Меры профилактики преступлений по отношению к пассивным потерпевшим. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Меры профилактики преступлений по отношению к пассивным потерпевшим.

2022-10-29 31
Меры профилактики преступлений по отношению к пассивным потерпевшим. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комплекс мер виктимологического характера должен строиться в расчете на потерпевших, объективно способных оказать сопротивление преступнику, и объективно на это неспособных.

С целью профилактики преступлений в отношении лиц, объективно неспособных (стабильно или временно) противодействовать преступнику, необходимо:

- в общественных местах силами наружной службы милиции осуществлять своевременное удаление пьяных;

- больных, престарелых, подвергающихся насилию в семьях, помещать в дома престарелых и лечебные учреждения;

- при наличии оснований изоляция причинителя вреда (например, путем привлечения к уголовной ответственности по ст. 119 УК РФ; принудительный размен и принудительное выселение);

- регулярное посещение работниками милиции неблагополучных семей;

- организация лечение от алкоголизма и наркомании.

В отношении пассивных потерпевших, которые объективно могут противодействовать причинителям вреда, но не делают этого по различным причинам, профилактические меры, помимо направленных на непосредственную их защиту, связаны с активизацией этих лиц, воспитанием в них сознания необходимости противодействовать преступнику.

Значительную часть пассивных потерпевших составляют несовершеннолетние. Источники информации о пассивных потерпевших могут быть различные: сведения из медицинских и детских учреждений, от населения, изучение уголовных дел и т.д.

Специфичен комплекс индивидуально-профилактического воздействия на некритичных потерпевших, для которых характерным является неумение разобраться в ситуации, предусмотреть возможность опасного развития событий. Некритичность потерпевших может проявляться в сочетании с пассивным и активным, положительным и отрицательным поведением.

Профилактические меры:

- воспитательная работа;

- обучение распознанию опасных ситуаций и поведению в них;

- правовая и медицинская пропаганда;

- работа с излишней доверчивостью возможных жертв;

- обеспечение должного внутреннего порядка в местах проживания (общежития);

- внедрение средств охранно-пожарной сигнализации;

- информирование сотрудниками правоохранительных органов потенциальных жертв о возникновении опасных ситуаций.

Кроме того, не следует пренебрегать мерами предупредительного медицинского плана, так как среди потенциальных жертв определенную часть составляют лица с психическими отклонениями.

   Таким образом, для совершенствования правового обеспечения виктимологической профилактики целесообразно оформить деятельность по совершенствованию организационно-управленческого и правового обеспечения виктимологической профилактики в единую правовую систему, способную обеспечить высокий уровень, единство, непрерывность, преемственность осуществления функций субъектами данной деятельности. Единая правовая система должна быть юридическим инструментом реализации мер воздействия на виктимность.

 

 

В логике развития этих направлений необходимо прежде всего выработать основополагающий законодательный акт, который бы служил стержнем всей правовой системы профилактики, и уже непосредственно в его содержании реализовать принципы, идеи, положения и задачи виктимологического направления воздействия на преступность. Такой основополагающий нормативный акт должен быть разработан для уровня всей системы социальной профилактики, а в последующем - для внутриведомственного использования. Наличие конкретизированного общего и внутриведомственного нормативного правового документа позволило бы с единых позиций устранить коллизии, дублирование, наладить необходимое взаимодействие разноотраслевых и снизить внутриведомственную разобщенность сотрудников, служб и подразделений органов внутренних дел. В данных актах нашли бы реализацию исходные начала, задачи и основные методы виктимологической профилактики, а также наиболее типичные и апробированные формы, средства и тактические приемы предупредительной деятельности.

Совершенствование правового обеспечения оказывает опосредованное влияние на организацию виктимологической деятельности сотрудников, служб и подразделений органов внутренних дел. Далее с учетом правовых возможностей можно последовательно и подробно регламентировать вопросы сбора и обработки виктимологической информации, планирования и собственно организации работы, контроля и взаимодействия субъектов деятельности, определения критериев оценки результатов, учитывая специфику однородных субъектов и особенности виктимогенной обстановки того или иного региона (местности, обслуживаемой территории).

Совершенствование правовой системы внутриведомственного правового регулирования, в частности органов внутренних дел, представляет собой один из этапов разработки общей правовой системы социальной профилактики преступлений. Ведомственный нормативный правовой комплекс должен в полной мере описать технологию, тактические приемы и способы осуществления виктимологической профилактики различными службами и подразделениями органов внутренних дел. Во главе ведомственного нормативно-правового комплекса должен стать основополагающий нормативный акт, определяющий стратегию виктимолого-профилактической деятельности в целом для органов внутренних дел. Целесообразным представляется разработка Наставления по профилактике преступлений, в рамках которого необходимо предусмотреть раздел по осуществлению виктимологической составляющей данной работы.

