развития РФ, в связи, с чем наряду с позитивными процессами в этой сфере отмечаются и некие негативные тенденции. Это прежде всего:
За период с 1999 по 2002 г. было создано свыше 40 центров ранней помощи детям с проблемами в развитии.На состоявшейся в ноябре 2002 г. коллегии Минобразования было принято решение о разработке проекта программы развития службы практической психологии, включающей раздел ранней помощи детям с особыми потребностями.Главное условие успешности осуществления задачи создания системы ранней помощи детям - взаимодействие всех заинтересованных министерств и ведомств.
|
Опыт организации ранней помощи за рубежом
Уже в начале 70-х гг. ХХ в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательства.
Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка; консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев; охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развития предпосылок понимания речи и активной речи).
Службы, осуществляющие социально-педагогическую помощь проблемным детям младенческого и раннего возраста, решают несколько иные задачи: выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере (движений, речи, слуха или зрительного восприятия и т.д.); развитие специальной системы образования родителей, организация развивающей среды, адекватной специальным потребностям младенцев с отклонениями в развитии; социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи; координация всех видов помощи, оказываемой ребенку и семье.
Эффективность работы служб ранней помощи в США принято оценивать по следующим критериям:
время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев;
интенсивность ранней помощи — чем активнее оказывается поддержка семье и ребенку, тем значительнее результаты развития ребенка;
создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша;
охват программой различных сфер развития ребенка;
учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков;
поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.
Параллельно с социально-педагогически ориентированными службами ранней помощи развивалась система раннего психотерапевтического воздействия или психотерапевтического вмешательства, направленная на одновременную работу с родителями и младенцами.
В России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы.
|
Вывод:
Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых лет жизни позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорректировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!