Говоря о совершенствовании организационного обеспечения виктимологической профилактики, необходимо отметить важность повышения уровня и результативности координационной деятельности виктимолого-профилактической работы. На местах эта функция должна принадлежать местным органам исполнительной власти, а на федеральном уровне - федеральным органам исполнительной власти. Это будет, в свою очередь, означать выполнение ими непосредственно управленческих функций (анализ, планирование, организация, контроль и взаимодействие), а также позволит сконцентрировать усилия всех участников (субъектов) профилактической деятельности на выполнение виктимологических задач, определить круг общих мер профилактики преступлений, с учетом специфики региона (обслуживаемой территории), выполнение и реализацию мер воздействия на виктимность, целенаправленно и рационально использовать имеющиеся силы и средства.

В плане совершенствования виктимологической профилактики немаловажное значение имеет работа по изменению законодательства в области обеспечения компенсации жертвам преступлений[11].

 

В этой связи представляется возможным предложить следующую схему совершенствования виктимологического законодательства:

- разработка и принятие программной Государственной концепции помощи жертвам преступлений, которая определила бы основные направления формирования системы государственной и негосударственной помощи жертвам преступлений, а также особенности структурного, ресурсного и материального финансирования системы государственной поддержки жертв с помощью средств, полученных за счет наложения на преступников дополнительных судебных издержек;

- создание и принятие основанной на положениях Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и жертв злоупотребления властью и иных международно-правовых документов Декларации прав потерпевших от преступлений в России, отражающей общие принципы правового положения жертв преступлений в национальной правовой системе и служащей ориентиром при формировании специального законодательства;

- разработка и принятие с учетом анализа действия Декларации и Закона "О потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью" государственной (или региональных) программы снижения виктимности граждан, которая наряду с иным специальным виктимологическим законодательством была бы направлена на конкретные категории населения (женщин, детей, престарелых).

В аспекте совершенствования виктимологической профилактики актуальным является вопрос подготовки соответствующих кадров. В этих целях целесообразным было бы проведение специального обучения работников правоохранительных органов, направленное на организацию обращения с жертвами преступлений.

 

 

Решение комплекса указанных задач возможно лишь при последовательной проработке вопросов ресурсного и законодательного обеспечения виктимологической политики, а также разработки нормативных стандартов обращения с жертвами преступлений. Необходимо создать систему не просто правового просвещения и образования, а систему просвещения именно в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Каждый гражданин должен знать свои права, уметь отстаивать их. Чрезвычайно важна целенаправленная работа по воспитанию гражданской позиции у подрастающего поколения.

Данные предложения по совершенствованию организационных форм и методов работы в области виктимологической профилактики, осуществляемой органами внутренних дел, правового регулирования указанной деятельности являются основными из того множества нерешенных проблем, которые имеют место в существующем состоянии предупредительной деятельности и требующих своего разрешения.

 

        

 

Заключение

 

В сознании большинства людей жертва преступления - это обычно личность, потерпевшая от неправомерного поведения других лиц. Проведенный учеными анализ поведения жертв свидетельствует, что в некоторых случаях и до половины пострадавших сами вольно или невольно "помогали" совершению против них преступлений.

Сегодня реально существует криминальная (криминологическая) виктимология, и она достаточно успешно решает одну из самых акту­альных задач и теории, и практики борьбы с преступностью: учит рас­сматривать и оценивать каждое конкретное преступление объектив­но, не перекладывая всю вину только на преступника, формирует осознанное, лишенное предвзятости отношение к потерпевшим от преступлений не только позитивным, но и негативным поведением; в конечном счете обеспечивает разработку мер виктимологической профилактики, основанных на принципе разумного гуманизма; соци­ально-психологической реабилитации жертв; их защиты и компенса­ции причиненного ущерба.

Для совершенствования правового обеспечения виктимологической профилактики целесообразно оформить деятельность по совершенствованию организационно-управленческого и правового обеспечения виктимологической профилактики в единую правовую систему, способную обеспечить высокий уровень, единство, непрерывность, преемственность осуществления функций субъектами данной деятельности. Единая правовая система должна быть юридическим инструментом реализации мер воздействия на виктимность.

 

                                                                                                                 

                                                                                                                 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.